Рабочая программа «Охрана труда» для студентов СПО
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор ГАУ КО ПОО КСТ
ГАУ КО ПОО КСТ
__________А.С. Алукриева ____________ Т.А. Бугакова «___»____________2018 г. «___»____________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда
Калининград
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (базовая подготовка).
Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»
Разработчики:
Данукина Е.В., преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ
Рекомендована предметно-цикловой комиссией дисциплин профессионального цикла
Протокол ПЦК № ____ от «____» ____________2018 г.
Председатель ПЦК _____________Есина Н.В..
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
охрана труда
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (базовая подготовка).
Программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовке кадров в области производства швейных изделий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с профессиональной деятельностью
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельностью;
участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;
проводить вводный инструктаж подчинённых работников, инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учётом специфики выполняемых работ;
разъяснять подчинённым работникам содержание установленных требований охраны труда;
вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки её заполнения и условия хранения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
системы управления охраной труда в организации;
законы и иные нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
обязанности работников в области охраны труда
фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчинёнными работниками;
порядок и периодичность инструктирования подчинённых работников;
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов
самостоятельной работы обучающегося 2 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: |
|
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОХРАНА ТРУДА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Антропогенные опасности и защита от них. | 10 |
| |||||
Тема 1.1 Опасные и вредные производственные факторы. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Классификация опасных и вредных производственных факторов. | ||||||
2 | Опасные и вредные производственные факторы основных производств в легкой промышленности. | ||||||
3 | Влияние вредных и токсичных веществ на организм человека. | ||||||
4 | Нормирование содержания вредных веществ. | ||||||
5 | Методы защиты от воздействия вредных веществ. | ||||||
6 | Средства индивидуальной защиты от воздействия вредных веществ. | ||||||
Тема 1.2 Метеорологические факторы производственной среды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. | ||||||
2 | Нормирование параметров микроклимата в производственном помещении. | ||||||
3 | Мероприятия по оптимизации параметров микроклимата. | ||||||
Тема 1.3 Вентиляция и кондиционирование воздуха. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Общие положения. | ||||||
2 | Виды систем вентиляции и отопления. | ||||||
3 | Кондиционирование воздуха. | ||||||
Практическая работа: выполнение работы по с запуску и отключению вентиляции в швейном цеху. | 2 |
| |||||
Практическая работа: выполнение работы по настройке температурного режима кондиционера в швейной мастерской. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа: работа с конспектами, учебной литературой по теме «Необходимость вентиляции и кондиционирования в цехах легкой промышленности. Виды отопления. Влияние температурного режима на работоспособность». | - | ||||||
Тема 1.4 Освещение производственных помещений. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||
1 | Основные светотехнические параметры и определения. | ||||||
2 | Виды производственного оснащения и его нормирование. | ||||||
3 | Источники искусственного оснащения и осветительные приборы. | ||||||
4 | Цветовое оформление производственного интерьера. | ||||||
Практическая работа: представление презентации и доклада по теме «Цветовое оформление ателье, салона по пошиву одежды и освещение швейных мастерских ». | 2 |
| |||||
Самостоятельная работа: подбор материала и составление электронной презентации по теме: « Цветовое оформление ателье, салона по пошиву одежды и освещение швейных мастерских ». | - |
| |||||
Тема 1.5 Защита от производственных шумов и вибраций. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Причины возникновения и физические характеристики шумов. | ||||||
2 | Причины возникновения и физические характеристики вибраций. | ||||||
3 | Воздействие шумов и вибраций на организм человека. | ||||||
4 | Измерение и нормирование параметров шумов и вибраций. | ||||||
5 | Методы ограничения и устранения вредного влияния на человека производственных шумов и вибраций. | ||||||
6 | Индивидуальные средства защиты от шумов и вибраций. | ||||||
Самостоятельная работа: Работа с конспектом, учебной литературой, подбор материала на тему « Производственные заболевания, возникающие по причине вибраций и шумов на производстве ». | - |
| |||||
Раздел 2. Техногенные опасности и защита от них. | 6 |
| |||||
Тема 2.1 Безопасность выполнения технологических процессов. | Содержание учебного материала |
| |||||
1 | Прогрессивная технология – основа безопасности производства. | 2 | 2 | ||||
2 | Принципы проектирования безопасных технологических процессов. | ||||||
3 | Автоматизация и механизация производственных процессов. | ||||||
4 | Автоматический контроль за технологическими параметрами и его значение для безопасности производства. | ||||||
5 | Условия безопасной работы оборудования. | ||||||
Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой по темам « Виды труда», « Безопасное использование оборудования в условиях производства в легкой промышленности. Положительные аспекты автоматизации и использования прогрессивной технологии », | - |
| |||||
Практическая работа: « Разработка инструкции по безопасности труда по профессии (портной и закройщик) ». | 2 |
| |||||
Тема 2.2 Электробезопасность предприятий легкой промышленности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Воздействие электрического тока на организм человека. | ||||||
2 | Условия поражения электрическим током. | ||||||
3 | Защита от поражения электрическим током. | ||||||
4 | Статическое электричество и меры борьбы с ними. | ||||||
5 | Защита от атмосферного электричества. | ||||||
6 | Взрывозащищенное электрооборудование. | ||||||
7 | Защита от воздействия электромагнитных полей. | ||||||
Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой по теме «Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Соблюдение ТБ». | - |
| |||||
Практическая работа: «Разработка инструкции по электробезопасности для портных и закройщиков ». | 2 |
| |||||
Тема 2.3 Пожарная профилактика на предприятиях легкой промышленности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Общие сведения. | ||||||
2 | Причины пожара. | ||||||
3 | Категорирование и классификация помещений, зданий, сооружений и технологических процессов по взрыво- и пожароопасности. | ||||||
4 | Пожарная опасность технологических процессов. | ||||||
5 | Степени огнестойкости и пожарной опасности. | ||||||
6 | Вынужденная эвакуация людей. | ||||||
Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой; поиск материала по теме «Пожары в быту и на производстве: причины, последствие, специфика». | - |
| |||||
Практическая работа: « Разработка инструкции по пожарной безопасности предприятия легкой промышленности». | 2 | ||||||
Раздел 3. Управление безопасностью жизнедеятельности | 4 | ||||||
Тема 3.1 Основы законодательства Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
1 | Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда. | ||||||
2 | Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда. | ||||||
Практическая работа: конспектирование Трудового кодекса: глава « Охрана труда» и основных положений. | 4 |
| |||||
Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой, подготовка рефератов по темам «Охрана труда молодежи», «Охрана труда женщин». | - | ||||||
Тема 3.2 Система стандартов и другие нормативные требования. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | ||||
1 | Основные понятия и терминология безопасности труда. | ||||||
2 | Система стандартов безопасности. | ||||||
3 | Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. | ||||||
4 | Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. | ||||||
5 | Основные законодательные акты по экологической безопасности. | ||||||
Тема 3.3 Мероприятия по безопасности жизнедеятельности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. | ||||||
2 | Мероприятия по улучшению условий и охране труда. | ||||||
3 | Аттестация рабочих мест по условиям труда. | ||||||
4 | Анализ условий труда на предприятиях легкой промышленности. | ||||||
Практическая работа: Экскурсия на предприятие легкой промышленности с целью изучения условий труда и организации охраны труда. | 4 |
| |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами тем и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
| 2 |
| |||||
Всего: | 42 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
учебно-методический комплекс по дисциплине «Охрана труда»
наглядные пособия: плакаты, натуральные образцы огнетушителей, трудового кодекса, тестовые задания, инструкционные карты для выполнения практических работ
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиа-проектор,
интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Конституция Российской Федерации, Москва, «Юрист», 1997г
2.Трудовой кодекс Российской Федерации гл. 10 «Охрана труда», Москва, Инфра-М, 2001г
3. Федеральный закон От 21 декабря !994г. № 69-Ф3 «О пожарной безопасности»
4. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-Ф3 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
5. Постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
6. Постановление Минтруда РФ от 8 апреля 1994г. №30 « Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
7. Постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»
8. Постановление Минтруда РФ от 24 апреля 2002г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях»
9. ГОСТ 12.0.002-80. ССБТ. Термины и определения (с изменениями по И-1-11-91)
10. ГОСТ 12. 0. 004-90 ССБТ. Организация обучения работников безопасности труда. Общие положения.»
11 Гост 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (с изменениями по И_1-П-91).
12. Гост 12.1.005-88. ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
13. Гост 12.1.003-83. ССБТ «Шум. Общие требования безопасности»
14. ГОСТ 12.1.029-80. ССБТ «Средства и методы защиты от шума. Классификация».
15. ГОСТ 12.1.019-79.ССБТ «Электробезопасность. Общие требования и номенклатура вводов защиты».
16. ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности (с изменениями по И-1-10П-88).
17. ГОСТ 12.1.033-81. ССБТ «Пожарная безопасность. Термины и определения»,
18. ГОСТ 12. 044-81. ССБТ «Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».
19. СНиП 23-05-95. «Естественное и искусственное освещение»
20. СНиП 2.2.4/2.1.8562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки».
21.СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».
22. Е 92 Ефременко, О.С. Охрана труда от А до Я (текст). Издание 6-е, переработанное и доп. – М. : Издательство «Альфа – Пресс», 2010. – 624 с.
Дополнительные источники:
Раздорожный, А.А Охрана труда и производственная безопасность: учебник / А.А Раздорожный. – М. : Издательство «Экзамен», 2012. – 510, (2) с. (Серия «Учебник для вузов»)
22. Кравец В.А., Свищев Г.А., Меркулов А.А., Седляров О.И., Безопасность жизнедеятельности в легкой промышленности : учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
Девисилов В.А. Охрана труда М. «ИНФРА-М», 2008 г.
Фадеева С.А. Охрана труда. Правовое регулирование М. ЭКСПО, 2008 г.
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) М. Омега, 2009.
Интернет – ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. — Загл. с экрана.
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// nlr.ru/lawcenter, свободный. — Загл. с экрана.
Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskodeks.ru, свободный. — Загл. с экрана.
Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный. — Загл. с экрана.
www. Consultant.ru
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с профессиональной деятельностью
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельностью;
- участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;
- проводить вводный инструктаж подчинённых работников, инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учётом специфики выполняемых работ;
- разъяснять подчинённым работникам содержание установленных требований охраны труда;
- вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;
- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки её заполнения и условия хранения.
_____________________________________ Знать:
- системы управления охраной труда в организации;
- законы и иные нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
- обязанности работников в области охраны труда;
- фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчинёнными работниками;
- порядок и периодичность инструктирования подчинённых работников ;
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты. | Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях по составлению карт рабочих мест
Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях. По документальному оформлению инструктажей
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях по расследованию несчастного случая на производстве
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях по оформлению документации
_____________________________________
Экспертная оценка в рамках текущего контроля
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях. Экспертная оценка выполнения домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.
|