1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ».
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальностей СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
-читать ситуации на планах и картах,
-определять положение линий на местности,
-решать задачи на масштабы,
-решать прямую и обратную геодезическую задачи,
-выносить на строительную площадку элементы стройгенплана,
-пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов, отметок точек,
- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен знать:
- основные понятия и термины используемые в геодезии,
-назначение опорных геодезических сетей,
-масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба,
- систему плоских прямоугольных координат,
-приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений,
-виды геодезических измерений.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
60 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
30 |
Лабораторные и практические занятия |
30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
30 |
Итоговая аттестация |
Экзамен в 4 семестре |
Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы геодезии»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Топографические планы, карты и чертежи. |
|
24 |
|
Тема 1.1. Общие сведения. |
Предмет и задачи геодезии. Определение положения точек земной поверхности. Превышения. Основные термины и понятия. Генплан объекта. |
2 |
1 |
Тема1.2.Масштабы |
Масштабы топографических планов, карт. Условные знаки.
|
2 |
1 |
Практические занятия №1. Решение задач на масштабы. |
2 |
||
Практические занятия №2. Перевод численного масштаба в именованный. |
2 |
||
Практические занятия №3. Расчет точности. |
2 |
||
Практические занятия №4. Определение длины отрезка. |
2 |
||
Тема 1.3. Рельеф местности. |
Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах. |
2 |
1 |
Тема 1.4. Ориентирование направлений. |
Ориентирование направлений. Азимуты. Румбы. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов.
|
2 |
1 |
Тема1.5. Определение прямоугольных координат точек. |
Определение прямоугольных координат точек, заданных на карте. Прямая и обратная задачи. |
2 |
1 |
Практические занятия №5. Определение координат точек по картам. |
2 |
||
Практическое занятие №6. Вычисление длин линий по точкам. |
2 |
||
Практические занятия №7. Вычисления дирекционных углов по координатам точек. |
2 |
||
Раздел 2. Геодезические измерения.
|
|
20 |
|
Тема 2.1. Сущность измерений. |
Сущность измерений. Классификация и виды. Погрешность. Основные методы линейных измерений. |
2 |
1 |
Тема 2.2. Линейные измерения. |
Компарирование. Учет поправок. |
2 |
1 |
Тема 2.3Угловые измерения. |
Угловые измерения. Принцип горизонтального угла. |
2 |
|
Тема 2.4. Основные части теодолита. |
Основные части теодолита. Поверки. |
2 |
1 |
Лабораторные работы №1 Изучение теодолита. |
2 |
||
Лабораторная работа №2. Измерение горизонтальных углов. |
2 |
||
Лабораторная работа №3. Измерение вертикальных углов. |
2 |
||
Тема2.5. Геометрическое нивелирование.
|
Геометрическое нивелирование.
|
2 |
1 |
Тема 2.6. Классификация по методам определения превышений. |
Классификация по методам определения превышений. Сущность и способы. |
2 |
1 |
Лабораторные работы №4. Изучение нивелира. |
2 |
||
Раздел 3. Понятие о геодезических съемках. |
|
16 |
|
Тема 3.1. Теодолитный ход. |
Теодолитный ход. Назначение и виды съемок. |
2 |
1 |
Тема 3.2. Сети сгущения. |
Сети сгущения. |
2 |
1 |
Практическая работа №8: вычислительная обработка теодолитного хода. |
2 |
||
Практическая работа №9. Оцифровка координатной сетки. Определение точек теодолитного хода. |
2 |
||
Практическая работа №10. Нанесение точек теодолитного хода на план. |
2 |
||
Практическая работа №11. Ведомость расчета углов. |
2
|
||
Обобщение материала. |
|
4 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
30 |
|
|
всего |
60 |
|
3. Условия реализации программы дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы геодезии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
-комплект учебно-наглядных пособий,
-объемные макеты: «рельеф местности», «изображение рельефа горизонталями».
Технические средства обучения:
-комплекты теодолитов,
-комплекты нивелиров,
-мерный комплект,
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет- ресурсов, дополнительной литературы.
1.Киселев М.И. Геодезия (10-е изд., стер,) учебник 2013.
2.Киселев М.И.; Михелев Д.М. Геодезия - М. Академия, 2009г.
3.Нехорошков П.А., Курс инженерной геодезии. Учебник 2014г.
Дополнительные источники
1. Е.В. Золотова,Р.Н. Скогорева Геодезия с основами кадастра. 2-е изд., испр Год: 2012
2. Ходоров С.Н. Геодезия - это очень просто. Введение в специальность Год: 2015
Онлайн – источники
1. Кусов В.С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки Год: 2014
2. Киселев Михаил Иванович Геодезия Год: 2014
3. Чекалин Сергей Иванович Геодезия в маркшейдерском деле Год: 2012
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
- решать задачи на масштабы; - читать ситуации на планах и картах; - определять положение линий на местности; - решать прямые и обратные геодезические задачи; - пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и определении превышения; - проводить камеральные работы по окончании теодолитной съёмки и геометрического нивелирования. |
оценка уровня профессионализма деятельности обучающихся при выполнении лабораторных, отчетных расчетно-графических работ и других видов текущего контроля. Дифференцированный зачет. |
Знания: |
|
- основные понятия и термины, используемые в геодезии; - масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба; - назначение опорных геодезических сетей; - систему плоских прямоугольных координат; - приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений; - виды геодезических измерений. |
оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите отчетных работ и других видах промежуточного и итогового контроля.
|