12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Виктория174
Россия, Хакасия респ., Черногорск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок математики.

«Число 10».

 

Класс: 1.  

Тип урока: изучение нового материала.

Цель

 

Знакомство с числом 10.

 

Задачи

  • Ввести число 10, рассмотреть состав числа 10, учить операциям сложения и вычитания в пределах 10 с опорой на его состав; закрепить умение решать   уравнения.
  • Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплину.

 

Основные понятия

Число, цифра. 

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

 

Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс (Учебник-тетрадь).

 

- тетрадь;

- карточки с буквами;

- карточки цифр;

 - модели треугольников;

- наборы цветных кругов;

 - клей;

- презентация. 

 

Форма организации учебной деятельности учащихся 

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

 

 

Технология проведения

(этапы урока)

Ход урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

 

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

 

 

 

Личностные:    формирование мотивации к обучению.

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация имеющихся знаний.

Цель:  повторение изученных способов действий, достаточных

для проблемного изложения нового знания.

 

1. Устный счет.

-Покажите число, следующее за числом 4.

- Число, предшествующее числу 8.

- Уменьшите 9 на 7.

- Увеличьте 3 на столько же.

- На сколько 4>3 ?

- Найдите разность чисел 7 и 4.

- Чему равна сумма чисел 3 и1?

(5,7, 2, 6, 1,3, 4)

Проверка по эталону.

Самооценка 1  (См.Приложение 1))

-Оглянитесь - по классу расположены карточки с цифрами и буквами. Что можете сказать о них? (Те же числа).

- Запишите данные числа в тетрадь в порядке возрастания.

- Под цифрами запишите соответствующие буквы.

-Что получилось?(Слово «ВОРОБЕЙ»)

- Откуда я взяла это слово?(Из словарика).   Давайте еще раз прочитаем, как правильно пишется слово.

- Молодцы, в награду предлагаю посмотреть мультфильм про воробья.  Продолжить наш  урок мы сможем в том случае, если вы будете очень внимательно смотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Где обедал воробей?»    

Работают с карточками цифр, выкладывают карточки на парте.

 

 

 

 

 

Проверяют решение по эталону.

Рисуют цветной (желтый, красный, зеленый) кружок на полях тетради. 

 

Работают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Познавательные:  анализ,   сравнение, обобщение, аналогия, классификация,   использование знаково-символических средств. 

  Регулятивные:

контроль.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, 

учет разных мнений. 

 

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

Цель: организация подводящего  или побуждающего диалога по проблемному объяснению нового знания; фиксация причины затруднения.

 

- Каких животных в зоопарке посетил воробей?

- Сколько их было?

Давайте отметим маршрут воробья на числовом отрезке.  

По ходу рассуждения над числовым отрезком появляются картинки зверей.   

 

 - Сколько всего животных?

- А самого воробья посчитали?

- Каким по счету стал воробей?

- Как на числовом отрезке получили 10?

- Определите тему урока.

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

По какому плану будем работать?

План:

1. Научится писать число 10.

2. Узнать информацию о числе.

3. Рассмотреть состав числа 10.

4. Сравнить число 10 с др. числами.

5.Выполнить дополнительные задания.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

Ставят цель урока.

Совместно с учителем составляют план.

 

Регулятивные: целеполагание (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

планирование.

Познавательные

знаково-символические моделирования;

самостоятельное  формулирование познавательной цели.

 

IV. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

Цель: выстраивание последовательности действий на уроке.

 

 

- Давайте вернемся к нашему ряду чисел в тетради.

- Можем ли мы сразу записать число 10 в этом ряду?

- Каких чисел не хватает?(8,9) Допишите. (Ряд на доске.)

- Теперь можем написать число 10? После какого числа в натуральном ряду чисел будет стоять число 10?

- Чем отличается число 10 от остальных чисел?

- Как мы называем числа от 1 до 9?

- Кто догадался, как будет называться число 10? Почему?

- Какие цифры используются для записи числа 10, назовите.

- Сколько клеток займет число 10? Запишите. (Показ на доске.)

- Посмотрите, как крепко держатся эти две цифры за руки. Давайте посмотрим, что написал про них С. Маршак.

- Кто попробует прочитать стихотворение громко, выразительно?  

«Цифра вроде буквы О-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это - десять!»

- Теперь, я думаю, вы готовы записать в своих тетрадях это число самостоятельно. 

Самооценка 1  

Физминутка.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях.

 

.

 

 

Читают стихотворение со слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задание.

 Рисуют цветные кружки на полях тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь называть и записывать число 10.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные:  

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные:

использование критериев для обоснования своего суждения; аргументация своего мнения;

умение управлять поведением партнера, выражать согласие и несогласие.

V. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Цель:  усвоение детьми нового способа действий   с проговариванием во внешней речи.

 

 

- Какой следующий пункт нашего плана?

( 2.Узнать информацию о числе.)

- Что вы уже можете рассказать о числе 10?

- Где находится число10 в натуральном ряду чисел?

- Назовите числа, кот. меньше 10. Какой вывод сделаем?

- Назовите самое маленькое однозначное  число, самое большое однозначное число.

- Из двузначных , число 10 будет каким? Почему?

Практическая работа. (работа в группах).

5 групп.

Каждая группа получает конверт с инструкцией 2 (Смотри Приложение 2), моделью треугольника и набором кругов двух цветов, клей.

-Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание.

Проверка.

После выполнения задания.

- Что заметили?

- Как вы думаете, для какого этапа это задание?

(3.Рассмотреть состав числа 10.)

- Какой вариант состава числа 10 встретился в каждой группе?

Самооценка 1

- Оцените свою работу в группе.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют правила работы в группах.

Выполняют практическую работу в группах.

(Наклеивают круги на треугольник, составляют выражение, прикрепляют треугольник на доску, записывают выражение).

 

 

Называют все варианты, проговаривают хором.

 

Рисуют цветные кружки на полях тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать (на уровне автоматизированного навыка) состав чисел 2 – 10.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.   Умение осуществлять действие по    заданному плану; оценка, коррекция.

Познавательные

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

 использование критериев для обоснования своего суждения; аргументация своего мнения;

умение управлять поведением партнера, выражать согласие и несогласие.

Личностные:

осознание ответственности за общее дело.

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:  усвоение детьми нового способа действий   с проговариванием во внешней речи.

 

 

Работа с учебником.

  № 3 стр. 38

  - Что записано на клетках справа? Какую взаимосвязь используем? Допишите недостающие числа.

Проверка по эталону.  

Самооценка 1.

- Какой следующий пункт плана?

(4.Сравнение числа 10 с другими числами.)

- Что вы сказали о числах, которые расположены левее числа 10 в натуральном ряду чисел?

- Выполните № 5 стр. 39 

Самооценка 1

- Какой пункт плана еще не выполнили?

(5.Выполнить дополнительные задания.)

№ 6 стр. 39

- Что будете делать? Что нужно вспомнить, чтобы успешно решить уравнение? (алгоритм, правило).

Работа по вариантам.

(2 человека работают у доски.)

Самооценка 1

 

Работают самостоятельно.

 

 

 

 

Осуществляют  проверку по эталону.

Рисуют цветные кружки на полях тетради.

.

 

 

Выполняют взаимопроверку в парах.

Рисуют цветные кружки на полях тетради.

 

Отвечают на вопросы.

Проговаривают алгоритм.

 

 

Выполняют проверку.

Рисуют цветные кружки на полях тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь складывать и вычитать в пределах 10.

 

Формировать умение  комментировать решение простых уравнений на сложение и вычитание на основе взаимосвязи между частью и целым и по компонентам действий.

Познавательные

 подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

учет разных мнений; координирование в сотрудничестве разных позиций; достижение договоренностей и согласование общего решения.

 

VII. Подведение итогов. Релаксация. Самооценка.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Что узнали о числе 10?

- Чем отличается число 10 от остальных,  ранее изученных чисел?

- Как можно получить число10?

- Какое задание было самым интересным?

- Самым трудным?

- Кто на всех этапах оценил себя зелеными кружками?

- У кого были желтые кружки?

- Красные? На каком этапе?

 

Проговаривают цель урока.

 

 

Высказывают свое мнение.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Выполняют самооценку.

 

 

 

Регулятивные:

умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

 

 

Приложение 1.

Самооценка.

Зеленый цвет - Выполнил задание верно. Справился самостоятельно.

Желтый цвет  – Были трудности, но с заданием справился.

Красный цвет – Не понял. С заданием справиться не смог.

Приложение 2.

Инструкция.

1.Наклеить все круги на треугольник.

2. Составить выражение.

3. Прикрепить треугольник к доске.

4. Записать выражение на доске.

Литература

1.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя./ Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2008.

2.        Маршак С. Веселый счет: От одного до десяти. – М.: АСТ, 2009. 

3.        Петерсон Л.Г. Математика.1 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя.- М.: Ювента, 2010.

4.        Петерсон Л.Г. Математика.1 класс. Учусь учиться.- М.: Ювента, 2010.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.