Рабочая программа «Музыкальная робототехника "Робо-звук"» (1 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИНЯТА на заседании методического совета МБУ ДО «ЦДЮТ» Протокол № _____ от «_____» _______________ 2017 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ЦДЮТ» ______________ С.Е. Шайхатарова Приказ № _____ от «_____» ______________2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Музыкальная робототехника «Робо-звук»
(название учебного предмета, адресность)
Надершина Рамиля Мухтаровна
Направленность: Техническая
Возраст учащихся:7-10 лет.
Срок реализации:1год.
АЛЬМЕТЬЕВСК – 2017
Пояснительная записка
Образовательная программа «Музыкальная робототехника «Робо-звук» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 разработана для детей в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 144 учебных часа. В рамках данного курса учащиеся получат возможность не только изучить основы конструирования и программирования, но и научиться создавать уникальные музыкальные инструменты, а также при использовании сенсорных датчиков и их комбинаций генерировать различные ноты, получив музыкальные октавы. Помимо этого, учащиеся смогут получить начальные знания по автоматике и углубленные знания в области электроники и робототехники, собрав ряд современных технических устройств, таких как альтернативные источники электричества, телефон, радиоприемник и передатчик, цифровое автоматическое устройство на печатной плате, всевозможные микросхемы и не только. В процессе работы с LEGO EV3 учащиеся приобретают опыт решения как типовых, так и не шаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных.
LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Используя роботов в обучении принципам науки, электроники и программирования, мы стремимся зажечь в молодом поколении искру, которая подтолкнет наших детей стать новаторами, изучить новое, делать открытия, быть успешными в сфере науки и технологий 21 века.
Актуальность данной программы: По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов. Лидирующие позиции в области школьной робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego (подразделение Lego Education) с образовательным конструктором серии Mindstorms. Музыкальная робототехника - это новая, актуальная педагогическая технология, которая находится на стыке перспективных областей знания: электроника, автоматика, конструирование, программирование, технический дизайн и т.д.
Нормативно - правовая документация:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования РФ от 4.09.2014 № 1726-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013 № 1008
- Модельный стандарт качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования. Приказ МО и Н РТ от 20 марта 2014 г. N 1465/14;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 год;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (СанПиН 2.4.4.3.3172-14), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.07.2014 №41;
- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании»;
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)
- Устав МБУ ДО «ЦДЮТ»;
- Локальные акты МБУ ДО «ЦДЮТ», регламентирующие образовательную деятельность.
Цель программы:
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального конструирование и основ робототехники с помощью музыки.
Задачи программы:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
-
расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
знакомство со средой программирования EV3;
знакомство с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления музыкальных инструментов.
развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения;
развитие индивидуальных способностей ребенка;
развивать творческие способности и логическое мышление.
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
формирование внимания, наблюдательности и усидчивости.
Для реализации программы, данный курс обеспечен наборами LEGO MINDSTORMS EV3 (Артикул 45544). В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая EV3-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php
Программа рассчитана на детей школьного возраста – 7-10 лет.
Срок реализации данной программы – 1 год.
Формы организации занятий
Основными формами учебного процесса являются:
групповые учебно-практические и теоретические занятия;
работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
участие в соревнованиях между группами;
комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы:
1. Информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемного изложения.
4. Исследовательский.
5. Эвристический.
6. Создание ситуаций творческого поиска.
7. Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы
защита итоговых проектов;
участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
участие в школьных и городских соревнованиях (конкурсах исследовательских работ).
Ожидаемые результаты изучения программы
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
В области воспитания:
адаптация обучающегося к жизни в социуме, его самореализация;
сформированность представлений о мире профессий, связанных с робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными профессиями;
осознание и принятие жизненных ценностей, позволяющих ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
В области конструирования, моделирования и программирования:
знание основных принципов механической передачи движения;
умения творчески подходить к решению задачи;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Программное обеспечение Музыкальная робототехника «Робо-звук» LEGO MINDSTORMS Education EV3 предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO EV3.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
- аудирование – умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
- творческая деятельность – конструирование, моделирование, проектирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Виды контроля освоения программы:
Первичный
Промежуточный
Итоговый
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 балла – инструмент передан точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технические навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия технического конструктора; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с проектированием; 1 балл – делает инструмент не по плану, материал использует неправильные.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней:
0 – 8 – низкий уровень;
9 - 16 – средний уровень;
17 – 21 – высокий уровень.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Общие показатели развития детского творчества:
компетентность (эстетическая компетентность);
творческая активность;
эмоциональность (возникновение умных эмоций);
креативность;
производительность и свобода поведения;
инициативность;
самостоятельность и ответственность;
способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
Нахождение адекватных выразительных средств для создания оригинального инструмента.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Общая ручная умелость.
Календарный учебный график
№ п/п |
Дата проведения занятия |
Место проведения |
Тема занятия |
Форма занятия |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
1 |
План |
Факт |
каб. 202 |
Вводное занятие, правила ТБ Введение в конструирование |
Групповое |
2 |
Беседа |
||
19.09.17 |
|||||||||
2 |
21.09.17 |
каб. 202 |
Знакомство с конструктором LEGO |
Групповое |
2 |
||||
3 |
26.09.17 |
каб. 202 |
Основы конструирования механизмов |
Групповое |
2 |
||||
4 |
28.09.17 |
каб. 202 |
«Первые конструкции» |
Групповое |
2 |
||||
5 |
3.10.17 |
каб. 202 |
Основы робототехники с элементами музыкальных инструментов |
Групповое |
2 |
Наблюдение |
|||
6 |
05.10.17 |
каб. 202 |
Знакомство с деталями конструктора |
Групповое |
2 |
||||
7 |
10.10.17 |
каб. 202 |
Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором) |
Практическое |
2 |
Выполнение задания на тему: «блоки, пиктограммы» |
|||
8 |
12.10.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Барабан» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
9 |
17.10.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Барабан» проектирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента барабан» |
|||
10 |
19.10.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Фортепиано» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
11 |
24.10.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Фортепиано» проектирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента фортепиано» |
|||
12 |
26.10.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Скрипка» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
13 |
31.10.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Скрипка» проектирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента скрипка» |
|||
14 |
02.11.17 |
каб. 202 |
Возникновение и развитие робототехники |
Групповое |
2 |
||||
15 |
07.11.17 |
каб. 202 |
Проектирование, создание программно- управляемых моделей |
Практическое |
2 |
||||
16 |
09.11.17 |
каб. 202 |
Сборка базовых моделей конструкторов LEGO EV3 |
Групповое, коллективное |
2 |
Самостоятельная работа на тему: «элементы робототехники» |
|||
17 |
14.11.17 |
каб. 202 |
Демонстрация творческих работ учащихся |
Практическое |
2 |
Выставка |
|||
18 |
16.11.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Гитара» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
19 |
21.11.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Гитара» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента» |
|||
20 |
23.11.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Маракас» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
21 |
28.11.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Маракас» проектирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента» |
|||
22 |
30.11.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Трещотка» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
23 |
5.12.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Трещотка» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента» |
|||
24 |
7.12.17 |
каб. 202 |
Конструирование подвижных механизмов |
Групповое, коллективное |
2 |
Выполнение заданияна тему: «подвижные механизмы» |
|||
25 |
12.12.17 |
каб. 202 |
Демонстрация творческих работ учащихся |
Практическое |
2 |
||||
26 |
14.12.17 |
каб. 202 |
Программирование движения вперед, назад |
Групповое |
2 |
||||
27 |
19.12.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Рояль» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
28 |
21.12.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Рояль» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
29 |
26.12.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Саксофон» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
30 |
28.12.17 |
каб. 202 |
Лего-модель «Саксофон» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
31 |
9.01.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Маракас» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
32 |
11.01.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Маракас» конструирование муз.инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
33 |
16.01.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Бубен» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
34 |
18.01.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Бубен» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
35 |
23.01.18 |
каб. 202 |
Основы построения конструкций, устройства, приводы |
Групповое |
2 |
||||
36 |
25.01.18 |
каб. 202 |
Проверочная работа по теме «Конструкции» |
Практическое |
2 |
Практическая работа на тему: «муз. конструкции» |
|||
37 |
30.01.18 |
каб. 202 |
Исследование. Музыкальная ударная установка |
Групповое, коллективное |
2 |
Самостоятельная работа на тему: «Исследование ударной установки» |
|||
38 |
1.02.18 |
каб. 202 |
Программируемые двигатели, датчики и блоки питания |
Групповое |
2 |
||||
39 |
6.02.18 |
каб. 202 |
Составление рассказа «РОБОбезьянка-барабанщик» |
Практическое |
2 |
||||
40 |
8.02.18 |
каб. 202 |
Устройство и программирование датчиков |
Групповое |
2 |
||||
41 |
13.02.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Металлофон первые детали |
Групповое |
2 |
||||
42 |
15.02.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Металлофон конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
43 |
20.02.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Ложки» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
44 |
22.02.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Ложки» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
45 |
27.02.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Балалайка» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
46 |
1.03.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Балалайка» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
47 |
6.03.18 |
каб. 202 |
Проектирование программно-управляемой модели: Умная гитара |
Групповое |
2 |
||||
48 |
8.03.18 |
каб. 202 |
Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие инструменты |
Групповое |
2 |
||||
49 |
13.03.18 |
каб. 202 |
Проектирование программно-управляемой модели: Обезьянка-барабанщица |
Групповое, коллективное |
2 |
Самостоятельная работа на тему: «проектирование модели обезьянка-барабанщица» |
|||
50 |
15.03.18 |
каб. 202 |
Составление рассказа «РОБОбезьянка-барабанщик играет на фортепиано» |
Практическое |
2 |
||||
51 |
20.03.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Треугольник» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
52 |
22.03.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Треугольник» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
53 |
27.03.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Гусли» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
54 |
29.03.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Гусли» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
55 |
3.04.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Флейта» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
56 |
5. 04.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Флейта» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
57 |
10.04.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Домра» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
58 |
12.04.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Домра» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
59 |
17.04.18 |
каб. 202 |
Дистанционное управление |
Групповое |
2 |
||||
60 |
19.04.18 |
каб. 202 |
Способы крепления деталей |
Практическое |
2 |
||||
61 |
24.04.18 |
каб. 202 |
Командные действия |
Групповое, коллективное |
2 |
||||
62 |
26.04.18 |
каб. 202 |
Составление рассказа «РОБОбезьянка-барабанщик в стране музыкальных инструментов» |
Практическое |
2 |
Самостоятельная работа на тему: «РОБОбезьянка барабанщик» |
|||
63 |
1.05.18 |
каб. 202 |
Особенности графических языков программирования |
Групповое |
2 |
||||
64 |
3.05.18 |
каб. 202 |
Сборка конструкции робота с датчиками |
Групповое |
2 |
Самостоятельная работа на тему: «работа с датчиками» |
|||
65 |
8.05.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Труба» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
66 |
10.05.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Труба» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов» |
|||
67 |
15.05.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Кларнет» первые детали |
Групповое |
2 |
||||
68 |
17.05.18 |
каб. 202 |
Лего-модель «Кларнет» конструирование муз. инструмента |
Групповое |
2 |
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента кларнет» |
|||
69 |
22.05.18 |
каб. 202 |
Движение с двумя датчиками освещенности |
Групповое |
2 |
||||
70 |
24.05.18 |
каб. 202 |
Путешествие по кабинету |
Групповое, коллективное |
2 |
Самостоятельная работа на тему: «движение по линиям» |
|||
71 |
29.05.18 |
каб. 202 |
Проверка полученных знаний |
Групповое |
2 |
||||
72 |
31.05.18 |
каб. 202 |
Итоговое занятие: Выставка музыкальных инструментов |
Практическое |
2 |
Выставка, поощрение участников |
|||
Итого: |
144 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., 2003.
Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014.
Чехлова А. В., Якушкин П.А. «Конструкторы LEGO EV3 в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
Конструируем, играем и учимся. LEGO EV3 материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 2006.
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с. ISBN 978-5-9963-0545-2
Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил. ISBN 978-5-9963-0272-7
CD. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя.
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., ил
Интернет ресурсы:
-
-
http://lego.rkc-74.ru/
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
-
4. http://learning.9151394.ru
http://www.roboclub.ru/
6. http://robosport.ru/
7. http://www.prorobot.ru/
9. www.int-edu.ru
10. http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
11. http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
12. http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
13. http://legomet.blogspot.com