Программа внеурочной деятельности «Музыкальная мозаика» (1–4 класс)
Российская Федерация ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ Муниципальное ОБЩЕобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ
629303, Тюменская область г. Новый Уренгой м-н Советский 10/1 |
|
Тел/факс (3494) 25 -1 7 - 49 |
Рассмотрена на заседании МС Утверждаю
Протокол № ____________от Директор МОУ СОШ № 11
«_______» ______________20 г. М.В. Зенкина
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Музыкальная мозаика"
срок реализации 4 года
возраст учащихся 7 лет – 10 лет.
программа разработана
Козловой М.В.
Новый Уренгой
2017 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Музыка в школе – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Как известно, музыка – развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Целью программы является: создание условий для самореализации личности через музыкально – эстетическое воспитание обучающихся.
Задачи:
1. Воспитать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
2. Научить воспринимать музыкальный образ, определять музыкальные жанры, понимать простейшие музыкальные понятия, дать основы музыкальной грамоты.
3. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность, а также образовательную художественно – эстетическую среду, способствующую самоопределению личности учащихся через творческую деятельность,
4. Способствовать формированию творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать «прекрасное» в социуме.
5. Развивать самостоятельность, инициативу и настойчивость.
Программа рассчитана на 4 года 33 часа в год для учащихся 1 классов и 34 часа в год для учащихся 2 – 4 классов, Режим занятий один час в неделю количество учащихся в группе 15-20 человек.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:
· Тематические занятия, мероприятия;
· Часы поэзии, часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
· Игры – викторины, игры – загадки;
· Творческие мастерские;
· Музыкальные путешествия.
· Художественные акции учащихся в школьном социуме.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:
· Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
· Создание коллективных творческих проектов;
· Публичные выступления;
· Участие в творческих конкурсах различного уровня;
· Школьные фестивали искусств;
По итогам освоения программного материала предполагается «Защита творческого проекта», на котором каждый обучаемый представляет свою итоговую работу по одному из разделов программы. По окончании реализации программы ребенок должен сформировать следующие универсально-учебные действия:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся;
Нравственно-этическое оценивание;
Умение выражать свои мысли;
Умение структурировать знания;
Оценка качества и уровня знания.
Воспитательные результаты дополнительной образовательной программы «Музыкальная мозаика»:
I уровень воспитательных результатов – приобретение школьником социальных знаний и опыта (адаптация ребенка к школе, отношение в коллективе);
II уровень воспитательных результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (уважительное отношение к природе, Родине, семье, культуре и т.д.)
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия
Материально техническое обеспечение:
· Наличие специализированных помещений: кабинет музыки, актовый зал.
· Технические средства для организации учебного процесса (аудио, видео аппаратура, мультимедиа проектор)
· Синтезатор
· Фонограммы «минус»
· Видеозаписи выступлений исполнителей
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Раздел |
Форма занятия |
Приемы и методы |
Технические средства и оборудование |
Форма подведения итогов |
Времена года в музыке, поэзии, живописи. |
Комплексное занятие |
Диалог, коллективное обсуждение |
Музыкальный центр, фонограммы, репродукции картин, стихи русских поэтов |
Пение самостоятельно сочиненных напевов, демонстрация тонов и красок, подобранных учащимися |
Оркестр русских народных инструментов. |
Занятие-загадка |
Наглядно-слуховой, игра на воображаемых инструментах. |
Репродукции с изображением русских народных инструментов, аудиоэнциклопедия Муз.центр, фонограммы с звучанием русских народных инструментов |
Концерт «Наш оркестр», музыкальная викторина «Звучат русские народные инструменты» |
Русские народные песни. |
Тематическое занятие «В стиле русского фольклора» |
Наглядно-слуховой, репродуктивный. |
Русские народные костюмы, шумовые инструменты (трещетки, ложки,бубен) Муз.центр, фонограммы русских народных песен |
Исполнение выученных песен с элементами театрализации. |
Этикет |
Занятие-путешествие |
Наглядный, погружение в эпоху. |
DVD, диски, телевизор. |
Решение этикетных задач, ролевые игры. |
Танец его значение в жизни человека. |
Комплексное занятие |
Наглядно-практический, погружение в образ. |
Муз. центр, аудио и видио материалы с фрагментами танцев, DVD |
Танцевальная ассамблея |
Звуки и шумы окружающего мира. |
Занятие-экскурсия |
Связь с жизнью. Метод «выходов» за пределы музыки |
Аудио записи с примерами шумовых звуков, звуков природы, муз.центр, диски. |
Отгадывание музыкальных загадок. |
Рисую музыку, музыка в природе |
Творческая мастерская. |
Творчество при восприятии музыки. |
Альбом, краски, карандаши, музыкальные фонограммы о природе |
Выставка рисунков |
Дружба народов мира |
Музыкальное путешествие по странам |
Наглядно-слуховой |
Аудио записи с музыкой разных народов, репродукции с изображением стран. |
Мини - концерт |
«В стране веселых ноток» |
Занятие - погружение |
Метод погружения, наглядно – графический метод |
Аудиоаппаратура, записи песен на диске, фортепиано, доска, карточки |
Музыкальный тест – викторина |
Сказка в музыке |
Музыкальный спектакль |
Метод актерского перевоплощения |
Портрет Римского – Корсакова, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, «Три чуда» из оперы Римского – Корсакова, репродукции картин Врубеля |
Выступление театра теней |
В музыкальном театре. Балет. |
Занятие, с использованием музыкально – сценического действия |
Метод творческого воображения |
DVD, музыкальный центр, фрагменты из опер и балетов, «Хлопай, топай» (песня) |
Эскизы декораций, костюмов, портретов, иллюстраций к прослушанным фрагментам |
«Маленькие шедевры» Г. В. Свиридова |
Литературно – музыкальная гостиная |
Метод анализа |
А. С. Пушкин «Метель», музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова |
Создание иллюстраций |
Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека. |
Занятие – исследование |
Метод создания проблемных ситуаций; Исследовательский метод. |
Русская народная музыка, классическая музыка, рок- музыка из репертуара гр. «Рамштайн»; музыкальные инструменты, музыкальный центр. |
Выявление особенностей влияния народной музыки на физическое здоровье школьников. |
Культура Ямала |
Познавательное занятие, с использованием регионального компонента |
Метод моделирования художественно – творческого процесса |
Мультимедиа проектор, голосовые сигналы доречевой коммуникации, стиль языкописи музыки, стариная народная песня «Сокол», мифы |
Сохранение народных промыслов, песенного творчества |
Героическое прошлое нашей Родины в произведениях искусства |
Интегрированное занятие |
Метод «Если бы…», наглядный метод, видео метод |
Былины, Васнецов «Богатыри», Корин триптих «Александр Невский», фрагмент фильма, подобранная музыка к теме занятия, «Честь имею» (песня). |
Выставка работ учащихся |
Творческий анализ пьес из фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки» |
«В концертном зале» (интегрирование музыки, живописи, литературы) |
Беседа, диалог, словесное рисование, графическое модулирование, сравнение |
Аудиозапись, альбом, цветные карандаши, иллюстрации к пьесам по мотивам картин В. Гартмана, портрет Мусоргского |
Создание картинной галереи |
Музыкальные инструменты от древности до современности |
Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок» |
Метод погружения, метод стилизации |
Истории о возникновении музыкальных инструментов, мультимедиа проектор, музыкальный центр, музыкальные инструменты |
Музыкальные инструменты конца 21 века |
Фольклорная азбука. |
Комплексно – интегрированное занятие |
Метод художественно – творческого моделирования, Метод вокализации |
Детские песни, Календарные песни, Хороводные песни, Свадебные песни, Лирические песни |
Тематический концерт с инсценировкой песен |
Сравнение голосов людей, животных с голосами музыкальных инструментов |
Занятие - исследование |
Метод сравнения, Метод символического видения |
Настольный театр, наглядность, маски, шумовые музыкальные инструменты |
Разыгрывание сказки с помощью шумовых и музыкальных инструментов |
Музыка вокальная и музыка инструментальная |
Занятие - рассуждение |
Проблемный, поисковый метод, метод создания художественного контекста |
Популярные песни и мелодии из мультфильмов, кинофильмов, детские фольклорные песни |
Создание музыкальных композиций |
Что такое ансамбль? |
Занятие - знакомство |
Метод диалога, Метод «Если бы…» |
История возникновения ансамблевого пения, виды, формы и жанры ансамблей |
Исполнение фрагментов песен в ансамбле, пение в унисон |
Основные правила вокально – хорового пения |
Занятие - знакомство |
Беседа, наглядный и практический показ |
Советы, желающим войти в мир музыки, фортепиано, музыкальный центр |
Тест – опрос |
Певческая установка |
Практическое занятие |
Метод пластического интонирования, видео метод |
Правила пения сидя и стоя, просмотр фрагментов концертных выступлений, DVD - плеер |
Устный опрос, наглядный показ |
Дыхание |
Практическая беседа |
Метод наглядности, практический метод, индивидуальный подход |
Дыхательная гимнастика, тренировка нижереберного диафрагмального дыхания |
Выполнение упражнений для выработки правильного певческого дыхания |
Дирижерский жест |
Занятие - знакомство |
Метод пластического интонирования |
Учусь дышать правильно, фонограммы песен на диске |
Отработка пения с дирижерским жестом |
Звукообразование |
Практическое занятие |
Метод художественной декламации, метод вокализации |
Звуки музыкальные и шумовые, гласные и согласные звуки, высота звука |
Вокально – хоровая работа над репертуаром |
Дикция. Скороговорка. Фразировка. |
Практическое занятие - беседа |
Метод показа, метод «эхо» |
Правильное формирование гласных и четкое произношение согласных. Что такое фраза? Скороговорки. |
Выполнение упражнений, исполнение скороговорок |
Охрана детского голоса |
Занятие - беседа |
Метод диалога, Метод рассуждения |
Правила сохранения детского голоса |
Выполнение упражнений |
«Певческое поле» мира |
Занятие – путешествие |
Метод моделирования художественно – творческого процесса, «Я – поэт и композитор» |
Коллективное творчество многих поколений, Авторские песни, Массовые песни, Эстрадные песни |
Исполнение своих стихотворений под аккомпанемент |
Пение и мы, пение и я |
Подготовка к концертной программе |
Метод вокализации, Метод создания композиций |
Вокально – хоровые упражнения, отработка песенного репертуара |
Концерт |
Голос «рисует», «танцует», «поет» |
Занятие - впечатление |
Художественно – синкретический метод, рисование голосом |
Сказка Е. Пермяка «На все цвета радуги», семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, фонограммы песен, музыкальный центр |
Шоу – программа |
Мы поем для своих друзей и родителей |
Подготовка к родительскому собранию |
Художественно – синкретический метод |
Песенный репертуар, фонограммы песен, микрофоны, сцена |
Выступление на родительском собрании |
Наши любимые песни |
Тематические занятия |
Синтетический метод, выразительность исполнения |
Песенный репертуар в соответствии с календарными и школьными праздниками |
Вечера отдыха, Концертные программы |
Песни собирают друзей |
Концертная деятельность |
Интегрированный метод |
«Песня – верный друг твой навсегда» |
Конкурсы, концерты, семинары |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
раздел, темы |
всего часов |
теория |
практика |
Музыка |
||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 |
Времена года в музыке, поэзии, живописи. |
4 |
1 |
3 |
3 |
Оркестр русских народных инструментов |
4 |
2 |
2 |
4 |
Русские народные песни |
4 |
2 |
2 |
|
Этикет |
4 |
2 |
2 |
5 |
Танец его значение в мире человека |
5 |
2 |
3 |
6 |
Звуки и шумы окружающего мира |
4 |
1 |
3 |
7 |
Рисую музыку (природа и музыка) |
4 |
2 |
2 |
8 |
Дружба народов мира |
3 |
1 |
2 |
|
Всего: |
33 |
14 |
19 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 1 час
2 . ВРЕМЕНА ГОДА В МУЗЫКЕ, ПОЭЗИИ, ЖИВОПИСИ – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: беседа: «Времена года, их особенности и приметы». Цветовая гамма времен года. Высказывание русских поэтов, художников композиторов.
Практическая часть: прослушивание фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». Просмотр репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, И. Грабаря, чтение стихов русских поэтов: Пушкина, Есенина, Некрасова, Майкова, Тютчева, Фета. Выполнение задания «Четыре времени года».
Прогнозируемый результат: создание творческих работ, развитие воображения и творчества.
2. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ - 4 ЧАСА.
Теоретическая часть: беседа: «Каким был первый музыкальный инструмент?». Из истории происхождения музыкальных инструментов. Название инструментов.
Практическая часть: прослушивание аудиоэнциклопедии со звучанием русских народных инструментов. Задание подписать названия русских народных инструментов. Разгадывание кроссворда: «Инструменты народного оркестра».
Прогнозируемый результат: способствовать формированию интереса и уважения к народным истокам.
3. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: беседа «Как сохраняется народная песня». Знакомство с жизнью своего народа, с его богатыми традициями, музыкальным и поэтическим творчеством. Жанры русских народных песен. Пословицы, поговорки.
Практическая часть: прослушивание русских народных песен различных жанров: колыбельные, солдатские, плясовые, хороводные, трудовые, исторические, лирические, обрядовые. Разгадывание ребуса «Жанры народных песен». Инсценирование песен: «Ой вставала я ранешенько», «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень».
Прогнозируемый результат: способствовать интересу и увлеченности русским фольклором, русской народной песней.
4. ЭТИКЕТ – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Практическая часть: решение этикетных задач для мальчиков, решение этикетных задач для девочек. Поход в кинотеатр. Добрые слова и добрые дела - ролевые игры.
Прогнозируемый результат: овладение искусством общения, коммуникативной культурой.
5. ЗВУКИ И ШУМЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – 4 ЧАСА.
Теоретическая часть: беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Практическая часть: читаем сказку с динамическими оттенками. Слуховое восприятие – определить звуки шумовые, звуки природы, звуки музыкальные. Выполнение упражнения музыкальная лестница.
Прогнозируемый результат: научить различать динамические оттенки, звуки, определять свойства звуков.
6. РИСУЮ МУЗЫКУ – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка»
Практическая часть: прослушивание фрагментов из альбома А.Вивальди, П.И. Чайковского «Времена года». Анализ прослушанных произведений. Творческое задание: выразить свои представления, свои чувства в рисунке, аппликации, коллаже, лепке.
Прогнозируемый результат: создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
7. ТАНЕЦ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – 5 ЧАСОВ.
Теоретическая часть: беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
Практическая часть: слушание музыки: И.С. Бах «Менуэт», М.И. Глинка «Вальс-минутка», «Краковяк», «Мазурка», «Вальс» из оперы Иван Сусанин, А.Хачатурян «Танец с саблями»
Из оперы «Гаяне». Современные танцы (рок-н-ролл, брейк-данс). Изучение элементов историко-бытовых танцев.
Прогнозируемый результат: создание сюжетно-тематических номеров на примерах историко-бытовых танцев. Развитие художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей.
8. ДРУЖБА НАРОДОВ МИРА – 3 ЧАСА
Теоретическая часть: путешествие по странам - Польша, Норвегия, Франция, Америка.
Практическая часть: просмотр DVD – дисков с целью ознакомления достопримечательностей разных стран. Слушание и разучивание песен разных народов: «Два кота» - польская, «Камертон» - норвежская, «Танец утят»- французская, «Маленький Джо»- американская.
Прогнозируемый результат: развитие фантазии, воображения и представление об окружающем мире через изучение культуры различных стран, искусство народов мира. Освоение детьми мирового пространства, культуры.
Ожидаемые результаты первого года
- Изучат жанры русских народных песен;
· Познакомятся с понятием « этикет»;
· Запомнят правила поведения в различных ситуациях;
· Услышат танцы прошлого и настоящего;
· Научатся понимать культуру и искусство других народов, культуру северных народов;
· Смогут находить взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, театром, кино, изо);
· Будут различать музыкальные инструменты оркестра русских народных инструментов.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
раздел, темы |
всего часов |
теория |
практика |
1 |
«В стране веселых ноток» |
2 |
1 |
1 |
2 |
Сказка в музыке |
4 |
1 |
3 |
3 |
В музыкальном театре. Балет. |
5 |
2 |
3 |
4 |
«Маленькие шедевры» Г.В. Свиридова |
3 |
1 |
2 |
5 |
Влияние русской музыки на состояние здоровья человека |
4 |
2 |
2 |
6 |
Культура Ямала |
4 |
2 |
2
|
7 |
Героическое прошлое нашей Родины в произведениях искусства |
4 |
2 |
2 |
8 |
Концертная деятельность |
8 |
-
|
8 |
|
Всего: |
34 |
11 |
23 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. «В СТРАНЕ ВЕСЕЛЫХ НОТОК» - 2 ЧАСА
Теоретическая часть: знакомство учащихся с музыкальной грамотой, с названием нот, их расположением на нотном стане.
Практическая часть: отгадывание загадки, исполнение песен композитора Давида Тухманова и поэта Юрия Энтина: «Вступительная песенка», «Сольная песенка», «Редкая песенка», «Песенка про Си», «Милая песенка», «Плясовая песенка», «Фальшивая песенка», «Долгая песенка». Вывешивание карточек с нотами на нотном стане.
Прогнозируемый результат: знание нот, их расположение на нотном стане.
2. СКАЗКА В МУЗЫКЕ – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: вспомнить и закрепить знания о средствах музыкальной выразительности, знакомство с оперой Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Практическая часть: чтение фрагментов из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», слушание фрагментов из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», просмотр репродукции картины Врубеля «Царевна Лебедь», рисование декораций, костюмов, портретов, иллюстраций к фрагментам оперы, инсценировка любого фрагмента.
Прогнозируемый результат: выражение впечатлений после слушания музыки, выступление театра теней, развитие творческих способностей и самостоятельности детей.
3. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. БАЛЕТ – 5 ЧАСОВ
Теоретическая часть: дать представление о музыкально – сценическом жанре – балете. Беседа: «Почему балет относиться к синтетическим видам искусства?» Кто участвует в создании балетного спектакля?
Практическая часть: прослушивание различных танцев балета (мазурки, польки, вальса, краковяк), просмотр фрагментов балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева, исполнение песни «Хлопай – топай», создание балетных декораций.
Прогнозируемый результат: развить умение определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание, уметь воспринимать музыку.
4. «МАЛЕНЬКИЕ ШЕДЕВРЫ» Г.В. СВИРИДОВА – 3 ЧАСА
Теоретическая часть: знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», повесть А. С. Пушкина «Метель».
Практическая часть: слушание и анализ музыкальных иллюстраций, сравнение фрагментов произведений, подбор цветовой гаммы в соответствии с характером музыки, создание иллюстраций.
Прогнозируемый результат: суметь «увидеть» музыку, способствовать развитию учащихся через творческую деятельность, создать иллюстрации к прослушанным произведениям.
5. ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ МУЗЫКИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: знакомство с образцами русской народной музыки, с образцами классической музыки, с образцами рок – музыки. Выразительные возможности музыки. Элементы музыкальной речи.
Практическая часть: распевания с ускорением и замедлением темпа, Г. Серебряков «Ты откуда, русская зародилась музыка?», исполнение русских народных песен: «Во саду ли в огороде», «Ходила младешенька», «Валенки», слушание классической музыки П. И. Чайковского, беседа: «Может ли музыка влиять на здоровье человека?»; проведение исследования с инфузориями туфельками, вывод.
Прогнозируемый результат: выявление особенностей влияния музыки на физическое здоровье школьников.
6. КУЛЬТУРА ЯМАЛА – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: знакомство школьников с древней и традиционной культурой Ямала, духовные истоки народностей Крайнего Севера.
Практическая часть: беседа «Крайний север западной Сибири», слушание голосовых сигналов доречевой коммуникации, слушание фрагмента композиции «Огненное начало» в исполнении гр. «Продиджи» - фантазирование движений по тексту, Древние легенды, стихи Л. Лапцуя, подбор на слух образных мелодических фраз, слушание старинной народной песни «Сокол», исполнение песни «Есть только миг».
Прогнозируемый результат: воплощение в мелодических импровизациях собственные впечатления о художественных произведениях, сохранение народных промыслов, песенного творчества.
7. ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ НАШЕЙ РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: познакомить учащихся с творчеством художников В. Васнецова и П. Корина и композиторов А. П. Бородина и С. С. Прокофьевым
Практическая часть: беседа «Связь прошлого с настоящим», былины, просмотр репродукции картины Васнецова «Богатыри», слушание «Богатырской» симфонии А.П. Бородина (определение средств музыкальной выразительности), просмотр репродукции картины П. Корина «Александр Невский», С. С. Прокофьев хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», рисование образа богатыря, Н. Рубцов «Видение на холме» (стихотворение), исполнение «Песни о России» В. Локтева
Прогнозируемые результаты: выставка работ учащихся, способствовать воспитанию нравственных качеств личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.
8. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 8 ЧАСОВ
Ожидаемые результаты второй год обучения:
- Познакомятся с названием нот, их расположением на нотном стане;
- Узнают что такое балет, кто участвует в создании балета;
- Выявят выразительные возможности музыки;
- Познакомятся с Древней и традиционной культурой Ямала;
- Научатся выражать впечатления после прослушанной музыки;
- Смогут определять в балете тот или иной танец, слышать его образное
содержание;
- Научатся импровизировать несложные мелодии;
- Научатся сравнивать музыкальные, литературные и художественные
произведения;
- Приобретут навыки коллективного пения.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
раздел, темы |
всего часов |
теория |
практика |
1 |
Фольклорная азбука |
3 |
1 |
2 |
2 |
Сравнение голосов людей, животных с голосами музыкальных инструментов |
2 |
1 |
1 |
3 |
Музыка вокальная и музыка инструментальная |
2 |
1 |
1 |
4 |
Творческий анализ пьес из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» |
2 |
1 |
1 |
5 |
Основные правила вокально – хорового пения |
2 |
1 |
1 |
6 |
Певческая установка |
1 |
0,5 |
0,5
|
7 |
Дыхание |
4 |
2 |
2 |
8 |
Дирижерский жест |
3 |
1 |
2 |
9 |
Звукообразование |
4 |
2 |
2 |
10 |
Дикция, скороговорка, фразировка |
3 |
1 |
2 |
11 |
Концертная деятельность |
8 |
- |
8 |
|
Всего: |
34 |
11,5 |
22,5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. ФОЛЬКЛОРНАЯ АЗБУКА – 3 ЧАСА
Теоретическая часть: знакомство учащихся с детским фольклором (пестушки, потешки, приговорки, игровой припев, прибаутки, заклички, приговорки, считалки); Календарные песни; Хороводные песни; Свадебные песни; Лирические песни.
Практическая часть: исполнение фольклорных песен – «Шел козел с косой», «Я веночек выкупила», «Сиди, сиди ящер», «Уж и ходим мы», «Мы думали сваты ехали», «Ой, вы не пойте милы пташки»; инсценирование песен – «Бояре, а мы к вам пришли», «Ой, где был сокол?»
Прогнозируемый результат: выступление учащихся на тематическом концерте с инсценировкой песен.
2. СРАВНЕНИЕ ГОЛОСОВ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ С ГОЛОСАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – 2 ЧАСА
Теоретическая часть: высокий, средний и низкий регистр, что такое шумовые и музыкальные инструменты, тембр музыкальных инструментов, оркестр.
Практическая часть: упражнения для развития звуковысотного слуха «Назови свое имя», «Птичка и медведь», пальчиковая гимнастика «Мышки» - дети поют и выполняют движения согласно тексту; сказка «Репка» - определение характера персонажа и подбор к нему соответствующего музыкального инструмента (исполнение ритмического сопровождения на шумовых инструментах), совместная игра на инструментах – оркестр.
Прогнозируемый результат: на слух подбирать шумовые и музыкальные инструменты по звучанию соответствующие звуку голоса определенного персонажа, разыгрывание сказки с помощью простейших музыкальных инструментов.
3. МУЗЫКА ВОКАЛЬНАЯ И МУЗЫКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ – 2 ЧАСА
Теоретическая часть: что такое музыка вокальная и что такое музыка инструментальная? Их отличительные особенности. Возможности вокальной и инструментальной музыки.
Практическая часть: Популярные песни и мелодии из мультфильмов, кинофильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Прогнозируемый результат: создание вокальной, инструментальной или вокально – инструментальной композиции.
4. ТВОРЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЬЕС ИЗ ФОРТЕПИАННОЙ СЮИТЫ
М. МУСОРГСКОГО «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» - 2 ЧАСА
Теоретическая часть: понятия характер, интонация, темп, динамика, образ. Фортепианная сюита.
Практическая часть: портрет М. Мусоргского, иллюстрации к картинам В. Гартмана, история создания фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки». Слушание пьесы «Гном» (словесное рисование образа гнома), слушание пьесы «Старый замок» (придумать рассказ к музыке), слушание пьес «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» (музыкальная характеристика), рисование любой картинки.
Прогнозируемый результат: развивать эмоции, фантазию, воображения учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений, чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов. Создание собственной картинной галереи.
5. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОКАЛЬНО – ХОРОВОГО ПЕНИЯ – 2 ЧАСА
Теоретическая часть: в гости к музыке. Что такое петь хором? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Практическая часть: применение советов, желающим войти в мир музыки; вокально – хоровые упражнения.
Прогнозируемый результат: устное оценивание, тест – опрос.
6. ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА – 1 ЧАС
Теоретическая часть: правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Практическая часть: выполнение упражнений, разучивание репертуара.
Прогнозируемый результат: знать правильную певческую установку в положении «сидя» и «стоя». Исполнение певческого репертуара.
7. ДЫХАНИЕ – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: беседа о певческом дыхании, правильное дыхание – залог красивого пения, особенности певческого дыхания и способы тренировки. Вдох и выдох в пении.
Практическая часть: учимся дышать правильно, тренировочные упражнения, тренировка нижереберного диафрагмального дыхания. Дыхательная гимнастика.
Выполнение упражнений для выработки правильного певческого дыхания.
Прогнозируемый результат: правильное певческое дыхание и применеие его на практике.
8. ДИРИЖЕРСКИЙ ЖЕСТ – 3 ЧАСА
Теоретическая часть: Что такое «та» и «ти»? Показать учащимся необходимость внимательно следить за рукой дирижера.
Практическая часть: отработка пения с дирижерским жестом.
Прогнозируемый результат, правильно реагировать на дирижера.
9. ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ – 4 ЧАСА
Теоретическая часть: звуки музыкальные и шумовые, звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Практическая часть: вокальная распевка, вокально – хоровая работа над репертуаром, упражнения.
Прогнозируемый результат: правильное оформление гласных и четкое произношение согласных.
10. ДИКЦИЯ, СКОРОГОВОРКА, ФРАЗИРОВКА – 3 ЧАСА
Теоретическая часть: беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова у песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.
Практическая часть: вокально – хоровая распевка, дыхательная гимнастика, произношение скороговорок, работа над фразами. Вокально – хоровая работа над репертуаром.
Прогнозируемый результат: осознанное исполнение фразировки, четкая и внятная дикция, исполнение репертуара.
11. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 8 ЧАСОВ
Ожидаемые результаты третьего года:
- Разовьют навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);
- Смогут управлять своим голосом во время коллективного пения;
- Познакомятся с культурой поведения в социуме.
- Научатся петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест;
- Научатся вести себя на сцене;
- Смогут быть ответственными, социально активными, аккуратными.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
раздел, темы |
всего часов |
теория |
практика |
1 |
«Певческое поле мира» |
4 |
1 |
3 |
2 |
Пение и мы, пение и я |
7 |
2 |
5 |
3 |
«Голос рисует», «танцует», «поет» |
4 |
1 |
3 |
4 |
Мы поем для своих друзей и родителей |
5 |
1 |
4 |
5 |
Наши любимые песни |
7 |
- |
7 |
6 |
Песни собирают друзей |
7 |
- |
7
|
|
Всего: |
34 |
5 |
29 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
- «ПЕВЧЕСКОЕ ПОЛЕ МИРА» - 4 ЧАСА
Теоретическая часть: знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого.
Практическая часть: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).Прогнозируемый результат: развитие певческого голоса, развитие творческих способностей учащихся.
- ПЕНИЕ И МЫ, ПЕНИЕ И Я – 7 ЧАСОВ
Теоретическая часть: хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет).
Практическая часть: сольное пение. Фрагмент рассказа И. Тургенева «Певцы». Мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, воздушный, могучий, резкий, тоскливый, громкий и т.д. Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса.
Прогнозируемый результат: развитие певческого голоса, формирование культуры поведения в социуме.
- ГОЛОС «РИСУЕТ», «ТАНЦУЕТ», «ПОЕТ» - 4 ЧАСА
Теоретическая часть: красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия. Звук голоса и жест.
Практическая часть: сказка Е. Пермяка «На все цвета радуги». Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой). Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Танцевальное движение «Летящий голос».
Прогнозируемый результат: развитие творческого мышления, воображения, полет мыслей и фантазии.
- МЫ ПОЕМ ДЛЯ СВОИХ ДРУЗЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ – 5 ЧАСОВ
Теоретическая часть: певческая установка, положение корпуса, дикция, артикуляция.
Практическая часть: исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Прогнозируемый результат: выступление на родительском собрании, на вечерах отдыха.
- НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ – 7 ЧАСОВ
Практическая часть: Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки, Песни «солнечные» и «цветные», Песни хорошего настроения.
Прогнозируемый результат: развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности, умение управлять своим голосом во время коллективного пения, культура поведения в социуме, на сцене.
- ПЕСНИ СОБИРАЮТ ДРУЗЕЙ – 7 ЧАСОВ
Практическая часть: практические навыки для самостоятельного исполнения, работа над репертуаром, исполнение современных песен под минусовую фонограмму – одно- и двухголосно.
Прогнозируемый результат: заключительный концерт : «Песня – верный друг твой навсегда». Умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Ожидаемые результаты четвертого года:
· Узнают правила работы с микрофоном;
· Приобретут навык концертного выступления (умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки, средства музыкальной выразительности: тембр голоса, динамические оттенки, характер звуковедения, так и жесты, мимику, выражение глаз).
· Смогут увлеченно и заинтересованно исполнять музыкальные произведения;
· Будут видеть «прекрасное» и безобразное;
· Научатся разбираться в музыке и применять ее в жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
1. Вайнкоп Ю., Гусин И. краткий библиографический словарь композиторов – Л.: Музыка 1993.
2. методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М. 2000.
3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Сов. кампозиторов, 1986.
4. Музыкальная литература зарубежных стран. Под редакцией Б. Левина. – М.: Музыка, 1994.
5. Периодические издания: «Искусство в школе», «Музыка в школе».
УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.