Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс

0
0
Материал опубликован 16 October 2017
 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Школа России», Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014.

На изучение литературного чтения во 2 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 136 ч (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

Таблица контрольных и проверочных работ по литературному чтению

Форма контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого

Контрольные

работы

2

3

2

7

Проверочные

(диагностические) работы

1

1

1

3

Тесты

1

1

 

2

Проверка

техники чтения

1

2

1

4

Комплексная работа

1

 

1

2

Итого

6

7

5

18

В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.

Внесены изменения в контроль знаний обучающихся (включены контрольные работы, проверочные (диагностические работы), комплексные работы ).

Программа будет реализована в 2017-2018 учебном году.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

-с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

-формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу у рока;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

-коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

-определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; -

-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

-понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

-понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

-проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).обращаясь к учителю, взрослому, словарю; соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.

Учащиеся получат возможность научиться:

-определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. Д.;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

-вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

- не конфликтовать, использовать вежливые слова;

- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

-оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

-прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

-объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности.

Учащиеся научатся:

-понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

-фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

-осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

-соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля;

-составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

- находить в произведении средства художественной выразительности;

-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе

Вводный урок по курсу литературного чтения (2ч)

Знакомство с учебником «Литературное чтение», с книгой «С азбукой по родному краю». Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Самое великое чудо на свете (4ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Введение в тему «Самое великое чудо на свете». Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Р.Сеф. «Читателю»

Устное народное творчество (15ч)

Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Сказка «У страха глаза велики». Сказка «Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Сказка «Каша из топора». Рассказывание сказки по плану

Вн. чтение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество»

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…». Настроение. Интонация стихотворения.

К. Бальмонт. «Поспевает брусника». Осенние картины природы. А. Плещеев. «Осень наступила…». Средства художественной выразительности. А. Фет. «Ласточки пропали…». Сравнение. А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». С. Есенин. «Закружилась листва золотая…». М. Пришвин. «Осеннее утро».В. Брюсов. «Сухие листья…». И. Токмакова. «Опустел скворечник…». М. Пришвин. «Осеннее утро»В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Русские писатели (14ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…». А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак». Структура басни, модель басни. И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев басни. Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни. «Филипок». Герои произведения. «Правда всего дороже». Характеристика героев произведения.

«Котёнок». Р.р.: обучение подробному пересказу. Подробный пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок». Характеристика героев произведений. Вн. чтение. Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки»

Обобщение и проверка знаний по разделу «Русские писатели»

О братьях наших меньших (12ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных. Н. Сладков. «Они и мы». А. Шибаев. «Кто кем становится». Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…». И. Пивоварова. «Жила-была собака…». Настроение стихотворения. В. Берестов «Кошкин Щенок». Заголовок стихотворения. М. Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков. «Ребята и утята». Р.р.: обучение выборочному пересказу. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Характеристика героев. Б. Житков «Храбрый утёнок». Подробный пересказ на основе плана. В. Бианки«Музыкант». Подробный пересказ на основе вопросов. «Сова». Характеристика героев. Р.р.: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вн. чтение. Е. Чарушин «Про Томку». В. Бианки «Лесные домишки». Обобщение и проверка знаний по разделу «О братьях наших меньших»

Из детских журналов (9ч)

Знакомство с названием раздела. Обучение составлению вопросов. Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?». Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». Д. Хармс. «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог». Ю. Владимиров. «Чудаки». А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Вн. чтение. Детские журналы. «Мурзилка», «Весёлый затейник». Проект: «Любимый детский журнал». Обобщение и проверка знаний по разделу «Из детских журналов»

Люблю природу русскую. Зима(9ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Стихотворения русских поэтов на тему «Первый снег». И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…». Настроение стихотворения. К. Бальмонт. «Снежинка» (в сокращении). Я. Аким «Утром кот принёс на лапках». Настроение стихотворения. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…». Слова, которые помогают представить зимние картины. С. Есенин «Поёт зима – аукает…» (в сокращении), «Берёза». Авторское отношение к зиме. Сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения. С. Михалков. «Новогодняя быль». Р.р.: обучение выборочному пересказу. А. Барто. «Дело было в январе…». С. Дрожжин. «Улицей гуляет…». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

Писатели – детям (17ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. И. Чуковский. «Путаница», «Радость». Настроение стихотворения, «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. С. Я. Маршак. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворение. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Герой стихотворения, «Мой щенок». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. «Верёвочка», «Мы не

заметили жука», «В школу». Настроение стихотворения, «Вовка – добрая душа». Выразительное чтение стихотворения. Н. Н. Носов. «Затейники». Герои юмористического рассказа. Н. Н. Носов. «Живая шляпа». Составление плана текста. «На горке». Выборочный пересказ. Вн. чтение. Н. Носов «Мишкина каша». Обобщение и проверка знаний по разделу «Писатели - детям»

Я и мои друзья (10ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская. Стихотворение «Я ушёл в свою обиду». В. Лунин. Стихотворение «Я и Вовка». Н. Булгаков. «Анна, не грусти!». Ю. Ермолаев. «Два пирожных». В. Осеева. «Волшебное слово». Р.р.: обучение выборочному пересказу. «Хорошее», «Почему?». Вн. чтение. Н. Носов «Заплатка». Обобщение и проверка знаний по разделу «Я и мои друзья»

Люблю природу русскую. Весна (9ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в создании картин зимы и весны. «Весенние воды». Слово как средство создания весенней картины природы. А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка». А. Блок. «На лугу». С. Маршак. «Снег уже теперь не тот…». И. Бунин. «Матери» (в сокращении). А. Плещеев. «В бурю». Настроение стихотворения. Е. Благинина. «Посидим в тишине». Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…». С. Васильев. «Белая берёза». Проект «Газета «День Победы – 9 мая»». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

И в шутку и всерьёз (14ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?». Анализ заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Б. Заходер. «Песенки Винни-Пуха». Ритм стихотворения. Э. Успенский. «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»), «Если был бы я девчонкой…». Инсценирование стихотворения. «Над нашей квартирой», «Память». Герой авторского стихотворения. В. Берестов «Знакомый», Путешественники», «Кисточка». И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране». Чтение стихотворения на основе ритма. Г. Остер. «Будем знакомы». В. Драгунский. «Тайное становится явным». Герои юмористических рассказов. Вн. чтение. Н. Носов. «Фантазёры». Обобщение и проверка знаний по разделу «И в шутку и всерьёз»

Литература зарубежных стран (14ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Р.р.: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Сравнение русских и зарубежных песенок. Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К. Чуковского), «Храбрецы» (перевод С. Маршака)

Французская народная песенка «Сьюзон и мотылёк»

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».

Ш. Перро. «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Р.р.: обучение выборочному пересказу. Ш. Перро. «Красная Шапочка». Герои сказки. Ролевое чтение. Г. Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Э. Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказки. «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа. Вн. чтение. Ш. Перро. «Мальчик с пальчик». Обобщение и проверка знаний по разделу «Литература зарубежных стран»

Тематическое планирование

Литературное чтение (136 часов)

(1 триместр-36 ч , 2 триместр-52 ч ,3 триместр-48 ч )

Урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

проведения

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Уч. 1 ч.,р.т.3-6

1 ч

   

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Уч. 1 ч. с.4-5,р.т.7

1 ч

   

3

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Уч. с.6-7,р.т.9-11

1 ч

   

4

Старинные и современные книги. Сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Уч. с.8-10,р.т.8

1 ч

   

5

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа. Уч. с.11-12.

1 ч

   

Устное народное творчество (15 часов)

6

Знакомство , прогнозирование, планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество (УНТ): малые и большие жанры уст. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Уч.с.14-15;р.т.с.12-14

1 ч

   

7

УНТ. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Уч.с.16-19; р.т.с.14-15

1 ч

   

8

УНТ. Потешки и прибаутки,считалки и небылицы — малые жанры УНТ. Сравнение жанров. Уч.с.20-23;р.т.с.16-18

1 ч

   

9

Входная контрольная работа.

1 ч

   

10

Загадки, пословицы и поговорки - малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок, пословиц и поговорок по тематическим группам. Уч.с.24-27;р.т.с.19-21

1 ч

   

11

Анализ работ.Сказки. Русские народные и авторские сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт». Уч.с.28-31;р.т.с.22-23

1 ч

   

12

Составление картинного плана.Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Уч.с.32-35.

1 ч

   

13

Комплексная работа.

1 ч

   

14

Обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Уч.с.35-38;р.т.с.24

1 ч

   

15

Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Уч.с.39-41.

1 ч

   

16

Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Уч.с.42-44;р.т.с.25

1 ч

   

17

Рассказывание сказки по плану Русская народная сказка «Каша из топора». Уч.с.44-47.

1 ч

   

18

Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера .Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Уч.с.48-53;р.т.с.26

1 ч

   

19

Разноцветные страницы. Выразительное чтение сказки. А.А. Шибаев «Вспомни сказку». Проверка техники чтения.

Уч.с.54-55;р.т.с.27-28

1 ч

   

20

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Уч.с.56-64;р.т.с.29.

Проверочная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

1 ч

   

Люблю природу русскую! Осень (8 ч)

21

Анализ работ. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Образ осени в загадках. Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Уч.с.65-67;р.т.с.30

1 ч

   

22

Лирические стихотворения Настроение. Интонация стихотворения .Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

А. Плещеев «Осень наступила …» Уч.с.68-70; р.т.с.31-32

1 ч

   

23

Средства художественной выразительности А. Фет «Ласточки пропали…»А. Толстой «Осень». Уч.с.71-72;р.т.с.32-33

1 ч

   

24

Приём звукописи как средство выразительности. С. Есенин «Закружилась листва золотая».В. Брюсов «Сухие листья».И. Токмакова «Опустел скворечник». Уч.с.73-75;р.т.с.33

1 ч

   

25

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Уч.с.76-77.

1 ч

   

26

Сравнение прозаического и лирического текстов. М.М. Пришвин «Осеннее утро». Разноцветные страницы. Уч.с.78-81.

1 ч

   

27

Выразительное чтение стихотворений об осени. Разноцветные страницы. Уч.с.78-81

1 ч

   

28

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». Тестирование. Уч.с.82;р.т.с.34

1 ч

   

Русские писатели (14 часов)

29

Анализ работ. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Биография. Викторина по сказкам поэта. Уч.с.83-85;р.т.с.35

1 ч

   

30

Изобразительные средства выразительности речи. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный …» А.С. Пушкина. Уч.с.86-87.

1 ч

   

31

Картины природы и настроение стихотворениях А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» Уч.с.88-89;р.т.с.35-36

1 ч

   

32

Выразительное чтение сказки. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Уч.с.90-95.

1 ч

   

33

Сравнение литературной и народной сказок. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Уч.с.96-101; р.т.с.36-37

1 ч

   

34

Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Уч.с.101

1 ч

   

35

И.А. Крылов. Биография. Понятие «басня». Сравнение басни и сказки. Нравственный смысл басен КрыловаУч.с.102-103.

1 ч

   

36

Структура басни, модель басни И.А. Крылов

«Лебедь, рак и щука». Уч.с.104-105;р.т.с.38-39

1 ч

   

37

Характеристика героев басни И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Уч.с.106-107.

1 ч

   

38

Л.Н. Толстой. Биография. Нравственный смысл басни Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Уч.с.108-111.

1 ч

   

39

Герои произведения .Л.Н. Толстой «Филипок». Уч.с.112-116.

1 ч

   

40

Характеристика героев произведения .Л.Н. Толстой «Правда всего дороже». Знакомство с понятием «быль». Л.Н. Толстой «Котёнок». Уч.с.116-119;р.т.с.39-40

1 ч

   

41

Разноцветные страницы. Проверка техники чтения. Уч.с.120-121.

1 ч

   

42

Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Уч.с.122-124;р.т.с.41.

Проверочная работа № 2 по теме «Русские писатели».

1 ч

   

О братьях наших меньших (12 часов)

43

Анализ работ. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных. Н.И. Сладков «Они и мы».А.А. Шибаев «Кто кем становится?» Уч.с.125-127;р.т.с.42-43

1 ч

   

44

Заголовок и настроение стихотворения Б. Заходер

«Плачет киска …»И. Пивоварова «Жила-была

собака… Уч.с.128-129.

1 ч

   

45

Авторские сравнения. В. Берестов «Кошкин щенок». Уч.с.130-131.

1 ч

   

46

Нравственный смысл поступков. М.М. Пришвин «Ребята и утята». Уч.с.132-135;р.т.с.43-44

1 ч

   

47

Характеристика героев. Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». Уч.с.136-138;р.т.с.45

1 ч

   

48

Подробный пересказ на основе плана. Б.С. Житков

«Храбрый утёнок». Уч.с.139-141;р.т.с.46-47

1 ч

   

49

Подробный пересказ на основе вопросов .В.В. Бианки «Музыкант». Уч.с.142-145.

1 ч

   

50

Характеристика героев. В.В. Бианки «Сова». Уч.с.146-151.

1 ч

   

51

Выразительное чтение. Разноцветные

страницы. Пишем статью в школьную стенгазету. Уч.с.152-153;р.т.с.48-49

1 ч

   

52

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Уч.с.154-156;р.т.с.49-50.

Проверочная работа № 3 по теме «О братьях наших меньших».

1 ч

   

Из детских журналов (9 часов)

53

Анализ работ. Знакомство с детскими журналами. Прогнозирование содержания раздела. Составление вопросов по содержанию. Отличие журнала от книги. Проект «Детский журнал». Уч.с.157-159;р.т.с.51-53

1 ч

   

54

Нахождение статьи или рубрики в журнале. Д. Хармс «Игра». Уч.с.160-164.

1 ч

   

55

Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Д. Хармс «Вы знаете?..» Уч.с.165-169.

1 ч

   

56

Выразительное чтение .Д. Хармс «Весёлые чижи». Уч.с.170-173.

1 ч

   

57

Формирование выразительного чтения. Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». Уч.с.174-175.

1 ч

   

58

Формирование выразительного чтения. Ю.Д. Владимиров «Чудаки».А.И. Введенский «Учёный Петя». Уч.с.176-180;р.т.с.54.

1 ч

   

59

Проект «Мой любимый детский журнал» Уч.с.181,р.т.с.52-53

     

60

Нахождение основной мысли произведения.

А.И. Введенский «Лошадка». Выразительное чтение вслух с постепенным переходом про себя. Д. Хармс «Весёлый старичок». Уч.с.182-185.

1 ч

   

61

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов. Тестирование. Уч.с.186

1 ч

   

Люблю природу русскую! Зима (9 часов)

62

Анализ работ. Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания раздела. Нравится ли вам зима? Зимние загадки. Уч.с.187-189;р.т.с.55

1 ч

   

63

Наблюдение за рифмой и ритмом стихотворного текста. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» Уч.с.190-191;р.т.с.56.

1 ч

   

64

Средства художественной выразительности стихотворного текста. Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…»Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Уч.с.192-194;р.т.с.56.

1 ч

   

65

Настроение лирического героя. С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза». Уч.с.195-197.

1 ч

   

66

Главная мысль произведения .Русская народная сказка «Два Мороза». Уч.с.198-202.

1 ч

   

67

Обучение выборочному пересказу.С.В. Михалков «Новогодняя быль». Уч.с.203-207.

1 ч

   

68

Средства художественной выразительности произведения. А.Л. Барто «Дело было в январе …»

С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» Уч.с.208-209.

1 ч

   

69

Формирование выразительного чтения.

Разноцветные страницы. Проверка техники чтения. Уч.с.210-211.

1 ч

   

70

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Тестирование. Уч.с.212;р.т.с.57.

1 ч

   

Писатели – детям (17 час)

71

Анализ работ. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. К.И. Чуковский. Биография. Уч. 2 ч. с.4-5;р.т.с.58

1 ч

   

72

Характеристика и сравнение героев.

К.И. Чуковский «Путаница». Настроение лирического героя. К.И. Чуковский

«Радость». Уч.с.6-12;р.т.с.59.

1 ч

   

73

Формирование выразительного чтения. К.И. Чуковский «Федорино горе». Уч.с.13-23.

1 ч

   

74

Характеристика и сравнение героев, использование слов-антонимов для их характеристики. Чтение по ролям. К.И. Чуковский «Федорино горе». Уч.с.13-23.

1 ч

   

75

Пересказ в прозе и наизусть. К.И. Чуковский «Федорино горе». Уч.с.13-23.

1 ч

   

76

С.Я. Маршак. Краткая биография. Обзор произведений писателя. Нравственная оценка поступков героев произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри». Уч.с.24-29.

1 ч

   

77

С.В. Михалков. Биография. Викторина по стихотворениям поэта. Формирование выразительного чтения .С.В. Михалков «Мой секрет». Уч.с.30-33.

1 ч

   

78

Формирование выразительного чтения. С.В. Михалков «Сила воли». Уч.с.33-34.

1 ч

   

79

Характеристика лирического героя по его поступкам. С.В. Михалков «Мой щенок». Уч.с.35-37; р.т.с.60-61.

1 ч

   

80

А.Л. Барто. Биография. Звукозапись как средство создания образа. «Верёвочка». Уч.с.38-43.

1 ч

   

81

Формирование выразительного чтения . А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». Уч.с.44-45.

1 ч

   

82

Соотнесение иллюстрации с фрагментами текста. А.Л. Барто «Вовка – добрая душа». Уч.с.46-47; р.т.с.61-62.

1 ч

   

83

Юмористические рассказы для детей Н.Н.Носова. Герои рассказа и авторское отношение к ним.

Н.Н. Носов «Затейники». Уч.с.48-53.

1 ч

   

84

Формирование умение определять тему и находить главных героев. Н.Н. Носов «Живая шляпа». Уч.с.54-59.

1 ч

   

85

Составление плана текста. Н.Н.Носов «На горке». Уч.с.60-65; р.т.с.64

1 ч

   

86

Подробный пересказ на основе картинного плана. Н.Н.Носов «На горке».Разноцветные страницы. Уч.с.60-67; р.т.с.62-63

1 ч

   

87

Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».

Проверочная работа № 4 по теме «Писатели – детям». Уч.с.68-70; р.т.с.65

1 ч

   

Я и мои друзья (10 часов)

88

Анализ работ. Знакомство и прогнозирование содержания раздела « Я и мои друзья». Обучение выбору книги по заданной теме. Уч.с.72-73; р.т.с.66-67

1 ч

   

89

Выявление подтекста читаемого произведения. В.Д. Берестов «За игрой».Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». . В.Д. Берестов «Гляжу с высоты».В.В. Лунин «Я и Вовка». Уч.с.74-78; р.т.с.67

1 ч

   

90

Определение темы и идеи произведения.

Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Уч.с.79-84; р.т.с.67

1 ч

   

91

Составление картинного плана к произведению.

Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Уч.с.79-84; р.т.с.68

1 ч

   

92

Определение темы и идеи произведения. Ю.И. Ермолаев «Два пирожных». Уч.с.85-86.

1 ч

   

93

Характеристика главного героя произведения. В.А. Осеева «Волшебное слово». Уч.с.87-92; р.т.с.69

1 ч

   

94

Формирование нравственной позиции в произведении В.А. Осеевой «Хорошее». Уч.с.93-95; р.т.с.68

1 ч

   

95

Определение темы и идеи произведения. В.А. Осеева «Почему?» Уч.с.96-103.

1 ч

   

96

Составление плана произведения для пересказа произведения. В.А. Осеева «Почему?» Уч.с.96-103; р.т.с.70

1 ч

   

97

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».

Уч.с. 104-106; р.т.с. 71.

Проверочная работа № 5 по теме «Я и мои друзья».

1 ч

   

Люблю природу русскую! Весна (9 часов)

98

Анализ работ. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весенние загадки. Уч.с.108-109; р.т.с.72-73

1 ч

   

99

Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …». Ф.И. Тютчев «Весенние воды». Уч.с. 104-111.

1 ч

   

100

Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», А.А. Блок «На лугу».С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» Уч.с. 112-115

1 ч

   

101

Формирование осознанности и выразительности чтения. И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения. Уч.с. 116

1 ч

   

102

Формирование осознанности и выразительности чтения. А.Н. Плещеев «В бурю». Уч.с. 117-118

1 ч

   

103

Формирование осознанности и выразительности чтения. Е.А. Благинина «Посидим в тишине».

Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Уч.с. 119-121

1 ч

   

104

Проект «Создание газеты: 9 мая - День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы». Уч.с. 122-123

1 ч

   

105

Формирование осознанности и выразительности чтения. И.М. Пивоварова «Здравствуй». Уч.с. 124-155 р.т.с.74

1 ч

   

106

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна».Тестирование. Уч.с. 126; р.т.с. 75

1 ч

   

И в шутку, и всерьёз (14 часов)

107

Анализ работ. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мозговая атака». Развитие речи. Уч.с. 128-129 р.т.с.76-77

1 ч

   

108

Формирование осознанности и выразительности чтения. Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Уч.с. 130-133; р.т.с. 77-78

1 ч

   

109

Формирование осознанности и выразительности чтения. Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Уч.с. 134-138

1 ч

   

110

Определение темы и главной мысли произведения Э.Н. Успенский «Чебурашка». Уч.с. 139-144;р.т.с.78-79

1 ч

   

111

Нравственные качества героев призведения.Э.Н. Успенский «Чебурашка». Уч.с. 139-144; р.т.с. 80-81

1 ч

   

112

Отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». Уч.с. 144-149; р.т.с.81-82

1 ч

   

113

Настроение лирического героя в произведениях В.Д. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». Уч.с. 12650-152 р.т.с. 83

1 ч

   

114

Формирование выразительного и осознанного чтения текста художественного произведения.

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Уч.с. 153-154.

1 ч

   

115

Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений. Г.Б. Остер «Будем знакомы». Уч.с. 155-160.

1 ч

   

116

Инсценирование произведения. Г.Б. Остер «Будем знакомы». Уч.с. 155-160.

1 ч

   

117

Чтение по ролям. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Уч.с. 161-167; р.т.с. 84

1 ч

   

118

Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Уч.с. 161-167; р.т.с. 75

1 ч

   

119

Формирование осознанности и выразительности чтения. Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Проверка техники чтения. Уч.с. 168-169.

1 ч

   

120

Обобщающий урок по разделу «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа № 6 по теме «И в шутку, и всерьёз». Уч.с.170; р.т.с. 85-86

1 ч

   

Литература зарубежных стран (14 часов)

121

Анализ работ. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Викторина «По дорогам сказок». Выставка книг. Уч.с. 172-173; р.т.с. 87

1 ч

   

122

Формирование умения определять собственного отношения к литературному персонажу. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Уч.с.174-175.

1 ч

   

123

Формирование умения выразительно читать. Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». Уч.с.176-179.

1 ч

   

124

Формирование умения выразительно читать. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Уч.с.179-181.

1 ч

   

125

Комплексная работа.

1 ч

   

126

Авторские сказки. Знакомство с понятиями «драматизация», «волшебная сказка». Ш. Перро «Кот в сапогах». Уч.с.182-193.

1 ч

   

127

Герои сказки. Выборочный пересказ эпизодов.

Ш. Перро «Кот в сапогах». Уч.с.182-193; р.т.с. 88-89

1 ч

   

128

Театрализация. Ш. Перро «Кот в сапогах». Уч.с.182-193.

1 ч

   

129

Итоговая контрольная работа. Р.т.с.92-95

1 ч

   

130

Составление картинного плана. Ш. Перро «Красная Шапочка». Уч.с.194-196.

1 ч

   

131

Обучение пересказу текста. Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Уч.с.197-199.

1 ч

   

132

Характеристика персонажей сказки.Э. Хогарт «Мафин и паук». Уч.с200-209; р.т.с. 90

1 ч

   

133

Обучение пересказу сказок.Э. Хогарт «Мафин и паук». Уч.с.200-209.

1 ч

   

134

Анализ работ. Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Оценка достижений. Проверка техники чтения.Уч.с.212-213.

1 ч

   

135

Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник».Создание справочника «»Зарубежные писатели-детям». Уч.с.218-219.

1 ч

   

136

КВН «Цветик-семицветик».Летнее чтение.

1 ч

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.