Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе (УМК «Живой мир» Н. Б. Матвеевой и др.)

0
0
Материал опубликован 12 May 2020

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «БИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3»





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_________

« »______________2019 года



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

Попова М.А./_____________

Приказ №______ от _____2019 года







Рабочая программа

Окружающий мир

2 класс





Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна








Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета

Протокол от «____»____________201__г. № __________

Председатель школьного методического совета _____________(Сергиенко О.В.)










2019-2020 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом коррекционной направленности в обучении слепых и слабовидящих учащихся на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013.

АООП начального общего образования КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа интернат №3»

Учебный план КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» на 2019-2020 учебный год.


Преподавание ведется по учебникам:

1.Мир природы и человека. 2 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч.Ч.1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2017.

2.Мир природы и человека. 2 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч.Ч.2/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочая программа определяет последовательность изучения материала в рамках и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Основная цель предмета «Живой мир» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи курса:

- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- сформировать знания учащихся о природе своего края;

- сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.


Основные особенности этой рабочей программы

Особенностью обучения является здоровьесбережение. Каждый урок не должен навредить здоровью ребенка. На каждом уроке необходимо следить за ношением очков, за освещенностью рабочего места, за посадкой ученика в классе в соответствии с медицинскими рекомендациями, проводить динамические паузы, психологические разгрузки гимнастику для глаз, следить за дозировкой зрительной нагрузки, сменой видов деятельности, применять дифференцированный подход в обучении.

Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение обучающимися определенного объема знаний об окружающем мире на том же уровне, что и в коррекционной школе.

Основу методики обучения школьников с дефектами зрения составляют методы и приемы тифлопедагогики и тифлопсихологии.

Программа имеет пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1 – 5 классы).

В связи с этим произведено перераспределение учебного материала с программы обучения 1-4 класс, на 1-5 класс.

2 класс. Изучается учебный материал по программе 2 класса, кроме раздела «Человек».

Из содержания 2 класса в 3 перенесены темы (4 часа)

Раздел «Человек»

Гигиена тела человека. Закаливание.(1 час)

Органы пищеварения.(1 час)

Питание человека.(1 час)

Правила питания. Профилактика отравлений.(1 час)


Особенности 2 класса

В классе присутствуют ученики с различным интеллектуальным уровнем развития, что требует разноуровневой дифференциации при изучении предмета.

Обучающийся по системе Брайля один.

В классе присутствуют дети с низкой остротой зрения и другими заболеваниями, требующие постоянного внимания со стороны педагога (проговаривание, освещенность, ориентация в тексте учебника).


Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир является специфическим предметом для обучения младших умственно отсталых школьников.

Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Предмет «Окружающий мир» имеет очень важное значение в обучении слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как непосредственно формирует представление о предметах, явлениях, закономерностях, расширяя границы познания ребенка. Предмет способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях интерес и бережное отношение к живому.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени по учебному плану: 35 часов (1 час в неделю)


Планируемые результаты обучения

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету «Окружающий мир» во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

правильно называть изученные объекты и явления;

различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

выполнять элементарные гигиенические правила;

различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе


Содержание курса

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.


Тематический план 2 класс

(1 урок в неделю, всего 35 часов за год)


Тема

Количество часов

Сезонные изменения. Осень.

5

Неживая природа.

6

Сезонные изменения. Зима.

4

Растения.

7

Сезонные изменения. Весна.

3

Животные.

6

Сезонные изменения. Лето.

4

Всего

35


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

Вид учебной деятельности обучающихся

Дата проведения


1

Влияние солнца на смену времен года. Сутки.

1

Рассматривание рисунков и показ разных времен года, объяснения признаков времен года. Нахождение признаков лета, осени по рисункам. Сравнение схем. Наблюдения за опаданием листьев. Объяснение значения слова «листопад». Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления. Запоминание названий осенних месяцев. Сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев. Изготовление поделки из природного материала


2

Долгота дня летом и зимой.

1


3

Наблюдение за растениями осенью. Экскурсия.

1


4

Растения и животные в осеннее время.

1


5

Занятия людей осенью. Обобщение знаний по теме «Осень».

1


6

Вода и ее свойства.

1

Опыты с водой. Нахождение и показ на рисунке объекта неживой природы. Составление рассказа как люди используют горячую воду. Знакомство с термометром. Объяснение, чем может быть опасна горячая вода. Составление правил обращения с горячей водой. Составление рассказа об использовании воды.


7

Первичные представления о температуре воды.

1


8

Температура воды.

1


9

Вода и ее состояние в природе: дождь, снег, лед.

1


10

Значение воды для жизни растений, животных и человека.

1


11

Обобщение знаний по теме «Вода».

1


12

Зимние изменения в природе. Знакомство с названиями зимних месяцев. Экскурсия.

1

Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев. Составление рассказа по теме. Рисование зимнего дерева.

Описание животного, изображенного на рисунке. Составление рассказа по теме. Рассматривание птиц, предположение об их питании зимой.


13

Растения и животные в зимнее время. Зимующие птицы.

1


14

Занятия людей зимой.

1


15

Обобщение знаний по теме «Зима».

1


16

Комнатные растения: названия, отличительные признаки. Части растений.

1

Закрепление знаний о строении растений. Рассматривание и показ на рисунках частей растений.

Практическая работа: нахождение комнатных растений по параметрам. Зарисовка комнатного растения. Отработка навыков по уходу за комнатными растениями. Перечисление любимых овощей. Перечисление любимых фруктов. Составление описательного рассказа о любимом фрукте. Отработка навыков ухода за растениями в саду. Ответы на вопросы Нахождение садового инструмента на картинке, соотнесение с натуральными объектами. Чтение правил использования садового инструмента, ответы на вопросы по тексту.


17

Необходимые условия для жизни растений Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1


18

Растения светолюбивые и тенелюбивые. Уход за комнатными растениями.

1


19

Огород. Овощи в питании человека.

1


20

Сад. Фрукты в питании человека.

1


21

Уход за растениями сада и огорода.

1


22

Обобщение знаний по теме «Растения»

1


23

Весенние изменения в природе. Знакомство с названиями весенних месяцев. Экскурсия.

1

Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа о цветении березы и тополя. Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся цветов.


24

Растения и животные в весеннее время.

1


25

Занятия людей весной. Обобщение знаний по теме «Весна».

1


26-27

Животные домашние и дикие. Сравнение домашних и диких животных. Кошка-рысь. Породы кошек.

2

Рассматривание рисунков. Составление рассказа о домашних и диких животных. Ответы на вопросы


28-29

Животные домашние и дикие. Сравнение домашних и диких животных. Собака-волк. Породы собак.

2

Рассматривание рисунка. Нахождение объектов, классификация. Составление рассказа по рисунку. Составление рассказа по плану. Отработка навыков безопасного поведения при встрече с собакой Ответы на вопросы


30

Рыбы. Их внешний вид. Среда обитания.

1

Рассматривание схемы. Определение строения объекта природы. Ответы на вопросы. Зарисовка объекта природы. Рассматривание рисунка. Нахождение соответствия. Составление рассказа по рисунку.


31

Обобщение знаний по теме «Животные»

1

Ответы на вопросы. Составление рассказа по рисунку. Составление рассказа по плану.


32

Летние изменения в природе. Знакомство с названиями летних месяцев.

1

Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы. Составление рассказа о птицах. Отработка названий летних месяцев.

Чтение текста, запоминание названия ягод, цветов. Рассматривание рисунка, составление по нему рассказа о летнем лесе. Запоминание и называние детенышей. Рассматривание и называние опасных насекомых. Объяснение, почему летом и зимой обязательно носить головной убор. Рассматривание рисунка (чем занимаются дети). Беседа на темы: что выращивают в огороде, семена овощей, что сажают в поле, а что в огороде. Составление рассказа, как люди ухаживают за огородом осенью и весной и почему нужно поливать растения.


33

Растения и животные в летнее время.

1


34

Занятия людей летом.

1


35

Обобщение знаний по теме «Лето».

1



Всего

35




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

1. Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М.: Просвещение, 2016. – 222 с. (электронный вариант)

2.Мир природы и человека. 2 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч.Ч.1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2017.

3.Мир природы и человека. 2 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч.Ч.2/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2017.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. -М.: Просвещение, 2013. — 176 с.

Наглядные пособия

1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

2. Раздаточный материал: карточки с заданиями, картинки.

3. Демонстрационные пособия: иллюстрации и фотографии объектов природы.

2. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер.

3.Ссылки на интернет ресурсы

http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/


Требования к оценке знаний, умений.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения.

Устный опрос является одним из методов учета зна­ний, умений и навыков обучающихся. При оценивании устных ответов принимается во внимание:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

полнота ответа;

- умение практически применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допус­кает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.

Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.

Отметка «2» не ставится в журнал.












9



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.