Рабочая программа литературного кружка «Вдумчивое чтение» (2 класс)
МБОУ «Пермогорская школа»
Согласовано: Зам.директора по УВР _______ 2020 г. _______ М.В.Благодарёва | Утверждаю: Директор МБОУ «Пермогорская школа» ___________ Г.В. Белозерцева Приказ № ____ от _______2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
литературного кружка
«Вдумчивое чтение»
Составитель: Немтинова Галина Николаевна,
учитель начальных классов
Высшая кв. категория
2020 - 2021г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального образовательного стандарта второго поколения с изменениями и дополнениями;
примерной образовательной программы начального общего образования;
авторской программы Н.Н. Светловской «Внеклассное чтение»; авторской программы Е.В. Посашковой «Вдумчивое чтение»;
образовательной программе начального общего образования ОУ;
учебного плана ОУ;
положения о РПУ
Количество занятий в неделю - 1 час
Количество занятий за год - 34часа
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика уроков внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследования расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.
Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу кружка включена работа с текстом: Чтение. Работа с текстом: 2 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Универсальные учебные действия
Личностные УДД:
-формирование интереса к чтению;
- формирование мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
-формирование эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности,
- Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Форма освоения спецкурса:
-Форма подведения итогов: фронтальная, индивидуальная, групповая.
-Основная форма оценки достижений обучающихся: «Работа с текстом» - рабочая тетрадь.
-Используемые технологии: игровые, продуктивного чтения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
1 | Интерактивная игра «Самое великое чудо на свете» | 1 | Игра по станциям. |
2 2 | В гостях у сказки. Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Чтение сказки «Баба Яга и ягоды». | 1 | Чтение и анализ сказки. Сочинение сказки про Бабу Ягу. |
3 | Работа с текстом. Вариант 2. В. Осеева «Плохо» | 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
4 | Кладовая осени. Произведения об осени. 125 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина (3 октября) | 1 | Выставка книг. Загадки на осеннюю тему. Конкурс на лучшего чтеца. |
5 | Работа с текстом. Вариант 5. | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
6 | Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка. | 1 | Выставка книг. Презентация. Чтение и анализ рассказов и сказок. |
7 | Работа с текстом. Вариант 15. Е. Пермяк «Первая рыбка» | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
8 – 9 | Сказки Джанни Родари 100 лет со дня рождения итальянского писателя (23 октября) | 2 | Выставка книг. Презентация. Конкурс рисунков. |
10 | Работа с текстом. Вариант 6. Сказки С.В. Михалкова. | 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
11 – 12 | Рассказы Н.Носова. 50 лет изданию «Трилогии о Незнайке» (2021 г.) | 2 | Выставка книг. Презентация. Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. |
13 | Работа с текстом. Вариант 16. Рассказы о природе И. Соколова – Микитова. | 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
14-15 | Сказки А. Толстого для детей. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» - 85 лет | 2 | Выставка книг. Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. |
16 | Работа с текстом. Вариант 17. Сказки С.В. Михалкова. | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
17 | Рассказы о природе Н.И. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит». | 1 | Выставка книг. Прочитать произведения Н. И. Сладкова: «Под шапкой невидимкой» (сборник рассказов); «Лесные шорохи»; «В лес по загадки». |
18 | Работа с текстом. Вариант 13. Короткие рассказы К.Д. Ушинского. | 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
19 | Сказки, в названии которых скрыт вопрос. 155 лет со дня рождения английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга (30 декабря) | 1 | Выставка книг. Сказки Редьярда Киплинга. |
20 | Работа с текстом. Вариант 18. Сказки Г. Цыферова. | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
21 | «Рассказы о защитниках Родины» А. Гайдара, Л. Кассиля. | 1 | Выставка книг. Чтение и обсуждение рассказа А. Гайдара «Поход». |
22 | Работа с текстом. Вариант 19. | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
23-24 | Т. Александрова «Домовёнок Кузька» | 2 | Литературная игра - путешествие «В гостях у Домовёнка Кузьки». Выставка рисунков. |
25 | Работа с текстом. Вариант 20 | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
26 | «Книги о весне» Б. Заходера, Э. Шима. | 1 | Выставка книг. Знакомство с книгой Э. Шима «Чем встречают весну?» |
27 | Работа с текстом. Вариант 21. Ш. Перро «Золушка» | 1 | Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя. |
28 | Сказки Ш. Перро | 1 | Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации. |
29 | Работа с текстом. Вариант 22. | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
30-31 | Творчество Э. Успенского. 55 лет книге «Крокодил Гена и его друзья» |
2 | Выставка книг. Презентация. Чтение глав из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот. |
32 | Работа с текстом. Вариант 23. | 1 | Работа с текстом под руководством учителя. |
33 | Рассказы В.Ю. Драгунского. 60 первому изданию книги «Он живой и светится» | 1 | Выставка книг. Выделять при чтении героев и рассказать о них, |
34 | Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать!» Что читать летом | 1 | Итоговое занятие. |