Рабочая программа «Охрана труда» для студентов СПО

0
0
Материал опубликован 16 April 2019

 

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»

 


 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор ГАУ КО ПОО КСТ

ГАУ КО ПОО КСТ

__________А.С. Алукриева ____________ Т.А. Бугакова «___»____________2018 г. «___»____________2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Охрана труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (базовая подготовка).

Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»

 

Разработчики:

 

Данукина Е.В., преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ

 

 

Рекомендована предметно-цикловой комиссией дисциплин профессионального цикла

 

Протокол ПЦК № ____ от «____» ____________2018 г.

 

Председатель ПЦК _____________Есина Н.В..

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

 

 

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

 

охрана труда

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (базовая подготовка).

 

Программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовке кадров в области производства швейных изделий.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с профессиональной деятельностью

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельностью;

участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;

проводить вводный инструктаж подчинённых работников, инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учётом специфики выполняемых работ;

разъяснять подчинённым работникам содержание установленных требований охраны труда;

вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки её заполнения и условия хранения.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

системы управления охраной труда в организации;

законы и иные нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

обязанности работников в области охраны труда

фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчинёнными работниками;

порядок и периодичность инструктирования подчинённых работников;

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов

самостоятельной работы обучающегося 2 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

 

практические занятия

20

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОХРАНА ТРУДА

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Антропогенные опасности и защита от них.

10

 

Тема 1.1 Опасные и вредные производственные факторы.

Содержание учебного материала

2

1

1

Классификация опасных и вредных производственных факторов.

2

Опасные и вредные производственные факторы основных производств в легкой промышленности.

3

Влияние вредных и токсичных веществ на организм человека.

4

Нормирование содержания вредных веществ.

5

Методы защиты от воздействия вредных веществ.

6

Средства индивидуальной защиты от воздействия вредных веществ.

Тема 1.2 Метеорологические факторы производственной среды.

Содержание учебного материала

2

2

1

Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

2

Нормирование параметров микроклимата в производственном помещении.

3

Мероприятия по оптимизации параметров микроклимата.

Тема 1.3 Вентиляция и кондиционирование воздуха.

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие положения.

2

Виды систем вентиляции и отопления.

3

Кондиционирование воздуха.

Практическая работа: выполнение работы по с запуску и отключению вентиляции в швейном цеху.

2

 

Практическая работа: выполнение работы по настройке температурного режима кондиционера в швейной мастерской.

2

Самостоятельная работа: работа с конспектами, учебной литературой по теме «Необходимость вентиляции и кондиционирования в цехах легкой промышленности. Виды отопления. Влияние температурного режима на работоспособность».

-

Тема 1.4 Освещение производственных помещений.

Содержание учебного материала

2

3

1

Основные светотехнические параметры и определения.

2

Виды производственного оснащения и его нормирование.

3

Источники искусственного оснащения и осветительные приборы.

4

Цветовое оформление производственного интерьера.

Практическая работа: представление презентации и доклада по теме «Цветовое оформление ателье, салона по пошиву одежды и освещение швейных мастерских ».

2

 

Самостоятельная работа: подбор материала и составление электронной презентации по теме: « Цветовое оформление ателье, салона по пошиву одежды и освещение швейных мастерских ».

-

 

Тема 1.5 Защита от производственных шумов и вибраций.

Содержание учебного материала

2

2

1

Причины возникновения и физические характеристики шумов.

2

Причины возникновения и физические характеристики вибраций.

3

Воздействие шумов и вибраций на организм человека.

4

Измерение и нормирование параметров шумов и вибраций.

5

Методы ограничения и устранения вредного влияния на человека производственных шумов и вибраций.

6

Индивидуальные средства защиты от шумов и вибраций.

Самостоятельная работа: Работа с конспектом, учебной литературой, подбор материала на тему « Производственные заболевания, возникающие по причине вибраций и шумов на производстве ».

-

 

Раздел 2. Техногенные опасности и защита от них.

6

 

Тема 2.1 Безопасность выполнения технологических процессов.

Содержание учебного материала

 

1

Прогрессивная технология – основа безопасности производства.

2

2

2

Принципы проектирования безопасных технологических процессов.

3

Автоматизация и механизация производственных процессов.

4

Автоматический контроль за технологическими параметрами и его значение для безопасности производства.

5

Условия безопасной работы оборудования.

Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой по темам « Виды труда», « Безопасное использование оборудования в условиях производства в легкой промышленности. Положительные аспекты автоматизации и использования прогрессивной технологии »,

-

 

Практическая работа: « Разработка инструкции по безопасности труда по профессии (портной и закройщик) ».

2

 

Тема 2.2 Электробезопасность предприятий легкой промышленности.

Содержание учебного материала

2

2

1

Воздействие электрического тока на организм человека.

2

Условия поражения электрическим током.

3

Защита от поражения электрическим током.

4

Статическое электричество и меры борьбы с ними.

5

Защита от атмосферного электричества.

6

Взрывозащищенное электрооборудование.

7

Защита от воздействия электромагнитных полей.

Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой по теме «Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Соблюдение ТБ».

-

 

Практическая работа: «Разработка инструкции по электробезопасности для портных и закройщиков ».

2

 

Тема 2.3 Пожарная профилактика на предприятиях легкой промышленности.

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие сведения.

2

Причины пожара.

3

Категорирование и классификация помещений, зданий, сооружений и технологических процессов по взрыво- и пожароопасности.

4

Пожарная опасность технологических процессов.

5

Степени огнестойкости и пожарной опасности.

6

Вынужденная эвакуация людей.

Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой; поиск материала по теме «Пожары в быту и на производстве: причины, последствие, специфика».

-

 

Практическая работа: « Разработка инструкции по пожарной безопасности предприятия легкой промышленности».

2

Раздел 3. Управление безопасностью жизнедеятельности

4

Тема 3.1 Основы законодательства Российской Федерации

Содержание учебного материала

1

1

1

Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда.

2

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда.

Практическая работа: конспектирование Трудового кодекса: глава « Охрана труда» и основных положений.

4

 

Самостоятельная работа: Работа с конспектами, учебной литературой, подготовка рефератов по темам «Охрана труда молодежи», «Охрана труда женщин».

-

Тема 3.2 Система стандартов и другие нормативные требования.

Содержание учебного материала

1

2

1

Основные понятия и терминология безопасности труда.

2

Система стандартов безопасности.

3

Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

4

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.

5

Основные законодательные акты по экологической безопасности.

Тема 3.3 Мероприятия по безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного материала

2

2

1

Ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2

Мероприятия по улучшению условий и охране труда.

3

Аттестация рабочих мест по условиям труда.

4

Анализ условий труда на предприятиях легкой промышленности.

Практическая работа: Экскурсия на предприятие легкой промышленности с целью изучения условий труда и организации охраны труда.

4

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами тем и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

 

2

 

Всего:

42

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».

 

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя;

посадочные места по количеству обучающихся;

учебно-методический комплекс по дисциплине «Охрана труда»

наглядные пособия: плакаты, натуральные образцы огнетушителей, трудового кодекса, тестовые задания, инструкционные карты для выполнения практических работ

 

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением,

мультимедиа-проектор,

интерактивная доска.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1.Конституция Российской Федерации, Москва, «Юрист», 1997г

2.Трудовой кодекс Российской Федерации гл. 10 «Охрана труда», Москва, Инфра-М, 2001г

3. Федеральный закон От 21 декабря !994г. № 69-Ф3 «О пожарной безопасности»

4. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-Ф3 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

5. Постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»

6. Постановление Минтруда РФ от 8 апреля 1994г. №30 « Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

7. Постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»

8. Постановление Минтруда РФ от 24 апреля 2002г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях»

9. ГОСТ 12.0.002-80. ССБТ. Термины и определения (с изменениями по И-1-11-91)

10. ГОСТ 12. 0. 004-90 ССБТ. Организация обучения работников безопасности труда. Общие положения.»

11 Гост 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (с изменениями по И_1-П-91).

12. Гост 12.1.005-88. ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»

13. Гост 12.1.003-83. ССБТ «Шум. Общие требования безопасности»

14. ГОСТ 12.1.029-80. ССБТ «Средства и методы защиты от шума. Классификация».

15. ГОСТ 12.1.019-79.ССБТ «Электробезопасность. Общие требования и номенклатура вводов защиты».

16. ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности (с изменениями по И-1-10П-88).

17. ГОСТ 12.1.033-81. ССБТ «Пожарная безопасность. Термины и определения»,

18. ГОСТ 12. 044-81. ССБТ «Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».

19. СНиП 23-05-95. «Естественное и искусственное освещение»

20. СНиП 2.2.4/2.1.8562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки».

21.СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

22. Е 92 Ефременко, О.С. Охрана труда от А до Я (текст). Издание 6-е, переработанное и доп. – М. : Издательство «Альфа – Пресс», 2010. – 624 с.

 

Дополнительные источники:

Раздорожный, А.А Охрана труда и производственная безопасность: учебник / А.А Раздорожный. – М. : Издательство «Экзамен», 2012. – 510, (2) с. (Серия «Учебник для вузов»)

22. Кравец В.А., Свищев Г.А., Меркулов А.А., Седляров О.И., Безопасность жизнедеятельности в легкой промышленности : учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.

Девисилов В.А. Охрана труда М. «ИНФРА-М», 2008 г.

Фадеева С.А. Охрана труда. Правовое регулирование М. ЭКСПО, 2008 г.

Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) М. Омега, 2009.

Интернет – ресурсы:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. — Загл. с экрана.

Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// nlr.ru/lawcenter, свободный. — Загл. с экрана.

Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskodeks.ru, свободный. — Загл. с экрана.

Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный. — Загл. с экрана.

www. Consultant.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с профессиональной деятельностью

 

- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельностью;

 

- участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;

 

- проводить вводный инструктаж подчинённых работников, инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учётом специфики выполняемых работ;

 

- разъяснять подчинённым работникам содержание установленных требований охраны труда;

 

- вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

 

- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки её заполнения и условия хранения.

 

_____________________________________

Знать:

 

- системы управления охраной труда в организации;

 

 

- законы и иные нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

 

- обязанности работников в области охраны труда;

 

- фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

 

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчинёнными работниками;

 

- порядок и периодичность инструктирования подчинённых работников ;

 

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях.

 

 

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях.

 

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях по составлению карт рабочих мест

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля, на практических занятиях. По документальному оформлению инструктажей

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях по расследованию несчастного случая на производстве

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях по оформлению документации

 

_____________________________________

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения домашних заданий.

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

 

 

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

 

 

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.