Рабочая программа математике для 4 класса по УМК Л.Г. Петерсон
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 21»
«Согласовано» Руководитель МО _______ А.А. Постникова Протокол №_____ от «_01_»__09_2017г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 21» ________ Н.Ю. Ерохина Приказ №_____ от «__01__»__09__2017г. |
Рабочая программа
по предмету «Математика»
в 4 А классе
на 2017-2018 учебный год
( 170 часов, 5 часов в неделю)
Составила Постникова Анжела Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4А класса МБОУ «Школа №21» на 2017 – 2018 учебный год разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Петерсон, Л. Г. Программа «Учусь учиться» курса математики для 1–4 классов начальной школы [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2011.
2. Петерсон, Л. Г. Математика. 4 класс [Текст] : учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2015.
3. Петерсон, Л. Г. Математика. 4 класс. Методические рекомендации [Текст] : пособие для учителей / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2015.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( и изменениями и дополнениями).
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
• Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.
• Решение МО учителей начальных классов (протокол №1 от 30.08.2012г.) о выборе УМК «Перспектива» для работы в специализированных классах, т.к. этот УМК подразумевает обучение по данному предмету на повышенном уровне.
Цели и задачи курса математики для 4 класса начальной школы
Основными целями курса математики для 4 класса, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
формирование у учащихся основ умения учиться;
развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
Задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей, информационно-образовательной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса математики строится на основе:
системно-деятельностного подхода;
системного подхода к отбору содержания.
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.
Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.
Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Структура уроков по ТДМ.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма « надо» − « хочу» − « могу» .
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения :
1) принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании;
2) принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик;
3) принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ);
4) принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта);
5) принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6)принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Отбор содержания обеспечивает непрерывное развитие следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач.
Основу курса математики 4 класса составляют:
представления о таких алгебраических понятиях, как неравенство, координаты точки;
ознакомление с долями числа, дробью, смешанными числами и процентами;
усвоение приемов сравнения, сложения и вычитания, преобразования дробей;
осознание и прочное усвоение письменных приемов вычислений четырех арифметических действий над многозначными числами;
ознакомление с видами задач на нахождение доли числа и числа по его доле, задач на все случаи одновременного движения двух тел;
ознакомление с различными видами диаграмм;
расширение представлений об именованных величинах (длине, площади, массы, объема, времени), переводе единиц измерения величин, арифметических действий над именованными числами.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №21» г. Рязани на изучение предмета «Математика» в 4 А классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. Из них: 4 часа из инвариативной части, 1 час из вариативной части с целью увеличения и расширения содержания изучения базового предмета «Математика».
Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
Содержание учебного предмета
Числа и арифметические действия с ними (44 ч)
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.
Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с остатком). Общий случай деления многозначных чисел.
Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).
Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений.
Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби.
Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части). Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.
Работа с текстовыми задачами (55 ч)
Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.
Составные задачи в 2-5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел.
Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).
Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.
Геометрические фигуры и величины (18 ч)
Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.
Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.
Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения между ними.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки.
Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин14.
Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (22 ч)
Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.
Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a x b) : 2.
Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.
Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл.= v1 + v2 и v уд.= v1 - v2. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 - (v1 + v2) • t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) • t), вдогонку (d = s0 - (v1 - v2) • t), с отставанием d = s0 - (v1 - v2) • t). Формула одновременного движения
Координатный угол. График движения.
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число
Алгебраические представления (8 ч)
Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки 3,
. Двойное неравенство.
Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча.
Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.
Математический язык и элементы логики (3 ч)
Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков.
Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или».
Работа с информацией и анализ данных (20 ч)
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.
Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации. Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвёртого года обучения.
Числа и арифметические действия с ними
Учащиеся научатся:
выполнять оценку и прикидку суммы, разности, произведения, частного;
выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число;
проверять правильность вычислений с помощью алгоритма, обратного действия, оценки, прикидки результата, вычисления на калькуляторе;
выполнять устные вычисления с многозначными числами, сводящиеся к действиям с числами в пределах 100;
вычислять значения числовых выражений с изученными натуральными числами в пределах 1 000 000 000, содержащих 4–6 действий (со скобками и без скобок) на основе знания правил порядка выполнения действий;
называть доли, наглядно изображать с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать доли, находить долю числа и число по доле;
читать и записывать дроби, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями;
находить часть числа, число по его части и часть, которую одно число составляет от другого;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
читать и записывать смешанные числа, наглядно изображать их с по мощью геометрических фигур и на числовом луче, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби, складывать и вычитать смешанные числа (с одинаковыми знаменателями дробной части);
распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно строить и использовать алгоритмы изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами, дробями исмешанными числами;
выполнять деление круглых чисел (с остатком);
находить процент числа и число по его проценту на основе общих правилрешения задач на части;
создавать и представлять свой проект по истории развития представлений о дробях и действий с ними;
решать примеры на порядок действий с дробными числовыми выражениями;
составлять и решать собственные примеры на изученные случаи действий с числами.
Работа с текстовыми задачами
Учащиеся научатся:
самостоятельно анализировать задачи, строить модели, планировать иреализовывать решения, пояснять ход решения, проводить поиск разныхспособов решения, соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие, решать задачи с вопросами;
решать составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами насмысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение, равномерные процессы (вида a = bc);
решать задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное);
решать простые и составные задачи в 2−5 действий на сложение, вычитаниеи разностное сравнение дробей и смешанных чисел;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по егочасти и дроби, которую одно число составляет от другого;
решать задачи на одновременное равномерное движение двух объектов(навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение скорости сближения и скорости удаления, расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени, временидо встречи;
решать задачи всех изученных типов с буквенными данными и наоборот,составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям;
самостоятельно составлять собственные задачи изучаемых типов по заданной математической модели – числовому и буквенному выражению, схеме, таблице;
при решении задач выполнять все арифметические действия с изученными величинами.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно строить и использовать алгоритмы изучаемых случаев решения текстовых задач;
анализировать, моделировать и решать текстовые задачи в 6–8 действий на все изученные действия с числами;
решать задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту как частного случая задач на части;
решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника иплощадей фигур, составленных из прямоугольников, квадратов и прямоугольных треугольников;
решать нестандартные задачи по изучаемым темам, использоватьдля решения текстовых задач графики движения.
Геометрические фигуры и величины
Учащиеся научатся:
распознавать прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты игипотенузу), находить его площадь, опираясь на связь с прямоугольником;
находить площади фигур, составленных из квадратов, прямоугольников ипрямоугольных треугольников;
непосредственно сравнивать углы методом наложения;
измерять величину углов различными мерками;
измерять величину углов с помощью транспортира и выражать ее в градусах;
находить сумму и разность углов;
строить угол заданной величины с помощью транспортира;
распознавать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральный угол и угол, вписанный в окружность, исследовать их простейшие свойства с помощью измерений.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно устанавливать способы сравнения углов, их измерения ипостроения с помощью транспортира;
при исследовании свойств геометрических фигур с помощью практическихизмерений и предметных моделей формулировать собственные гипотезы(свойство смежных и вертикальных углов; свойство суммы углов треугольника, четырехугольника, пятиугольника; свойство центральных и вписанных углов и др.);
делать вывод о том, что выявленные свойства конкретных фигур нельзяраспространить на все геометрические фигуры данного типа, так как невозможно измерить каждую из них.
Величины и зависимости между ними
Учащиеся научатся:
использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объёма, массы, времени в вычислениях;
преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать однородные вели-чины, умножать и делить величины на натуральное число;
пользоваться новыми единицами площади в ряду изученных единиц –1 мм2, 1 см2, 1 дм2, 1 м2, 1 а, 1 га, 1 км2; преобразовывать их, сравнивать ивыполнять арифметические действия с ними;
проводить оценку площади, приближенное вычисление площадей с помощью палетки;
устанавливать взаимосвязь между сторонами и площадью прямоугольноготреугольника и выражать ее с помощью формулы S = (a × b) : 2;
находить цену деления шкалы, использовать шкалу для определения значения величины;
распознавать числовой луч, называть его существенные признаки, определять место числа на числовом луче, складывать и вычитать числа с помощью числового луча;
называть существенные признаки координатного луча, определять координаты принадлежащих ему точек с неотрицательными целыми координатами, строить и использовать для решения задач формулу расстояния междуего точками;
строить модели одновременного равномерного движения объектов накоординатном луче;
наблюдать с помощью координатного луча и таблиц зависимости междувеличинами, описывающими одновременное равномерное движение объектов,
строить формулы скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного равномерного движения и формулу одновременного движения s = vсбл. × tвстр , использовать построенные формулы для решения задач;
распознавать координатный угол, называть его существенные признаки,определять координаты точек координатного угла и строить точки по ихкоординатам;
читать и в простейших случаях строить круговые, линейные и столбчатые диаграммы;
читать и строить графики движения, определять по ним: время выхода иприбытия объекта; направление его движения; место и время встречи с другими объектами; время, место и продолжительность и количество остановок;
придумывать по графикам движения рассказы о событиях, отражениемкоторых могли бы быть рассматриваемые графики движения;
использовать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий для оценки суммы, разности, произведения и частного.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно строить шкалу с заданной ценой деления, координатныйлуч, строить формулу расстояния между точками координатного луча, формулу зависимости координаты движущейся точки от времени движения и др.;
наблюдать с помощью таблиц, числового луча зависимости между переменными величинами, выражать их в несложных случаях с помощью формул;
определять по формулам вида х = а + bt, х = а – bt, выражающих зависимость координаты х движущейся точки от времени движения t.
строить и использовать для решения задач формулы расстояния d междудвумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) ∙ t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t), с отставанием (d =s0+(v1−v2)∙t);
кодировать с помощью координат точек фигуры координатного угла, самостоятельно составленные из ломаных линий, передавать закодированноеизображение «на расстояние», расшифровывать коды;
определять по графику движения скорости объектов;
самостоятельно составлять графики движения и придумывать по нимрассказы.
Алгебраические представления
Учащиеся научатся:
читать и записывать выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, начиная с названия последнего действия;
записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, правила вычитания числа изсуммы и суммы из числа, деления суммы на число, частные случаи действий с 0 и 1, использовать все эти свойства для упрощения вычислений;
распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей;
решать простые уравнения со всеми арифметическими действиями вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а ∙ х = b, а : х = b, x : a = b в умственномплане на уровне автоматизированного навыка, уметь обосновывать свойвыбор действия, опираясь на графическую модель, комментировать ходрешения, называя компоненты действий.
решать составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (3–4 шага), и комментировать ход решения по компонентам действий;
читать и записывать с помощью знаков >, <, ≥, ≤ строгие, нестрогие,двойные неравенства;
решать простейшие неравенства на множестве целых неотрицательныхчисел с помощью числового луча и мысленно, записывать множества ихрешений, используя теоретико-множественную символику.
Учащиеся получат возможность научиться:
на основе общих свойств арифметических действий в несложных случаях:
– определять множество корней нестандартных уравнений;
– упрощать буквенные выражения;
- использовать буквенную символику для обобщения и систематизациизнаний учащихся.
Математический язык и элементы логики
Учащиеся научатся:
распознавать, читать и применять новые символы математического языка:обозначение доли, дроби, процента (знак %), запись строгих, нестрогих,двойных неравенств с помощью знаков>, <, ≥, ≤, знак приближенного
равенства , обозначение координат на прямой и на плоскости, круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения;
определять в простейших случаях истинность и ложность высказываний;
строить простейшие высказывания с помощью логических связок и слов«верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или»;
обосновывать свои суждения, используя изученные в 4 классе правила исвойства, делать логические выводы;
проводить под руководством взрослого несложные логические рассуждения, используя логические операции и логические связки.
Учащиеся получат возможность научиться:
обосновывать в несложных случаях высказывания общего вида и высказывания о существовании, основываясь на здравом смысле;
решать логические задачи с использованием графических моделей, таблиц, графов, диаграмм Эйлера–Венна;
строить (под руководством взрослого и самостоятельно) и осваиватьприемы решения задач логического характера в соответствии с программой 4 класса.
Работа с информацией и анализ данных
Учащиеся научатся:
использовать для анализа, представления и систематизации данныхтаблицы, круговые, линейные и столбчатые диаграммы, графики движения; сравнивать с их помощью значения величин, интерпретировать данные
таблиц, диаграмм и графиков;
работать с текстом: выделять части учебного текста – вводную часть,главную мысль и важные замечания, примеры, иллюстрирующие главнуюмысль и важные замечания, проверять понимание текста;
выполнять проектные работы по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)», составлять план поиска информации; отбирать источники информации (справочники, энциклопедии, контролируемое пространство Интернета и др.), выбирать способы представления информации;
выполнять творческие работы по теме: «Передача информации с помощьюкоординат», «Графики движения»;
работать в материальной и информационной среде начального общегообразования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 4 класс».
Учащиеся получат возможность научиться:
конспектировать учебный текст;
выполнять (под руководством взрослого и самостоятельно) внеклассные проектные работы, собирать информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемых Интернет - источниках, представлять информацию, используя имеющиеся технические средства;
пользуясь информацией, найденной в различных источниках, составлять свои собственные задачи по программе 4 класса, стать соавторами «Задачника 4 класса», в который включаются лучшие задачи, придуманныеучащимися;
составлять портфолио ученика 4 класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащихся будут сформированы:
мотивационная основа учебной деятельности:
1) понимание смысла учения и принятие образца «хорошего ученика»,
2) положительное отношение к школе,
3) вера в свои силы;
целостное восприятие окружающего мира, представления об историиразвития математического знания, роли математики в системе знаний;
способность к самоконтролю по эталону, ориентация на понимание причинуспеха/неуспеха и исправление своих ошибок;
способность к рефлексивной самооценке на основе критериев успешности в учебной деятельности, готовность понимать и учитывать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;
самостоятельность и личная ответственность за свой результат, как висполнительской, так и в творческой деятельности;
принятие ценностей: знание, созидание, развитие, дружба, сотрудничество, здоровье, ответственное отношение к своему здоровью, умение применять правила сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к изучению математики и способам математической деятельности;
уважительное, позитивное отношение к себе и другим, осознание «Я»,с одной стороны, как личности и индивидуальности, а с другой – как частиколлектива класса, гражданина своего Отечества, осознание и проявлениеответственности за общее благополучие и успех;
знание основных моральных норм ученика, необходимых для успеха вучении, и ориентация на их применение в учебной деятельности;
становление в процессе учебной деятельности этических чувств (стыда, вины, совести) и эмпатии (понимания, терпимости к особенностям личностидругих людей, сопереживания) как регуляторов морального поведения;
становление в процессе математической деятельности эстетическихчувств через восприятие гармонии математического знания, внутреннееединство математических объектов, универсальность математического
языка;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 4 класса.
Учащиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции ученика, позитивного отношения к школе, к учению,выраженных в преобладании учебно-познавательных мотивов;
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к новым общим способам решения задач;
позитивное отношение к создаваемым самим учеником и его одноклассниками результатам учебной деятельности;
адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
проявления гражданской идентичности в поступках и деятельности;
способности к решению моральных проблем на основе моральных норм,учёта позиций партнёров и этических требований;
этических чувств и эмпатии, выражающейся в понимании чувств других людей, сопереживании и помощи им;
способность воспринимать эстетическую ценность математики, ее красоту и гармонию;
адекватной самооценки собственных поступков на основе критериевроли «хорошего ученика», создание индивидуальной диаграммы своих качеств как ученика, нацеленность на саморазвитие.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
применять изученные приемы самомотивирования к учебной деятельности;
планировать, в том числе во внутреннем плане, свою учебную деятельность на уроке в соответствии с ее уточненной структурой (15 шагов);
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем;
применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности:
-пробное учебное действие,
- фиксирование индивидуального затруднения,
- выявление места и причины затруднения,
- построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способаее реализации, составление плана действий, выбор средств, определение сроков),
-реализация построенного проекта и фиксирование нового знания в формеэталона,
- усвоение нового,
– самоконтроль результата учебной деятельности,
– самооценка учебной деятельности на основе критериев успешности;
различать знание, умение, проект, цель, план, способ, средство и результат учебной деятельности;
выполнять учебные действия в материализованной, медийной, громкоречевой и умственной форме;
применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шаговкоррекционной деятельности:
– самостоятельная работа,
– самопроверка (по образцу, подробному образцу, эталону);
– фиксирование ошибки,
– выявление причины ошибки,
– исправление ошибки на основе общего алгоритма исправления ошибок;
– самоконтроль результата коррекционной деятельности,
– самооценка коррекционной деятельности на основе критериев успешности;
использовать математическую терминологию, изученную в 4 классе, для описания результатов своей учебной деятельности;
адекватно воспринимать и учитывать предложения и оценку учителей,товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения наоснове его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использоватьпредложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности(15 шагов) и самостоятельно её реализовывать в своей целостности;
проводить на основе применения эталона:
– самооценку умения применять изученные приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности,
– самооценку умения применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности,
– самооценку умения проявлять ответственность в учебной деятельности;
– самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности.
фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности и самостоятельно её реализовывать в своей целостности;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной цели и самостоятельно осуществлять проектную деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 4 класса, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;
выполнять на основе изученных алгоритмов действий логические операции– анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщение и аналогию, подведение под понятие;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
применять в учебной деятельности изученные алгоритмы методов познания – наблюдения, моделирования, исследования;
осуществлять проектную деятельность, используя различные структуры проектов в зависимости от учебной цели;
применять правила работы с текстом, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
применять основные способы включения нового знания в систему своих знаний;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебныхзаданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и осебе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, систематизировать её;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить сообщения, рассуждения в устной и письменной форме об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть рядом общих приёмов решения задач;
понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии спрограммой 4 класса (оценка; прикидка; диаграмма: круговая, столбчатая, линейная; график и др.);
составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 4 класса;
понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 4 класса для организации учебной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- проводить на основе применения эталона: самооценку умения применять алгоритм умозаключения по аналогии;
– самооценку умения применять методы наблюдения и исследования длярешения учебных задач;
– самооценку умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- самооценку умения пользоваться приемами понимания текста;
– строить и применять основные правила поиска необходимой информации;
представлять проекты в зависимости от поставленной учебной цели;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсовбиблиотек и сети Интернет;
представлять информацию и фиксировать её различными способамис целью передачи;
понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и являетсяэлементом системы знаний;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачв зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть изученными общими приёмами решения задач;
применять знания по программе 4 класса в измененных условиях;
решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 4 класса.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять правилаведения дискуссии, формулировать собственную позицию;
допускать возможность существования разных точек зрения, уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника;
стремиться к согласованию различных позиций в совместной деятельности,договариваться и приходить к общему решению на основе коммуникативного взаимодействия (в том числе, и в ситуации столкновения интересов);
распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора», «понимающего», «критика», «организатора» и «арбитра», применять правила работы в данных позициях (строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы на понимание, использовать согласованный эталон для обоснования своей точки зрения и др.);
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативныхзадач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
понимать значение командной работы для получения положительного результата в совместной деятельности, применять правила командной работы;
понимать значимость сотрудничества в командной работе, применять правила сотрудничества;
понимать и применять рекомендации по адаптации ученика в новомколлективе.
Учащиеся получат возможность научиться:
проводить на основе применения эталона:
– самооценку умения применять правила ведения дискуссии,
– самооценку умения выполнять роли «арбитра» и «организатора» вкоммуникативном взаимодействии,
– самооценку умения обосновывать собственную позицию,
– самооценку умения учитывать в коммуникативном взаимодействиипозиции других людей;
– самооценку умения участвовать в командной работе и помогать команде получить хороший результат,
– самооценку умения проявлять в сотрудничестве уважение и терпимость кдругим;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Текущая и промежуточная аттестация по математике осуществляется согласно Положению о порядке, формах и периодичности промежуточной и итоговой аттестация обучающихся МБОУ «Школа № 21».
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания курса.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для 4-го класса. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.)
Критерии |
Уровни |
Ученик не овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени. При выполнении итогового контроля выполнил правильно менее 50% заданий Базового уровня |
Ниже базового |
Ученик овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона задач, построенных на опорном материале; способен использовать действия для решения простых учебных и учебно-воспитательных задач. При выполнении итогового контроля выполнил правильно от 50 до 75% заданий Базового уровня |
Базовый |
Ученик овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. При выполнении итогового контроля выполнил правильно от 50 до 75% заданий Базового уровняи 50-75% заданий Повышенного уровня |
Повышенный или Прочный базовый |
Данный результат фиксируется только в текущем контроле «+» (таблицах предметных результатов и в листах наблюдений). Он свидетельствует, что учеником усвоена опорная система знаний на повышенном уровне и учащийся овладел УУД по предмету из раздела «Ученик получит возможность научиться» - не являющимися обязательными . |
Максимальный |
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума.
Контрольные работы проводятся с ориентировкой на тетради на печатной основе «Самостоятельные и контрольные работы» Л. Г. Петерсон, М. «Ювента», 2015г.
№ |
Раздел. |
Вид контроля. |
Методы |
Приложение. |
Тема. |
Контроля. |
|||
1. |
Неравенства. Оценка |
текущий |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
результатов арифметических |
№ 1. |
основе |
||
действий. |
с. 11-12 |
|||
2. |
Деление на двузначное и |
текущий |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
трѐхзначное число. Площадь |
№ 2. |
основе |
||
фигуры. |
с. 21-22 |
|||
3. |
Дроби. |
текущий |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
№ 3. |
основе |
|||
с. 33-34 |
||||
4. |
Дроби. |
текущий |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
№ 4. |
основе |
|||
с.47-48 |
||||
5. |
Координатный луч. Задачи |
текущий |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
на движение. |
№ 5. |
основе |
||
с. 63-64 |
||||
6. |
Углы. Построение. |
текущий |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
Измерение. Диаграммы. |
№ 6. |
основе |
||
с. 75-76 |
||||
7. |
Графики. |
текущий |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
№ 7. |
основе |
|||
с. 83-84 |
||||
8. |
Переводная контрольная |
итоговый |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
работа. |
№ 8. |
основе стр. 90. |
||
9. |
Итоговая контрольная |
итоговый |
Контрольная работа |
Тетрадь на печатной |
работа. |
№ 9. |
основе стр. 91-92. |
||
Виды контроля:
математические диктанты
самостоятельные работы 1 раз в неделю
контрольные работы, тематические и итоговая (2-3 раза в четверть)
При проведении самостоятельных работ ставится цель выявить уровень математической подготовки детей и своевременно устранить имеющие пробелы знаний. Самостоятельные работы носят обучающий характер, предназначены для выявления учащимися и коррекции своих индивидуальных затруднений при освоении учебного содержания курса.
Контрольные работы позволяют выявить реальный уровень подготовки каждого учащегося по всем изучаемым разделам курса в сравнении с возрастной группой и определить наиболее эффективную индивидуальную траекторию его саморазвития.
В конце года учащиеся пишут ВПР
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 негрубых ошибки.
«3» -1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен бытьверным.
«2» - 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счёт, состоящий из 10-12 заданий:
«5» - без ошибок. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - 5 и более ошибок.
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишние действия).
4. Нерешённая до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. Нерациональный приём вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
Примечание. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 4 А класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на уроках математики: сотрудничают в парах, в группах, контролируют и оценивают работу друг друга.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
-
Асмолов, А. Г. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011.
Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцовой др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Интернет-ресурсы.
-
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа :http://schoolcollection.edu.ru
Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа :http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no= 12371
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа :www.festival. lseptember.ru
Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа :www.uroki.ru
Мультипортал. - Режим доступа :www.km.ru/education
-
3. Информационно-коммуникативные средства.
-
-
-
Обучающая программа «Приключения на планете чисел» (CD).
Большая электронная энциклопедия (CD).
Обучающая программа «Геометрические фигуры и их свойства» (CD).
Наглядные пособия.
-
-
Таблицы:
-
-
-
-
Математика. 4 класс.
Геометрический материал в начальной школе.
-
-
-
Раздаточный материал:
-
-
-
-
-
Вьетнамская игра «Танграм».
Геометрический материал.
-
Технические средства обучения.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Учебно-практическое оборудование.
-
Компьютер
Мультимедийная доска.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Специализированная учебная мебель.
-
-
-
-
-