ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету русский язык 8 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5– 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (Русский язык. 5—9 классы : рабочая программа / В. В. Бабайцева и др. — М. : Дрофа, 2017. ). Рабочая программа соответствует ООП ООО, целям, задачам и миссии школы.
Авторская программа рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю на 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы (3 часа в неделю). Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю на 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:
Разделы лингвистики
|
Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу
|
Синтаксис
|
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
|
Предложение
|
Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.
|
Простое предложение
|
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы и выражения обращений.
|
Программа реализуется с использованием учебного комплекса:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 320 с.
Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Пименова, А П. Еремееева, А. Ю. Купалова и др.; под редакцией С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2016. – 241 с.
Русская речь. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2015. – 160 с.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Цели и задачи обучения
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у обучающихся патриотического чувства по отношению к родному языку: осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; осознание эстетической ценности родного языка;
2) развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД;
3) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
4) овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
5) обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
6) формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
При реализации рабочей программы обучающийся получит возможность изучить основные определения изученных в 8 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного предмета
Вводный урок 2ч.
Русский язык — родной язык. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.
Повторение изученного в 5-7 классах 9ч.
Лексика. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.
Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Правописание орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в корне слова.
Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
Синтаксис и пунктуация
Введение 2 ч.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание 4 ч.
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение 1 ч.
Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение 3ч.
Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием.
Главные члены предложения 7 ч.
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения 12 ч.
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как вид определения. Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ.
Односоставные предложения 7 ч.
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения 2 ч.
Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Простое осложнённое предложение.
Предложения с однородными членами 11 ч.
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Обособленные члены предложения 21 ч.
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений 12 ч.
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.
Знаки препинания при обращении.
Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса 2ч.
Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.
Повторение орфографии 11ч.
Повторение изученных орфограмм за 5-8классы, отработка практического применения полученных знаний.
Развитие речи 22ч.
Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Понятие текста. Композиция текста, языковые средства сцепления его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий. Смысловая связь частей текста. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Типы речи. Основная мысль текста. Композиция рассказа. Риторический вопрос как средство выразительности речи. Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений. Киносценарий как одна из форм сочинения. Обращение как средство связи предложений в тексте. Психологический портрет. Сочинение-описание.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя:
Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.
Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.
Русский язык. Русская речь. 8 кл.: учебник / Никитина Е.И. - М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература:
Пименова С.Н. Русский язык. 8 класс. Книга для учителя. Учебно-методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», « Русский язык. Русская речь».
Пименова С.Н. Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русский язык. Русская речь, 8 класс: методическое пособие к учебному комплексу/ С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией С.Н. Пименовой.
Список литературы для обучающихся:
Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.
Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 кл.: учебник М.: Дрофа, 2014.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО.
Протокол №__ от ___ __________ 2018 г.
СОГЛАСОВАНО. Зам. Директора по УВР
_______________ Н.Ю. Цыганкова
__ _____________ 2018 года
№ п/п
|
Тема урока
|
Планируемые результаты и уровень усвоения
|
Вид
деятельности обучающихся
|
Дата
|
Планируемые результаты и уровень усвоения
|
метапредметные универсальные
учебные действия (УУД)
|
|
1
|
Вводный урок.
Понятие государственного языка
|
Понятие государственного языка. Государственный язык РФ
|
Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности
|
Вводный
|
|
2
|
Русский язык как государственный язык РФ
|
Государственный язык РФ. Язык межнационального общения. Международное значение русского языка
|
Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, его функции интеграции народов России
|
Тренировочные упражнения
|
|
3
|
Лексика и фразеология
|
Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски
|
Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов
|
Анализ текстов. Упр. 9, рассказать о связи предложений в тексте
|
|
4
|
Морфемика и
словообразование
|
Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика.
|
Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари
|
Распределительный диктант, работа по карточкам.
|
|
5
|
Морфемика и орфография
|
Правописание орфограмм-гласных, орфограмм - согласных в корне слова
|
Уметь опираться на основной принцип написания морфем: использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов
|
Выборочный диктант. План устного сообщения «Правописание безударных гласных и согласных в корне»,
|
|
6
|
Морфология и орфография
|
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
|
Уметь различать части речи, производить их морфологический разбор, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ
|
Тест. Диктант «Проверяю себя»
|
|
7
|
Морфология и орфография
|
Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
|
Уметь опознавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи.
|
Взаимодиктант
|
|
8
|
Синтаксис
|
Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения
|
Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять
синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении
|
Объяснительный диктант
|
|
9
|
Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 7 классе" с грамматическим заданием
|
Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении
|
Уметь воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении.
|
Диктант с грамматическим заданием
|
|
10-11
|
Р.Р. Текст. Микротекст. Микротема.
Изложение, близкое к тексту.
|
Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст.
Изложение
К. Г. Паустовский «Михайловские рощи»
|
Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.
|
Написание изложения, близкого к тексту, составление простого и сложного плана текста изложения
|
|
12
|
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии
|
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи
|
Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и
предложений в тексте, уметь определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения
|
Самостоятельная работа (по вариантам). Творческая работа по сюжетным картинкам.
|
|
13
|
Способы подчинительной связи
|
Способы
подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
|
Знать способы подчинительной связи: управление, примыкание, согласование; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания
|
Цифровой диктант. Синонимичная замена словосочетаний
|
|
14
|
Способы подчинительной связи.
|
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными и др.
|
Уметь использовать в речи синонимичные по значению
словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов
|
Тест. Редактирование текста
|
|
15
|
Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания
|
Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь.
|
Уметь определять основные признаки словосочетания смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания;
|
Записать текст, выделить предложения с цельными словосочетаниями.
|
|
16
|
Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания
РР сочинение
|
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания
|
Уметь моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при построении словосочетании разных видов
|
Работа с плакатом-схемой «Словосочетание», творческая работа
|
|
17
|
Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске.
|
Предложение как основная единица
Синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.
|
Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.
Уметь анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению); определять границы предложения и способы передачи конца предложения.
|
Объяснительный диктант. Упр.68,
используя опорный материал, сделать
вывод, какой признак предложения является для вас новым?
|
|
18
|
Основные виды предложения.
Логическое ударение и порядок слов в предложении.
|
Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация
|
Знать понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения, уметь анализировать и характеризовать предложения производить синтаксический разбор, определять
грамматические основы в простом и сложном предложениях, уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов
|
Комментированное письмо. Разбор предложений по членам. Конструирование предложений с заданной грамматической основой. Выразительное чтение текстов.
|
|
19
|
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»
|
Основные виды Цельные словосочетания. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды простого предложения.
|
Уметь моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях.
|
Контрольная работа
|
|
20-21
|
Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
|
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
|
Уметь определять средства связи – морфологические и лексические; сочинять связные тексты заданным способом; знать такие лексические средства связи как риторический вопрос, инверсия;
|
Сочинение
|
|
22
|
Урок-практикум.
«Повторим орфографию: орфограммы корня»
|
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием
|
Уметь безошибочно писать гласные и согласные в корнях слов, объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщенное правило, приводить свои примеры, подбирать проверочные слова на основе толкования слов
|
Объяснительный диктант. Устное сообщение о правописании гласных в корне. Иллюстрировать ответ собственными
примерами
|
|
23
|
Подлежащее и способы его выражения.
|
Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого
|
Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подлежащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами
|
Конструирование предложений. Составить таблицу «Способы выражения подлежащего»
|
|
24
|
Сказуемое и основные его типы.
|
Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого
|
Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.
|
Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное сообщение «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых
|
|
25
|
Сказуемое и основные его типы.
|
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения
|
Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые
|
Составить план параграфа, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами
|
|
26
|
Сказуемое и основные его типы.
|
Составное именное сказуемое. Способы его выражения
|
Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов
|
Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого». Комментированное письмо
|
|
27
|
Тире между подлежащим и сказуемым
|
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым
|
Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить.
|
Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой. Диктант «Проверяю себя»
|
|
28
|
Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».
|
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
|
Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных членов, различать разные виды сказуемых,
ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить
синонимичную замену разных видов сказуемых
|
Конструирование предложений по определенным моделям. Осложненное списывание
|
|
29
|
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»
|
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения
|
Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
|
Диктант с грамматическим заданием
|
|
30
|
Второстепенные члены предложения.
Определение.
|
Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений
|
Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи
|
Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений)
|
|
31
|
Согласованные и
несогласованные определения.
|
Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений
|
Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное определение
|
Творческое списывание
|
|
32-33
|
Приложение.
|
Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении
|
Знать, что приложение -это разновидность определения, использовать его как средство
выразительности, уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения,
обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений, включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами
|
Составление плана теоретического материала. Каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами
|
|
34
|
Дополнение.
|
Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.
|
Знать особенности второстепенного члена предложения дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание); уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и' прямое дополнение
|
Осложненное списывание. Разбор предложений по схемам
|
|
35-36
|
РР Сжатое
изложение с элементами сочинения
|
Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста
|
Уметь
дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное
высказывание на основе исходного текста
|
Сжатое изложение
|
|
37
|
Обстоятельство. Виды обстоятельств.
|
Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств
|
Знать виды обстоятельств, уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах
|
Выборочный диктант с творческим заданием (подбор к глаголам обстоятельств). Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами
|
|
38
|
Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
|
Второстепенные члены предложения
|
Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых,
второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей
|
Взаимодиктант
|
|
39
|
Контрольный диктант по теме "Главные и второстепенные члены предложения" с грамматическим заданием
|
Второстепенные члены предложения. Знаки препинания конца предложения
|
Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.
|
Диктант с грамматическим заданием
|
|
40
|
Повторим орфографию. Орфограммы в приставках
|
Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ
|
Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, приставку НЕ и частицу НЕ объяснять выбор орфограммы-буквы, делать обобщения о написании приставок, устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения, на письме - графически
|
Выборочный диктант.
Осложненное
списывание
|
|
41
|
Понятие об
односоставных
предложениях. Определенно-личные предложения.
|
Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности
Основные виды односоставных предложений по строению и значению
|
Знать, что такое односоставное предложение, его структурные особенности, группы
односоставных предложений по способу выражения главного члена, знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения
|
Взаимодиктант. Разбор предложений по теме
|
|
42
|
Неопределенно-личные предложения
|
Неопределенно-личные предложения и их особенности
|
Знать значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать в разных стилях речи
|
Зрительный диктант
|
|
43
|
Безличные предложения
|
Безличные предложения и их особенности
|
Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых в безличных предложениях; уметь находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., правильно писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ.
|
Объяснительный диктант. Упр.219. Составить таблицу «Способы выражения сказуемого в безличном предложении», заполнить ее своими примерами
|
|
44
|
Назывные предложения
|
Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности
|
Знать смысловые и структурные особенности назывных предложений; уметь находить их в тексте, отличать от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать как средство сжатого описания экспозиции рассказа, выразительно читать назывные предложения на письме, правильно оформлять, целесообразно использовать в речи
|
Анализ фрагментов из
художественного
произведения: "•
определение роли
назывных
предложений.
Упр.231. Создать небольшие тексты, используя в них назывные предложения для того, чтобы кратко обрисовать время и место действия или назвать предмет мысли
|
|
45
|
Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
|
Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов
|
Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем определения особенностей грамматических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений.
|
Сочинения-миниатюры с включением односоставных предложений.
|
|
46
|
Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи
|
Особенности употребления односоставных предложений
|
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения, определять оттенки: 1) противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые противительными союзами, 2) чередования или неопределенности оценки явлений, выражаемые
разделительными союзами
|
Комментированное письмо, составление схем.
Конструирование предложений по схемам
|
|
47
|
Особенности строения полных и неполных предложений
|
Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении
|
Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные предложения
|
Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные. Проанализировать язык комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (действие 4, явление 8) с точки зрения использования в сцене неполных предложений.
|
|
48
|
Систематизация и обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"
|
Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов
|
Уметь применять полученные знания на практике
|
Тренировочные упражнения
|
|
49
|
Контрольная работа по теме "Односоставные предложения" с грамматическим заданием
|
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами
|
Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием
|
|
50
|
Риторический вопрос как средство выразительности речи
|
Средства выразительности речи. Риторический вопрос и восклицание
|
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога
|
Комплексный анализ текста
|
|
51
|
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах
|
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами
|
Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены , выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами
|
Выборочное письмо с составлением схем. Ответить на вопрос: что нового вы узнали об однородных членах?
|
|
52
|
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах
|
Однородные члены, связанные
сочинительными союзами и пунктуация при них
|
Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами
|
Составление предложений с данными рядами однородных членов. Графический диктант
|
|
53
|
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
|
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них
|
Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей
|
Составить схемы, вставить в предложения обобщающие слова. Составить алгоритм применения правила
|
|
54-55
|
Р/Р Разновидность сочинения- рассуждения
|
Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения
|
Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение
|
Составление композиционной схемы фрагмента из статьи С.Я.Маршака «Слово в строю». Отбор материала к сочинению «Ляпкин-Тяпкин и Земляника»
|
|
56
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
|
Уметь применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами
|
Тест. Составление схем.
|
|
57
|
Р/Р Однородные члены предложения как средство выразительности речи
|
Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений
|
Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, определять параллелизм
предложений; находить данное средство выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их
|
Выборочный диктант, творческая работа: описание картины
|
|
58
|
Однородные и неоднородные определения
|
Однородные и
неоднородные
определения
|
Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного,
грамматического анализа предложений и правильно ставить знаки препинания
|
Списывание с грамматическим заданием. Структурировать теоретический материал §189 (схема, план, конспект)
|
|
59
|
Однородные и неоднородные определения
|
Однородные и
неоднородные
определения
|
Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме
|
Предупредительный диктант
|
|
60
|
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
|
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с однородными членами
|
Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности
|
Графический
диктант,
взаимодиктант
|
|
61
|
Контрольный диктант по теме "Однородные члены предложения" с грамматическим заданием
|
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами
|
Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами.
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием
|
|
62
|
Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах
|
Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах.
-Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных
|
Уметь делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи, приводить собственные примеры, применять правила на письме, работать в группе
|
Устные сообщения на основе обобщающих таблиц (упр.299, 300, 302, 306), самостоятельная работа в группах
|
|
63-64
|
Р.Р. Рассуждение на литературную тему
|
Сочинение-рассуждение
|
Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение
|
Сочинение-рассуждение
|
|
65
|
Понятие об обособлении. Обособление определений.
|
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения
|
Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах
|
Комментированное письмо
|
|
66
|
Обособление
согласованных
определений
|
Обособление
согласованных
определений
|
Знать общие условия обособления
согласованных определений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных
причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме
|
Конструирование предложений. Замена необособленных определений обособленными
|
|
67
|
Обособление
согласованных
определений
|
Обособление
согласованных
определений
|
Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить
предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении
письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов
|
Выразительное чтение примеров. Оценка случаев обособления и не обособления определений
|
|
68
|
Обособление
несогласованных
определений
|
Несогласованные определения и их обособление
|
Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их интонационно, правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме
|
Объяснительный диктант, полный синтаксический разбор предложения. Составить план устного сообщения «Условия обособления согласованных и несогласованных определений»
|
|
69-70
|
Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием.
|
Изложение с
грамматическим
заданием.
Заглавие как средство
связи предложений в
тексте
|
Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно, эмоционально, выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте, использовать в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка
|
Изложение с
грамматическим
заданием
|
|
71
|
Обособление приложений
|
Обособление приложений
|
Знать условия обособления
приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений
|
Цифровой диктант, выборочный диктант
|
|
72
|
Обособление приложений
|
Обособление приложений
|
Уметь опознавать приложения в. тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить
предложения с обособленными приложениями, использовать их в разных стилях и типах речи
|
На основе опорных словосочетаний составить
предложения с обособленными и необособленными приложениями. Взаимодиктант
|
|
73
|
Обособление дополнений
|
Обособление дополнений
|
Знать условия обособления
дополнений; уметь узнавать
опознавательные признаки
уточняющих дополнений (производные предлоги), производить
синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять
|
Распределительный диктант
|
|
74
|
Обособление обстоятельств, выраженных деепр. оборотом и одиночным деепр.
|
Обособление
обстоятельств,
выраженных
деепричастными
оборотами и одиночными
деепричастиями
|
Знать условия
обособления обстоятельств,
выраженных одиночными
деепричастиями и
деепричастными оборотами; уметь находить деепр. оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять синонимичными конструкциями
|
Объяснительный диктант
|
|
75
|
Обособление обстоятельств, выраженных деепр. оборотом и одиночным деепр. Обособление деепричастных оборотов
|
Обособление обстоятельств, выраженных
деепричастным оборотом и одиночным деепричастием
|
Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с причастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, интонационно правильно произносить их, опознавать обособленные
обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи
|
Придумать и записать
предложения,
используя в них
одиночные
деепричастия,
фразеологические
обороты
|
|
76
|
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
|
Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами
|
Знать условия обособления обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них
|
Объяснительный диктант. Тест.
|
|
77-78
|
Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения
|
Киносценарий как одна из форм сочинения
|
Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики
|
Составление фрагментов киносценария на основе 5 главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (составление текста для закадрового голоса, диалогов, определения состава действующих лиц)
|
|
79
|
Пунктуация при сравнительном обороте
|
Сравнительный оборот, условия обособления
|
Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить
предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них
|
Творческий диктант
|
|
80
|
Обособление уточняющих членов предложения
|
Уточняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная зависимость
|
Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-
интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми
|
Выразительное чтение
предложений.
Составление
предложений.
Синтаксический
разбор
|
|
81
|
Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»
|
Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.
|
Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом,
|
Предупредительный диктант.
Редактирование текста
|
|
82
|
Контрольный диктант по теме "Обособление" с грамматическим заданием
|
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них
|
Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием
|
|
83
|
Повторим орфографию. Слитное,
раздельное и дефисное написание слов
|
Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи
|
Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм
|
Сформулировать правило на основе примеров (упр.406, 408,411). Осложненное списывание
|
|
84
|
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
|
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
|
Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения
|
Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами. Упр.416. Записать слова Л.В.Щербы, включив их в предложение с прямой речью.
|
|
85
|
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
|
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
|
Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов
|
Составление связных текстов на заданные темы с включением вводных слов, предложений, определяющих отношения между отдельными мыслями и отдельными частями
|
|
86
|
Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции
|
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
|
Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов
|
Составление связных текстов на заданные темы с включением предложений, определяющих отношения между отдельными мыслями и отдельными частями
|
|
87
|
Обращение, его функции и способы выражения
|
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении
|
Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях; уметь расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями
|
Предупредительный диктант, выразительное чтение
|
|
88
|
Предложения с обращениями
|
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле
|
Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения
|
Упр.443. Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няне», записать текст. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями. Ответить на вопрос: какие еще языковые средства служат средством
выражения авторского отношения?
|
|
89-90
|
Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.
|
Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.
|
Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный», «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения,
риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения
|
Подготовка рабочего материала (выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления)
|
|
91
|
Особенности слов-предложений
|
Особенности слов-предложений
|
Уметь правильно оформлять слова-предложения на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения
|
Самодиктант. Объяснительный диктант.
|
|
92
|
Обобщение изученного материала по темам: «Вводные слова и конструкции»
|
Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Обращение, его функции и способы выражения. Уточняющие,
поясняющие,
присоединительные
члены предложения,
|
Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств,
употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения
|
Тест. Выборочный диктант. Самодиктант.
|
|
93
|
Контрольный диктант по теме «Вводные слова и конструкции» с грамматическим заданием
|
Вводные предложения, знаки препинания при них, вставные конструкции; обращение, его функции и способы выражения; уточняющие,
члены предложения
|
Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием
|
|
94-95
|
Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание
|
Психологический портрет
|
Уметь находить характерные
особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание -описание внешности человека с учетом его психологического состояния
|
Сочинение -психологический портрет на основе репродукции
|
|
96-98
|
Систематизация и обобщение изученнного в 8 классе
|
Правила обособления второстепенных и уточняющих членов предложения
|
Уметь применять полученные знания на практике
|
Предупредительный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант
|
|
99
|
Итоговая контрольная работа
|
Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении
|
Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием
|
|
100
|
Анализ итоговой контрольной работы
|
Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении
|
Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.
|
Работа над ошибками
|
|
101-102
|
Резервные уроки
|
|
|
|
|