Урок математики в 1 классе «Число 10» по УМК «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон
Урок математики.
«Число 10».
Класс: 1.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель
|
Знакомство с числом 10.
|
Задачи |
|
Основные понятия |
Число, цифра. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, русский язык, окружающий мир. |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс (Учебник-тетрадь).
- тетрадь; - карточки с буквами; - карточки цифр; - модели треугольников; - наборы цветных кругов; - клей; - презентация.
|
Форма организации учебной деятельности учащихся |
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
|
Технология проведения (этапы урока) |
Ход урока |
Планируемые результаты |
||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предметные |
УУД |
|
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
|
Все расселись по местам, никому не тесно?
|
|
|
Личностные: формирование мотивации к обучению.
|
II. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
|
1. Устный счет. -Покажите число, следующее за числом 4. - Число, предшествующее числу 8. - Уменьшите 9 на 7. - Увеличьте 3 на столько же. - На сколько 4>3 ? - Найдите разность чисел 7 и 4. - Чему равна сумма чисел 3 и1? (5,7, 2, 6, 1,3, 4) Проверка по эталону. Самооценка 1 (См.Приложение 1)) -Оглянитесь - по классу расположены карточки с цифрами и буквами. Что можете сказать о них? (Те же числа). - Запишите данные числа в тетрадь в порядке возрастания. - Под цифрами запишите соответствующие буквы. -Что получилось?(Слово «ВОРОБЕЙ») - Откуда я взяла это слово?(Из словарика). Давайте еще раз прочитаем, как правильно пишется слово. - Молодцы, в награду предлагаю посмотреть мультфильм про воробья. Продолжить наш урок мы сможем в том случае, если вы будете очень внимательно смотреть мультфильм. Просмотр мультфильма «Где обедал воробей?» |
Работают с карточками цифр, выкладывают карточки на парте.
Проверяют решение по эталону. Рисуют цветной (желтый, красный, зеленый) кружок на полях тетради.
Работают в тетрадях.
Отвечают на вопросы.
|
|
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, использование знаково-символических средств. Регулятивные: контроль. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.
|
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. Цель: организация подводящего или побуждающего диалога по проблемному объяснению нового знания; фиксация причины затруднения.
|
- Каких животных в зоопарке посетил воробей? - Сколько их было? Давайте отметим маршрут воробья на числовом отрезке. По ходу рассуждения над числовым отрезком появляются картинки зверей.
- Сколько всего животных? - А самого воробья посчитали? - Каким по счету стал воробей? - Как на числовом отрезке получили 10? - Определите тему урока. - Какую цель поставим сегодня на уроке? По какому плану будем работать? План: 1. Научится писать число 10. 2. Узнать информацию о числе. 3. Рассмотреть состав числа 10. 4. Сравнить число 10 с др. числами. 5.Выполнить дополнительные задания. |
Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения. Ставят цель урока. Совместно с учителем составляют план. |
|
Регулятивные: целеполагание (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); планирование. Познавательные: знаково-символические моделирования; самостоятельное формулирование познавательной цели.
|
IV. Поиск решения проблемы - открытие нового знания. Цель: выстраивание последовательности действий на уроке.
|
- Давайте вернемся к нашему ряду чисел в тетради. - Можем ли мы сразу записать число 10 в этом ряду? - Каких чисел не хватает?(8,9) Допишите. (Ряд на доске.) - Теперь можем написать число 10? После какого числа в натуральном ряду чисел будет стоять число 10? - Чем отличается число 10 от остальных чисел? - Как мы называем числа от 1 до 9? - Кто догадался, как будет называться число 10? Почему? - Какие цифры используются для записи числа 10, назовите. - Сколько клеток займет число 10? Запишите. (Показ на доске.) - Посмотрите, как крепко держатся эти две цифры за руки. Давайте посмотрим, что написал про них С. Маршак. - Кто попробует прочитать стихотворение громко, выразительно? «Цифра вроде буквы О- - Теперь, я думаю, вы готовы записать в своих тетрадях это число самостоятельно. Самооценка 1 Физминутка. |
Отвечают на вопросы. Высказывают предположения.
Работают в тетрадях.
.
Читают стихотворение со слайда.
Самостоятельно выполняют задание. Рисуют цветные кружки на полях тетради. |
Уметь называть и записывать число 10. |
Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; аргументация своего мнения; умение управлять поведением партнера, выражать согласие и несогласие. |
V. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. Цель: усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
- Какой следующий пункт нашего плана? ( 2.Узнать информацию о числе.) - Что вы уже можете рассказать о числе 10? - Где находится число10 в натуральном ряду чисел? - Назовите числа, кот. меньше 10. Какой вывод сделаем? - Назовите самое маленькое однозначное число, самое большое однозначное число. - Из двузначных , число 10 будет каким? Почему? Практическая работа. (работа в группах). 5 групп. Каждая группа получает конверт с инструкцией 2 (Смотри Приложение 2), моделью треугольника и набором кругов двух цветов, клей. -Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание. Проверка. После выполнения задания. - Что заметили? - Как вы думаете, для какого этапа это задание? (3.Рассмотреть состав числа 10.) - Какой вариант состава числа 10 встретился в каждой группе? Самооценка 1 - Оцените свою работу в группе. |
Отвечают на вопросы.
Повторяют правила работы в группах. Выполняют практическую работу в группах. (Наклеивают круги на треугольник, составляют выражение, прикрепляют треугольник на доску, записывают выражение).
Называют все варианты, проговаривают хором.
Рисуют цветные кружки на полях тетради.
|
Знать (на уровне автоматизированного навыка) состав чисел 2 – 10. |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Умение осуществлять действие по заданному плану; оценка, коррекция. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; аргументация своего мнения; умение управлять поведением партнера, выражать согласие и несогласие. Личностные: осознание ответственности за общее дело.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
Работа с учебником. № 3 стр. 38 - Что записано на клетках справа? Какую взаимосвязь используем? Допишите недостающие числа. Проверка по эталону. Самооценка 1. - Какой следующий пункт плана? (4.Сравнение числа 10 с другими числами.) - Что вы сказали о числах, которые расположены левее числа 10 в натуральном ряду чисел? - Выполните № 5 стр. 39 Самооценка 1 - Какой пункт плана еще не выполнили? (5.Выполнить дополнительные задания.) № 6 стр. 39 - Что будете делать? Что нужно вспомнить, чтобы успешно решить уравнение? (алгоритм, правило). Работа по вариантам. (2 человека работают у доски.) Самооценка 1
|
Работают самостоятельно.
Осуществляют проверку по эталону. Рисуют цветные кружки на полях тетради. .
Выполняют взаимопроверку в парах. Рисуют цветные кружки на полях тетради.
Отвечают на вопросы. Проговаривают алгоритм.
Выполняют проверку. Рисуют цветные кружки на полях тетради.
|
Уметь складывать и вычитать в пределах 10.
Формировать умение комментировать решение простых уравнений на сложение и вычитание на основе взаимосвязи между частью и целым и по компонентам действий. |
Познавательные: подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: учет разных мнений; координирование в сотрудничестве разных позиций; достижение договоренностей и согласование общего решения.
|
VII. Подведение итогов. Релаксация. Самооценка. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. |
- Какую цель ставили в начале урока? - Что узнали о числе 10? - Чем отличается число 10 от остальных, ранее изученных чисел? - Как можно получить число10? - Какое задание было самым интересным? - Самым трудным? - Кто на всех этапах оценил себя зелеными кружками? - У кого были желтые кружки? - Красные? На каком этапе?
|
Проговаривают цель урока.
Высказывают свое мнение. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Выполняют самооценку.
|
|
Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение 1.
Самооценка.
Зеленый цвет - Выполнил задание верно. Справился самостоятельно.
Желтый цвет – Были трудности, но с заданием справился.
Красный цвет – Не понял. С заданием справиться не смог.
Приложение 2.
Инструкция.
1.Наклеить все круги на треугольник.
2. Составить выражение.
3. Прикрепить треугольник к доске.
4. Записать выражение на доске.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя./ Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2008.
2. Маршак С. Веселый счет: От одного до десяти. – М.: АСТ, 2009.
3. Петерсон Л.Г. Математика.1 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя.- М.: Ювента, 2010.
4. Петерсон Л.Г. Математика.1 класс. Учусь учиться.- М.: Ювента, 2010.