Рабочая программа педагога-дефектолога для работы с детьми раннего возраста (от 1 г до 2,5 лет)
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка__________________________________________________3
1.2. Цели и задачи реализации программы _____________________________________4
1.3.Принципы и подходы к формированию программы___________________________4
1.4.Значимые для разработки и реализации программы характеристики_____________7
1.5.Планируемые результаты освоения программы _____________________________11
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Направления и формы организации коррекционной работы__________________13
2.2. Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в соответствии с направлениями развития ребенка____________________________________________13
2.3. Перспективно - тематическое планирование коррекционной работы учителя –дефектолога _____________________________________________________________18
2.4. Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов_________19
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методические материалы и средства обучения____________________________20
3.2. Режим дня группы _____________________________________________________23
3.3. Циклограмма работы учителя – дефектолога_______________________________24
Список литературы________________________________________________________26
Приложение
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми от 1 до 2,5 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети-инвалиды, либо другие дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС);
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГКУЗ «КСДР №2»
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с ОВЗ.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной общеобразовательной программы ГКУЗ «КСДР№2», адаптированной основной образовательной программы учреждения, основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровай, М.А. Васильевой.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Основная цель рабочей программы - обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период - интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
Задачи:
осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений
создание благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием,
охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество учреждения с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
10. Учет интеграции образовательных областей;
11.Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Среди подходов к формированию Программы можно выделить:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, физическая и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
- ценностный подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников), этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т.д.;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных отношений;
- системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник;
- проблемный подход позволяет сформировать видение Программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития; - культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
От 1 года до 2 лет. На втором году жизни сохраняется высокий темп физического и психического развития, характерный для первого года жизни ребенка.
Основные достижения в развитии ребенка на втором году жизни: развитие самостоятельной ходьбы, речи, предметной деятельности, игры.
Овладение ходьбой и ее совершенствование расширяет возможности ребенка в познании окружающего и благоприятствует развитию других видов основных движений.
На втором году жизни ребенка формируется предметная деятельность, которая является ведущей в этом возрасте. В процессе действий с предметами (на занятиях, в самостоятельной деятельности), ознакомления с окружающим наблюдении происходит обогащение сенсорного опыта ребенка. Дети учатся различать цвета, величину и форму предметов. Расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, память, внимание. Дети узнают назначение предметов, начинают выявлять простейшие причинные зависимости между предметами или явлениями. В процессе действий, требующих использования предмета — «орудий» (придвинуть к себе предмет с помощью палки и т. п.), Дети выявляют сначала явные, а затем и скрытые связи между предметами, что способствует развитию наглядно- действенного мышления.
В результате наблюдения за окружающим, за действиями взрослых возникает после 1 г. 6 мес. отобразительная игра, которая также имеет важное значение для психического развития ребенка. В этих играх дети отражают знакомые жизненные ситуации: «кормят», укладывают «спать» куклу, одевают ее для прогулки и т. п. Чем разнообразнее и богаче окружающая ребенка среда, тем содержательнее их игры.
Овладение действиями с предметами обихода, игрушками, дидактическим материалом, некоторыми навыками самообслуживания ведет к возрастанию самостоятельности ребенка, В то же время очень велика зависимость ребенка от взрослых. Для полноценного развития детям необходимы частые интимные контакты со взрослыми, что является обязательным условием для развития подражания, которое в этом возрасте лежит в основе овладения различными умениями. Ласковое общение, включающее прикосновение к ребенку, дающее тепло и радость, помогает ему стать спокойнее, общительнее и уверенней в себе.
Важнейшее значение для развития всей психической деятельности ребенка имеет овладение речью. Основные условия развития речи — всестороннее воспитание ребенка, тесные эмоциональные контакты со взрослыми, развитие потребности в речевом общении. Отставание в общем психическом развитии (сенсорном, предметной деятельностью и т. д.), недостаточное общение взрослых с ребенком а также различные неблагоприятные факторы (частая заболеваемость, пониженный эмоциональный тонус, дискомфортные условия жизни, однообразие и монотонность внешней среды) задерживают формирование речи.
До 1 г. 6 мес. наиболее интенсивно развивается понимание речи, а активная речь — медленнее. Формируется обобщение в понимаемой речи, ребенок учится произносить отдельные слова, а к 1 г. б мес. — и простейшие двусловные предложения. К полутора годам в его активном словаре — 30—40 слов, среди которых много «облегченных».
После 1 г. 6 мес. интенсивно развивается активная речь. К 2 годам активный словарь ребенка составляет 200— 300 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: употребляет многословные предложения. К концу 2-го года жизни согласует слова в предложении, употребляет множественное число существительных, прошедшее и будущее времена глаголов, повелительное наклонение; начинает правильно произносить наиболее легкие согласные звуки.
Совершенствуется и понимание речи. Первоначально понимаемая речь ребенка непосредственно связана с наглядной ситуацией, но постепенно он учится понимать простейшие рассказы о хорошо ему знакомом, стихи, не сопровождаемые наглядными иллюстрациями. К концу 2 года жизни ребенок может рассказать (с помощью взрослых) о том, что видел на прогулке, передавать словами полученные ранее впечатления. Речь становится регулятором поведения ребенка. Ребенок осваивает способы и средства общения, принятые в обществе людей, осваивает действия с предметами быта (посуда, одежда, мебель и пр.), усваивает их функциональное назначение, овладевает некоторым» навыками культурного поведения в быту, в общении со взрослыми и детьми. Ребенок умеет подчиняться требованиям взрослого, выполнять его поручения, может по собственной инициативе обратиться к взрослому.
Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку и художественное слово.
От 2 лет до 3 лет. На 3-м году жизни продолжается интенсивное психическое развитие, хотя его темп несколько замедляется по сравнению со 2-м годом жизни.
В этот период совершенствуется деятельность нервной системы. У детей легче сформировать правильное поведение. Ребенок может сдержать свои желания, действия, хотя еще легко возбуждается. Крепнет, становится физически более выносливым весь организм ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, благодаря чему длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 ч. Совершенствуется координация движений, что способствует большей самостоятельности детей по сравнению с предшествующим периодом.
Во время, общения, предметной деятельности, игры, в конструктивной и изобразительной деятельности происходит развитие психических процессов — восприятия, памяти, речи мышления, формируются новые потребности и интересы.
По сравнению со 2-м годом жизни самостоятельная деятельность усложняется, становится более разнообразной.
Дети становятся более подвижными и ловкими. Развиваются сюжетно-отобразительные игры, в процессе которых ребенок замещает реальные предметы условным (предметами-заместителями) — мыло — кубиком, градусник - палочкой и т. п. В игре ребенок отражает свой жизненный опыт, выполняя в условном плане действия взрослых. Во втором полугодии 3-го года жизни ребенок в играх не только отображает те или иные действия, но начинает выполнять роль воспитателя, врача, шофера и т. д. Возникают первые ролевые игры, знаменующие новую ступень в развитии ребенка.
Ребенок с помощью карандаша, красок, пластилина пытается изображать известные ему предметы. Происходит становление изобразительной деятельности.
Продолжается сенсорное развитие. Ребенок учится сравнивать свойства предметов, противопоставлять, выделять в них общее (мягкое—твердое, горячее—холодное,—теплое, шершавoe—гладкое, светлое—темное, тяжелое—легкое, вкусное, приятно пахнет, некрасивое и пр.).
К 3-м годам ребенок знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе, различает и называет цвет, форму, размер предметов. Действуя с предметами, пытаясь изобразить их, ребенок учитывает свойства предметов и их положение в пространстве.
Внимание становится более устойчивым, но лишь при наличии интереса, благодаря чему ребенок может заниматься одним и тем же заинтересовавшим его видом деятельности 15- 20 мин, а иногда и 30 мин. Развивается способность наблюдать. Ребенок подолгу рассматривает книги и картинки.
Особенно быстро происходит развитие речи. Словарь увеличивается в 3—4 раза. Дети употребляют почти все части речи. Усложняется грамматический строй речи, отмечается употребление существительных в разных падежах, глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
До 2,5 лет дети пользуются простыми распространенными предложениями, после 2,5 лет начинают употреблять сложносочиненные предложения. Ребенок замечает неправильность в чужой речи. Дети задают много вопросов «когда?», «почему?», «отчего?» и др. Под влиянием объяснений взрослых и на основании своего ответа ребенок устанавливает причинную связь между наблюдаемыми предметами и явлениями, обращает внимание на свойства предметов, учится сравнивать и сопоставлять. У него возникают элементарные суждения об окружающем. Свои действия дети сопровождают высказываниями. Благодаря овладению речью совершенствуются процессы запоминания и припоминания. С помощью слова у ребенка можно вызвать воспоминание. Возрастает роль речи как средства обучения и воспитания и регулятора поведения; с помощью слова взрослого можно прекратить действия, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятное воспоминание, научить новому действию. Собственная речь ребенка также начинает регулировать его поведение, приобретая планирующую функцию по отношению к выполнению стоящей перед ним задачи. Прежде чем играть ребенок определяет цель и порядок действий и высказывается по этому поводу.
Дети понимают смысл высказываний взрослого, относящихся к воспринимаемому событию, а также содержание коротких рассказов о том, что сейчас отсутствует, понимают содержание сказок, потешек, стихотворений, которые рассказывает воспитатель без сопровождения иллюстрациями, содержание картин с простым сюжетом.
Это период большой речевой активности, когда речь служит средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
На 3-м году жизни формируются разные виды музыкальной деятельности. Дети слушают песни, у них проявляется музыкальная и эмоциональная активность, повышается слуховая чувствительность, появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку. Дети узнают по фортепианному вступлению знакомую песню и т. п.
Развиваются элементы трудовой деятельности в виде самообслуживания и элементарной помощи взрослому. Важным в формировании поведения и характера ребенка является интенсивное развитие самостоятельности. Подавление стремления к активности, инициативы приводит к непослушанию, бездеятельности, пассивности, упрямству и даже к негативизму. Чувства детей на 3-м году жизни разнообразны, но еще неустойчивы. Более выраженными становятся чувства привязанности, сочувствия, симпатии. Дети учатся сдерживать свои желания, проявлять настойчивость при затруднениях, стремятся доводить дело до конца и проявляют удовольствие при достижении результата, огорчение при неудаче, радость, когда их хвалят. Дети сочувствуют, друг другу, жалеют маленького, помогают ему, «подсказывают», помогают друг другу при одевании и раздевании. У них есть любимые, взрослые и дети, с которыми они преимущественно стараются быть вместе.
1.5.Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы детьми от 1 года до 2,5 лет
Дети должны научиться
-воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «возьми игрушку», «дай чашку», «покажи пирамидку».
- различать свойства предметов: большой – маленький.
- сличать два основных цвета (красный, желтый): «покажи, где такой кубик».
- складывать разрезную картинку из двух частей;
-учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катиться; большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой);
- дифференцировать звукоподражания («кто тебя позвал?» выбор из двух-трех предметов или картинок);
- называть свое имя;
- отвечать на вопрос: «ты мальчик или девочка?»
- показывать части тела и лица
- показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды, игрушки;
- узнавать изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
-отвечать на вопрос, указывая жестом и словом, где солнышко, дом, машина, дерево и т.п.
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами)
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении;
- проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;
- выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками и не мешая им;
- не совершать неадекватных действий с куклой и машиной;
- выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
- по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске, нагружать в машинку игрушки, перевозить их);
- создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;
- создавать поделки и конструкции в различных условиях – на полу, на столе;
- понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций – возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик;
- играть используя знакомые постройки
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Направления и формы организации коррекционной работы
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы:
Диагностическое
Коррекционное
Аналитическое
Консультативно-просветительское
Организационно-методическое
Направление | Содержание |
Диагностическое направление | Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, наблюдение за учащимися в учебной деятельности. |
Коррекционное направление | Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы. |
Аналитическое направление | Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий. |
Консультативно - просветительское и профилактическое направление | Это направление предполагает оказание помощи педагогам в вопросах обучения ребенка. |
Организационно-методическое направление. | Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации. |
Диагностическое направление работы:
первичное дефектологическое обследование;
систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;
проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа:
создание условий для развития сохранных функций;
определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно- развивающих занятий.
Аналитическая деятельность и профилактика:
системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
Организационно-методическое направление:
подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
участие в мероприятиях;
оформление необходимой соответствующей документации.
Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
2.2.Содержание коррекционной работы учителя – дефектолога в соответствии с направлениями развития ребенка
Коррекционно-развивающая работа учителя – дефектолога направлена на создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств. Задачи:
- Взаимодействовать со всеми специалистами учреждения в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута.
Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.
Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Формировать у проблемного ребенка способы ориентировки в окружающей действительности(метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей с нарушением интеллекта детей дошкольного возраста.
Основное содержание работы с детьми 1-2,5 лет
«Сенсорное воспитание»
- учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их общего фона;
- учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно свойства предметов;
- учить детей различать свойство предметов: большой – маленький, громкий-тихий, мягкий – твердый;
- учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
- формировать у детей поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач.
- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование)
«Ознакомление с окружающим»
- Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту.
- знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и не живой природы в процессе практической деятельности;
- обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
- воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту и с объектами живой и не живой природы.
«Развитие речи»
- формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять словесные инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом, глазами.
- воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослым и сверстниками;
- воспитывать у детей интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих действий;
- формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать с ним)
- формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.
Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.
- учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.
«Формирование деятельности – обучение игре»
- учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
- учить детей обыгрывать игрушки;
- воспитывать у детей интерес к выполнению предметно- игровых действий по подражанию и показу действий взрослым;
- воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
- воспитывать интерес к подвижным играм;
- учить детей участвовать в инсценировках эпизодов знакомых сказок;
- учить детей играть рядом, не мешая друг другу;
«Конструирование»
- формировать у детей положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом;
- знакомить детей с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек;
- учить детей совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, называть из, играть с ними по подражанию действиям педагога;
- учить детей узнавать, называть и соотносить постройки с реально существующими объектами;
- формировать у детей способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову;
- развивать у детей общие интеллектуальные умения – принятие задачи, удержание ее до окончания деятельности (при помощи взрослого), усвоение способов выполнения задач, доведения работы до конца;
- воспитывать у детей интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними;
- воспитывать у детей оценочное отношение к постройкам;
2.3 Перспективно- тематическое планирование учителя дефектолога.
Перспективно-тематический план учитывает особенности психического развития детей в возрасте от 1 до 2,5 лет, а так же современные научные исследования проблем в развитии данной группы детей (Громова О.Е., Ю.Ф. Гаркуша, И.С. Кривовяз, Л.С. Цветкова). Известно, что основой развития речи и познавательной активности ребёнка раннего возраста являются его общение со взрослым и развитие восприятия в предметной деятельности. Результаты обследования детей по направлениям «Сенсорное воспитание» и «Ребенок и окружающий мир» показали, что дети нуждаются в проведении коррекционно-развивающих занятий, задачами которых является:
обучение детей сличению и группировке предметов с заданным признаком;
формирование умения различать и называть цвет, форму и величину предмета;
дальнейшее расширение практического опыта детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;
обогащение пассивного и активного словаря;
в процессе совместной деятельности формирование у детей мотивации к общению;
формирование инициативности и активности детей с использованием вербальных средств речи в процессе общения;
развитие психических процессов.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов. Учитывая, что формирование представлений о цвете предметов требует от детей особого внимания (поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, жестом) .
При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов учителем-дефектологом. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, что позволяет детям воспринимать образцы речевых инструкций. Для повышения речевой активности на занятиях возможно использование различные проблемных ситуаций, которые формируют коммуникативную направленность речи.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Занятия проводятся в течение года (с сентября по май), два раза в неделю в течение 10- 15 минут.
Перспективный план см. приложение.
2.4. Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка. Ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития.
Проводится индивидуально каждые три месяца в эпикризные сроки для детей от 1 года до 2,5 лет.
Для проведения мониторинга используется диагностика детей 2—3-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.
Ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что делает процедуру интересной и увлекательной.
Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в протокол педагогического обследования, и в индивидуальную карту нервно-психического развития ребенка.(см. прилож.)
На основе полученных данных подбираются технологии, методы педагогического воздействия, соответствующие уровню развития каждого ребенка на данном этапе его развития. Если ребенок по результатам первичной комплексной диагностики или при отсутствии положительной динамики промежуточной диагностики по разным причинам не готов к усвоению данной программы, то для него разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Методические материалы и средства обучения
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
2. Программа «Воспитания и обучения детей в Доме ребенка» Министерство здравоохранения, М.1987г
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
4. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Государственное учреждение здравоохранения «Краевой специализированный дом ребенка №2»
5. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., «Просвещение», 2010
6. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста Ю.И.Забаровская
Перечень диагностического инструментария
1. Показатели психического развития детей раннего возраста, А.Н. Корнев, 2000г
2. Диагностика развития детей от рождения до трех лет по А.М. Казьмину
3. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста, К.Л. Печора, М-2006г
4. Психологическая диагностика детей дошкольного возраста, под ред. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева
5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» М., «Просвещение», 2014
6. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет с проблемами в развитии Н.А. Коваль, Н.Н. Иванова, М.- 2014г
Список литературы по коррекционно-развивающей работе
Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития, Н.В.Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями, под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной
Дефектология словарь-справочник
Дошкольная олигофренопедагогика, под ред. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева
Настольная книга дефектолога, изд. №2
Математика в детском саду, В.П. Новикова
Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР, Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына
Психическое и физическое развитие ребенка от 1-3 лет, А.С. Галанов
100 развивающих игр для детей, А.Г. Прокофьева
Психическое и физическое развитие ребенка до года, А.С. Галанов
Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста, Е.В. Полозова
Развитие речи у детей 2-3 лет, Л.Н. Смирнова
Курс лекции по основам нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, Т.А. Высотская, О.Н. Крысюк
Комплексные занятия в первой младшей круппе, Т.М. Бондаренко
Интегрированные занятия во второй младшей группе, А.В. Аджи
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста, О.Е. Громова
Программма работы по системе М.Монтессори «Умелые ручки» для детей 2-3 лет, Т.В. Кирюшина
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста под ред. И.В. Петровой.
Формирование мелкой моторики рук С.Е.Большакова
Развитие и обучение детей в ДОУ Е.А Сухова
Индивидуальный подход в воспитании ребенка Я.И Ковальчук
Дидактические игры в детском саду А.К. Бондаренко
Правильно ли говорит ваш ребенок А.И Максаков
Формирование начального детского лексикона О.Е Громова
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях М.А Васильева
Корекциоонно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта Е.А Екжанова Е.А Стребелева
Помощь детям с недостатками развития А.Р. Маллер
Игры с детьми раннего возраста М.А Аралова Т.В. Ермолова
Развитие правильной речи ребенка в семье А.И Максаков
Игры которые лечат А.С. Галанов
Конструирование З.В. Лиштван
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста С.Л. Новоселова
Лепим из пластилина А. Деброва И. Гученко
Занятия по ознакомлению с окружающим миром О.В. Дыбина
Занятие по развитию речи В.В. Гербова
Ребенок третьего года жизни С.Н. Теплюк
Практическая энциклопедия развивающих игр О.Н Теплякова О.Л. Козлова
Учим ребенка говорить и читать С.П. Цуканова Л.Л Бетц (1-3 период)
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления С. Шанина А.Гаврилова
Лучшие развивающие игры от 1 до 3 А. Кузнецова
Лепка с детьми раннего возраста Е.А Янушко
Развитие мелкой моторики Е.А Янушко
Конспекты в первой младшей группе Н.А Корпухина
Сенсорное развитие в раннем возрасте Е.А Янушко
Игры с прищепками творим и говорим Ю.А. Фдеева Г.А. Пичугина И.И. Жилина
Комплексное развивающее занятие с детьми раннего возраста Е.Е. Хомякова
Дети с аутизмом П.Сатмари
Развитие речи ребенка Е.Е ШевцоваЕ.В Воробьева
49. Раннее детство: познавательное развитие Л.Н Павлова Э.Г. Пилюгина Е.Б Волосова
3.2. Режим дня группы
Режим дня в группе для детей с ОВЗ
мероприятия | время |
Приём и осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.00 – 8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00 – 8.30 |
Организованная образовательная деятельность: воспитатель , учитель – дефектолог | 8.30 – 10.00 |
2 завтрак | 10.00 -10.30 |
Индивидуальная работа с детьми (учитель - дефектолог) | 10.00- 12.00 |
Индивидуальные лечебные процедуры | 8.30 – 12.00 |
Обед | 12.00 – 12.30 |
Дневной сон | 12.30 – 15.30 |
Полдник | 15.30 - 16.00 |
Прогулка, игры, занятия | 16.15 – 17.30 |
Ужин | 18.00 – 18.30 |
Игры, вечерние процедуры | 18.30 – 20.00 |
2 ужин | 20.00 – 20.30 |
Купание, подготовка ко сну | 20.30 – 21.00 |
сон | 21.00 – 7.00 |
3.3. Циклограмма работы учителя – дефектолога
График работы учителя – дефектолога на 2019-2020г
ДНИ НЕДЕЛИ | ВРЕМЯ | ГРУППА | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 9.00- 9.15 9.15-12.00 12.00-15.00 | 1 ползунковая | Подготовка к занятию Индивидуальные занятия Консультация для воспитателей Работа с документацией. |
ВТОРНИК | 9.00-9.15 9.15-12.00 12.00-15.00 | 1 ползунковая | Подготовка к занятию Индивидуальные занятия Консультация для воспитателей Работа с документацией. |
СРЕДА | 9.00 - 9.15 9.15 -12.00 12.00-15.00 | 2 ползунковая | Подготовка к занятию Индивидуальные занятия Консультация для воспитателей Работа с документацией. |
ЧЕТВЕРГ | 9.00-9.15 9.00-12.00 12.00-15.00 | 2 ползунковая | Подготовка к занятию Индивидуальные занятия Консультация для воспитателей Работа с документацией. |
ПЯТНИЦА | 9.00 - 9.15 9.15 -12.00 12.00-15.00 | 2 грудная Методический день | Подготовка к занятию Индивидуальные занятия Консультация для воспитателей Работа с документацией. |
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М. 2005
2. Программа «Воспитания и обучения детей в Доме ребенка» Министерство здравоохранения, М.1987
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2016
4. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Государственное учреждение здравоохранения «Краевой специализированный дом ребенка №2»
5. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., «Просвещение», 2010
6. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста Ю.И.Забаровская
7. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко, М. 2018
8. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации М. 2005
26