Рабочая программа «Литературное чтение» (2 класс, УМК «Школа России»)
Литературное чтение
Обучающиеся 2 класса осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Обучающиеся 2 класса получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Обучающиеся 2 класса овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Обучающийся и научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Обучающиеся 2 класса приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Обучающиеся овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся 2 класса научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийся 2 класса получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Планируемые предметные результаты учебного предмета «Литературное чтение»
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
2 класс (102ч)
Введение (1 ч) Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (2 ч) Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (10 часов) Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла, малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотнесение пословицы и сказочного текста; определение последовательности событий, составление плана. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (7 ч) Лирические стихотворения стихотворный и прозаический тексты; наблюдение за жизнью слов в художественном тексте. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; интересные выражения в лирическом тексте; слушание звуков осени, переданные в лирическом тексте; .Ф. Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (11ч) А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, чтение про себя; прогнозирование содержания сказки; волшебные события и предметы в сказках. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни, структура басни, нравственный смысл басен, характер героев. Характеристика героя произведения с использованием художественно-. выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы, чтение произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделение и название волшебных событий и предметов в сказках. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов; отличие басни от стихотворения; структур басни, модель басни; нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
О братьях наших меньших (9 ч) Весёлые стихи о животных Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Из детских журналов (8 ч) Произведения из детских журналов. придумывание своих вопросов по содержанию, подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличие журнал от книги, ориентировка в журнале, нахождение нужной информации по заданной теме Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 7ч) Лирические стихотворения рассматривание сборников стихов, определеени их содержание по названию;выразительное чтение, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным и использование,содержание произведения; особенности были и сказкиРусская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (14ч) К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма, Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Я и мои друзья (6 ч) Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста
Люблю природу русскую. Весна (9 ч) Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте
И в шутку и всерьёз (10 ч) Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран (8 ч) Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук». Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Формы организаций учебных занятий: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, обор и сравнение материала по нескольким источникам, наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов – презентаций, анализ проблемных ситуаций, ознакомление с организационно – методическими требованиями понятия учебной задачи урока и стремиться её выполнить, наблюдение обобщение и формирования выводов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Дата |
Наименование темы, раздела Наименование темы урока |
Содержание урока |
1 |
«Введение» (1 ч) Инструктаж по ТБ Введение. Знакомство с учебником |
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём Система условных обозначений, |
|
2 |
«Самое великое чудо на свете» (2 ч) Самое великое чудо |
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. |
|
3 |
Библиотеки. Входной тест (КИМ, итоговый тест за 1кл с.51-53) |
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя Что такое библиотека, для чего она существует |
|
4 |
«Устное народное творчество» (10 ч) Русские народные песни |
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). |
|
5 |
Русские народные потешки и прибаутки. |
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. различные виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. |
|
6 |
Скороговорки, считалки, небылицы |
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, а также слова, которые помогают представить героя произведения. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений |
|
7 |
Загадки, пословицы, поговорки |
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. малые жанры устного народного творчества; Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. |
|
8 |
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла |
|
9 |
Сказка «У страха глаза велики» |
Малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотнесение пословицы и сказочного текста; определение последовательности событий, составление плана. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. |
|
10 |
Сказка «Лиса и тетерев» |
Малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотнесение пословицы и сказочного текста; определение последовательности событий, составление плана. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению |
|
11 |
Сказка «Лиса и журавль» |
Малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотнесение пословицы и сказочного текста; определение последовательности событий, составление плана. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Художественные особенности сказок: |
|
12 |
Сказка «Каша из топора» |
Малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотнесение пословицы и сказочного текста; определение последовательности событий, составление плана. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Художественные особенности сказок |
|
13 |
Сказка «Гуси-лебеди» |
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведени Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок |
|
14 |
«Люблю природу русскую. Осень» (7ч) Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
Стихотворный и прозаический тексты; наблюдение за жизнью слов в художественном тексте. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
|
15 |
К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» |
стихотворный и прозаический тексты; наблюдение за жизнью слов в художественном тексте. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, передача с помощью интонации настроение поэта; наблюдение за жизнью слов в художественном тексте, интересные выражения в лирическом тексте; звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы. |
|
16 |
А.Фет «Ласточки пропали…» |
Чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
|
17 |
«Осенние листья» - тема для поэтов |
Чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; интересные выражения в лирическом тексте; слушание звуков осени, переданные в лирическом тексте; |
|
18 |
В.Берестов «Хитрые грибы» |
Чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; интересные выражения в лирическом тексте; слушание звуков осени, переданные в лирическом тексте |
|
19 |
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» |
Чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; интересные выражения в лирическом тексте; слушание звуков осени, переданные в лирическом тексте; |
|
20 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» (КИМ тест 2 с.8-9) |
Проверка и оценка достижений; знать изученные произведения и их авторов. |
|
21 |
«Русские писатели» (11ч) А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» |
Чтение произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделение и название волшебных событий и предметов в сказках. |
|
22 |
Стихи А. Пушкина |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов |
|
23 |
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки |
Чтение про себя; прогнозирование содержания сказки; волшебные события и предметы в сказках. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). |
|
24 |
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Чтение про себя; прогнозирование содержания сказки; волшебные события и предметы в сказках. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). |
|
25 |
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» |
Структура басни, нравственный смысл басен, характер героев. Характеристика героя произведения с использованием художественно-. выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. |
|
26 |
И. Крылов «Стрекоза и Муравей» |
Отличие басни от стихотворения; структур басни, модель басни; нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы. |
|
27 |
Л. Толстой «Старый дед и внучек» |
Отличие басни от стихотворения; структур басни, модель басни; нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
|
28 |
Л. Толстой «Филипок » |
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
|
29 |
Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» |
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). |
|
30 |
Весёлые стихи И.Токмаковой, Ю. Могутина. |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. |
|
31 |
Обобщение по разделу «Русские писатели» (КИМы тест3 с.10-11) |
Осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи |
|
32 |
«О братьях наших меньших» (9ч) Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова«Жила-была собака…» |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. |
|
33 |
В. Берестов «Кошкин щенок» |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. |
|
34 |
Домашние животные. |
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. |
|
35 |
М.Пришвин «Ребята и утята» |
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом |
|
36 |
Е. Чарушин «Страшный рассказ» |
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. |
|
37 |
Б.Житков «Храбрый утёнок» |
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. |
|
38 |
В.Бианки «Музыкант» |
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. |
|
39 |
В.Бианки «Сова» |
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). |
|
40 |
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» (КИМы тест 4, с.12-13) |
Генерализация и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
|
41 |
«Из детских журналов» (8ч) Д.Хармс «Игра» |
придумывание своих вопросов по содержанию, подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличие журнал от книги, ориентировка в журнале, нахождение нужной информации по заданной теме. |
|
42 |
Д.Хармс «Вы знаете?» |
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). |
|
43 |
Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» |
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; |
|
44 |
Д.Хармс «Что это было?» |
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). |
|
45 |
Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. |
|
46 |
Ю.Владимиров «Чудаки» |
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. |
|
47 |
А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
Придумывание своих вопросов по содержанию, подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличие журнал от книги, ориентировка в журнале, нахождение нужной информации по заданной теме |
|
48 |
Обобщение по разделу «Из детских журналов» (тест 5 .14-15) |
Умение прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме, отвечать на вопросы учителя |
|
49 |
«Люблю природу русскую. Зима» (7ч) Стихи о первом снеге. И.Бунина, К.Бальмонта, Я. Акима |
Рассматривание сборников стихов, определение их содержание по названию; выразительное чтение, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. |
|
50 |
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» |
Рассматривание сборников стихов, определение их содержание по названию; выразительное чтение, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. |
|
51 |
С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» |
Прогнозирование содержания произведения, рассматривание сборников стихов, определение их содержание по названию; выразительное чтение, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему |
|
52 |
Русская народная сказка «Два Мороза» |
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным и использование, содержание произведения; особенности были и сказки;. |
|
53 |
С.Михалков «Новогодняя быль» |
Прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения |
|
54 |
А.Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет…» |
Прогнозирование содержания произведения; словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, наблюдение за жизнью слов в тексте, чувство ритма и мелодики стихотворения. |
|
55 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». (КИМы тест 6 с.16-17) |
Прогнозирование содержания произведения; словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, наблюдение за жизнью слов в тексте, чувство ритма и мелодики стихотворения. |
|
56 |
«Писатели – детям» (14ч) Писатели – детям. К.Чуковский. |
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). |
|
57 |
К.Чуковский «Путаница» |
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. |
|
58 |
К.Чуковский «Радость» |
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). |
|
59 |
К.Чуковский «Федорино горе» |
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. |
|
60 |
С.Маршак «Кот и лодыри» |
лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; |
|
61 |
С.Маршак «Мой секрет», «Сила воли» |
Лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. |
|
62 |
С.Михалков «Мой щенок» |
Объяснение лексических значений некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; |
|
63 |
А. Барто «Верёвочка» |
Рассматривание сборников стихов, определение их содержания по названию; настроение произведения разных поэтов на одну тему |
|
64 |
А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» |
Рассматривание сборников стихов, определение их содержания по названию; |
|
65 |
А. Барто «Вовка добрая душа» |
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). |
|
66 |
Н.Носов «Затейники» |
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. |
|
67 |
Н.Носов «Живая шляпа» |
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование, содержание произведения; особенности были и сказки; |
|
68 |
Н.Носов «На горке» |
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование, содержание произведения; особенности были и сказки; прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста. |
|
69 |
Обобщение по разделу «Писатели - детям» (КИМы тест 7 с.18-19) |
Проверка и оценка знаний. Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнавать произведение по отрывку |
|
70 |
«Я и мои друзья» (6 ч) Н.Булгаков «Анна, не грусти» |
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. |
|
71 |
Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста; |
|
72 |
В.Осеева «Волшебное слово» |
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста |
|
73 |
В.Осеева «Хорошее» |
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста |
|
74 |
В.Осеева «Почему?» |
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста |
|
75 |
Обобщение по разделу «Я и мои друзья» (КИМы тест 8 с.20-21) |
Проверка и оценка знаний. Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, знать содержание, авторов произведений; соотносить пословицы и содержание текста. |
|
76 |
«Люблю природу русскую. Весна» (9 ч) Стихи Ф.Тютчева о весне |
Представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте |
|
77 |
Стихи А.Плещеева о весне |
Представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте |
|
78 |
А.Блок «На лугу» |
Представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте |
|
79 |
С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» |
Представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте |
|
80 |
И.Бунин «Матери» |
Умение прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению. |
|
81 |
А.Плещеев «В бурю» |
Прогнозирование содержания произведения; чтение стихотворений и загадок выразительно; соотнесение загадки и отгадки; представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснение отдельных выражений в лирическом тексте; |
|
82 |
Е. Благинина «Посидим в тишине» |
Прогнозирование содержания произведения; чтение стихотворений и загадок выразительно; представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснение отдельных выражений в лирическом тексте |
|
83 |
Э.Мошковская «Я маму мою обидел» |
Прогнозирование содержания произведения; чтение стихотворений, представление картины весенней природы и нахождение в стихотворении тех слов, которые помогают представить эти картины; объяснение отдельных выражений в лирическом тексте. |
|
84 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (КИМы тест 9 с.22-23) |
Проверка и оценка знаний. Обучающиеся должны хорошо знать содержание и авторов прочитанных произведений; читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, картины природы; |
|
85 |
И в шутку и всерьёз» (10 ч) Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?» |
Прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения |
|
86 |
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. |
Прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения |
|
87 |
Э.Успенский «Чебурашка» |
Прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения |
|
88 |
Э.Успенский «Чебурашка», стихотворение «Если был бы я девчонкой…» |
Последовательность событий по вопросам. |
|
89 |
Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» |
Рассматривание сборников стихов, определение их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему |
|
90 |
Весёлые стихи В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» |
Рассматривание сборников стихов, определение их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему |
|
91 |
Весёлые стихи И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране» |
Рассматривание сборников стихов, определение их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему |
|
92 |
Г.Остер «Будем знакомы» |
Прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. Обучающиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, восстанавливать последовательность событий по вопросам; |
|
93 |
В.Драгунский «Тайное становится явным» |
Прогнозирование содержания произведения; особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, используя антонимы для характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения |
|
94 |
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» (КИМы тест 10 с.24-25) |
Проверка и оценка знаний. |
|
95 |
«Литература зарубежных стран» (8 ч) Американская и английские народные песенки |
Английские, французские, немецкие народные песенки в переводе; Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. |
|
96 |
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» |
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение. |
|
97 |
Ш.Перро «Кот в сапогах» |
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). |
|
98 |
Ш.Перро «Кот в сапогах» |
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). |
|
99 |
Ш.Перро «Красная Шапочка» Итоговый тест КИМ с. 60) |
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).. |
|
100 |
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» |
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция); читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки. |
|
101 |
Э.Хогарт «Мафин и паук» |
Уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок |
|
102 |
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» (КИМы тест 11,12 с.26-29) |
Ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
1. Контрольно-измерительные материалы. Составитель: Кутявина С.В. Литературное чтение. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014.
2. Входной тест. ( КИМ Кутявина С.В. 1кл. с.51-53)
3. Итоговый тест. (КИМ Кутявина С.В. 2 кл. с. 60)
4.Тексты для диагностики и усвоения прочитанного (КИМ Кутявина С.В. с.63 – 73)
5. Система оценивания тестов (КИМ Кутявина С.В. 2 кл. с. 4)