Рабочая программа дисциплины «Основы риторики»
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невинномысский индустриальный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ НИК
____________ Р.В. Дебелый
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ РИТОРИКИ
дополнительное образование
Для специальности
Невинномысск, 2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии (далее СПО): 23.01.03 « Автомеханик »
Разработчик: Хасанова Ю.А. преподаватель
ГБПОУ «НЕВИННОМЫССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа одобрена методической комиссией
общеобразовательного гуманитарного цикла
Протокол № 1 от 31 августа 2018г.
Содержание
СТР.
1. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
4. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
14 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы риторики
-
Область применения программ
в результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- различать функциональные разновидности языка и моделировать языковое поведение в соответствии с задачами общения;
- применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира, своего восприятия мира, восприятие информации общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно – популярной литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные единицы и категории языка;
- современный русский литературный язык как показатель культуры человека;
- значение современного русского литературного языка;
- общие тенденции развития современного русского литературного языка;
-русский язык как государственный, международный, язык межнационального общения;
- богатство и выразительность русского языка;
- о роли языка в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
2.2 Перспективно-тематический план по дисциплине «Основы риторики» 72 часа
|
Раздел |
Тема |
Кол. часов |
Формы и методы обучения |
Наглядные пособия |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа, домашнее задание |
1-2 |
Основные аспекты риторики. |
Предмет риторики. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной речи. Основные этапы развития условий, необходимых для общения. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Подготовить сообщение. |
3-4 |
Основные тенденции современного русского языка. Ораторское искусство как социальное политическое явление. Причины появления ораторского искусства. Виды ораторского искусства. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Методические указания Печатные пособия, карточки |
Составить план ответа. Подготовить сообщение по заданному материалу. |
|
5-6 |
Качества речи. |
Правильность, точность, выразительность, уместность, логичность, богатство, нормативность речи. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. |
2 |
Урок-семинар |
Печатные пособия, карточки |
Поиск материала по заданной теме. Разработать карточки с текстами. |
7-8 |
Культура и этика общения. |
Основы культуры общения. Цели и задачи культуры речи. |
2 |
Урок-беседа |
Методические указания |
Поиск материала по заданному материалу. Подготовить текст. |
9-10 |
Общение и его слагаемые. Речевой этикет. Происхождение речевого этикета. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Методические рекомендации |
Подготовить сообщение. |
|
11-12 |
Воспитательное значение этикета. Значение профессиональной этики. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Печатные пособия |
Составить смысловую схему речи. |
|
13-14 |
Кодекс речевого поведения делового человека. Этикет как национальное, социальное, психологическое явление. |
2
|
Урок- дискуссия |
Методические рекомендации |
Подготовить краткое выступление, анализ текста. |
|
15-16 |
Особенности русского речевого этикета. Употребление речевого этикета в повседневном общении. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Составить смысловую схему речи. |
|
17-18 |
Использование формул речевого этикета. Невербальные средства общения. |
2 |
Урок-практикум |
Печатные пособия Методические рекомендации |
Подготовить презентацию. Знать смысловые модели. |
|
19-20 |
Фонетика |
Фонетические нормы. Акцентологические нормы языка. Нормы ударения и произношения. |
2 |
Урок-лекция |
Печатные пособия |
Анализ текста. Подготовить сообщение. |
21-22 |
Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия |
Составить карточки. Подготовить дополнительный материал. |
|
23-24 |
Лексика |
Понятие о лексике. Лексика с точки зрения происхождения. |
2 |
Урок-лекция |
Печатные пособия |
Подготовить связный текст. Анализ текста |
25-26 |
Слово. Его лексическое значение. Фразеологизмы. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа. |
|
27-28 |
Использование в тексте форм слова. Употребление заимствованных слов. |
2 |
Урок-практикум |
Методические пособия |
Составить карточки. Дополнительный материал. |
|
29-30 |
Изобразительно-выразительные свойства языка. Нормы лексики. Лексические ошибки и их исправление. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Методические рекомендации |
Подготовить анализ текста. |
|
31-32 |
Морфология |
Части речи. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Методические указания |
Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа. |
33-34 |
Ошибки в формообразовании. |
2 |
Комбинированный урок |
Методические указания |
Анализ текста. Разработать карточки. |
|
35-36 |
Синтаксис |
Нормы синтаксиса. Стилистическое использование синтаксиса. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Методические пособия |
Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа |
37-38 |
Приемы синтаксической организации речи. Синтаксические средства речевой выразительности. |
2 |
Урок-презентация |
Методические рекомендации Презентация |
Дополнительный материал. |
|
39-40 |
Стилистика |
Функциональные стили литературного языка. Особенности официально-делового стиля. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия |
Подготовить презентацию. |
41-42 |
Сфера использования, языковые признаки официально-делового стиля. |
2 |
Урок-лекция |
Методические указания Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Дополнительный материал. |
|
43-44 |
Деловое общение |
Актуальность и значимость делового общения. Психологические аспекты делового общения. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Методические указания Печатные пособия |
Составить план ответа. |
45-46 |
Особенности делового общения. Виды делового общения. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация |
Подготовить сообщение. |
|
47-48 |
Оформление деловых бумаг. Составление резюме. Имидж делового человека. Вербальный имидж. |
2 |
Практическое занятие |
Методические указания |
Подготовить сообщение. Составить резюме. |
|
49-50 |
Коммуникативные барьеры. Визитная карточка в деловой жизни. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия Методические рекомендации |
Подготовить сообщение. Разработать дизайн визитной карточки. |
|
51-52 |
Риторические навыки и умения |
Виды подготовки к публичному выступлению. Трансформация состояния страха в позитивный контекст. |
2 |
Урок-презентация |
Методические указания Презентация |
Подготовить выступление на определенную тему. |
53-54 |
Письменная и устная подготовка к выступлению перед деловыми партнерами. Композиция речи, ее основные элементы. |
2 |
Урок-лекция |
Методические рекомендации Печатные пособия |
Написать тезисы выступления. |
|
55-56 |
План речи. Недостатки композиции. Алгоритм публичного выступления. |
2 |
Урок сообщения нового материала. |
Печатные пособия Методические рекомендации |
Составить опорную схему Подготовить план речи. |
|
57-58 |
Приемы эффективного общения с аудиторией. Методики убедительной презентации собственных идей. |
2 |
Комбинированный урок |
Методические рекомендации Печатные пособия |
Составить алгоритм публичного выступления. |
|
59-60 |
Методы убедительной аргументации. Технология работы с возражениями. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия Методические указания |
Подготовить сообщение. |
|
61-62 |
Полемическое мастерство |
Деловая беседа. Характеристика и классификация споров. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Составить план беседы. |
63-64 |
Деловой конфликт. Культура делового спора. Доводы, приемы, уловки в споре. |
2 |
Урок- лекция |
Печатные пособия и методические указания |
Подготовить сообщение по заданной теме. Разработать карточки с классификацией споров. |
|
65-66 |
Доказывание и убеждение. Импровизация и метафорические техники деловых споров. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Подготовить вопросы по заданной теме. Подготовить презентацию |
|
67-68 |
Полемические приемы. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. |
2 |
Урок-лекция |
Методические рекомендации Печатные пособия |
Подготовить тему для делового спора. Разработать опорную схему. |
|
69-70 |
Профессиональная этика делового человека. |
2 |
Урок повторения и закрепления пройденного материала |
Печатные пособия, таблицы |
Повторить пройденный материал. |
|
71-72 |
Заключение |
Особенности развития риторики 21 века. |
2 |
Обобщающий урок |
Печатные пособия |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
русского языка, литературы и основ риторики.
Оборудование учебного кабинета:
-комплект таблиц, стендов;
- методические указания для выполнения практических заданий;
-наглядные пособия по темам.
Технические средства обучения: АРМ преподавателя; мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер); лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д : Феникс, 2016
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 2016
Введенская М. А Культура речи.- Ростов-на-Дону, 2015
Введенская М.А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи Ростов-на-Дону, 2015
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2017
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2016
Греков В.Ф., Крючков, Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2015
Дополнительные источники:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (любое издание).
Орфографический словарь русского языка (любое издание).
Орфоэпический словарь русского языка (любое издание).
Розенталь Д.Э. практическая стилистика русского языка. – М., 2017.
Словарь иностранных слов (любое издание).
Словарь ударений для работников радио и телевидения (любое издание).
Словообразовательный словарь русского языка (любое издание).
Словарь литературоведческих терминов (любое издание).
Фразеологический словарь русского языка (любое издание).
Этимологический словарь русского языка. (любое издание).
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RITORIKA.html
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: |
|
Опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
|
Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Фонетика», «Лексические ошибки и их исправление», «Самостоятельные части речи», «Ошибки в формообразовании», «Виды предложений. Правильность письменной речи». |
Различать функциональные разновидности языка и моделировать языковое поведение в соответствии с задачами общения. |
Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Изобразительно – выразительные свойства языка», «Составление плана речи по заданной теме», «Контакт с аудиторией». |
Применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира, своего восприятия мира, восприятие информации общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно – популярной литературы. |
Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Речевой этикет», «Характеристика функциональных стилей русского языка». |
знать: |
|
Современный русский литературный язык как показатель культуры человека. |
Оценка результатов творческой работы. |
Значение современного русского литературного языка. |
Анализ результатов выполнения учебных и творческих заданий. |
Общие тенденции развития современного русского литературного языка. |
Оценка и анализ ответов при устном опросе. Анализ и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся. |
Основные единицы и категории русского языка. |
Проведение и оценка результатов фронтальных опросов, учебных и творческих заданий. |
Нормы употребления единиц речи. |
Оценка ответов, выступлений на занятиях. Анализ результатов выполнения творческих заданий. |
Богатство и выразительность русского языка. |
Оценка результатов творческой работы по темам: «Рассуждение», «Повествование», «Описание». |