Рабочая программа дисциплины «Основы риторики»

0
0
Материал опубликован 22 October 2018

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невинномысский индустриальный колледж»

 

УТВЕРЖДАЮ


Директор ГБПОУ НИК

____________ Р.В. Дебелый

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ РИТОРИКИ

дополнительное образование

Для специальности

23.01.03 « Автомеханик »


 

Невинномысск, 2018

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии (далее СПО): 23.01.03 « Автомеханик »

 

Организация-разработчик: ГБПОУ «НЕВИННОМЫССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Разработчик: Хасанова Ю.А. преподаватель

ГБПОУ «НЕВИННОМЫССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа одобрена методической комиссией

общеобразовательного гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 31 августа 2018г.

 

 

Содержание

 

СТР.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Основы риторики

  1. Область применения программ

Рабочая программа учебной дисциплины является дополнительной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС с учетом получаемой профессии по специальности СПО: 23.01.03 « Автомеханик »

 

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

 

 

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:

 

в результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- различать функциональные разновидности языка и моделировать языковое поведение в соответствии с задачами общения;

- применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира, своего восприятия мира, восприятие информации общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно – популярной литературы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные единицы и категории языка;

- современный русский литературный язык как показатель культуры человека;

- значение современного русского литературного языка;

- общие тенденции развития современного русского литературного языка;

-русский язык как государственный, международный, язык межнационального общения;

- богатство и выразительность русского языка;

- о роли языка в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

для специальности: 23.01.03 « Автомеханик »

максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для специальности: 23.01.03 « Автомеханик »

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

 

 

2.2 Перспективно-тематический план по дисциплине «Основы риторики» 72 часа

 

 

 

Раздел

 

Тема

Кол.

часов

Формы и методы обучения

Наглядные пособия

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, домашнее задание

1-2

Основные аспекты риторики.

Предмет риторики. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной речи.

Основные этапы развития условий, необходимых для общения.

2

Урок сообщения нового материала

Печатные пособия

Поиск материала по заданной теме. Подготовить сообщение.

3-4

 

Основные тенденции современного русского языка.

Ораторское искусство как социальное политическое явление.

Причины появления ораторского искусства.

Виды ораторского искусства.

2

Урок-презентация

Презентация Методические указания Печатные пособия, карточки

Составить план ответа.

Подготовить сообщение по заданному материалу.

5-6

Качества речи.

Правильность, точность, выразительность, уместность, логичность, богатство, нормативность речи.

Типы речи: рассуждение, повествование, описание.

 

2

Урок-семинар

Печатные пособия, карточки

Поиск материала по заданной теме. Разработать карточки с текстами.

7-8

Культура и этика общения.

Основы культуры общения.

Цели и задачи культуры речи.

2

Урок-беседа

Методические указания

Поиск материала по заданному материалу. Подготовить текст.

9-10

 

Общение и его слагаемые.

Речевой этикет. Происхождение речевого этикета.

2

Урок сообщения нового материала

Методические рекомендации

Подготовить сообщение.

11-12

 

Воспитательное значение этикета. Значение профессиональной этики.

2

Урок-презентация

Презентация

Печатные пособия

Составить смысловую схему речи.

13-14

 

Кодекс речевого поведения делового человека.

Этикет как национальное, социальное, психологическое явление.

2

 

Урок- дискуссия

Методические рекомендации

Подготовить краткое выступление, анализ текста.

15-16

 

Особенности русского речевого этикета. Употребление речевого этикета в повседневном общении.

2

Урок сообщения нового материала

Печатные пособия

Составить смысловую схему речи.

17-18

 

Использование формул речевого этикета.

Невербальные средства общения.

2

Урок-практикум

Печатные пособия Методические рекомендации

Подготовить презентацию.

Знать смысловые модели.

19-20

Фонетика

Фонетические нормы. Акцентологические нормы языка. Нормы ударения и произношения.

2

Урок-лекция

Печатные пособия

Анализ текста. Подготовить сообщение.

21-22

 

Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы.

2

Комбинированный урок

Печатные пособия

Составить карточки.

Подготовить дополнительный материал.

23-24

Лексика

Понятие о лексике.

Лексика с точки зрения происхождения.

2

Урок-лекция

Печатные пособия

Подготовить связный текст. Анализ текста

25-26

 

Слово. Его лексическое значение.

Фразеологизмы.

2

Комбинированный урок

Печатные пособия

Поиск материала по заданной теме.

Составить план ответа.

27-28

 

Использование в тексте форм слова. Употребление заимствованных слов.

2

Урок-практикум

Методические пособия

Составить карточки. Дополнительный материал.

29-30

 

Изобразительно-выразительные свойства языка. Нормы лексики. Лексические ошибки и их исправление.

2

Урок-презентация

Презентация

Методические рекомендации

Подготовить анализ текста.

31-32

Морфология

Части речи. Самостоятельные части речи.

Служебные части речи.

2

Урок-презентация

Презентация Методические указания

Поиск материала по заданной теме.

Составить план ответа.

33-34

 

Ошибки в формообразовании.

2

Комбинированный урок

Методические указания

Анализ текста. Разработать карточки.

35-36

Синтаксис

Нормы синтаксиса.

Стилистическое использование синтаксиса.

2

Урок сообщения нового материала

Методические пособия

Поиск материала по заданной теме.

Составить план ответа

37-38

 

Приемы синтаксической организации речи.

Синтаксические средства речевой выразительности.

2

Урок-презентация

Методические рекомендации Презентация

Дополнительный материал.

39-40

Стилистика

Функциональные стили литературного языка.

Особенности официально-делового стиля.

2

Комбинированный урок

Печатные пособия

Подготовить презентацию.

41-42

 

Сфера использования, языковые признаки официально-делового стиля.

2

Урок-лекция

Методические указания Печатные пособия

Поиск материала по заданной теме.

Дополнительный материал.

43-44

Деловое общение

Актуальность и значимость делового общения.

Психологические аспекты делового общения.

2

Урок сообщения нового материала

Методические указания Печатные пособия

Составить план ответа.

45-46

 

Особенности делового общения.

Виды делового общения.

2

Урок-презентация

Презентация

Подготовить сообщение.

47-48

 

Оформление деловых бумаг. Составление резюме.

Имидж делового человека. Вербальный имидж.

2

Практическое занятие

Методические указания

Подготовить сообщение.

Составить резюме.

49-50

 

Коммуникативные барьеры.

Визитная карточка в деловой жизни.

2

Комбинированный урок

Печатные пособия Методические рекомендации

Подготовить сообщение. Разработать дизайн визитной карточки.

51-52

Риторические навыки и умения

Виды подготовки к публичному выступлению.

Трансформация состояния страха в позитивный контекст.

2

Урок-презентация

Методические указания Презентация

Подготовить выступление на определенную тему.

53-54

 

Письменная и устная подготовка к выступлению перед деловыми партнерами.

Композиция речи, ее основные элементы.

2

Урок-лекция

Методические рекомендации Печатные пособия

Написать тезисы выступления.

55-56

 

План речи. Недостатки композиции. Алгоритм публичного выступления.

2

Урок сообщения нового материала.

Печатные пособия Методические рекомендации

Составить опорную схему Подготовить план речи.

57-58

 

Приемы эффективного общения с аудиторией.

Методики убедительной презентации собственных идей.

2

Комбинированный урок

Методические рекомендации Печатные пособия

Составить алгоритм публичного выступления.

59-60

 

Методы убедительной аргументации. Технология работы с возражениями.

2

Урок сообщения нового материала

Печатные пособия Методические указания

Подготовить сообщение.

61-62

Полемическое мастерство

Деловая беседа.

Характеристика и классификация споров.

2

Урок сообщения нового материала

Печатные пособия

Поиск материала по заданной теме. Составить план беседы.

63-64

 

Деловой конфликт. Культура делового спора.

Доводы, приемы, уловки в споре.

2

Урок- лекция

Печатные пособия и методические указания

Подготовить сообщение по заданной теме. Разработать карточки с классификацией споров.

65-66

 

Доказывание и убеждение. Импровизация и метафорические техники деловых споров.

2

Урок сообщения нового материала

Печатные пособия

Подготовить вопросы по заданной теме. Подготовить презентацию

67-68

 

Полемические приемы.

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

2

Урок-лекция

Методические рекомендации Печатные пособия

Подготовить тему для делового спора. Разработать опорную схему.

69-70

 

Профессиональная этика делового человека.

2

Урок повторения и закрепления пройденного материала

Печатные пособия,

таблицы

Повторить пройденный материал.

71-72

Заключение

Особенности развития риторики 21 века.

2

Обобщающий урок

Печатные пособия

 
 

 

 

 
 

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

русского языка, литературы и основ риторики.

Оборудование учебного кабинета:

-комплект таблиц, стендов;

- методические указания для выполнения практических заданий;

-наглядные пособия по темам.

Технические средства обучения: АРМ преподавателя; мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер); лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д : Феникс, 2016

Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 2016

Введенская М. А Культура речи.- Ростов-на-Дону, 2015

Введенская М.А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи Ростов-на-Дону, 2015

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2017

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2016

Греков В.Ф., Крючков, Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2015

Дополнительные источники:

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (любое издание).

Орфографический словарь русского языка (любое издание).

Орфоэпический словарь русского языка (любое издание).

Розенталь Д.Э. практическая стилистика русского языка. – М., 2017.

Словарь иностранных слов (любое издание).

Словарь ударений для работников радио и телевидения (любое издание).

Словообразовательный словарь русского языка (любое издание).

Словарь литературоведческих терминов (любое издание).

Фразеологический словарь русского языка (любое издание).

Этимологический словарь русского языка. (любое издание).

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RITORIKA.html

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

 

Опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

 

Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Фонетика», «Лексические ошибки и их исправление», «Самостоятельные части речи», «Ошибки в формообразовании», «Виды предложений. Правильность письменной речи».

Различать функциональные разновидности языка и моделировать языковое поведение в соответствии с задачами общения.

Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Изобразительно – выразительные свойства языка», «Составление плана речи по заданной теме», «Контакт с аудиторией».

Применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира, своего восприятия мира, восприятие информации общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно – популярной литературы.

Анализ и оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях по темам: «Речевой этикет», «Характеристика функциональных стилей русского языка».

знать:

 

Современный русский литературный язык как показатель культуры человека.

Оценка результатов творческой работы.

Значение современного русского литературного языка.

Анализ результатов выполнения учебных и творческих заданий.

Общие тенденции развития современного русского литературного языка.

Оценка и анализ ответов при устном опросе.

Анализ и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся.

Основные единицы и категории русского языка.

Проведение и оценка результатов фронтальных опросов, учебных и творческих заданий.

Нормы употребления единиц речи.

Оценка ответов, выступлений на занятиях.

Анализ результатов выполнения творческих заданий.

Богатство и выразительность русского языка.

Оценка результатов творческой работы по темам: «Рассуждение», «Повествование», «Описание».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.