12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Небрат Елена Александровна782
Россия, Чукотский АО, г. Билибино

 Пояснительная записка

Новизнаданной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта студента, его морально-волевых и духовно-нравственных качеств

Актуальностьпрограммы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Данная образовательная программа педагогически целесообразна,т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, способствует привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой.

Цель программы: «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту стать человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений, а так же воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. 

 Задачи:

-приобщение студентов к духовным, нравственным и культурным ценностям;

-формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

-формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

-возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

-укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

– прививать уважительное отношение к Государственным символам России;

– познакомить с важнейшими страницами родной истории

– прививать уважительное отношение к памятникам Великих Побед, к священным местам великих сражений;

– познакомить с именами и подвигами выдающихся правителей Руси;

– познакомить с основными нравственными принципами, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также в выдающихся произведениях русской классической литературы;

– формировать основные нравственные понятия: добро, милосердие, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие;

– формировать навыки уважительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формировать доброжелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Программа кружка  «Основы православной культуры »  построена в соответствии с требованиями  нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания. В основу данной программы легло методическое пособие С. Ю. Афанасьевой «Основы христианкой культуры».

В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений учащегося о его жизни с православной культурой.

Программа «Основы православной культуры» рассчитана на 144 часа по 2 часа 2 раза неделю. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы,15-18 лет.

Наполняемость группы максимально15 человек, минимально 10 человек.

В кружок принимаются все желающие.Ограничений нет.

Формы организации: при проведении занятий применяются индивидуальные, групповые, коллективные, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, размышление, семинар, смотрины, экскурсия, экспедиция.

Формы работы:

-беседа (собеседование) с использованием мультимедийной презентации;

- просмотр фильмов с собеседованием;

- совместное чтение фрагментов из летописей и других исторических источников;

-прослушивание лучших произведений русской духовной хоровой музыки;

- создание проектов;

-посещение храмов и церквей Армавира.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Основы православной культуры:

1. Личностные результаты:

–осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

–чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

–знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

-осознание необходимости для личностного развития таких черт характера, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

–умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

–настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

–уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

–умение описывать памятные события родного края, школы, семьи.

3. Предметные результаты:

-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

–умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

–умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

–умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

–приобщение к нравственным ценностям своего народа;

–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

–формирование потребности в нравственном совершенствовании.

В ходе занятий учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».

Способы определения результативности:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

Начальный контроль (сентябрь);

Текущий контроль (в течение всего учебного года);

Промежуточный контроль (январь);

Итоговый контроль (май).

Для проведения педагогического мониторинга используютсяконтрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы, журнал учета и др.

Формой подведения итогов работы по теме, разделу:

-открытое занятие,

-взаимозачет,

-тест.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

«ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ»

«ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?»

Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Рели­гия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о миро­устройстве. Различные определения религии.

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ»

Историческая и общественная необходимость существования религии. Про­блема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований.

Свидетельства существования религиозных представлений, магических об­рядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

«КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ»

Многообразие принципов классификации религии. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.

«МИФОЛОГИЯ»

Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт.

Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа.

Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеоб­щие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии.

Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологически~ мифы О названиях племен, народов и стран.

«АНИМИЗМ»

Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души перв06ытной биологии до невещественной души совре­менного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмез­дия. Учение о нравственном воздаянии.

Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке.

Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм.

Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые бо­жествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны.

Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.

«ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ»

Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы; непрерывное развитие этого обряда от низших ДО высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредст­вом огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприно­шениях: часть вместо целого, жизнь низшего существа вместо высшего, приноше­ние подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.

Очищение огнем и водой.

Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.

«ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ»

Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхо­ждение Вед..

Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения.

Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение СЛОj3а «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее бо­жество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочи­нения веды - Упанишады.

Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.

«РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея - демон-покровитель Эллады и пр.

Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и

мифология.

Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.

«РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА»

Божества древних римлян.

Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие

коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.

«РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов.

Обряды погребения умерших.

Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.

«ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ»

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России.

Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в Декларации о правах в 1789 г., поправка к конституции США.

Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов Рос­сии (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в Советской России.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.

«МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ»

Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные ре­лигии, их особенности.

«ХРИСТИАНСТВО» 

История возникновения и распространения христианства. Раннее христианст­во. Возникновение и становление церковной организации.

Вселенские соборы. Основы христианского вероучения и богослужение. Ни­кео-Цареградский Символ веры.

Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.

Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.

Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патри­аршества в 1589 году.

Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества. Не­сколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной колле­гией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке.

Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. осо­бенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенно­сти протестантизма.

«БУДДИЗМ»

Происхождение названия. Возникновение учения Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.

Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансарическом бытии. Культовая система буддизма.

История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго­Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Ев­ропы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.

ИСЛАМ»

Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйст­венный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен.

Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание свя­щенной книги мусульман - Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты куль та. Система запретов и предписаний.

Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.

Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мыс­ли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть меж­дународных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига

исламского мира и др.)

«НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ»

Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цик­ле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.

Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения. Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII-XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.

Китайские религии. Древняя государственная религия - синтоизм. Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия.

Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.

Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. Последующие пророки.

Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.

«СЕКТАНТСТВО»

История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.

«ЛИТЕРАТУРА И ПРАВОСЛАВИЕ»

Книга как источник нравственного воспитания . Проблема сыновства в Новом Завете и художественной литературе. Образ Креста в ветхозаветной, новозаветной и святоотеческой литературе. Урок Славянской Письменности и культуры. Древнерусская литература как исторический источник познания

«ЗАЩИТНИКИ СВЯТОЙ РУСИ» Защитники Святой Руси. Защита Отечества: взаимосвязь Церкви и государства. Защита Православия в языческом мире. Физическая подготовка в православной народной традиции. Православные традиции почитания павших защитников Отечества. А.Невский, Д.Донской.

«ПРАВОСЛАВНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Рождество. Крещение. Пасхалия. Традиция празднования Троицы на Руси. Благовещение как главная идея Священного Писания. «Рождество Богородицы – Успение Богородицы». Круг жизни. Покров Пресвятой Богородицы. Великий пост. Традиции празднования Дня Победы

«ЦЕРКОВНЫЕ ИСТИНЫ»

Молитва как разговор с Богом. Ценности истинные и ложные. Что такое паломничество. Аскетизм в Православной культуре. Любовь к Богу. Борьба за чистоту и сохранение Православия. Искушение – нравственная проблема. Молитвенный и жертвенный подвиг. Эмоциональные состояния человека: духовно-нравственные характеристики. Мир духовный и природный

Список литературы

Для преподавателя:

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие. 2-е изд. Испр. и доп. - М.: Покров, 2003.

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педаго­гика,2004.

.Бородина Д. В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 50, 12 де­кабря 2002.

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Причины введения рели­гиоведения в содержание образование/l Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 52, 26 декабря 2002.

Бородина Д. В. О возвращении к истокам духовности /1 Вторые Арзамас­ские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.

Великие духовные пастыри России. - М.: Владос, 1999.

Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере обра­зования. Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 года). - М., 2003.

Ганичев В. Н. Духовный диалог I/Новая книга России. - NQ З, 2004.

Громыко М. М., Буганов Д. В. О воззрениях русского народа. - М.: Палом­ник,2000.

Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, бо -

гослужениях, обрядах и требах. - М.: Отчий Дом, 1994.

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований та­инств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов. - М.: Вика, 1991.

Для студентов:

Закон Божий / Сост. Серафим Слободской. - Свято-Троице-Сергиева Лав­ра, 1993.

Знаменитые колокола России / СОСТ. Козлов В. Ф. - М.: Отечество –

Край­рут, 1994.

Колокола России /Авт.-СОСТ. Мишин В. В. - М.: Московский журнал, Крас­ный звон., 1995.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г.

Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город, 2003.

Перевезенцев С. В. Святорусское царство // Вторые Арзамасские Собор­ные встречи. - Арзамас, 2004.

Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. - М., 2004.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М., 1992.

Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. - М., 2003.

Православие для всех / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). - Костро­ма,20ОО.

Русские монастыри. - М.: Очарованный странник, 1995.

Русская икона: Детская энциклопедия. - М.: Белый город, 2002.

Святые земли Русской / Сост. С. С. Бычков.- М.: Белый город, 2002.

Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пуш­каря) - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.

Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского

Современное православное богослужение. - СПб., 1996.

Толковая Библия. - Стокгольм, 1987.

Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 1991.

Философия русского религиозного искусства XI-XX вв. 1 Сост. Н. К. Гав­рюшин. - М.: Прогресс, 1993.

Флоренский П. Д. Иконостас. - М.: Искусство, 1994.

Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 1993.

Энциклопедия для детей. Т. 6. «Религии мира», ч. 2. - М.: Аванта +, 1999.

Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. - СПб.:2000
Календарно- тематическое планирование для кружка
DOCX / 30.48 Кб

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Основы православной культуры»

Направленность духовно-нравственное воспитание

Уровень базовый

Рассчитана на детей от 15 до 18лет

Срок реализации (общее количество часов)1год (144 часа)

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Небрат Елена Александровна

Армавир

2017 г.

Опубликовано в группе «Преподаватели средних профессиональных образовательных учреждений. ОбЪЕДИНИЕМСЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.