Рабочая программа «Музыкальная робототехника "Робо-звук"» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 3 May 2018

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИНЯТА

на заседании методического совета

МБУ ДО «ЦДЮТ»

Протокол № _____

от «_____» _______________ 2017 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ЦДЮТ»

______________ С.Е. Шайхатарова

Приказ № _____

от «_____» ______________2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Музыкальная робототехника «Робо-звук»

(название учебного предмета, адресность)

Надершина Рамиля Мухтаровна

Направленность: Техническая

Возраст учащихся:7-10 лет.

Срок реализации:1год.

АЛЬМЕТЬЕВСК – 2017

Пояснительная записка

Образовательная программа «Музыкальная робототехника «Робо-звук» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 разработана для детей в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 144 учебных часа. В рамках данного курса учащиеся получат возможность не только изучить основы конструирования и программирования, но и научиться создавать уникальные музыкальные инструменты, а также при использовании сенсорных датчиков и их комбинаций генерировать различные ноты, получив музыкальные октавы. Помимо этого, учащиеся смогут получить начальные знания по автоматике и углубленные знания в области электроники и робототехники, собрав ряд современных технических устройств, таких как альтернативные источники электричества, телефон, радиоприемник и передатчик, цифровое автоматическое устройство на печатной плате, всевозможные микросхемы и не только. В процессе работы с LEGO EV3 учащиеся приобретают опыт решения как типовых, так и не шаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных.

LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Используя роботов в обучении принципам науки, электроники и программирования, мы стремимся зажечь в молодом поколении искру, которая подтолкнет наших детей стать новаторами, изучить новое, делать открытия, быть успешными в сфере науки и технологий 21 века.

Актуальность данной программы: По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов. Лидирующие позиции в области школьной робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego (подразделение Lego Education) с образовательным конструктором серии Mindstorms. Музыкальная робототехника - это новая, актуальная педагогическая технология, которая находится на стыке перспективных областей знания: электроника, автоматика, конструирование, программирование, технический дизайн и т.д.

Нормативно - правовая документация:

- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования РФ от 4.09.2014 № 1726-р.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013 № 1008

- Модельный стандарт качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования. Приказ МО и Н РТ от 20 марта 2014 г. N 1465/14;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 год;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (СанПиН 2.4.4.3.3172-14), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.07.2014 №41;

- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании»;

- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)

- Устав МБУ ДО «ЦДЮТ»;

- Локальные акты МБУ ДО «ЦДЮТ», регламентирующие образовательную деятельность.

Цель программы:

Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального конструирование и основ робототехники с помощью музыки.

Задачи программы:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

  1. расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;

    знакомство со средой программирования EV3;

    знакомство с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления музыкальных инструментов.

    развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения;

    развитие индивидуальных способностей ребенка;

    развивать творческие способности и логическое мышление.

создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

формирование внимания, наблюдательности и усидчивости.

Для реализации программы, данный курс обеспечен наборами LEGO MINDSTORMS EV3 (Артикул 45544). В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая EV3-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php

Программа рассчитана на детей школьного возраста – 7-10 лет.

Срок реализации данной программы – 1 год.

Формы организации занятий

Основными формами учебного процесса являются:

групповые учебно-практические и теоретические занятия;

работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

участие в соревнованиях между группами;

комбинированные занятия.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы:

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемного изложения.

4. Исследовательский.

5. Эвристический.

6. Создание ситуаций творческого поиска.

7. Стимулирование (поощрение).

Формы подведения итога реализации программы

защита итоговых проектов;

участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;

участие в школьных и городских соревнованиях (конкурсах исследовательских работ).

Ожидаемые результаты изучения программы

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:

В области воспитания:

адаптация обучающегося к жизни в социуме, его самореализация;

сформированность представлений о мире профессий, связанных с робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными профессиями;

осознание и принятие жизненных ценностей, позволяющих ориентироваться в нравственных нормах и правилах.

В области конструирования, моделирования и программирования:

знание основных принципов механической передачи движения;

умения творчески подходить к решению задачи;

умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Программное обеспечение Музыкальная робототехника «Робо-звук» LEGO MINDSTORMS Education EV3 предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO EV3.

В программе «Робототехника» включены содержательные линии:

- аудирование – умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;

- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;

- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;

- творческая деятельность – конструирование, моделирование, проектирование.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Виды контроля освоения программы:

Первичный

Промежуточный

Итоговый

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 балла – инструмент передан точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технические навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия технического конструктора; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с проектированием; 1 балл – делает инструмент не по плану, материал использует неправильные.

Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 

0 – 8 – низкий уровень;

9 - 16 – средний уровень;

17 – 21 – высокий уровень.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Общие показатели развития детского творчества:

компетентность (эстетическая компетентность);

творческая активность;

эмоциональность (возникновение умных эмоций);

креативность;

производительность и свобода поведения;

инициативность;

самостоятельность и ответственность;

способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.

Нахождение адекватных выразительных средств для создания оригинального инструмента.

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

Общая ручная умелость.

Календарный учебный график

п/п

Дата проведения занятия

Место проведения

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Форма контроля

1

План

Факт

каб. 202

Вводное занятие, правила ТБ

Введение в конструирование

Групповое

2

Беседа

19.09.17

 

2

21.09.17

 

каб. 202

Знакомство с конструктором LEGO

Групповое

2

 

3

26.09.17

 

каб. 202

Основы конструирования механизмов

Групповое

2

 

4

28.09.17

 

каб. 202

«Первые конструкции»

Групповое

2

 

5

3.10.17

 

каб. 202

Основы робототехники с элементами музыкальных инструментов

Групповое

2

Наблюдение

6

05.10.17

 

каб. 202

Знакомство с деталями конструктора

Групповое

2

 

7

10.10.17

 

каб. 202

Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором)

Практическое

2

Выполнение задания на тему: «блоки, пиктограммы»

8

12.10.17

 

каб. 202

Лего-модель «Барабан» первые детали

Групповое

2

 

9

17.10.17

 

каб. 202

Лего-модель «Барабан» проектирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента барабан»

10

19.10.17

 

каб. 202

Лего-модель «Фортепиано» первые детали

Групповое

2

 

11

24.10.17

 

каб. 202

Лего-модель «Фортепиано» проектирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента фортепиано»

12

26.10.17

 

каб. 202

Лего-модель «Скрипка» первые детали

Групповое

2

 

13

31.10.17

 

каб. 202

Лего-модель «Скрипка» проектирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента скрипка»

14

02.11.17

 

каб. 202

Возникновение и развитие робототехники

Групповое

2

 

15

07.11.17

 

каб. 202

Проектирование, создание программно- управляемых моделей

Практическое

2

 

16

09.11.17

 

каб. 202

Сборка базовых моделей конструкторов LEGO EV3

Групповое, коллективное

2

Самостоятельная работа на тему: «элементы робототехники»

17

14.11.17

 

каб. 202

Демонстрация творческих работ учащихся

Практическое

2

Выставка

18

16.11.17

 

каб. 202

Лего-модель «Гитара» первые детали

Групповое

2

 

19

21.11.17

 

каб. 202

Лего-модель «Гитара» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента»

20

23.11.17

 

каб. 202

Лего-модель «Маракас» первые детали

Групповое

2

 

21

28.11.17

 

каб. 202

Лего-модель «Маракас» проектирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента»

22

30.11.17

 

каб. 202

Лего-модель «Трещотка» первые детали

Групповое

2

 

23

5.12.17

 

каб. 202

Лего-модель «Трещотка» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента»

24

7.12.17

 

каб. 202

Конструирование подвижных механизмов

Групповое, коллективное

2

Выполнение заданияна тему: «подвижные механизмы»

25

12.12.17

 

каб. 202

Демонстрация творческих работ учащихся

Практическое

2

 

26

14.12.17

 

каб. 202

Программирование движения вперед, назад

Групповое

2

 

27

19.12.17

 

каб. 202

Лего-модель «Рояль» первые детали

Групповое

2

 

28

21.12.17

 

каб. 202

Лего-модель «Рояль» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

29

26.12.17

 

каб. 202

Лего-модель «Саксофон» первые детали

Групповое

2

 

30

28.12.17

 

каб. 202

Лего-модель «Саксофон» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

31

9.01.18

 

каб. 202

Лего-модель «Маракас» первые детали

Групповое

2

 

32

11.01.18

 

каб. 202

Лего-модель «Маракас» конструирование муз.инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

33

16.01.18

 

каб. 202

Лего-модель «Бубен» первые детали

Групповое

2

 

34

18.01.18

 

каб. 202

Лего-модель «Бубен» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

35

23.01.18

 

каб. 202

Основы построения конструкций, устройства, приводы

Групповое

2

 

36

25.01.18

 

каб. 202

Проверочная работа по теме «Конструкции»

Практическое

2

Практическая работа на тему: «муз. конструкции»

37

30.01.18

 

каб. 202

Исследование.

Музыкальная ударная установка

Групповое, коллективное

2

Самостоятельная работа на тему: «Исследование ударной установки»

38

1.02.18

 

каб. 202

Программируемые двигатели, датчики и блоки питания

Групповое

2

 

39

6.02.18

 

каб. 202

Составление рассказа «РОБОбезьянка-барабанщик»

Практическое

2

 

40

8.02.18

 

каб. 202

Устройство и программирование датчиков

Групповое

2

 

41

13.02.18

 

каб. 202

Лего-модель «Металлофон первые детали

Групповое

2

 

42

15.02.18

 

каб. 202

Лего-модель «Металлофон конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

43

20.02.18

 

каб. 202

Лего-модель «Ложки» первые детали

Групповое

2

 

44

22.02.18

 

каб. 202

Лего-модель «Ложки» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

45

27.02.18

 

каб. 202

Лего-модель «Балалайка» первые детали

Групповое

2

 

46

1.03.18

 

каб. 202

Лего-модель «Балалайка» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

47

6.03.18

 

каб. 202

Проектирование программно-управляемой модели: Умная гитара

Групповое

2

 

48

8.03.18

 

каб. 202

Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие инструменты

Групповое

2

 

49

13.03.18

 

каб. 202

Проектирование программно-управляемой модели: Обезьянка-барабанщица

Групповое, коллективное

2

Самостоятельная работа на тему: «проектирование модели обезьянка-барабанщица»

50

15.03.18

 

каб. 202

Составление рассказа «РОБОбезьянка-барабанщик играет на фортепиано»

Практическое

2

 

51

20.03.18

 

каб. 202

Лего-модель «Треугольник» первые детали

Групповое

2

 

52

22.03.18

 

каб. 202

Лего-модель «Треугольник» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

53

27.03.18

 

каб. 202

Лего-модель «Гусли» первые детали

Групповое

2

 

54

29.03.18

 

каб. 202

Лего-модель «Гусли» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

55

3.04.18

 

каб. 202

Лего-модель «Флейта» первые детали

Групповое

2

 

56

5. 04.18

 

каб. 202

Лего-модель «Флейта» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

57

10.04.18

 

каб. 202

Лего-модель «Домра» первые детали

Групповое

2

 

58

12.04.18

 

каб. 202

Лего-модель «Домра» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

59

17.04.18

 

каб. 202

Дистанционное управление

Групповое

2

 

60

19.04.18

 

каб. 202

Способы крепления деталей

Практическое

2

 

61

24.04.18

 

каб. 202

Командные действия

Групповое, коллективное

2

 

62

26.04.18

 

каб. 202

Составление рассказа «РОБОбезьянка-барабанщик в стране музыкальных инструментов»

Практическое

2

Самостоятельная работа на тему: «РОБОбезьянка барабанщик»

63

1.05.18

 

каб. 202

Особенности графических языков программирования

Групповое

2

 

64

3.05.18

 

каб. 202

Сборка конструкции робота с датчиками

Групповое

2

Самостоятельная работа на тему: «работа с датчиками»

65

8.05.18

 

каб. 202

Лего-модель «Труба» первые детали

Групповое

2

 

66

10.05.18

 

каб. 202

Лего-модель «Труба» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструментов»

67

15.05.18

 

каб. 202

Лего-модель «Кларнет» первые детали

Групповое

2

 

68

17.05.18

 

каб. 202

Лего-модель «Кларнет» конструирование муз. инструмента

Групповое

2

Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента кларнет»

69

22.05.18

 

каб. 202

Движение с двумя датчиками освещенности

Групповое

2

 

70

24.05.18

 

каб. 202

Путешествие по кабинету

Групповое, коллективное

2

Самостоятельная работа на тему: «движение по линиям»

71

29.05.18

 

каб. 202

Проверка полученных знаний

Групповое

2

 

72

31.05.18

 

каб. 202

Итоговое занятие:

Выставка музыкальных инструментов

Практическое

2

Выставка, поощрение участников

Итого:

144

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., 2003.

    Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014.

    Чехлова А. В., Якушкин П.А. «Конструкторы LEGO EV3 в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

    Конструируем, играем и учимся. LEGO EV3 материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 2006.

    Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5

    Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с. ISBN 978-5-9963-0545-2

    Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил. ISBN 978-5-9963-0272-7

    CD. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя.

    Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., ил


 

Интернет ресурсы:

4. http://learning.9151394.ru

http://www.roboclub.ru/

6. http://robosport.ru/

7. http://www.prorobot.ru/

8. http://web.snauka.ru

9. www.int-edu.ru

10. http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1

11. http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm

12. http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008

13. http://legomet.blogspot.com

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.