Наблюдения и опыты в географии
Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т. е. не просто «смотреть», но одновременно и мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок с объективной действительности» (по выражению В. И. Ленина).
Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить.
Упражнения учащихся в наблюдениях полезны и в следующих отношениях: они прививают интерес к занятиям по географии, приучают их сознательно усваивать географический материал.
Для подготовки нашей молодежи к жизни следует систематически развивать у учащихся умение наблюдать на географической площадке, на стационарных площадках, во время экскурсий и походов по родному краю, на уроках, на практических занятиях, на внешкольных занятиях.
Выполняя требование программы по географии об организации систематических наблюдений в природе и на производстве, многие школы уже сделали наблюдения неотъемлемой частью процесса обучения. Однако массовые Обследования школ в различных областях РСФСР показывают, что наблюдения в обучении еще не наш., ли широкого применения по следующим причинам:
1. Значительная часть учителей географии не подготовлена к использованию метода наблюдений в обучении.
2. Во многих школах еще не организованы весьма удобные для занятий «лаборатории под открытым небом» — географические площадки и опорные посты для наблюдений стационарного характера.
3. Еще не разработаны вопросы, разрешение которых позволило бы более полно и всесторонне изучить ближайшие к школе участки родного края путем проведения наблюдений комплексного характера под руководством не только географа, но и хорошо объединенного коллектива преподавателей смежных предметов.
Умение наблюдать можно выработать у учащихся лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений. При этом всегда следует заботиться о том, чтобы развивать у учащихся не только «зоркость видения», но одновременно и мыслительные способности.
Успех организации наблюдений определяется: 1) четкостью цели наблюдения (над каким географическим объектом и зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой учащихся к проведению наблюдений (в какой последовательности вести наблюдения, какими приборами, как фиксировать наблюдаемые явления, как обрабатывать и оформлять полученные результаты).
Рассмотрим требования по проведению наблюдений погоды. Для понимания причин изменений погоды и взаимосвязей между отдельными ее компонентами нужны длительные наблюдения в строго продуманной системе.
Погода и климат оказывают влияние на развитие растений, на животный мир и на различные стороны жизни населения в определенной части Земли. Опыт передовых, особенно сельских, школ показывает, что учащиеся, хорошо разбирающиеся в вопросах микроклиматических различий отдельных участков земной поверхности и в вопросах прогнозирования погоды, могут своим активным участием в работах принести немалую пользу сельскохозяйственному производству. Четко усвоенные сведения о климате родного края помогут учащимся путем сравнений ярче представлять своеобразные особенности климата других стран при изучении страноведческих курсов в дальнейших классах.
Простейшие наблюдения погоды дети ведут уже в начальной школе в связи с наблюдениями сезонных изменений в природе. В начале V класса эти наблюдения продолжаются по той же простой программе, которая рекомендуется для начальной школы. Наблюдения в этот период ведут дежурные (2—3 человека в классе), результаты записываются в общеклассный календарь погоды. Перед организацией наблюдений на этом этапе учащимся предлагается вспомнить:
1) Как обозначается температура ниже 0°? 2) Как узнать по стрелкам, в какую сторону дул ветер? 3) Как отражается облачность? 4) Как по значкам узнать характер выпадавших осадков? 5) Какие явления называются «особыми»? И т. д.
Перед изучением темы «Атмосфера» (примерно за месяц) в наблюдения включаются все учащиеся класса и программа наблюдений усложняется. Вводятся трехразовые наблюдения, позволяющие накопить фактический материал для получения данных о среднесуточной и среднемесячной температуре и давлении, силе ветра в баллах, видах облаков и пр.
В целях подготовки детей к фронтальным наблюдениям по усложненной программе проводится беседа на основе анализа классных календарей за предшествующие месяцы. Перед учащимися ставятся примерно следующие вопросы: в какой день месяца температура воздуха была более низкой? Как понижение температуры сказалось на давлении воздуха? Как понижение давления повлияло на силу ветра? В каком направлении в эти дни дули ветры? Какие в эти дни дули ветры? Какие в эти дни преобладали облака? Какое в эти дни было состояние облачности? Какие осадки выпадали в эти дни? Почему водин из дней с утра шел мокрый снег, а во второй половине дня выпадение снега прекратилось?
Результаты фронтальных наблюдений записываются в индивидуальных дневниках погоды и одновременно дежурные заносят их на общеклассный календарь.
В конце месяца вычерчиваются график изменения температуры за месяц, роза ветров, диаграммы количества ясных, облачных и пасмурных дней, а также дней с осадками.
При анализе дневников погоды особое внимание обращается на выяснение связей между элементами погоды. Например, на основе записей в дневнике могут быть выяснены следующие связи:
1. Как изменялась температура воздуха по месяцам? Правильность ответа сопоставить с изменением средних температур по месяцам. Какой вывод можно сделать?
2. Как изменялось состояние облачности по месяцам? В какой месяц наблюдалось наибольшее количество ясных дней? В какой месяц наименьшее количество? Какой вывод можно сделать об изменении облачности по месяцам?
3. Какие выпадали осадки в сентябре? А в ноябре? Почему в ноябре появились снежинки?
4. Какие ветры преобладали в сентябре? А в ноябре?
5. Как изменялась высота солнца по месяцам? В какой месяц солнце стояло выше над горизонтом? В какой месяц — наиболее низко?
6. Из каких же элементов слагается погода? Назовите элементы погоды. Каков, по вашему мнению, общий признак, характеризующий погоду? Какую общую закономерность по месяцам можно пррследить в изменении погоды?
С наступлением весны интерес у школьников к наблюдениям над погодой значительно повышается. Ведь природа на их глазах начинает пробуждаться: с каждым днем солнце все выше поднимается над горизонтом, продолжительность дня нарастает, сходит снежный покров, вскрываются реки, появляются первая зелень и цветы, распускаются листья на кустарниках и деревьях, начинается прилет птиц. Все это вызывает у школьников приподнятое настроение и стремление глубже познать окружающую природу.
Учитывая это, программу наблюдений над погодой целесообразно расширить, включив в нее изменения, какие происходят в природе на глазах у учащихся (т. е. организовать фенологические наблюдения).
Программу фенологических наблюдений можно заимствовать из книг: Н. В. Попова «Фенологические наблюдения в школе» и из «Методики преподавания географии» С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г. Эрдели, изд. 1959 и 1966 гг.
Накопленные материалы по наблюдениям погоды по месяцам и сезонам дают возможность на конкретных данных проследить изменения погоды в течение года.
Для выяснения основных особенностей в изменении погоды по временам года необходимы не только записи наблюдений учащихся, но и обобщенные местной метеорологической станцией наблюдения над изменением погоды по сезонам за несколько лет (10—15 лет).
Сопоставление этих данных наблюдений позволяет учащимся под руководством учителя выявить определенные закономерности в ходе изменений погоды по временам года. На этой основе обеспечивается формирование понятия о климате вообще и о климате родного края в частности.