Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный парикмахер» в соответствии с АООП ООО (ЗПР) для обучающихся 14-16 лет 2021- 2023 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колыванская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
приказом от «___» _________________20___ г.
________________________ В.В. Киршина № ____
«___» _________________20___ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный парикмахер»
в соответствии с АООП ООО (ЗПР)
для обучающихся 14-16 лет
2021- 2023 учебный год
Учитель: Ващёва Оксана Николаевна
Квалификационная категория: высшая
Колывань, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа студии «Юный парикмахер» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011, рег.№19644;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» с изменениями№3 от 24.11.2015;
- ФГОС ООО ОВЗ от 19.12.2014г.№1598.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В современном образовательном стандарте конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) сложно адаптироваться в нашем технологически быстро растущем мире, повышать образование в средне-специальных учебных учреждениях, найти занятие (хобби) по душе, которое возможно в будущем помогло в выборе профессии. Поэтому школа должна поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения учеников в активную внеурочную деятельность.
Программа студии определена тем, что дети данной категории обладают потенциальными возможностями дальнейшего развития, то есть будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить только с помощью педагога.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации.
Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности.
К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок.
Все эти особенности достаточно хорошо поддаются компенсации и коррекции в условиях организации внеурочной деятельности образовательного учреждения и при оказании индивидуальной помощи педагогом.
Цель программы - выявление и развитие способностей каждого воспитанника к творчеству в области парикмахерского искусства. Применение полученных знаний в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности.
Задачи программы:
- освоение теоретического материала, специальных технологий парикмахерского дела, методов творческой деятельности;
- развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
-развитие творческий потенциал на основе обучения парикмахерскому искусству;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда;
-коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
Развитие личности в студии обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Программа отражает условия деятельностного и компетентностно-ориентированного подхода к обучению. Педагогическая целесообразность программы состоит в формировании устойчивого интереса учащихся студии парикмахерского искусства не только к парикмахерскому ремеслу, но и к личностному самосовершенствованию, художественно-творческой и коммуникативной деятельности. Программа ориентирована на запросы детей, родителей, учителей, социума. Программа отражает идеи, принципы, методы, педагогические технологии, которые соответствуют социальному заказу общества и современным тенденциям развития российского образования.
2. Общая характеристика курса «Юный парикмахер»
Изучение курса парикмахерского искусства помогает обучающимся лучше социализироваться. Данная программа студии «Юный парикмахер» является ориентиром в достижении цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения.
На занятиях студии изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области творчества. Изучение истории развития парикмахерского искусства в России помогает глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, преемственность национальных традиций не только в прическе, но и самом образе жизни.
На практических занятиях обучающиеся учатся бережно обращаться с инструментами, экономно расходовать материалы необходимые для работы. Дети осваивают навыки вежливого обращения с клиентами, стараются быть тактичными, выдержанными, внимательными.
Важную роль в процессе обучения играют беседы по парикмахерскому искусству, так как они раскрывают перед обучающимися эстетическое содержание причесок: плавность и изящество линий, гармоничность цветовой окраски, соразмерность и пропорциональность форм, логической взаимосвязи макияжа, прически и одежды.
На каждом занятии обучающиеся совершенствуют основы мастерства; развивают значимые для профессиональной деятельности психофизиологические функции организма, профессионально важные качества личности, общие (интеллектуальные, творческие, физические, эстетические, художественные) способности. Все элементы учебного материала логически связаны между собой и распределены по принципу «от простого к сложному». И лишь овладев теоретическими знаниями, обучающиеся приступают к практической работе.
При выполнении практических занятий (особенно при работе с ножницами и электромашинкой) очень важно вселить в обучающихся веру в собственные силы, ведь именно эти занятия являются сложными.
Чтобы обучающиеся не боялись выполнять стрижки, практика начинается с самого простого: подравнивания волос. Затем выполняют базовые стрижки: стрижка машинкой, «Каре», «Бокс». После этого переходят к изучению более сложных стрижек. Обучающиеся овладевают техникой работы с парикмахерскими инструментами и приспособлениями такими, как парикмахерские ножницы, расчески, щетки, зажимы, бигуди, коклюшки; учатся выполнять стрижки, рисовать схемы к ним, самостоятельно составляют эскизы будущих стрижек.
Рабочая программа «Юный парикмахер» рассчитана на обучение детей 14-16 лет. Детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, внимание к своей внешности, они стремятся чему-либо научиться и делать это профессионально. Это стремление стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих умений и навыков. Именно в этом возрасте, возможно, научить подростка самым различным видам практической и интеллектуальной деятельности. Программа поможет им раскрыть творческий потенциал и поверить в себя.
3. Место курса «Юный парикмахер» в учебном плане
Программа студии «Юный парикмахер» предназначена для обучения школьников 14-16 лет. Срок реализации программы два года (136 часов) Организационная форма работы — группы по 4 человека, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Формы подведения итогов реализации программы: проекты, творческая работа, конкурсы, мастер-классы, тестирование.
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Юный парикмахер»
Программа разработана в соответствии с духовно-нравственным направлением воспитательной работы школы-интерната. На занятиях студии посредством проектной деятельности формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества. В программе студии несколько исследовательских проектов, которые помогают обучающимся лучше узнать историю своего народа и народов мира: «Русская коса – девичья краса», «История парикмахерского искусства», «Современные прически», «История постижерных изделий».
Работа обучающихся над проектами формирует способности воспитанников самостоятельно оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству. Защита проектов происходит в разных формах, одна из них - дефиле на сцене актового зала школы-интерната, так формируется принадлежность к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, развитие познавательной активности, участие не только в общешкольных, но и в областных мероприятиях.
Мастер-классы, которые помогают воспитывать сознательное отношение к учебе и труду, формировать готовность обучающихся к осознанному выбору профессии. Все формы работы над проектом воспитывают необходимость сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, помогают формировать потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств, развивать самосовершенствование личности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Юный парикмахер»:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию в области парикмахерского искусства, мотивации к обучению разным технологиям стрижки и плетения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного мирового наследия.
развитие эстетического и художественного вкуса в условиях современного мира.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в области парикмахерского искусства;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение правильно сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм деятельности при коррекции лица прической, цветом или при моделировании образа, проектной работе или постановке дефиле на выбранную тему.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:
Обучающийся научится:
работать над созданием творческих проектов в области парикмахерского искусства;
выполнять элементарные манипуляции различными парикмахерскими инструментами;
осознавать значения парикмахерского искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развивать индивидуальные творческие способности, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
искать и выделять необходимую информацию; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
выполнять простейшие причёски по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
Обучающийся получит возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы;
осуществлять целесообразный выбор инструментов; на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать.
6. Содержание программы курса «Юный парикмахер»
1-й год обучения
Раздел 1. Волосы и уход за ними (16ч)
Введение ТБ
Инструменты и принадлежности
Общие сведения о парикмахерском искусстве. Сфера услуг в России - ее задачи. Предприятия сферы услуг; специфика их деятельности. Техника безопасности. Характеристика труда парикмахера; творческие аспекты профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества. Значение культуры обслуживания. Инструменты и принадлежности современного парикмахера.
Структура волос
Строение волос: фолликул, волосяная луковица, волосяной сосочек, сальная железа. Рост волос: фазы роста. Цвет волос: меланин, эвмеланин, феомеланин.
Характеристика волос
Основные характеристики волос: текстура, упругость, прочность, пористость, гигроскопичность. Типы волос.
Технология мытья и массажа головы
Правила, которые необходимо соблюдать при мытье волос. Мытье волос народными средствами. Массаж головы. Приемы массажа головы.
Средства по уходу за волосом
Виды средств по уходу за волосом: шампунь, бальзам, кондиционер, спрей, увлажняющие маски для волос.
Самостоятельная работа «Мытье волос»
Самостоятельно выполнить мытье головы в парах, соблюдая все правила.
Практическая работа№1 «Волосы и уход за ними»
Задание по карточкам. Теоретическое и практическое задание.
Раздел 2. Плетение кос (16ч)
Парикмахерские инструменты.
Виды расчесок. Правильное расчесывание
Виды инструментов. Инструменты для стрижки волос. Инструмент для расчесывания. Инструменты для укладки волос. Инструменты и приспособления для окрашивания волос.
Русская коса. История русских причесок
История русских причесок. Проект «Русская коса – девичья краса». Традиции русского народного плетения кос.
Косы разных стран.
Французская коса. Виды французской косы
История возникновения латиноамериканских причесок. Африканские косички и дреды. Косички и их разнообразное плетение.
История возникновения плетения волос «французская коса». Виды причесок на основе плетения «французская коса».
Практическая №2
Выполнить прическу с элементами плетения «французская коса».
Раздел 3. История парикмахерского искусства (20ч)
История причесок
Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества. Прически древнего Египта, Рима, Греции, Средневековья, эпохи Возрождения, Барокко, Рококо и др.
Проект «История парикмахерского дела»
Теория, Презентация, Художественное оформление (выставка работ учащихся). Развитие и совершенствование парикмахерского искусства.
Раздел 4. Стрижки мужские и женские (16ч)
Повторение
Инструменты и принадлежности парикмахера. Техника безопасности работ с электроприборами. Структура и характеристика волос.
Стрижки мужские и женские
Стрижки мужские и женские. Уход за волосом. Стрижка челки и укорачивание длинных волос.
Проект «Современные прически»
Теория, Презентация, Дефиле
2-й год обучения
Раздел 1. Мужские стрижки (16ч)
Введение ТБ
Инструменты и принадлежности. Уход за волосом.
Общие сведения о предмете «Парикмахерское дело». Сфера услуг в России - ее задачи. Предприятия сферы услуг; специфика их деятельности. Техника безопасности. Характеристика труда парикмахера; творческие аспекты профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества. Значение культуры обслуживания. Инструменты и принадлежности современного парикмахера.
Мужские стрижки. Филировка, тушевка, окантовка.
Простая стрижка на пальцах
Методика выполнения приемов стрижки: снятие волос на пальцах, снятие волос на расческе. Контрольная прядь. Детские стрижки. Методы выполнения филировки волос разными инструментами.
Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Выполнение стрижки по схемам. Последовательность операций стрижки.
Стрижки «Полубокс», «Бокс»
Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Правила работы машинкой ТБ.
Ассиметричные стрижки.
Стрижки, выполненные машинкой
Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Правила работы машинкой ТБ.
Практическая работа№3
Выполнение стрижки машинкой. Выбрать стрижку. Теоретический рассказ о ходе выполнения работы. ТБ.
Раздел 2. Женские стрижки (16ч)
Стрижка женская. Способы обработки прядей.
Приемы стрижки. Стрижка «Каре»
Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижки. Контрольная прядь. Виды стрижки.
Моделирование стрижки на основе стрижки «Боб»
Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Схема стрижки. Деление головы на зоны: затылочная, височная, теменная.
Вечерние прически
Варианты укладки. Прическа с рельефом. Прически на длинные волосы и волосы средней длины. Прически с применением жгутиков и кос. Аксессуары для вечерних и праздничных причесок.
Практическая работа №4
Выполнить оригинальную прическу. Презентация прически.
Раздел 3. Прически (20ч)
Окрашивание волос. Химическая завивка.
Прически
Выбор цвета волос. Теория цвета. Окраска и качество волос. Работа с палитрой красок. Типы красок. Мелирование. Приготовление волос к окраске. Механизм проникновения краски. Нанесение краски на волосы.
Проект «История постижерных изделий»
Теория, презентация, выставка рисунков учащихся. Общие сведения. Виды париков. Теория изготовления париков, шиньонов, накладок. Оборудование для изготовления париков.
Раздел 4. Стрижки мужские и женские (16ч)
Повторение
Техника безопасности. Характеристика труда парикмахера; творческие аспекты профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества. Значение культуры обслуживания. Инструменты и принадлежности современного парикмахера. Стрижки мужские и женские.
Проект «Современные прически»
Теория, презентация, дефиле. Выполнение современных причесок на основе полученных знаний. Вручение дипломов «Мастер своего дела», «Мастер творческого подхода», «Мастер теории».
7. Тематическое планирование курса «Юный парикмахер»
1-й год обучения (68ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий | Коррекционно-развивающая направленность |
Раздел 1. Волосы и уход за ними (16ч) | ||||
1 | Введение ТБ. Инструменты и принадлежности | 2 | Регулятивные - Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы Коммуникативные - Учитывать разные мнения; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - Задавать вопросы, необходи- мые для организации соб- ственной деятельности Познавательные - Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - Самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему | - Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений ( ручной труд, бытовые навыки) - Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. - Формирование правильного поведения. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. |
2 | Структура волос | 2 | ||
3 | Характеристика волос | 3 | ||
4 | Технология мытья и массажа головы | 3 | ||
5 | Средства по уходу за волосом | 2 | ||
6 | Самостоятельная работа «Мытье волос» | 2 | ||
7 | Практическая работа №1 «Волосы и уход за ними» | 2 | ||
Раздел 2. Плетение кос (16ч) | ||||
1 | Парикмахерские инструменты. Виды расчесок. Правильное расчесывание | 4 | Регулятивные - Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные - Самостоятельно строить способ общения в незнакомых условиях, поддержать и закончить разговор с собеседником. Познавательные - Владеть исследовательскими умениями, необходимыми для написания проектноисследова-тельской работы. | - Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в школе, соответствовать этому порядку. - Развивать любознательность, наблюдательность, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. |
2 | Русская коса. История русских причесок | 6 | ||
3 | Косы разных стран. Французская коса. Виды французской косы | 4 | ||
4 | Практическая №2 | 2 | ||
Раздел 3. История парикмахерского искусства (20ч) | ||||
1 | История причесок | 6 | Регулятивные - Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные - Проявлять творческий поиск к собственной деятельности, связанной с парикмахерским искусством. Познавательные - Выполнять задания воспро-изводящетворческого характера с преобладанием творческих элементов. | - Умение корректно выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. - Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса. - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. |
2 | Проект «История парикмахерского дела» | 14 | ||
Раздел 4. Стрижки мужские и женские (16ч) | ||||
1 | Повторение Стрижки мужские и женские | 6 | Регулятивные - Работая по составленному плану, использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ) Коммуникативные - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия Познавательные - Делать сообщения, доклады на основе различных источников знания; - Владеть навыками правильного оформления проектно-исследовательской работы | - Освоение культурных форм выражения своих чувств. - Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели. - Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. |
2 | Проект «Современные прически» | 10 |
2-ой год обучения(68ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий | Коррекционно-развивающая направленность |
Раздел 1. Мужские стрижки (16ч) | ||||
1 | Введение ТБ Инструменты и принадлежности. Уход за волосом. | 2 | Регулятивные - Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его Коммуникативные -Проявлять творческий поиск к собственной деятельности, связанной с искусством проявлять творческий поиск к собственной деятельности, связанной с парикмахерским искусством Познавательные - Владеть поисковыми умениями, умениями и навыками работать в сотрудничестве; - Критически воспринимать свою и чужую работу. | - Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам. - Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем. |
2 | Мужские стрижки. Филировка, тушевка, окантовка. Простая стрижка на пальцах | 6 | ||
3 | Стрижки «Полубокс», «Бокс» | 4 | ||
4 | Ассиметричные стрижки | 2 | ||
5 | Практическая работа№3 | 2 | ||
Раздел 2. Женские стрижки (16ч) | ||||
1 | Стрижка женская. Способы обработки прядей. Приемы стрижки. Стрижка «Каре» | 6 | Регулятивные - Осуществить действия по реализации плана Коммуникативные - Проявлять готовность к групповой форме работы, воспринимать вопросы к собеседнику Познавательные -Уметь критически осмысливать материал, представленный из разных источников | - Соблюдение своевременной смены труда и отдыха - Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений ( ручной труд, бытовые навыки) - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
2 | Моделирование стрижки на основе стрижки «Боб» | 6 | ||
3 | Вечерние прически | 2 | ||
4 | Практическая работа №4 | 2 | ||
Раздел 3. Прически (20ч) | ||||
1 | Окрашивание волос. Химическая завивка. Прически | 6 | Регулятивные - Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем Коммуникативные - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные - Владеть навыками коллективного планирования, делового партнёрского общения при написании проектных и исследовательских работ | - Стимулирование активности обучающегося. - Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение практических задач. - Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь. - Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. |
2 | Проект «История постижерных изделий» | 14 | ||
Раздел 4. Стрижки мужские и женские (16ч) | ||||
1 | Повторение | 6 | Регулятивные - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Коммуникативные -Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные - Применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа | - Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы. - Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения. - Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности. |
2 | Проект «Современные прически» | 10 |
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Для реализации программы существует хорошая материально- техническая база. Это, прежде всего, кабинет, оборудованный для парикмахерской студии, отвечающий санитарным требованиям. Оснащен кабинет специализированным оборудованием - это парикмахерское кресло и рабочий стол с зеркалом, ученические столы и стулья для теоретических занятий, шкафчики для хранения чистого парикмахерского белья и пеньюаров, раковина для мытья головы, а также ученическая доска.
Студия для занятий по программе «Юный парикмахер» оборудована, как современный салон-парикмахерская. Инструменты в достаточном количестве: профессиональные фены, машинки для стрижки волос, филировочные и простые парикмахерские ножницы, расчески и щетки для укладки волос, зажимы для волос, бигуди и коклюшки разной формы и диаметра; неметаллическая посуда, кисточки для краски, одноразовые полиэтиленовые перчатки, фольга, лаки, краски, муссы, бальзамы, гели, шампуни и т.п. Много в наличии аксессуаров для причесок (шпильки, заколки, банты и т.п.). Имеются фартуки, полотенца, пеньюары для «клиентов», халаты для мастеров, медицинская аптечка, компьютер.
Дидактические материалы:
- «Справочник парикмахера» автор О.А.Панченко;
- «Большая книга домашнего парикмахера» авторы-составители Е. Голубева, З. Марина,
М. Николаева;
- справочные пособия, энциклопедии по искусству;
- книги о художниках и художественных музеях, по стилям ИЗО и архитектуры;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, ДПИ.
- видеофильмы и презентации: о художественных стилях и технологиях, об истории парикмахерского искусства, о развитии современного парикмахерского искусства.
Оборудования и приборы, необходимые для реализации программы: компьютер, мультимедиа проектор, оргтехника: принтер-сканер-копир.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование студии «Юный парикмахер»
1-ый год обучения на 2021-2022 уч. год
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Основное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Раздел. Волосы и уход за ними (16ч) | |||
1.1. | Введение ТБ. Инструменты и принадлежности | 2 | Общие сведения о парикмахерском искусстве. Сфера услуг в России - ее задачи. Предприятия сферы услуг; специфика их деятельности. Техника безопасности. Характеристика труда парикмахера; творческие аспекты профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества. Значение культуры обслуживания. Инструменты и принадлежности современного парикмахера. | |
1.2. | Структура волос | 2 | Строение волос: фолликул, волосяная луковица, волосяной сосочек, сальная железа. Рост волос: фазы роста. Цвет волос: меланин, эвмеланин, феомеланин. | |
1.3. | Характеристика волос | 3 | Основные характеристики волос: текстура, упругость, прочность, пористость, гигроскопичность. Типы волос. | |
1.4. | Технология мытья и массажа головы | 3 | Правила, которые необходимо соблюдать при мытье волос. Мытье волос народными средствами. Массаж головы. Приемы массажа головы. | |
1.5. | Средства по уходу за волосом | 2 | Виды средств по уходу за волосом: шампунь, бальзам, кондиционер, спрей, увлажняющие маски для волос. | |
1.6. | Самостоятельная работа «Мытье волос» | 2 | Самостоятельно выполнить мытье головы в парах, соблюдая все правила. | |
1.7. | Практическая работа №1 «Волосы и уход за ними» | 2 | Задание по карточкам. Теоретическое и практическое задание. | |
2 | Раздел. Плетение кос (16ч) | |||
2.1. | Парикмахерские инструменты. Виды расчесок. Правильное расчесывание | 4 | Виды инструментов. Инструменты для стрижки волос. Инструмент для расчесывания. Инструменты для укладки волос. Инструменты и приспособления для окрашивания волос. | |
2.2. | Русская коса. История русских причесок | 6 | История русских причесок. Презентация «Русская коса – девичья краса». Традиции русского народного плетения кос. | |
2.3. | Косы разных стран. Французская коса. Виды французской косы | 4 | История возникновения латиноамериканских причесок. Африканские косички и дреды. Косички и их разнообразное плетение. История возникновения плетения волос «французская коса». Виды причесок на основе плетения «французская коса». | |
2.4. | Практическая №2 | 2 | Выполнить прическу с элементами плетения «французская коса». | |
3 | История парикмахерского искусства (20ч) | |||
3.1. | История причесок | 6 | Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества. Прически древнего Египта, Рима, Греции, Средневековья, эпохи Возрождения, Барокко, Рококо и др. | |
3.2. | Проект «История парикмахерского дела» | 14 | Теория, Презентация, Художественное оформление (выставка работ учащихся). Развитие и совершенствование парикмахерского искусства. | |
4 | Стрижки мужские и женские (16ч) | |||
4.1. | Повторение Стрижки мужские и женские | 6 | Инструменты и принадлежности парикмахера. Техника безопасности работ с электроприборами. Структура и характеристика волос. Стрижки мужские и женские. Уход за волосом. Стрижка челки и укорачивание длинных волос. | |
4.2. | Проект «Современные прически» | 10 | Теория, Презентация, Дефиле. Поиск информации по теме «Современные прически». Выбор прически. Создание презентации. Репетиции дефиле. |
Календарно-тематическое планирование студии «Юный парикмахер»
2-ой год обучения на 2021-2022 уч. год
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Основное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Раздел. Мужские стрижки (16ч) | |||
1.1. | Введение ТБ Инструменты и принадлежности. Уход за волосом. | 2 | Общие сведения о предмете «Парикмахерское дело». Сфера услуг в России - ее задачи. Предприятия сферы услуг; специфика их деятельности. Техника безопасности. Характеристика труда парикмахера; творческие аспекты профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества. Значение культуры обслуживания. Инструменты и принадлежности современного парикмахера. | |
1.2. | Мужские стрижки. Филировка, тушевка, окантовка. Простая стрижка на пальцах | 6 | Методика выполнения приемов стрижки: снятие волос на пальцах, снятие волос на расческе. Контрольная прядь. Детские стрижки. Методы выполнения филировки волос разными инструментами. Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Выполнение стрижки по схемам. Последовательность операций стрижки. | |
1.3. | Стрижки «Полубокс», «Бокс» | 4 | Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Правила работы машинкой ТБ. | |
1.4. | Ассиметричные стрижки | 2 | Стрижки, выполненные машинкой Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Правила работы машинкой ТБ. | |
1.5. | Практическая работа№3 | 2 | Выполнение стрижки машинкой. Выбрать стрижку. Теоретический рассказ о ходе выполнения работы. ТБ. | |
2 | Раздел. Женские стрижки (16ч) | |||
2.1. | Стрижка женская. Способы обработки прядей. Приемы стрижки. Стрижка «Каре» | 6 | Технология выполнения стрижки «Каре». Просмотр видеоматериала «поэтапное выполнение стрижки «Каре». Выбор инструментов. Элементы стрижки, способы обработки прядей. Термин - контрольная прядь. Виды стрижки «Каре»: классическая, боб-каре, каре на ножке. | |
2.2. | Моделирование стрижки на основе стрижки «Боб» | 6 | Технология выполнения стрижки. Выбор инструментов. Элементы стрижек. Схема стрижки. Деление головы на зоны: затылочная, височная, теменная. | |
2.3. | Вечерние прически | 2 | Варианты укладки. Прическа с рельефом. Прически на длинные волосы и волосы средней длины. Прически с применением жгутиков и кос. Аксессуары для вечерних и праздничных причесок. | |
2.4. | Практическая работа №4 | 2 | Выполнить оригинальную прическу. Презентация прически – короткий рассказ о поэтапном выполнении прически. | |
3 | Раздел. Прически (20ч) | |||
3.1. | Окрашивание волос. Химическая завивка. Прически | Выбор цвета волос. Теория цвета. Окраска и качество волос. Работа с палитрой красок. Типы красок. Мелирование. Приготовление волос к окраске. Механизм проникновения краски. Нанесение краски на волосы. | ||
3.2. | Проект «История постижерных изделий» | Теория, презентация, выставка рисунков учащихся. Общие сведения. Виды париков. Теория изготовления париков, шиньонов, накладок. Оборудование для изготовления париков. | ||
4 | Раздел. Стрижки мужские и женские (16ч) | |||
4.1. | Повторение | Техника безопасности. Характеристика труда парикмахера; творческие аспекты профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества. Значение культуры обслуживания. Инструменты и принадлежности современного парикмахера. Стрижки мужские и женские. | ||
4.2. | Проект «Современные прически» | Теория, презентация, дефиле. Выполнение современных причесок на основе полученных знаний. Вручение дипломов «Мастер своего дела», «Мастер творческого подхода», «Мастер теории». |