МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИНЯТА
на заседании методического совета
МБУ ДО «ЦДЮТ»
Протокол № _____
от «_____» _______________ 2017 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦДЮТ»
______________ С.Е. Шайхатарова
Приказ № _____
от «_____» ______________2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Музыкальная робототехника «Робо-звук»
(название учебного предмета, адресность)
Надершина Рамиля Мухтаровна
Направленность: Техническая
Возраст учащихся:7-10 лет.
Срок реализации:1год.
АЛЬМЕТЬЕВСК – 2017
Пояснительная записка
Образовательная программа «Музыкальная робототехника «Робо-звук» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 разработана для детей в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 144 учебных часа. В рамках данного курса учащиеся получат возможность не только изучить основы конструирования и программирования, но и научиться создавать уникальные музыкальные инструменты, а также при использовании сенсорных датчиков и их комбинаций генерировать различные ноты, получив музыкальные октавы. Помимо этого, учащиеся смогут получить начальные знания по автоматике и углубленные знания в области электроники и робототехники, собрав ряд современных технических устройств, таких как альтернативные источники электричества, телефон, радиоприемник и передатчик, цифровое автоматическое устройство на печатной плате, всевозможные микросхемы и не только. В процессе работы с LEGO EV3 учащиеся приобретают опыт решения как типовых, так и не шаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных.
LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Используя роботов в обучении принципам науки, электроники и программирования, мы стремимся зажечь в молодом поколении искру, которая подтолкнет наших детей стать новаторами, изучить новое, делать открытия, быть успешными в сфере науки и технологий 21 века.
Актуальность данной программы: По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов. Лидирующие позиции в области школьной робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego (подразделение Lego Education) с образовательным конструктором серии Mindstorms. Музыкальная робототехника - это новая, актуальная педагогическая технология, которая находится на стыке перспективных областей знания: электроника, автоматика, конструирование, программирование, технический дизайн и т.д.
Нормативно - правовая документация:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования РФ от 4.09.2014 № 1726-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013 № 1008
- Модельный стандарт качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования. Приказ МО и Н РТ от 20 марта 2014 г. N 1465/14;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 год;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (СанПиН 2.4.4.3.3172-14), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.07.2014 №41;
- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании»;
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)
- Устав МБУ ДО «ЦДЮТ»;
- Локальные акты МБУ ДО «ЦДЮТ», регламентирующие образовательную деятельность.
Цель программы:
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального конструирование и основ робототехники с помощью музыки.
Задачи программы:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
знакомство со средой программирования EV3;
знакомство с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления музыкальных инструментов.
развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения;
развитие индивидуальных способностей ребенка;
развивать творческие способности и логическое мышление.
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
формирование внимания, наблюдательности и усидчивости.
Для реализации программы, данный курс обеспечен наборами LEGO MINDSTORMS EV3 (Артикул 45544). В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая EV3-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php
Программа рассчитана на детей школьного возраста – 7-10 лет.
Срок реализации данной программы – 1 год.
Формы организации занятий
Основными формами учебного процесса являются:
групповые учебно-практические и теоретические занятия;
работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
участие в соревнованиях между группами;
комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы:
1. Информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемного изложения.
4. Исследовательский.
5. Эвристический.
6. Создание ситуаций творческого поиска.
7. Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы
защита итоговых проектов;
участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
участие в школьных и городских соревнованиях (конкурсах исследовательских работ).
Ожидаемые результаты изучения программы
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
В области воспитания:
адаптация обучающегося к жизни в социуме, его самореализация;
сформированность представлений о мире профессий, связанных с робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными профессиями;
осознание и принятие жизненных ценностей, позволяющих ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
В области конструирования, моделирования и программирования:
знание основных принципов механической передачи движения;
умения творчески подходить к решению задачи;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Программное обеспечение Музыкальная робототехника «Робо-звук» LEGO MINDSTORMS Education EV3 предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO EV3.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
- аудирование – умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
- творческая деятельность – конструирование, моделирование, проектирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Виды контроля освоения программы:
Первичный
Промежуточный
Итоговый
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 балла – инструмент передан точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технические навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия технического конструктора; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с проектированием; 1 балл – делает инструмент не по плану, материал использует неправильные.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней:
0 – 8 – низкий уровень;
9 - 16 – средний уровень;
17 – 21 – высокий уровень.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Общие показатели развития детского творчества:
компетентность (эстетическая компетентность);
творческая активность;
эмоциональность (возникновение умных эмоций);
креативность;
производительность и свобода поведения;
инициативность;
самостоятельность и ответственность;
способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
Нахождение адекватных выразительных средств для создания оригинального инструмента.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Общая ручная умелость.
Календарный учебный график
№ п/п
Дата проведения занятия
Место проведения
Тема занятия
Форма занятия
Количество часов
Форма контроля
1
План
Факт
каб. 202
Вводное занятие, правила ТБ
Введение в конструирование
Групповое
2
Беседа
19.09.17
2
21.09.17
каб. 202
Знакомство с конструктором LEGO
Групповое
2
3
26.09.17
каб. 202
Основы конструирования механизмов
Групповое
2
4
28.09.17
каб. 202
«Первые конструкции»
Групповое
2
5
3.10.17
каб. 202
Основы робототехники с элементами музыкальных инструментов
Групповое
2
Наблюдение
6
05.10.17
каб. 202
Знакомство с деталями конструктора
Групповое
2
7
10.10.17
каб. 202
Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором)
Практическое
2
Выполнение задания на тему:«блоки, пиктограммы»
8
12.10.17
каб. 202
Лего-модель «Барабан» первые детали
Групповое
2
9
17.10.17
каб. 202
Лего-модель «Барабан» проектирование муз. инструмента
Групповое
2
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента барабан»
10
19.10.17
каб. 202
Лего-модель «Фортепиано» первые детали
Групповое
2
11
24.10.17
каб. 202
Лего-модель «Фортепиано» проектирование муз. инструмента
Групповое
2
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента фортепиано»
12
26.10.17
каб. 202
Лего-модель «Скрипка» первые детали
Групповое
2
13
31.10.17
каб. 202
Лего-модель «Скрипка» проектирование муз. инструмента
Групповое
2
Выполнение задания на тему: «проектирование муз. инструмента скрипка»
14
02.11.17
каб. 202
Возникновение и развитие робототехники
Групповое
2
15
07.11.17
каб. 202
Проектирование, создание программно- управляемых моделей
Практическое
2
16
09.11.17
каб. 202
Сборка базовых моделей конструкторов LEGO EV3
Групповое, коллективное
2
Самостоятельная работа на тему: «элементы робототехники»