ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«ЭКОНОМИКА»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
подготовки специалистов среднего звена
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г.Югорск, 2016
ОДОБРЕНА цикловой комиссией социально-экономических дисциплин Протокол _______ От «____»___________2016г. Председатель ____________ Е.Ю.Костоусова |
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и результатов опроса работодателей Заместитель директора по учебной работе
______________________
|
Разработчик: БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории Е.Ю.Костоусова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» 4
1СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 9
3.2 Информационное обеспечение обучения 10
3.3. Спецификация учебно-методического комплекса 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных служащих в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и составлена на основе опроса работодателей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной учебной дисциплиной
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Умения:
ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях
уметь анализировать рыночный механизм
использовать полученную информацию в жизни;
анализировать экономическую ситуацию в стране и за рубежом;
находить приемлемые пути решения экономических задач
Знания:
общих положений экономической теории;
о методах государственного регулирования экономики;
о финансах, кредитно-денежной и налоговой системах;
об основах финансового устройства государства;
о государственном бюджете, его дефиците;
об инфляции и безработице и причинах их возникновения;
основных микро- и макроэкономических категорий и показателей, методов их расчета.
-
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 час.
.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
практические занятия |
40 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
|
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел Микроэкономика |
|
||
Тема1. Предмет и история экономической науки |
Содержание учебного материала |
||
1Современная экономика и экономическая наука. Основные проблемы рыночной экономики Экономическая система общества |
2 |
2 |
|
Практическое занятие №1 Основные этапы развития экономической науки. Обсуждение докладов. Тестирование по теме «Экономическая система общества» |
2 |
2-3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Побор материала и написание доклада. Тематика: Этапы развития экономической теории План-конспект ответов на вопросы |
4 |
||
Тема 2. Факторы современного производства |
Содержание учебного материала |
||
2Факторы производства. Ограниченность ресурсов 3. Человеческий фактор производства. 4. Средства производства. Производственные фонды. |
2 2 2 |
1 |
|
Практическое занятие №2 Использование ограниченных ресурсов |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие №3 Факторы современного производства. Обсуждение вопросов. Обсуждение докладов |
2 |
||
Практическое занятие №4 Решение задач и построение Границы производственных возможностей общества |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Доклад по теме «Другие факторы современного производства» Решение задач |
6 |
3 |
|
Тема 3. Плата за факторы производства. |
Содержание учебного материала |
||
5. Заработная плата. Рента, процент и прибыль. |
2 |
1 |
|
Практическое занятие №5 Решение задач |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие №6 Опрос по теме |
2 |
2-3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Факторы влияющие на размер заработной платы. Выявление факторов, оказывающих влияние на размер ренты, процента и прибыли. |
4 |
3 |
|
Тема 4. Экономические отношения в обществе. |
Содержание учебного материала |
||
6 Собственность: сущность, типы и формы 7 Формы организации бизнеса. 8Товарно-денежные отношения, товарное обращение. Банки и кредит. |
2 2 2 |
1 |
|
Практическое занятие № 7 «Собственность» Тестирование, обсуждение вопросов |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие № 8 «Фомы организации бизнеса» Составление таблицы сравнительных характеристик |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие №9 Темы: «Собственность как основа производственных отношений», «Преобразование собственности в России», «Формы и виды собственности в России». «Сравнительный анализ натурального и товарного производства», «Доходы от собственности» [выступление студентов с докладами, обсуждение]. |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие №10 «Функции денег и закон денежного обращения», «Определение величины денежного агрегата», « Банки и банковская деятельность», «Сущность и назначение кредита», «Виды и формы кредитов» [выступление студентов с докладами, обсуждение]. |
2 |
2-3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов, презентаций к практическим занятиям. |
8 |
||
Тема 5. Рынок: его функции и структура
|
Содержание учебного материала |
||
9. Рынок и его основные факторы. Монополия и конкуренция. 10. Спрос и предложение товаров. Рыночная цена. 11. Издержки и доходы фирмы. |
2 2 2 |
1 |
|
Практическое занятие №11 Спрос, предложение и рыночная цена. Тестирование, решение задач, построение графиков |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие №12 Тестирование по теме: Рынок: его функции и структура |
2 |
||
Практическое занятие №13 Издержки и прибыль предприятия Тестирование, решение задач, построение графиков |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад: Вид монополии. Антимонопольная политика государства. Конкуренция и ее виды. Выполнение тестов и задач. |
4 |
||
Раздел Макроэкономика |
|||
Тема 6. Макроэкономические показатели, экономический рост и нестабильность. |
Содержание учебного материала |
||
12. Валовой продукт и национальный доход общества. 13. Экономический рост в обществе. Макроэкономическая нестабильность. 14. Безработица и инфляция |
2 2 2 |
1 |
|
Практическое занятие №14 Основные макроэкономические показатели. Тестирование, решение задач. |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие №15 Экономический рост и нестабильность Тестирование, решение задач. |
2 |
2-3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся План-конспект ответов на вопросы по теме 6. |
4 |
3 |
|
Тема 7. Механизм макроэкономического регулирования. |
Содержание учебного материала |
||
15. Финансовая политика государства. Кредитно-денежная политика государства. 16. Социальная политика государства. Фискальная политика государства |
2 2 |
1 |
|
Практическое занятие № 16 Обсуждение вопросов по теме» Механизм государственного регулирования экономики» |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие № 17 Письменная работа по теме 7. |
2 |
||
Самостоятельная работа Работа с литературой: Л.Н.Куликов стр.231 – стр.267 , ответить на контрольные вопросы |
2 |
||
Тема 8. Мировая экономика |
Содержание учебного материала |
||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» «Международная торговля и кредит». «Международная миграция капиталов и трудовых ресурсов. Международные валютные отношения». |
1 |
||
Практическое занятие №18 Обсуждение докладов «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» «Международная торговля и кредит». «Международная миграция капиталов и трудовых ресурсов. Международные валютные отношения». |
2 |
2-3 3 |
|
Практическое занятие № 19 Тестирование. Международные валютные отношения |
2 |
||
Практическое занятие №20 Итоговое тестирование по курсу «Экономика» |
2 |
||
4 |
|||
Всего: |
108 |
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики;
Оборудование учебного кабинета:
нормативные документы (Федеральный государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.
учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой
комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
стендовый материал, который носит обучающий характер: - рекомендаций по выполнению домашних работ; - рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен) - правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
Технические средства обучения:
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц
Комплект инструментов для работы у доски
Технические средства
Экспозиционный экран
Проектор
Компьютер с возможностью подключения к Internet.
Слайды по тематике курсов экономики
Основная литература
Борисов Е.Ф.Экономика. -М.: Проспект, 2008. – 320с.
Горфинкель В.Я., проф. В.А. Швандар. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Добрынин А.И , Экономическая теория / под ред.., Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.
Казначевская Г.Б. Экономическая теория. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.-346с.
Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2010.
Слагода В.Г. Основы Экономической теории: учебник/ В.Г.Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
Слагода В.Г. Экономика: учебное пособие / В.Г.Слагода. – М.: ФОРУМ: 2011.
Океанова З.К. Основы экономической теории: учебное пособие 4-е издание, перер. и дополн. –М.: ИД «ФОРУМ», 2012.
Дополнительная литература
Растова Ю.И. Малахов Р.Г. Экономика организаций (предприятий) в схемах.- М.: Эксмо, 2009. – 240с.
Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Программное обеспечение и Internet-ресурсы:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
2. Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы). Режим доступа: http://www.cbr.ru
3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main
4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
5. Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». Режим доступа: http://www.m-economy.ru
6. http://e-management.newmail.ru сайт содержит электронные публикации (книги, статьи) по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии. Cайт содержит электронные публикации (книги, статьи) по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии.
3.3. Спецификация учебно-методического комплекса
№ |
Наименование |
Количество |
Тип носителя |
1 |
Тесты |
диск |
|
2 |
Комплект для промежуточной аттестации |
15 |
бумага |
3 |
Комплект для итоговой аттестации |
15 |
бумага |
4 |
Электронное учебное пособие |
1 |
диск |
5 |
Видео учебно-информационные материалы |
1 |
диск |
6 |
Учебная программа |
1 |
бумага, электронный вариант |
7 |
Список литературы (основной, дополнительной, факультативной) |
1 |
бумага |
8 |
Методические указания по изучению курса |
1 |
бумага |
9 |
Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые) |
25 |
бумага |
10 |
Практикум |
1 |
Электронный вариант, бумага |
11 |
Рекомендации по организации самостоятельной работы |
1 |
бумага, электронный вариант |
12 |
Рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы |
1 |
бумага, электронный вариант |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях уметь анализировать рыночный механизм использовать полученную информацию в жизни; анализировать экономическую ситуацию в стране и за рубежом; находить приемлемые пути решения экономических задач Знания: общих положений экономической теории; о методах государственного регулирования экономики; о финансах, кредитно-денежной и налоговой системах; об основах финансового устройства государства; о государственном бюджете, его дефиците; об инфляции и безработице и причинах их возникновения; основных микро- и макроэкономических категорий и показателей, методов их расчета. |
Текущий контроль: Практические занятия; Внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточный контроль: Практические занятия; Тестирование; Контрольные работы; Итоговый контроль: экзамен |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. |
Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. |
Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
2