Рабочая программа, окружающий мир 1- 4 класс, по программе школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина»
Рабочая программа
«Окружающий мир», 1-4 классы
Лихачева Людмила Михайловна
учителя начальных классов
УТВЕРЖДЕНО ОБСУЖДЕНО
на заседании на заседании
педагогического совета методического совета
Протокол № 1 Протокол № 1
от « » 2022 г. от « » 2022 г.
Директор Председатель МС
__________ Ильин Н.А. ________________ Парпулова Л.Г.
Кемерово, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты освоения учебного предмета…..........…….……….3
Содержание учебного предмета..........................................................................11
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.………………….......………..........……………..….….19
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета "Окружающий мир" являются:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли "хорошего ученика";
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении.
Метапредметными результатами изучения предмета "Окружающий мир" является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
1) использование различных способов поиска (в учебнике, справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета;
2) овладение способностью ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
3) добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
4) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
5) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
6) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
7) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Чтение. Работа с текстом
В результате изучения учебного предмета "Окружающий мир" обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется ИКТ-компетентность младших школьников. Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание учебного предмета "Русский язык" у обучающихся будут сформированы необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
- правильно включать и выключать устройства
- использовать эргономичные и безопасные для здоровья приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
- выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- работать с клавиатурой, мышью;
- применять основные правила и инструменты создания и оформления текста;
- работать в простом текстовом редакторе; применять полуавтоматический орфографический контроль;
- набирать текст на родном и иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
- создавать диаграммы;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов.
Обучающийся получит возможность научиться сканировать рисунки и тексты, использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования;
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- использовать сменные носители (флэшкарты);
- собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных;
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
- передавать сообщения, участвовать в диалоге с использованием электронной почты
- готовить и проводить презентацию перед небольшой
аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- размещать сообщение в информационной образовательной среде школы;
- соблюдать нормы информационной культуры и этики.
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера, в том числе из готовых музыкальных фрагментов.
Предметными результатами изучения предмета "Окружающий мир" на уровне начального общего образования являются:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» обучающиеся заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (66 часов)
Раздел 1. Введение (1 ч)
Задавайте вопросы.
Раздел 2. Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что нас окружает дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Раздел 3. Как, откуда и куда? (12 ч)
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо. Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Где зимуют птицы? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь.
Раздел 4. Где и когда? (11 ч)
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда ты станешь взрослым?
Раздел 5. Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили, поезда? Зачем строят корабли, самолеты? Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
2 класс (70 часов)
Раздел 1. Где мы живём? (4 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел 2. Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Раздел 3. Жизнь города и села (10 ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел 4. Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Раздел 5. Общение (7ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Раздел 6. Путешествия (20 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
3 класс (70 часов)
Раздел 1. Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Природа в опасности! О маленьких ранах… О больших ранах. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы
Раздел 2. Эта удивительная природа (20 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их функции («работа»). Виды растений. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Великий круговорот жизни – круговорот веществ в природе. Основные звенья круговорота: растения – производители, животные – потребители, бактерии и грибы – разрушители.
Раздел 3. Мы и наше здоровье (9 ч)
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Раздел 4. Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Как уберечься от молнии. Ядовитые растения и грибы. Опасности, которые несут змеи. Правила безопасности при общении с кошками и собаками.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защитится от загрязненной воды. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Раздел 5. Чему учит экономика (11 ч)
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (17 ч)
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию человечества.
4 класс (70 часов)
Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической жарте; знакомство с историческими картами.
Раздел 2. Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел 5. Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война Образование СССР. Жизнь страны в 1920-1930-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного города.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Раздел 6. Современная Россия (13 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 класс (66 часов)
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
I. Задавайте вопросы! (1 ч) | ||
1 | Задавайте вопросы! | 1 |
II. Что и кто? (20 ч) | ||
2 | Что такое родина? | 1 |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | Проект «Моя малая Родина». | 1 |
6 | Что у нас над головой? | 1 |
7 | Что у нас по ногами? | 1 |
8 | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | Что растет на подоконнике? | 1 |
10 | Что растет на клумбе? | 1 |
11 | Что это за листья? | 1 |
12 | Что такое хвоинки? | 1 |
13 | Кто такие насекомые? | 1 |
14 | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | Кто такие птицы? | 1 |
16 | Кто такие звери? | 1 |
17 | Что окружает нас дома? | 1 |
18 | Что умеет компьютер? | 1 |
19 | На что похожа наша планета? | 1 |
20 | Проверочная работа по разделу «Что и кто?». | 1 |
21 | Презентация проекта «Моя малая родина». | 1 |
III. Как, откуда и куда? (12 ч) | ||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
25 | Как путешествует письмо? | 1 |
26 | Куда текут реки? | 1 |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 |
28 | Как живут растения? | 1 |
29 | Как живут животные? | 1 |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 |
31 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 |
33 | Презентация проекта «Моя семья». Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 |
IV. Где и когда? (11 ч) | ||
34 | Когда учиться интересно? | 1 |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 |
36 | Когда придет суббота? | 1 |
37 | Когда наступит лето? | 1 |
38 | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | Где живут слоны? | 1 |
40 | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | Когда появилась одежда? | 1 |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 |
44 | Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверочная работа по разделу «Где и когда?» | 1 |
V. Почему и зачем? (22 ч) | ||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 |
48 | Почему звенит звонок? | 1 |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? | 1 |
59 | Зачем строят корабли? | 1 |
60 | Зачем строят самолёты? | 1 |
61 | Промежуточная аттестация | 1 |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?» | 1 |
| Итого: | 66 |
2 класс (70 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
I. Где мы живём? (4 ч) | ||
1 | Родная страна | 1 |
2 | Город и село. Проект «Родной город» | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 |
II. Природа (20 ч) | ||
5 | Неживая и живая природа. | 1 |
6 | Явления природы. | 1 |
7 | Что такое погода? | 1 |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 |
9 | В гости к осени. | 1 |
10 | Звёздное небо. | 1 |
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1 |
12 | Про воздух… | 1 |
13 | …И про воду. | 1 |
14 | Какие бывают растения? | 1 |
15 | Какие бывают животные? | 1 |
16 | Невидимые нити. | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 |
19 | Комнатные растения. | 1 |
20 | Животные живого уголка. | 1 |
21 | Про кошек и собак. | 1 |
22 | Красная книга. | 1 |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга» | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 |
III. Жизнь города и села (10 ч) | ||
25 | Что такое экономика? | 1 |
26 | Из чего что сделано. | 1 |
27 | Как построить новый дом. | 1 |
28 | Какой бывает транспорт. | 1 |
29 | Культура и образование. | 1 |
30 | Все профессии важны. | 1 |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 |
32 | В гости к зиме | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 |
34 | Презентация проектов | 1 |
IV. Здоровье и безопасность (9 ч) | ||
35 | Строение тела человека. | 1 |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
37 | Берегись автомобиля! | 1 |
38 | Школа пешехода | 1 |
39 | Домашние опасности. | 1 |
40 | Пожар. | 1 |
41. | На воде и в лесу. | 1 |
42 | Опасные незнакомцы | 1 |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 |
V. Общение (7 ч) | ||
44 | Наша дружная семья. | 1 |
45 | Проект «Родословная» | 1 |
46 | В школе. | 1 |
47 | Правила вежливости. | 1 |
48 | Ты и твои друзья | 1 |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 |
VI. Путешествия (20 ч) | ||
51 | Посмотри вокруг… | 1 |
52-53 | Ориентирование на местности | 2 |
54 | Формы земной поверхности. | 1 |
55 | Водные богатства | 1 |
56 | В гости к весне. | 1 |
57 | В гости к весне (экскурсия). | 1 |
58 | В гости к весне. | 1 |
59 | Россия на карте | 1 |
60 | Проект «Города России» | 1 |
61 | Путешествие по Москве. | 1 |
62 | Московский Кремль. | 1 |
63 | Город на Неве. | 1 |
64 | Путешествие по планете. | 1 |
65 | Путешествие по материкам. | 1 |
66 | Промежуточная аттестация | 1 |
67 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 |
68 | Впереди лето. | 1 |
69 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 |
70 | Презентация проектов | 1 |
| Итого: | 70 |
3 класс (70 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I. Как устроен мир (6 ч) | ||
1 | Разнообразие природы. | 1 |
2 | Человек - разумное существо. Проект «Богатства, отданные людям» | 1 |
3 | Общество | 1 |
4 | Что такое экология | 1 |
5 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 |
6 | Проверочная работа по разделу «Как устроен мир» | 1 |
II. Эта удивительная природа (20 ч) | ||
7 | Тела. Вещества. Частицы. | 1 |
8 | Разнообразие веществ | 1 |
9 | Воздух и его охрана | 1 |
10 | Вода и жизнь | 1 |
11 | Превращения и круговорот воды. | 1 |
12 | Берегите воду! | 1 |
13 | Что такое почва? | 1 |
14 | Разнообразие растений. | 1 |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
16 | Размножение и развитие растений. | 1 |
17 | Охрана растений | 1 |
18 | Разнообразие животных. | 1 |
19 | Кто что ест? Цепи питания. | 1 |
20 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 |
22 | Охрана животных | 1 |
23 | В царстве грибов. | 1 |
24 | Великий круговорот жизни | 1 |
25 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Презентация проектов. | 1 |
26 | Проверочная работа по разделу «Это удивительная природа» | 1 |
III. Мы и наше здоровье (9 ч) | ||
27 | Организм человека | 1 |
28 | Органы чувств | 1 |
29 | Надежная защита организма | 1 |
30 | Опора тела и движение | 1 |
31 | Наше питание Проект «Школа кулинаров» | 1 |
32 | Дыхание и кровообращение | 1 |
33 | Умей предупреждать болезни ˗ закаляй свой организм! | 1 |
34 | Здоровый образ жизни. Презентация проектов | 1 |
35 | Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 |
IV. Наша безопасность (7 ч) | ||
36 | Огонь, вода и газ | 1 |
37 | Чтобы путь был счастливым. | 1 |
38 | Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает» | 1 |
39 | Опасные места | 1 |
40 | О молниях, змеях, собаках и прочем | 1 |
41 | Экологическая безопасность. | 1 |
42 | Проверочная работа по разделу «Наша безопасность» | 1 |
V. Чему учит экономика (11 ч) | ||
43 | Для чего нужна экономика. | 1 |
44 | Три кита экономики | 1 |
45 | Полезные ископаемые | 1 |
46 | Растениеводство | 1 |
47 | Животноводство | 1 |
48 | Какая бывает промышленность? Проект «Экономика родного края» | 1 |
49 | Что такое деньги? Урок защита проектов. | 1 |
50 | Государственный бюджет. | 1 |
51 | Семейный бюджет. | 1 |
52 | Экономика и экология. Урок – сказка. | 1 |
53 | Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика» | 1 |
VI. Путешествия по городам и странам (17 ч) | ||
54 | Золотое кольцо России. | 1 |
55 | Проект «Музей путешествий» | 1 |
56 | Наши ближайшие соседи. | 1 |
57 | На севере Европы. | 1 |
58 | Что такое Бенилюкс? | 1 |
59 | В центре Европы. | 1 |
60 | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 |
61 | На юге Европы. | 1 |
62 | По знаменитым местам мира. Урок – путешествие. | 1 |
63 | Обобщение по разделу «По городам и странам» | 1 |
64 | Промежуточная аттестация | 1 |
65 | Что мы узнали и чему научились за год? Урок – КВН. | 1 |
66 | Животные и растения луга. | 1 |
67 | Животные и растения луга. Экскурсия на луг. | 1 |
68 | Животные и растения леса. | 1 |
69 | Животные и растения леса. Экскурсия в лес. | 1 |
70 | Сбор и оформление гербария. | 1 |
| Итого: | 70 |
4 класс (70 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
I. Земля и человечество (9 ч) | ||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | ||
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | ||
3 | Звездное небо – великая книга Природы. | 1 | ||
4 | Мир глазами географа. | 1 | ||
5 | Мир глазами историка. | 1 | ||
6 | Когда и где? | 1 | ||
7 | Мир глазами эколога. | 1 | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | ||
9 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа | 1 | ||
II. Природа России (11 ч) | ||||
10 | Равнины и горы России. | 1 | ||
11 | Моря, озера и реки России. | 1 | ||
12 | Природные зоны России | 1 | ||
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | ||
14 | Тундра. | 1 | ||
15 | Леса России. | 1 | ||
16 | Лес и человек. | 1 | ||
17 | Зона степей. | 1 | ||
18 | Пустыни. | 1 | ||
19 | У Черного моря. | 1 | ||
20 | Проверочная работа по разделу "Природа России" | 1 | ||
III. Родной край – часть большой страны (12 ч) | ||||
21 | Наш край. Проектная деятельность | 1 | ||
22 | Поверхность нашего края. | 1 | ||
23 | Водные богатства нашего края | 1 | ||
24 | Наши подземные богатства. | 1 | ||
25 | Земля – кормилица. | 1 | ||
26 | Жизнь леса. | 1 | ||
27 | Жизнь луга. | 1 | ||
28 | Жизнь в пресных водоёмах. | 1 | ||
29 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | ||
30 | Животноводство в нашем крае. | 1 | ||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие | 1 | ||
32 | Презентация проектов | 1 | ||
IV. Страницы всемирной истории (5 ч) | ||||
33 | Начало истории человечества. | 1 | ||
34 | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | ||
35 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | ||
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | ||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | ||
V. Страницы истории Отечества (20 ч) | ||||
38 | Жизнь древних славян. | 1 | ||
39 | Во времена Древней Руси. | 1 | ||
40 | Страна городов. | 1 | ||
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | ||
42 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | ||
43 | Русь расправляет крылья. | 1 | ||
44 | Куликовская битва. | 1 | ||
45 | Иван Третий. | 1 | ||
46 | Мастера печатных дел. | 1 | ||
47 | Патриоты России. | 1 | ||
48 | Петр Великий. | 1 | ||
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | ||
50 | Екатерина Великая. | 1 | ||
51 | Отечественная война 1812 года. | 1 | ||
52 | Страницы истории XIX в. | 1 | ||
53 | Россия вступает в XX в. | 1 | ||
54 | Страницы истории 1920 – 1930-х гг. | 1 | ||
55-56 | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 2 | ||
57 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | ||
VI. Современная Россия (13 ч) | ||||
58 | Основной закон России и права человека | 1 | ||
59 | Мы – граждане России. | 1 | ||
60 | Славные символы России. | 1 | ||
61 | Промежуточная аттестация | 1 | ||
62 | Такие разные праздники. | 1 | ||
63-65 | Путешествие по России. | 3 | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | 1 | ||
67-68 | Презентация проектов | 2 | ||
69-70 | Экскурсии в природные сообщества родного края | 2 | ||
| Итого: | 70 |