Рабочая программа надпредметному курсу «Мир деятельности» (1–4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 28»
УТВЕРЖДАЮ |
СОГЛАСОВАНО |
РАССМОТРЕНО НА МО |
Директор МБОУ« СШ № 28» |
Зам. директора по УВР |
Протокол № 1 Руководитель ШМО |
____________И.В. Маслова |
______________Н.В. Мелихова |
_________М.В.Львова |
« 31 » 08 2016г. |
« 31 » 08 2016г. |
от « 31 » 08 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По надпредметному
курсу «мир деятельности»
II уровень образования
Класс: |
1-4 |
Срок реализации программы: |
2014 – 2018 Г.г. |
Разработчик программы учитель начальных классов: |
|
Норильск
2016 – 2017
Рабочая программа «мир деятельности»
(внеурочная деятельность)
Курс составлен на основе требований нового Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы надпредметного курса «Мир деятельности» составленного авторским коллективом М.А. Кубышевой, С.Е. Мазуриной, Н.В. Посполита, под руководством Л.Г. Петерсон.
Данная программа направлена на формирование универсальных учебных действий, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.
Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)1.
Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.
Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.
Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.
И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию¹.
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»2.
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»3.
Развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Курс предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»)4. Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Планируемые результаты освоения курса «Мир деятельности» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
основную цель и результат учебной деятельности, её два основных этапа;
основные функции ученика и учителя на уроке;
правила поведения на уроке, уметь их применять;
цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания;
структуру первого этапа учебной деятельности, последовательность из шести шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения;
простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять;
основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
Учащиеся должны уметь:
осознанно осуществлять пробное действие;
грамотно фиксировать сое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия;
формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний и умений);
самостоятельно проверять свою работу по образцу;
простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
Учащиеся должны иметь представление:
о здоровье и семье как главных ценностях;
о качествах личности, которые помогут ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса «Мир деятельности» к концу обучения
Учащиеся должны знать:
основную цель и результат учебной деятельности, её два основных шага;
основные функции ученика и учителя на уроке;
основные правила общения и уметь их применять;
правила поведения на уроке и уметь их применять;
правила выполнения домашней работы и уметь их применять;
алгоритм исправления ошибок и уметь его применять;
правила работы в паре и группе и уметь их применять;
последовательность из 10 шагов учебной деятельности и приобрести опыт их прохождения;
правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе и приобрести опыт их применения.
Учащиеся должны уметь:
грамотно фиксировать индивидуальные затруднения по результатам выполнения пробного действия;
формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы;
формулировать цели предстоящих учебных действий исходя из содержания выявленных проблем;
на этапе построения нового способа действия использовать ранее знания для выдвижения собственных гипотез;
самостоятельно проверять свою работу по образцу.
II. Содержание надпредметного курса
l-й класс -33 часа
1. Организационно-рефлексивная линия
Что значит учиться? (Два основных шага учебной деятельности).
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания, итог повторения; пробное учебное действие, фиксирование своего затруднения, обдумывание, поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение – думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Цель выполнения домашнего задания. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
2. Коммуникативная линия
Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре, группе.
3.Познавательная линия
Как научиться быть внимательным.
4.Ценностная линия
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
2- 4 класс -34 часа
1.Организационно-рефлексивная линия
Что значит учиться? (Два основных шага учебной деятельности). Адаптированная структура первого шага учебной деятельности – «Что я не знаю?»: повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение - думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Адаптированная структура второго шага учебной деятельности – «Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок. Алгоритм исправления ошибок.
Как поставить цель своей учебной деятельности. От «не знаю» к «знаю». От «знаю» к «умею».
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 шагов)
2. Коммуникативная линия
Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре. Правила работы в группе.
Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.
3. Познавательная линия
Правила выполнения домашней работы.
Операция анализа, сравнения, обобщения.
4.Ценностная линия
Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности.
Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание.
Ценностная диаграмма класса.
1 Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
3 Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.
4 Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...». Всю нормативную базу можно скачать на сайте www.sch2000.ru.