Рабочая программа "Метеорологические наблюдения"

2
0
Материал опубликован 29 December 2024

Управление образования Дивеевского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Дивеевская средняя общеобразовательная школа"



Программа принята на заседании Утверждена приказом директора

педагогического совета МБОУ "Дивеевская СОШ"

протокол №1 от 30.08.2024г. ___________ Леньковой Е.А.

379 от 30.08.2024г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Метеорологические наблюдения»







Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 10-14 лет



Составитель:

Казакова Светлана Сергеевна,

учитель географии

первой квалификационной

категории







Дивеево, 2024

Раздел 1. Пояснительная записка

Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в части реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Метеорологические наблюдения» (далее – Программа) по содержанию соответствует естественнонаучной направленности.

Программа носит ознакомительный характер.

Программа направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на его общее развитие, умение самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, эмоционально сопереживать.

Программа разработана в соответствии c основными направлениями государственной образовательной политики и нормативными документами, регулирующими деятельность в сфере образования:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9 ноября 2018 года N 196 утратил силу с 1 марта 2023)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».

Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.

Устав и нормативно-локальные акты


Программа кружка «Метеорологические наблюдения» естественно-научной направленности формирует у обучающихся представление о метеорологии как науки о климате и погоде, о закономерностях выпадения атмосферных процессов, о проблемах загрязнения человеком атмосферы.

Программа «Метеорологические наблюдения» построена на основе деятельностного подхода и предполагает привлечение обучающихся в исследовательскую и практическую деятельность, что является результатом приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения, навыки и умения.

Содержание программы «Метеорологические наблюдения» направлено на сохранение и углубление обучающего и воспитывающего потенциала обучающихся, развитию их культуры, осознание ими значения метеорологии для человека.

Отличительной особенностью данной программы является её широкий спектр действия, не фиксируется только на наблюдении за атмосферой. Создание метеоплощадки на территории школы поможет осуществлять научно-исследовательскую деятельность школьников по экологическому направлению. Подобная работа поможет лучше познавать окружающую природу и учащимся младших классов. В 6 классе по географии изучается тема «Атмосфера», где происходит знакомство с географическими явлениями и процессами, которые происходят в атмосфере. Мы должны научить детей наблюдать за погодой; измерять элементы погоды с помощью приборов и оборудования MiLABTM и датчиками einsteinTM, планшетного регистратора einsteinTM Tablet3, cтроить графики температуры и облачности, розы ветров; решать задачи на определение влажности, изменений температуры и т.д. Метеоплощадка нам бы в этом помогла! Метеоплощадка послужит необходимым условием в изучении биоритмов человека, влиянии изменений погоды на функциональные возможности организма. Даст возможность узнать, когда и какие растения высаживать на пришкольном участке. С помощью данных, полученных на метеоплощадки, можно будет анализировать состояние человека и осуществлять проектную деятельность с большей практической направленностью.  Метеоплощадка даст возможность учащимся получить возможность практического использования материалов для уроков физики по темам: «Давление» 7 класс, «Влажность» 8 и 10 классы, «Молекулярная физика» 10 класс (связь давления и температуры). На основе работы школьной метеоплощадки можно работать над научно-исследовательскими проектами.

Со временем можно расширить тематику кружка. Включить в занятия по исследованию почвы, воды.

Адресат программы

Программа кружка «Метеорологические наблюдения» разработана для обучающихся 5-8 классов. Состав группы -10-15 человек.

Объем программы

Для реализации программы «Метеорологические наблюдения» отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.

Формы и методы работы.

Регулярное наблюдение за состоянием погоды

Измерение различных показателей по метеоприборам

Составление календаря погоды, розы ветров, графиков температур

Анализ полученных данных

Составление краткосрочных прогнозов, простейшей синоптической карты

Цель и задачи Программы


Цель: создание условий для углубленного изучения метеорологических знаний, привлечение обучающихся к изучению климата своей области и города, использование знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-методические задачи:

Расширить знания о метеорологии, как науке.

Сформировать представление о климате и погоде

Развивать практические умения работы с метеорологическими

приборами, выполняя практические работы на местности

Совершенствовать навыки работы с источниками информации,

умение проводить обработку собранных материалов


Ценностные ориентиры содержания

Кружок «Метеорологические наблюдения» играет важную роль в реализации задач современного российского образования – формировании всесторонне образованной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, культурных и этических принципов и норм поведения.

В ходе реализации программы «Метеорологические наблюдения» должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

осознание ценности окружающей среды, ценности атмосферы;

осознание значимости и общности проблем рационального природопользования, загрязнения и охраны атмосферы, и готовность им противостоять;

любовь к своему Отечеству, региону, местности;

уважение к природе.

Планируемые результаты

1. Личностные результаты

Личностными результатами программы «Метеорологические наблюдения» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Реализация программы кружка «Метеорологические наблюдения»

способствует достижению следующих результатов личностного развития:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование основ экологического сознания и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Формируемые УУД:

овладение системой метеорологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности метеорологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры.


2. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации программы кружка «Метеорологические наблюдения» являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации своей деятельности и поиска средств еѐ осуществления;

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели;

формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать еѐ, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД;

формирование умений рационально использовать широкораспространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приѐмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;


3. Предметные результаты

Предметными результатами реализации программы кружка «Метеорологические наблюдения» являются:

формирование представлений о метеорологии, еѐ роли, о метеорологических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об атмосфере Земли, погоде и климате;

овладение элементарными практическими умениями использования метеорологических приборов и инструментов;

формирование умений и навыков использования разнообразных метеорологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных атмосферных явлений и процессов, самостоятельного оценивания экологического состояния окружающей среды;

Формируемые УУД:

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об атмосфере Земли, погоде и климате;

овладение элементарными практическими умениями использования метеорологических приборов и инструментов;

формирование умений и навыков использования разнообразных метеорологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки атмосферных явлений и процессов, самостоятельного оценивания экологического состояния окружающей среды;

формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Раздел 2. Содержание программы

Учебный план



п/п

Наименование учебного модуля

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

1

1

2

собеседование

2.

Метеорология как наука

5

5

10

Оформление дневника наблюдений

3.

Исследовательская работа в природе

5

15

20

Составление графиков хода температур, розы ветров, диаграмм облачности и осадков

4.

Синоптические карты

1

2

3

Составление простейшей синоптической карты

 

Итого:

12

23

35




Введение (2ч)

1. Метеорология как наука (10 ч).

Предмет и задачи метеорологии. Метеорология – синтез естественных наук. Знакомство с учениями Ганна, Ланглея, Форреля. Вспоминают основные понятия: температура, давления, движения воздуха, влажность, облачность, осадки. Узнают о динамической, спутниковой, сельскохозяйственной, синоптической метеорологии. Развитие метеорологии в России. Создание метеорологических бюро, станций.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Способы изучения основных метеорологических показателей среды. Фиксация основных показаний и составления журнала наблюдения, с целью отслеживания динамики метеорологических показателей.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области метеорологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований. Учащиеся знакомятся с профессией метеоролога.

Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Климатообразующие факторы. Воздушные массы, их типы, циркуляция. Климатические и синоптические карты. Климат и человек. Влияние климатических условий на человека.

Практические работы:

1. Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря

погоды

2. Работа с метеоприборами и электронным оборудованием


2. Исследовательская работа в природе (20 ч)

Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и еѐ влияние на жизнь растений и животных. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Влияние ветра, воды, температуры воздуха на изменение климата.

Практические работы:

1. Характеристика климата своей местности

2. Прогноз погоды на ближайшие два-три дня

3. Измерение температуры поверхности почвы и обработка результатов

измерений

4. Измерение влажности воздуха. Определение характеристик влажности

5. Измерение атмосферного давления. Запись и обработка результатов

измерений

6. Наблюдение за газовым составом атмосферы

7. Наблюдение за газовым составом атмосферы на разной высоте

8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по

имеющимся данным.

9. Выявление причин изменения погоды

10. Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика (по материалам календаря погоды)

3. Синоптические карты (3 ч)

Данная тема является итоговой. Она позволяет выявить полученные знания, умения и навыки по характеристикам погоды. Эти знания позволяют учащимся составить синоптическую карту и выявлять все изменения, происходящие в атмосфере данной местности.

Практические занятия.

1.Составление простейшей синоптической карты.


Раздел 3. Формы аттестации.

В процессе обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Метеорологические наблюдения» отслеживаются два вида результатов:

Текущие (обсуждение и оценка практических работ, тестирование или викторина по изучаемому разделу);

Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы в целом).

Текущий контроль успеваемости обучающихся — это систематическая проверка достижения результатов освоения Программы, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности.

Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на контрольном занятии по окончании изучения раздела Программы.

Оценочные материалы



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Примеры тестов.


Тест «Вводный контроль»


Выберите один правильный ответ.

1. Что такое меридиан?

а) Линия, проходящая через Москву;

б) Линия, проходящая через северный и южный полюс;

в) Прямая между двумя городами;

2. Каковы координаты южного полюса?

а) 90 градусов южной широты;

б) 20 градусов южной широты;

в) 60 градусов южной широты;

3. Атмосферное давление – это ……

а) Движение воздуха

б) Вес воздуха;

в) Разница между температурами;

4. Какой месяц в северном полушарии самый теплый?

а) Август; б) Июнь; в) Июль;

5. Почему мокрое белье на морозе сначала замерзает, но потом постепенно размягчается и высыхает?

а) Вода испаряется; б) Вода стекает; в) Вода уносится ветром;

6. Из чего состоят облака, если температура вокруг него выше нуля градусов?

а) Ледяных капель б) Водяного пара; в) Водяных капель;

7. Откуда и куда дует северо – западный ветер?

а) С северо-запада на юго-восток; б) С северо-запада на северо-восток в) С северо-запада на север;

8. Как называется день 21 марта?

а) День осеннего равноденствия; б) День весеннего равноденствия в) День весеннего солнцестояния;

9. Назовите самый короткий день в году?

а) 23 декабря; б) 22 декабря; в) 24 декабря;

10. Если на южной оконечности Австралии зима, то что происходит на Кавказе?

а) Лето; б) Весна; в) Осень;

Ключ к Примерному тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

б

а

б

в

а

в

а

б

б

а


I. Критерии оценки тестовых заданий (из 10 заданий):


Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

все

4(хорошо)

8-9

3(удовлетворительно)

6-7

2(неудовлетворительно)

5 и менее



Тема: «Солнечная радиация»

Выберите один правильный ответ

1. Какие виды лучистой энергии вы знаете?

2. Как называют величину, характеризующую мощность потока лучистой энергии?

а) Баланс радиации; б) Интенсивность радиации; в) инверсия;

3. Радиация, поступающая на Землю непосредственно от солнечного диска в виде пучка параллельных лучей, называют:

а) Прямая солнечная радиация; б) Рассеянная солнечная радиация;

в) Суммарная солнечная радиация; г) Отражение солнечной радиации;

4. Часть солнечной радиации, которая после рассеивания атмосферы поступает на земную поверхность, называется:

а) Отраженная солнечная радиация б) Рассеянная солнечная радиация; в) Суммарная солнечная радиация;

5. Суммарная радиация, дошедшая до Земной поверхности, частично отражаясь от неё, создает:

а) Рассеянную солнечную радиацию; б) Прямую солнечную радиацию;

в) Отраженную солнечную радиацию г) Суммарную солнечную радиацию;

6. От чего зависит ослабление прямой солнечной радиации?

а) От прозрачности атмосферы; б) От состояния поверхности Земли ; в) От высоты солнца;

7. Интенсивность какой радиации больше?

а) Рассеянной; б) Прямой; в) Отражённой

8. Куда отправляется отраженная солнечная радиация?

а) В атмосферу; б) В мезосферу в) В гидросферу;

9. В чем выражается Альбедо?

а) В градусах; б) В джоулях; в) В процентах г) В метрах;

10. Радиационным балансом называется?

а) Теплообмен между земной поверхностью и атмосферой; б) Излучение атмосферы;

в) Расход плюс приход солнечной радиации на земную поверхность;

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


а

а

б

в

а

б

а

в

в


I. Критерии оценки тестовых заданий (из 10 заданий):


Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

все

4(хорошо)

8-9

3(удовлетворительно)

6-7

2(неудовлетворительно)

5 и менее



Тест « Состав и строение атмосферы»

Выбери один правильный ответ

1. Самый нижний слой атмосферы называется?

а) Мезосферой; б) Стратосферой в) Тропосферой г) Термосферой;

2. Какое из следующих утверждений об атмосфере является верным?

а) Это движение воздуха из области повышенного давления;

б) Относительная влажность воздуха увеличивается при его нагревании; в) Газовая оболочка Земли;

3. В составе атмосферного воздуха азота содержится в среднем:

а) 78% б) 51%; в) 38%; г) 21%;

4. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Москве и Санкт-Петербурге являются .....

а) Автомобильный транспорт; б) Предприятия черной металлургии;

в) Теплоэлектростанции г) Предприятия по нефтепереработки;

5. Образование кислотных дождей связано с выбросами в атмосферу отходов:

а) Теплоэлектростанций, работающих на угле ; б) Атомных электростанций;

в) Предприятий горнодобывающей промышленности; г) Предприятий деревообрабатывающей промышленности;

6. До какой высоты от поверхности земли распространяется атмосфера?

а) 16км; б) 100км; в) 40км; г) 1000км;

7. В каком слое атмосферы происходят северные сияния?

а) Тропосфере; б) Мезосфере;

в) Термосфере ; г) Экзосфере;

8. Слой атмосферы на высотах от 18 до 50 км называется:

а) мезосфера; б) тропосфера; в) стратосфера;

г) термосфера

9. В тропосфере содержится около 80% газа под названием:

а) кислород; б) азот; в) углекислый газ; г) аргон;

д) водород

10.С экологической точки зрения наиболее опасным загрязнением городов является:

а) автомобильный транспорт; б) железнодорожный транспорт; в) речной транспорт


Ключ к примерному тесту:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

в

в

а

а

а

в

а

в

б

а


I. Критерии оценки тестовых заданий (из 10 заданий):


Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

все

4(хорошо)

8-9

3(удовлетворительно)

6-7

2(неудовлетворительно)

5 и менее





Тест «ВЕТЕР»

Главная причина образования ветров – это…

А) вращение Земли вокруг своей оси;

Б) раскачивание деревьев;

В) разница в атмосферном давлении над разными участками подстилающей поверхности;

Г) движение облаков.

Ветром называется…

А) перемещение облаков в горизонтальном направлении;

Б) движение воздуха в горизонтальном направлении;

В) раскачивание деревьев в различных направлениях;

Г) давление воздуха, которое мы ощущаем при движении с большой скоростью

Атмосферное давление не везде одинаково потому, что разные

участки поверхности…

А) находятся на разном расстоянии от Солнца; Б) имеют различное расстояние над уровнем моря;

В) нагреваются Солнцем с разной скоростью; Г) воздух нагревается от подстилающей поверхности.

Из имеющихся высказываний составить две логические цепочки (причинно-следственные связи)

А) более нагретый воздух; Б) зона пониженного давления;

В) водная поверхность; Г) легкий разреженный воздух;

Д) более холодный воздух; Е) поверхность суши;

Ж) уплотненный воздух; З) зона повышенного давления.



5.О направлении ветров, господствующих на местности, можно узнать по графику, называемому…

А) линией ветров; Б) фиалкой ветров; В) розой ветров; Г) ромашкой ветров.

Бризом называют ветер в прибрежной зоне, который меняет

свое направление на противоположное …

А) один раз в сутки; Б) два раза в год ; В) два раза в сутки; Г) два раза в сезон.



Муссонами называют ветры, охватывающие нижнюю часть

тропосферы, которые меняют свое направление на противоположное…

А) один раз в сутки; Б) два раза в год ; В) два раза в сутки; В) два раза в сезон.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

В

Б

В

В-А-З-Б; Д - Е- Г

В

В

Б


I. Критерии оценки тестовых заданий (из 7 заданий):


Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

все

4(хорошо)

6

3(удовлетворительно)

5

2(неудовлетворительно)

4 и менее



Раздел 4. Условия реализации Программы


Для успешной реализации Программы необходимы:

Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет для занятий экологией (требуется просторное, светлое, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и нормам освещенности).

Доска рабочая.

Рабочие столы и стулья.

Место для хранения наглядных пособий.


Технические и дидактические средства обучения:

наглядные пособия (таблицы, схемы);

карточки с заданиями (тесты, вопросники);

метеостанция с датчиками:

датчик освещенности

датчик относительной влажности

датчик температуры

датчик ультафиолетового излучения

датчик местоположения

датчик положения в пространстве

датчик атмосферного давления



Информационное обеспечение

-http://einsteinworld.com

-Всероссийский экологический портал http://ecoportal.ru/


Учебно-методическое обеспечение программы

Список используемого оборудования

.

название

количество

назначение

1

Метеостанция,

оборудование MiLABTM с датчиками einsteinTM, планшетный ре истратор einsteinTM Tablet3, сопряженный с einsteinTM LabMate

1 шт.

Школьная метеостанция позволяет познакомить обучающихся с измерительными приборами и дополнительным электронным оборудованием, научить вести наблюдения за погодой, связями живой и неживой природы, уточнять и расширять знания о атмосфере и процессах в ней происходящих, поможет осуществлять учебно-исследовательскую деятельность школьников в том числе и по экологическому направлению.

2

фотоаппарат зеркальный+объектив


1 шт.

Снимки, сделанные ребятами разного возраста, поражают своим непривычным взглядом на мир. Давая возможность фотографировать окружающий мир, мы помогаем увидеть его красоту, фиксировать яркие атмосферные явления

3

компас


15 шт.

Компас нужен для определения ориентира на местности. Компас необходим при проведении экскурсий и выходов на природу с целью наблюдения.

4

карты географические (набор)

1 шт.

Для обеспечения наглядности

5

ноутбук

серии Rikor R-N-H-CPU-D-M-PSU-C? 1144\2\2021, РЭ-1534\21

1 шт.

Для ведения документации, хранения информации и её обработки, для выхода в сеть интернет

6

многофункциональное устройство


1 шт.

Для обеспечения бесперебойного процесса обучения

7

звуковые колонки


1 шт.

Для просмотра обучающих фильмов

8

стол учительский

1 шт.

Для комплектации кабинета, в связи с отсутствием в школе кабинета географии, нужно оборудовать кабинет, где будут проходить занятия кружка

9

кресло для преподавателя

1 шт.

10

стол ученический

10 шт.

11

стул ученический лабораторный

10 шт.

12

доска школьная

1 шт.

13

Шкаф для коллекций и дидактических материалов

2 шт.

14

Шкаф для приборов лабораторный

2 шт.

15

Лазерная указка-презентатор

1 шт.

акцентировать внимание аудитории на конкретных деталях, находясь на значительном расстоянии (до 200 м) от экрана для презентаций.

16

Точка беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi)

1 шт.

Для беспроводного подключения к сети интернет

17

Интерактивная панель

1 шт.

Для проведения презентаций, совместной работы над документами и проектами.



Раздел 5. Календарно – тематический план

 

Тема занятия

Форма проведения

Дата

Введение – 2 ч

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

Правила работы с оборудованием. Вводный инструктаж

беседа


2

Ознакомление с режимом работы на школьной метеостанции

Ознакомительная экскурсия на школьную метеостанцию


Метеорология как наука – 10 ч

1

Удивительная наука – метеорология. Предмет и задачи

Лекция


2

основные понятия: температура, давления, движения воздуха, влажность, облачность, осадки.

Беседа


3

Профессия - метеоролог

Показ презентации


4

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Просмотр фильма с последующим обсуждением


5

Способы изучения основных метеорологических показателей среды.

Практическая работа


6

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований.

Практическая работа


7

Фиксация основных показаний и составления журнала наблюдения

Составление журнала наблюдения


8

Навыки исследовательской деятельности в области метеорологии

Презентация


9

Климатические карты.

Лекция с элементами беседы


10

Климат и человек. Влияние климатических условий на человека.

Беседа


Исследовательская работа в природе – 20 ч

1

Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Лекция


2

Продолжительность дня.



3

Температура воздуха и еѐ влияние на жизнь растений и животных.

Беседа


4

Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Беседа


5

Влияние ветра, воды, температуры воздуха на изменение климата.

Беседа


6

Метеорологические явления по сезонам года.

Беседа


7

Организация метеорологических наблюдений.

Практическая работа


8

Измерение температуры воздуха и обработка результатов измерений

Практическая работа


9

Измерение температуры поверхности почвы и обработка результатов измерений

Практическая работа


10

Измерение атмосферного давления. Запись и обработка результатов измерений

Практическая работа


11

Измерение влажности воздуха. Определение характеристик влажности

Практическая работа


12

Наблюдение за газовым составом атмосферы

Практическая работа


13

Наблюдение за газовым составом атмосферы на разной высоте

Практическая работа


14

Измерение силы ветра и направления ветра. Запись и обработка результатов измерений

Практическая работа


15

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.

Практическая работа


16

Характеристика климата своей местности

Практическая работа


17

Прогноз погоды на ближайшие два-три дня

Практическая работа


18

Выявление причин изменения погоды

Исследование


19

Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика (по материалам календаря погоды)

Исследование


20

Обработка результатов наблюдений.

Практическая работа


Синоптические карты – 3 ч

1

Климатические карты.

Лекция с элементами беседы


2

Составление простейшей синоптической карты.

Практическая работа


3

Составление простейшей синоптической карты.

Практическая работа



Литература

Для учителя.

1. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983:

2. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.

3. Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.

4. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.

5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.

Для обучающихся.

1.Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И.Географический словарь.- Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.

2.Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.

3.Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.

4.Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.

Интернет-ссылки


https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=47959


https://ruk.1sept.ru/article.php?ID=200801111



24


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.