Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Наблюдения и измерения на местности» (7–8 класс)

1
0
Материал опубликован 7 February 2019 в группе

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________

протокол от «___»____2017 №____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МАОУ «СОШ № 2»

________________

приказ от «___»______2017г.№_____

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа

«Наблюдения и измерения на местности»

на 2017-2018 учебный год

Срок реализации программы: 1 учебный год

Общее количество часов по плану на учебный год: 70 часов

Количество часов в неделю: 2 час

Возрастная группа / классы: 7 классы

Форма реализация: кружок

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе примерной внеурочной программы социального творчества школьников Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова /Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение,2011.

.

Составитель программы: Киреева Л.Х., учитель географии

Принято на заседании школьного методического объединения учителей предметной области «обществознание» протокол от « __» сентября 2017 г. № 2

Руководитель ШМО_________

подпись

ЛАНГЕПАС, 2017 год

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Наблюдения и измерения на местности» для обучающихся 7 классов на 2017-2018 учебный год составлена

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учрежденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897(в редакции приказа от 31.12.2015 № 1576;

на основе примерной внеурочной программы социального творчества школьников Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова

и является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», утвержденной приказом Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» от 31.08.2015 года № 426–о. (в редакции приказа от 25.05.2017№ 414-о)

Раздел I. Планируемые результаты программы

Огромное значение в экологическом образовании учащихся играют практикумы на местности - наблюдений за состоянием окружающей природной среды и проведение экологических исследований различной направленности. Такая деятельность является эффективным комплексным средством гармоничного развития личности, она дает возможность приобрести навыки общения с природой.

К концу освоения программы, обучающиеся будут знать и научаться:

-знать методами изучения окружающей природы;

-составлять простейших географических описаний объектов и явлений природы;

-составлять простейших описаний рельефа;

-определять сторон горизонта, расстояния, географические координаты, высот и глубин на картах;

-уметь работать с различными видами масштаба;

- определять показатели климата по климатическим картам;

-знать приборы и инструменты, используемыми при наблюдении за погодой;

-знать признаки погоды и предсказывать погоду;

-составлять графики изменения температур;

-составлять «розы ветров»;

-знать взаимозависимости между климатическими факторам;

-знать водными объектами округа;

-составлять описание географическое положение реки;

-составлять описание прибрежной и водной растительности;

-знать растительность, животных и птиц, обитающих в ХМАО-Югре;

-составлять описание растительности парка;

-уметь вести наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов.

Получат возможность научиться:

-измерять высоту и крутизну склона;

-определять скорости ветра;

-определять высоту Солнца над горизонтом;

-определять падения и уклона реки;

-определять скорость течения и расхода реки;

-определить химико-органолептические характеристики воды;

Программа направлена на развитие личностных результатов:

готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

опытом участия в социально значимом труде;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

овладение на уровне законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявление эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявление патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметные результаты , постигаемые программой:

организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные);

взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Показатели эффективности реализации программы

Стабильность состава занимающихся.

Динамика прироста индивидуальных показателей по уровню усвоения умений и отработка навыков по географии.

Участие творческих конкурсах олимпиадах по географии.

Школьный Фестиваль проектов «Проектируем настоящее и будущее»

Участие в конкурсе «Моя Югра –моя планета!» и др.

Система контроля освоения обучающимися программы

- текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам наблюдения за выполнением обучающимися практических заданий. В данный период обучающийся должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающегося к контролю.

- итоговый контроль реализуется в форме представления творческих проектов, участия в научно-практических конференциях.

раздел 2.

Содержание программы

«Опыты и наблюдения по географии»

Введение (2ч)

Методы географических исследований

Изучение форм поверхности, рельефа местности (12ч)

Макро-, мезо- и микроформы рельефа. Экспозиции и крутизны склонов. План изучения и описания рельефа местности.

Практические занятия. 1.Измерение высоты склона с помощью самодельного нивелира 2.Определение крутизну склона с помощью самодельного эклиметра. 3.Изучение и описания обнажения, холма, оврага.

Географическая карта (12 ч)

Стороны горизонта. Классификация географических карт. Изображение рельефа на карте.

Практические занятия. 1.Определение сторон горизонта на местности, в плане, на географической карте.2. Градусная сетка. Географические координаты.3. Масштабы. Работа с масштабами. 4. Определение расстояний с помощью градусной сетки. 5.Определение высот и глубин.6 Работа с климатическими картами.

Метеорологические наблюдения (22ч) Приборы и инструменты для метеорологического наблюдения. Шкала Бофорта для определения скорости ветра. Признаки погоды. Предсказание погоды. Изменение высоты Солнца над горизонтом. Годовые изменения средних температур и высоты Солнца над горизонтом. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Практические занятия. 1.Составление графика изменения температур (за день, неделю, месяц) 2.Построение «розы ветров» и диаграммы облачности.3. Выяснение взаимозависимости между климатическими факторам. 4. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. 5. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. 6.Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Изучение водоемов(18ч)

Реки ХМАО. Гидрологический режим реки. Химико-органолептические характеристики воды. Хозяйственное использование реки и водоохранные мероприятия. Озера и болота ХМАО.

Практические занятия 1. Описание географическое положение реки и ее бассейна.

2. Определение падения и уклона реки. 3. Изучение речного русла (ширина, глубина, площадь живого сечения, форма русла, характер дна и берегов). 4. Основные характеристики стока (определение скорость течения и расхода реки).5. Характер прибрежной и водной растительности .

Изучение растительности (4ч.)

Практические занятия 1.Изучение видового разнообразия растительности парка. 2.Описание растительности парка. 3. Изучение видового разнообразия животных и птиц парка. 4 .Наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов

При реализация программы используются методы обучения:

наглядные (показ, демонстрация, наблюдение);

практические (упражнение, самостоятельная работа и практика на местности).

      • словесные (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);

Учебные занятия проводятся при использовании фронтальной, групповой, индивидуальной и коллективной форм работы.

Межпредметные связи

Программа «Опыты и наблюдения по географии» тесно связана с науками математика (Построение графиков, определять сторон горизонта, расстояний, измерять высоту и крутизну склона, определение высоты Солнца над горизонтом, определение падения и уклона реки, определение скорости течения и расхода реки), химия (определение химико-органолептические характеристики воды) и биология (растения, животные и птиц).

Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данная программа предназначена для учащихся 7 классов. Занятия проводятся в кабинете географии и на территории пришкольного участка и в парковой зоне города.

Согласно учебному плану внеурочной деятельности, занятия проводится по 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Сроки реализации данной программы – 1 год.

Распределение часов в течение учебного года по четвертям

Класс

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за учебный год

7

16

14

20

18

70

Учебно-тематическое планирование

раздела

Название раздела

Общее количество часов на изучение раздела

Из них

Характеристика учебной деятельности обучающихся

теоретические

практические

 

Введение

2

2

0

Знакомство с методами изучения окружающей природы. Составление простейших географических описаний объектов и явлений природы

 

Изучение форм поверхности, рельефа местности

12

6

6

Знакомство с самодельными приборами. Измерение высоты и крутизну склона. Составление простейших описаний рельефа

 

Географическая карта

12

1

11

Определение сторон горизонта, расстояний, географических координат, высот и глубин, работа с масштабом. Работа с климатическими картами.

 

Метеорологические наблюдения

22

9

13

Знакомство с приборами и инструментами, Признаки и предсказание погоды, определения скорости ветра,высоты Солнца над горизонтом, составление графика изменения температур, построение «розы ветров», Выяснение взаимозависимости между климатическими факторам

 

Изучение водоемов

18

6

12

Знакомство водными объектами округа, описание географическое положение реки, определение падения и уклона реки, изучение речного русла, определение скорость течения и расхода реки,химико-органолептические характеристики воды, описание прибрежной и водной растительности .

 

Изучение растительности

4

0

4

Изучение видового разнообразия растительности, животных и птиц парка, описание растительности парка, наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов

 

Итого:

70

24

46

 

Календарно-тематическое планирование по краеведению

на 2017- 2018 учебный год для 7 классов.

№ п/п

Тема раздела/урока

Количество часов

Дата проведения занятия

Учебно-методическое обеспечение*

план

факт

I четверть

Введение (2ч)

 

Методы географических исследований

2

7.09

 

1.2. 1.9.

Изучение форм поверхности, рельефа местности (12ч)

 

Макро-, мезо- и микроформы рельефа.

2

14.09

 

1.2. 1.9.

 

Экспозиции и крутизны склонов.

2

21.09

 

1.2,1.4

 

Измерение высоты склона с помощью самодельного нивелира.

Практическое занятие

2

28.09

 

1.2, 1.4

 

Определение крутизну склона с помощью самодельного эклиметра. Практическое занятие

2

5.10

 

1.2, 1.4

 

План изучения и описания рельефа местности.

2

12.10

 

1.2 , 1.4

 

Изучение и описания обнажения, холма, оврага. Практическое занятие

2

19.10

 

1.2.

Географическая карта (12 ч)

 

Стороны горизонта. Определение сторон горизонта на местности, в плане, на географической карте. Практическое занятие.

2

26.10

 

1.3., 1.4,1.9.

За I четверть -16 ч

II четверть

 

Градусная сетка. Географические координаты. Практическое занятие

2

9.11

 

1.3. 1.9.

 

Масштабы. Работа с масштабами. Практическое занятие

2

16.11

 

1.3. 1.9.

 

Определение расстояний с помощью градусной сетки. Практическое занятие

2

23.11

 

1.3.

 

Классификация географических карт.

1

30.11

 

1.3.

 

Изображение рельефа на карте. Определение высот и глубин. Практическое занятие

1

30.11

 

1.3.

 

Работа с климатическими картами. Практическое занятие

2

7.12

 

1.3.

Метеорологические наблюдения (22ч)

 

Приборы и инструменты для метеорологического наблюдения

1

14.12

 

1.2.

 

Шкала Бофорта для определения скорости ветра

1

14.12

 

1.2.

 

Признаки погоды. Предсказание погоды

2

21.12

 

1.2.

За II четверть -14 ч

III четверть

 

Изменение высоты Солнца над горизонтом

2

18.01

 

1.2.

 

Годовые изменения средних температур и высоты Солнца над горизонтом

2

25.01

 

1.2.

 

Составление графика изменения температур (за день, неделю, месяц) Практическое занятие

2

1.02

 

1.2.

 

Построение «розы ветров» и диаграммы облачности Практическое занятие

2

8.02

 

1.2.

 

Выяснение взаимозависимости между климатическими факторам. Практическое занятие

2

15.02

 

1.9. 1.8

 

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Практическое занятие

2

22.02

 

1.2.

 

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

2

1.03

 

1.2.

 

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Практическое занятие

2

8.03

 

1.2.

 

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Практическое занятие

2

15.03

 

1.2.

Изучение водоемов(18ч)

 

Реки ХМАО. Практическое занятие

2

22.03

   

За III четверть -20 ч

IV четверть

 

Описание географическое положение реки и ее бассейна Практическое занятие

2

29.03

 

1.9, 1.8

 

Определение падения и уклона реки. Практическое занятие

2

5.04

 

1.2, 1.4

 

Изучение речного русла (ширина, глубина, площадь живого сечения, форма русла, характер дна и берегов). Практическое занятие

2

12.04

 

1.2.

 

Основные характеристики стока (определение скорость течения и расхода реки) Практическое занятие

2

19.04

 

1.2.

 

Гидрологический режим реки

2

26.04

 

1.2.

 

Химико-органолептические характеристики воды.

2

3.05

 

1.2.

 

Характер прибрежной и водной растительности .

Практическое занятие

2

10.05

 

1.2, , 1.4

 

Хозяйственное использование реки и водоохранные мероприятия.

1

17.05

 

1.2.

 

Озера и болота ХМАО

1

17.05

   

Изучение растительности (4ч.)

 

Изучение видового разнообразия растительности парка. Практическое занятие

1

24.05

 

1.2 , 1.4,1.5, 1.6, 1.7,1.8

 

Описание растительности парка. Практическое занятие

1

24.05

 

1.2. 1.5, 1.6, 1.7

 

Изучение видового разнообразия животных и птиц парка Практическое занятие

1

31.05

 

1.2.

 

Наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов Практическое занятие

1

31.05

 

1.2 , 1.4

ВСЕГО за IV четверть-20ч

ИТОГО за учебный год-70ч

Приложение1

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

1.Литература

1.1. Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение,2011.

1.2. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2005

1.3. КупринА.М. Слово о карте-М.: Недра,1987

1.4. Чернихова Е.Я.Учебные экскурсии по географии: (Из опыта работы)- М.: Просвещение,1980

1.5. Козлов М.А, Олигер И.М.Школьный атлас-определитель беспозвоночных.- М.: Просвещение,1991

1.6. Храбрый В.М.Школьный атлас-определитель птиц: Кн.для учащихся.-М.:Просвещение,1998

1.7.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас- определитель: кн.для учащихся нач. кл.- М.: Просвещение,2014.

1.8 Экология Ханты- Мансийского автономного округа/ под. ред. Плотникова. - Тюмень: СофтДизайн, 1997

1.9.Атлас Ханты - Мансийского автономного округа. Природа и экология. - Ханты- Мансийск- Москва, 2004

2.Оборудование

2.1. Компас

2.2Термометр

2.3. Ручной анемометр

2.4. Эклиметр

2.5. Самодельный нивелир

2.6 Гидрометрический шест

2.7.Цифровой датчик растворенного воде кислорода

2.8 Цифровой датчик турбидиметр

2.9 Цифровой датчик освещенности

2.10. Цифровой датчик pH

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации