Рабочая программа «Охрана труда» по профессии СПО «Повар, кондитер»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Охрана труда
по профессии среднего профессионального образования
43.01.09 Повар, кондитер
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер.
Организация - разработчик: ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Разработчики:
Чернякова Ю.В. – преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий».
Рекомендовано методической кафедрой физического воспитания и ОБЖ ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Протокол № 10 от «15» мая 2019 г.
Рекомендовано Экспертным советом ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Протокол № 10 от «22» мая 2019 г.
Эксперты:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы (ПООП) в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер, укрупненная группа специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл (ОП.00) учебного плана структуры программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) СПО для профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: способствовать развитию профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности, вооружение будущих выпускников теоретическими и практическими знаниями по общим вопросам охраны труда, пожарной безопасности, правилам внутреннего трудового распорядка.
Задачи:
приобрести навыки по применению средств защиты;
приобрести навыки обеспечения условий для безопасного труда;
сформировать знания, умения и практический опыт работы с нормативной документацией;
научиться выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски;
научиться оценивать состояние безопасности труда на рабочем месте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
законодательство в области охраны труда;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены в организациях питания;
виды, назначение, правила безопасной эксплуатации технологического оборудования и правила ухода за ним;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;
меры предупреждения пожаров и взрывов общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
предельно допустимые концентрации и индивидуальные средства защиты
права и обязанности работников в области охраны труда
виды и правила проведения инструктажей по охране труда
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях, вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;
подготавливать рабочее место, выбирать, безопасно эксплуатировать оборудование, производственный инвентарь, инструменты, весоизмерительные приборы в соответствии с инструкциями и регламентами;
проводить вводный инструктаж помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
Изучение дисциплины способствует развитию соответствующих ей профессиональных компетенций:
Освоение учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код |
Общие компетенции |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05.
|
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06. |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 07. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 09. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Содержание учебной дисциплины состоит из разделов, каждый из которых соответствует знаниям и умениям по дисциплине, направленными на развитие набора общих компетенций.
Дескрипторы сформированности компетенций по разделам рабочей программы учебной дисциплины
Формируемые компетенции |
Раздел 1. Нормативно - правовая база охраны труда Раздел 2. Условия труда на предприятиях общественного питания |
|||
Действия |
Умения |
Знания |
||
Дескрипторы профессиональных компетенций |
||||
ПК n.n. |
|
|
|
|
ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
Подготовка к работе, безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, вес измерительных приборов производственного инвентаря, инструментов
|
Соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда. Выбирать, безопасно, в соответствии с инструкциями и регламентами эксплуатировать технологическое оборудование, инструменты, инвентарь в процессе обработки сырья |
Требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питании. Виды, назначение, правила безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, вес измерительных приборов, посуды и правила ухода за ними. Возможные последствия нарушения санитарии и гигиены, правил т/б. |
|
Дескрипторы общих компетенций |
||||
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шагу. Оценка плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его реализации, определение критериев оценки и рекомендаций по улучшению плана. |
Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия. Определять необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). |
Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
|
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности |
Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска |
Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации
|
|
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии (специальности) Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования |
Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития |
Содержание актуальной нормативно-правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования |
|
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность |
Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности |
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе |
Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы
|
Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. |
|
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. |
Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
Сущность гражданско-патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте
|
Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. |
|
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности |
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение |
Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
|
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Ведение общения на профессиональные темы |
Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Общий объем образовательной нагрузки |
36 |
Всего во взаимодействии с преподавателем |
32 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) |
|
в том числе: |
|
- лекции, уроки |
22 |
- практические занятия |
10 |
Аудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) |
4 |
в том числе: |
|
- составление актов (форма Н-1); - заполнение журналов инструктажей; - разработка инструкций по охране труда |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Охрана труда
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
|
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение
|
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2
|
ОК 1-7, ОК 9,10 |
1. Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия охраны труда. Основные положения законодательства РФ об охране труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Государственный надзор и контроль за охраной труда. Общественный контроль за охраной труда. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Идентификация опасных и вредных производственных факторов. Основные методы и средства защиты от опасностей. Роль знаний по охране труда в профессиональной деятельности. Состояние охраны труда в отрасли |
1 |
1
|
||
Раздел 1. Нормативно - правовая база охраны труда |
10 |
|
||
Тема 1.1 Законодательство в области охраны труда |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
4 |
ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
1. Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение. Федеральные законы в области охраны труда: Конституция Российской Федерации, «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации (гл. 33-36). Основные нормы, регламентирующие этими законами, сферами их применения |
1 |
2 |
||
2. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Полномочия органов государственной власти России и субъектов РФ, а также местного самоуправления в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда (Трудовой кодекс РФ, ст. 211). |
2 |
|||
3. Система стандартов по технике безопасности: назначение, объекты. Межотраслевые правила по охране труда, назначение, содержание, порядок действия |
2,3 |
|||
4. Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях: назначение, содержание |
2 |
|||
Практическое занятие № 1 Изучение задач и функций охраны труда. Оформление нормативно-технических документов, в соответствии действующими Федеральными Законами в области охраны труда |
1 |
2 |
|
|
Тема 1.2 Обеспечение охраны труда |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
1. Обеспечение охраны труда: понятие, назначение. Государственное управление охраной труда |
1 |
2 |
||
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Органы надзора и контроля за охраной труда. Федеральные инспекции труда: назначение, задачи, функции. Права государственных инспекторов труда. Государственные технические инспекции (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанинспекция, Государственная пожарная инспекция и др.), их назначение и функции |
1 |
|||
3. Административный, общественный, личный контроль за охраной труда. Права и обязанности профсоюзов по вопросам охраны труда. Правовые акты, регулирующие взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда (Коллективный договор, соглашение по охране труда). Ответственность за нарушение требований охраны труда: административная, дисциплинарная, уголовная |
3 |
|||
Тема 1.3. Организация охраны труда в организациях, на предприятиях |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
4
|
ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
1.Служба охраны труда на предприятии: назначение, основные задачи, права, функциональные обязанности. Основание для заключения договоров со специалистами или организациями, оказывающими услугу по охране труда. Комитеты (комиссии) по охране труда: состав, назначение |
2 |
2 |
||
2. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Соответствие производственных процессов и продукции требования охраны труда. Обязанности работника по соблюдению норм и правил по охране труда. Санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое обслуживание работников. Обеспечение прав работников на охрану труда. Дополнительные гарантии по охране труда отдельных категорий работников |
2 |
|||
3.Обеспечение и профессиональная подготовка в области охраны труда. Инструктажи по охране и технике безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий), характеристика, оформление документации |
3 |
|
||
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда |
3 |
|
||
Практическое занятие № 2 Проведение первичного, повторного инструктажа на рабочем месте с заполнением в журнале регистрации инструктажей |
2 |
2 |
|
|
Раздел 2 Условия труда на предприятиях общественного питания |
8 |
ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
||
Тема 2.1 Основы понятия условия труда. Опасные и вредные производственные факторы |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
4
|
|
Основные понятия: условия труда, их виды. Основные метеорологические параметры (производственный микроклимат) и их влияние на организм человека. Санитарные нормы условий труда. Мероприятия по поддерживанию установленных норм |
1 |
3 |
||
Вредные производственные факторы: понятие, классификация. Краткая характеристика отдельных видов вредных производственных факторов (шум, вибрация, тепловое излучение, электромагнитные поля и т.д.), их воздействие на человека |
2,3 |
|||
Допустимые параметры опасных и вредных производственных факторов, свойственных производственным процессам в общественном питании. Понятие о ПДК (предельно-допустимых концентрациях) вредных факторов. Способы и средства защиты от вредных производственных факторов |
2 |
|||
Практическое занятие № 3 Исследование метеорологических характеристик помещений, проверка их соответствия установленным нормам |
2 |
2 |
|
|
Тема 2.2 Производственный травматизм и профессиональные заболевания |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
4
|
ОК 1-7, ОК 9,10
|
1. Производственный травматизм и профессиональные заболевания: понятия, причины и их анализ. Травм опасные производственные факторы в предприятиях общественного питания. Изучение травматизма: методы, документальное оформление, отчетность. Первая помощь при механических травмах (переломах, вывихах, ушибах и д.т.), при поражениях холодильными агентами и др. основные мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний |
2 |
1 |
||
2. Несчастные случаи: понятия, классификация. Порядок расследования и документального оформления и учета несчастных случаев в организациях. Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников в связи с несчастными случаями. Доврачебная помощь пострадавшим от несчастного случая |
2,3 |
|||
Практическое занятие № 4 Анализ причин производственного травматизма на предприятии. Определение коэффициентов травматизма: общего, частоты, тяжести, оформление актов |
2 |
2 |
||
Раздел 3 Электробезопасность и пожарная безопасность |
12 |
|
||
Тема 3.1
|
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
4
|
ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
1. Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим током. Условия возникновения электротравм, их классификация. Факторы, влияющие на тяжесть электротравм (параметры тока, время воздействия, особенности состояния организма) |
2 |
4 |
||
2. Классификация условий работы по степени электробезопасности. Опасные узлы и зоны машин. Требования электробезопасности, предъявляемые к конструкции технологического оборудования |
2 |
|||
3. Защита от поражения электрическим током. Технические способы защиты (защитное заземление и зануление, защитное отключение, изоляция и ограждение токоведущих частей), понятие, назначение. Порядок и сроки проверки заземляющих устройств, и сопротивление изоляции. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током, их виды, назначение, сроки проверки, правила эксплуатации и хранения |
2 |
|||
4. Статистическое электричество: понятие, способы защиты от его воздействия |
2 |
|||
5. Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности на предприятиях общественного питания |
3 |
|||
Тема 3.2 Пожарная безопасность
|
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
6 |
ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
1. Пожарная безопасность: понятие, последствия ее несоблюдения. Правовая база: ФЗ «О пожарной безопасности», стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной безопасности. Организация пожарной охраны в предприятиях. Пожарная безопасность зданий и сооружений (СниП 21-01-97). Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-99). Обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечением пожарной безопасности в предприятиях. Государственная служба пожарной безопасности: назначение, структура, область компетенции |
2 |
4 |
||
2. Противопожарный инструктаж: понятие, назначение, виды, порядок, сроки проведения и документальное оформление. Противопожарный режим содержания территории предприятия, его помещений и оборудования. Действия администрации и работников предприятия при возникновении пожаров. Эвакуация людей из помещений, охваченных пожаров |
2 |
|||
3. Факторы пожарной опасности отраслевых объектов. Основные причины возникновения пожаров в предприятиях, способы предупреждения и тушения пожаров. Огнетушители: назначение, типы, устройство, принцип действия, правила хранения и применения |
2 |
|||
4. Пожарный инвентарь. Противопожарное водоснабжение, его виды, особенности устройства и применения. Средства пожарной сигнализации и связь, их типы, назначение |
2 |
|||
5. Организация эвакуации людей при пожаре на предприятии общественного питания |
3 |
|||
Практическое занятие № 5 Изучение устройства и овладения приемами эксплуатации средств тушения пожаров, пожарной сигнализации и связи. Составление плана эвакуации людей при пожаре в предприятии общественного питания |
2 |
2 |
|
|
Тема 3.3 Требования безопасности к производственному оборудованию |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2
|
ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5
|
1.Нормативная база: стандарты ССБТ, правила и инструкции по технике безопасности |
2 |
2 |
||
2.Общие требования безопасности, предъявляемые к торгово-технологическому оборудованию (к материалам, конструкции, эксплуатации, элементам защиты, монтажу и т.д.). Опасные зоны технологического оборудования |
2 |
|||
3.Специальные требования безопасности при эксплуатации различных типов торгово-технологического оборудования: механического, торгового, измерительного, холодильного, подъемно-транспортного и др |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: К теме 1.2 Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов. Систематизация учебного материала при составлении таблиц по видам ответственности за правонарушения К теме 1.3 Оформление документации по инструктажам по охране труда и технике безопасности. К теме 2.1 Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов. Подготовка сообщений по межотраслевым правилам охраны труда К теме 3.1 Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; составление конспектов с использованием нормативных документов по электробезопасности. К теме 3.2 Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных документов; составление плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в производственных цехах предприятий общественного питания К теме 3.3 Составление плана мероприятий по обеспечению электробезопасности в горячем цехе предприятия общественного питания. Решение ситуационных задач по безопасной эксплуатации торгово-технологического оборудования |
4 |
|
||
Всего: |
36 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
ПЭВМ:
HP Celeron DX 2300 MTC 420 (L2512k)\5300-512Mb-DDR2\HDD 80Gb SATA7200\DVD-ROM\Мышь\Клавиатура\наушники\Monitor HP TFT 17" L1740 - Intel Core2Duo 1G RAM\320G HDD\DVD-RW Плазменная панель Samsung 42" PS-42V6SX/BWT.
Локальная сеть под управлением ОС Windows 7.
Программные средства:
GIMP 2.6.11.
Inkscape 0.46.
Microsoft Office Pro 2003.
Microsoft Visual Basic 2008 Express.
Microsoft Visual C++ 2008 Express.
NetSupport School.
OpenOffice.org 3.1.
OpenProject.
Paint.NET 3.36.
Scribus 1.3.3.13.
VirtualDub 1.7.7.
КОМПАС-3D LT V11.
Доступ к:
Электронной библиотеке.
Локальной информационной сети (Intranet).
Портфолио педагогов.
Учебно-программная документация.
Материалы УМК:
Контрольно-оценочные средства.
Методические рекомендации для обучающихся по направлениям образовательной деятельности.
Цифровые образовательные ресурсы.
Учебно-наглядные пособия:
макеты средств коллективной защиты;
массогабаритные макеты автомата;
образцы средств индивидуальной защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания;
плакаты;
портреты полководцев.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 31.03.2019).
Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 31.03.2019).
Трудовой кодекс Российской федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:1 (дата обращения: 31.03.2019).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12125267/paragraph/771190124:1 (дата обращения: 02.04.2019)
Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 02.04.20192019)
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «С санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Федеральный закон от 31 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», № 967 от 15.12.2000.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» от 18.12.1998 г.
ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01 от 06.11.2001г (в ред. 31.03.2011г.)
Основные источники:
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. Охрана труда (СПО), 2016. — 184 с.
В.В. Колтунов, Ю.П. Попов Охрана труда (для ссузов), 2017. – 222с.
В.А. Корж, А.В. Фролов, А.С. Шевченко под ред. — Охрана труда, 2016. — 424 с.
Ю.П. Попов. Охрана труда (для ссузов), 2014. — 222 с.
А.Я. Петров, Охрана (безопасность и гигиена) труда. Актуальные вопросы трудового права, 2016. - 413с
Дополнительные источники:
Правила противопожарного режима в Российской Федерации 2015. - 95с.
Ю.Г. Сапронов. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов среднего профессионального образования. 2015. - 336с.
А. А. Бурлаков, Игорь Петрович Левчук. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Гриф МО РФ.2015. - 144с.
В.М. Калинина. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 3-е изд., 2014.- 320с.
Интернет-ресурсы
Охрана труда и техника безопасности, компания «Знак-комплект». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.znakcomplect.ru ((дата обращения: 04.04.2019).
Интернет-ресурс «Охрана труда в России». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.Ohranatruda.ru (дата обращения: 04.04.2019).
Охрана труда по трудовому праву [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://truddoc.narod.ru (дата обращения: 04.04.2019).
Интернет-проект Техдок.ру, посвященный вопросам охраны труда и промышленной безопасности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tehdoc.ru (дата обращения: 04.04.2019).
Интернет-ресурс, посвященный вопросам охраны труда, новым эффективным приёмами и схемам при работе в области охраны труда. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://блог-инженера.рф (дата обращения: 04.04.2019).
Информационно –правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.05.2019).)
3.3. Организация образовательного процесса
Реализация программы предусматривает выполнение обучающимися заданий для практических занятий, аудиторной (самостоятельной) работы с использованием персонального компьютера с лицензионным программным обеспечением и с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По дисциплине предусмотрена аудиторная самостоятельная работа, направленная на закрепление знаний, освоение умений, формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся. В процессе аудиторной (самостоятельной) работы предусматривается работа над учебным материалом, изучение нормативных материалов; составление актов (форма Н-1); заполнение журналов инструктажей; разработка инструкций по охране труда.
Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, укомплектованным печатными изданиями и электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание или электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в форме различных видов опросов на занятиях и во время инструктажа перед лабораторными и практическими занятиями, контрольных работ, различных форм тестового контроля и др. Текущий контроль освоенных умений осуществляется в виде экспертной оценки результатов выполнения лабораторных, практических занятий и заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в рамках освоения общепрофессионального цикла в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам результатов обучения. Завершается освоение программы в рамках промежуточной аттестации дифференцированным зачётом, включающем как оценку теоретических знаний, так и практических умений.
При реализации программы дисциплины проводятся консультации групповые, индивидуальные, письменные, устные.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах «Повар», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по специальности 43.01.09 Повар,кондитер, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
Знания: -законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены в организациях питания; виды, назначение, правила безопасной эксплуатации технологического оборудования и правила ухода за ним; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; действие токсичных веществ на организм человека; категорирование производств по взрыво- и пожароопасности; меры предупреждения пожаров и взрывов общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные причины возникновения пожаров и взрывов; особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые концентрации и индивидуальные средства защиты права и обязанности работников в области охраны труда виды и правила проведения инструктажей по охране труда правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
|
Правильное применение нормативных локальных актов и верное заполнение документации установленного образца по охране труда.
Обоснованный выбор и правильная эксплуатация технологического оборудования и уход за ними.
Соблюдение мер пожарной безопасности, проведение профилактических мероприятий по предотвращению несчастных случаев. |
Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)
|
Умения: -выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; -участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травм безопасности; -проводить вводный инструктаж помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; -вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда |
Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям. Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.
Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов -Рациональность действий и т.д. Правильное выполнение заданий в полном объеме |
Текущий контроль: - защита отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы; - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете
|
ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
Уверенный подбор нужного инструмента/оборудования, правильная подготовка к работе, умелая проверка технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов |
Текущий контроль: - защита отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы; - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
Осуществление эффективного поиска и распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Оптимальный выбор способа решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
Анализ и оценка индивидуальных заданий
Методы письменного контроля и самоконтроля
|
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
Безошибочное осуществление поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности |
Методы письменного контроля и самоконтроля
Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Верное планирование и реализация собственного профессионального и личностного развития Определение траектории профессионального развития и самообразования. |
Анализ и оценка индивидуальных заданий
Методы письменного контроля и самоконтроля
Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
Гибкий подход к работе в коллективе и команде, эффективное взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами. Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельности |
Анализ и оценка индивидуальных заданий Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Грамотное устное и письменное изложение своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке. Грамотное осуществление устной и письменной коммуникации на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Анализ и оценка индивидуальных заданий
Методы письменного контроля и самоконтроля
Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода |
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. |
Понимание значимости своей профессии. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей . Уверенное проявление гражданско-патриотической позиции, демонстрация осознанного поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода
|
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности. Обеспечение ресурсосбережения на рабочем месте. |
Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода
|
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Безошибочное использование информационных технологии в профессиональной деятельности, ответственное оформление учетно-отчетной документации для решения профессиональных задач |
Анализ и оценка индивидуальных заданий
Методы письменного контроля и самоконтроля
Наблюдение, анализ и оценка оптимальности метода |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Умелое использование профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. Определение экономической привлекательности своей специальности, поиск мест и способов самореализации и саморазвития. |
Анализ и оценка индивидуальных заданий
Методы письменного контроля и самоконтроля
|