Рабочая программа по дисциплине «Основы экономики»
Министерство образования пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Пенза, 2015 г.
Утверждаю
Начальник отделения
____________И.С.Шапоров
«____» ___________ 2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», отделение строительства
Разработчики: Аникеева Ольга Николаевна, преподаватель
Программа по дисциплине «Основы экономики» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК гуманинарного цикла
Протокол № 1 от 31.08.2015
Председатель МЦК ________ Глухова Т.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4-5 |
|
6-13 |
|
14 |
|
15-16 |
1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;
воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общие принципы организации производственного и технологического процесса;
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных конструкций.
ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение различных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегосяч 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
0 |
практические занятия |
0 |
контрольные работы |
0 |
курсовая работа (проект) |
0 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
Написание рефератов |
2 |
Подготовка доклада |
1 |
Ответы на вопросы |
1 |
Выполнение расчетов |
1 |
Выполнение тестов |
1 |
Составление бизнес-плана |
1 |
Работа с презентацией |
1 |
Составление конспекта урока |
2 |
Подготовка устного сообщения |
1 |
Составление схемы, графика, таблицы |
2 |
Поиск необходимой информации в сети Интернет |
1 |
Подготовка к зачету |
2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
1 |
||||||||||
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. |
|||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Раздел 1. Экономика и экономическая наука |
5 |
||||||||||||
Тема 1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные Неэкономические проблемы. Ограниченность ресурсов. |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
1 |
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Разработать лекцию. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 1.2. Факторы производства и факторные доходы. |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Ответы на вопросы. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
3 |
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Поиск необходимой информации в сети Интернет. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 1.4. Типы экономических систем |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
4 |
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу на тему «Типы экономических систем», указать главные черты, плюсы и минусы экономических систем. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 1.5. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
5 |
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. Понятие экономической свободы. Понятие обмена. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему «Конкуренция». |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Раздел 2. Семейный бюджет |
2 |
||||||||||||
Тема 2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование. |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
1 |
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить схему «Источники формирования доходной части бюджета». |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 2.2. Рациональный потребитель |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Оформить доклад на тему «Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие». |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Раздел 3. Рыночная экономика |
10 |
||||||||||||
Тема 3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
1 |
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить график спроса и предложения на товар и определить цену равновесия спроса и предложения. |
1 |
3 |
|||||||||||
Тема 3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составление основных разделов бизнес-плана предприятия. |
1 |
3 |
|||||||||||
Тема 3.3. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
3 |
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Оформить рефераты по теме «Электронные рынки как феномен мировой экономики» |
1 |
3 |
|||||||||||
Тема 3.4. Издержки. Выручка. |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
4 |
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение расчетов. |
1 |
3 |
|||||||||||
Тема 3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
5 |
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Оформить презентацию. |
1 |
3 |
|||||||||||
Раздел 4 Труд и заработная плата |
3 |
||||||||||||
Тема 4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
1 |
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Оформление докладов на тему «Стимулирование труда» |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Написать реферат на тему «Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века». |
1 |
3 |
|||||||||||
Раздел 5 Деньги и банки |
4 |
||||||||||||
Тема 5.1. Понятие денег и их роль в экономике |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
1 |
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Кредитование» |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 5.2. Банковская система. Финснсовые институты |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с презентацией. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 5.3. Инфляция и ее социальные последствия |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
3 |
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Ответить на вопросы к теме. Реферат на тему «Из истории денег». |
1 |
3 |
|||||||||||
Раздел 6 Государство и экономика |
4 |
||||||||||||
Тема 6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
1 |
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу «Доходы государства». |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектами. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 6.3. Государственный бюджет. Государственный долг |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
3 |
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить вопросы по теме. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
4 |
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовить устное сообщение. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 6.5. Основы денежной политики государства |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
5 |
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. |
||||||||||||
Раздел 7 Международная экономика |
3 |
3 |
|||||||||||
Тема 7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
1 |
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка к зачету. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Тема 7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка к зачету. Проанализировать изменения курса иностранных валют. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
7.3. Особенности современной экономики России |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||||||||||
3 |
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. |
||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Поиск необходимой информации. |
0,5 |
3 |
|||||||||||
Всего: |
32/16 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономики».
Технические средства обучения:
- ПК с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- И.В.Липсиц « Экономика», учебник издательство ВИТА, Москва, 2010 г.
- Л.Н.Череданова «Основы экономики и предпринимательства: учебник для учащихся учреждений нач.проф.образования, М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
Н.Н. Думная «Интернет и экономика», учебное пособие, М.: Интеллект-Центр, 2010.
В.Г. Губарев «
Основы экономики и предпринимательство, учебное пособие, издательство «Феникс», Москва, 2010 г.Онлайн-источники:
http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.
http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.
http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.
http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.
http://www.hse.ru – Государственный университет Высшая школа экономики
http://www.libertarium.ru – материалы по экономической теории.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Основные показатели оценки результата |
ОК, ПК |
Уметь: |
|||
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда; |
Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа по карточкам, беседа, подготовка докладов, выполнение самостоятельной работы |
Рассказывает о Находит экономическую информацию.
|
ОК 1, ОК 2, ПК 2.6 |
Знать: |
|||
общие принципы организации производственного и технологического процесса; механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли; |
Собеседование, работа с научной литературой, диалог, наблюдение, беседа, тестирование, выполнение самостоятельной работы |
Рассказывает об общих принципах производственного и технологического процесса. Называет механизмы ценообразования на продукцию. Излагает последовательность экономического кругооборота |
ОК 1, ОК 3, ОК 4, ПК 2.6. |
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; |
Тестирование, устный опрос, беседа, защита реферата, выполнение самостоятельной работы |
Перечисляет формы оплаты труда в современных условиях. |
ОК 1, ОК 5, ОК 6, ПК 2.6. |
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли; |
Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, выполнение самостоятельной работы |
Формулирует цели и задачи структурного подразделения. Составляет бизнес-план предприятия. |
ОК 1, ОК 7 ПК 2.6. |