Рабочая программа по алгебре в 7 классе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
"Принята» на методическом совете протокол от «29» августа 2016 г. №1 |
«Согласована» Заместитель дир.по УВР ______________ Кадырова А.И «30» августа 2016 г
|
«Утверждена»: Директор школы __________Исхакова Ф.Ф. приказ от «31» августа 2016 г. № 126/1- од. |
Рабочая программа
по алгебре для 7 класса
(основное общее образование)
Составитель: учитель математики Шаповаленко Екатерина Викторовна, соответствие занимаемой должности
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по алгебре Н.Г. Миндюк (М.: Просвещение, 2012) к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др. (М.: Просвещение, 2013), а так же следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Положение о структуре и порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МАОУ Новоатьяловская СОШ.
Учебный план МАОУ Новоатьяловская СОШ на 2016-2017 учебный год, утверждённый приказом №71-од от 20.05.2016 г. директора школы Исхаковой Ф. Ф
Используемый учебно-методический комплект:
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013;
- Мартышова С.И. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс. М.: ВАКО, 2013;
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. М.: ИЛЕКСА, 2013;
- Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс. М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю).
Цели изучения алгебры в 7 классе
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
-
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач;
осуществление функциональной подготовки учащихся;
4. овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности;
выявление и развитие математических способностей, интеллектуального развития ученика.
Планируемый результат:
Данной программой предусмотрено, что в процессе изучения обучающиеся овладеют системой математических знаний и умений и будут:
- иметь представление о числовых и алгебраических выражениях, о математическом языке и о математической модели, о линейном уравнении как математической модели реальных ситуаций.
- знать определение степени с натуральным показателем, свойства степеней.
- уметь выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
- знать определение одночлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, возведение в натуральную степень, деление одночлена на одночлен.
- знать определение многочлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многочленов.
- знать формулы сокращенного умножения.
- уметь применять формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители, комбинировать различные приемы.
- знать основные функциональные понятия и графики функций у=kx+b, y=kx.
- уметь строить и читать графики линейной функции.
- знать определение, свойства, график функции y=x2, функциональную символику.
- уметь строить и читать функции y=x2, «кусочных» функций, решать уравнения графическим способом.
- знать основные способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки, метод алгебраического сложения, графический метод.
- уметь решать системы линейных уравнений с двумя переменными
- уметь применять решение систем линейных уравнений при решении текстовых задач.
Учебно-тематический план:
Тема раздела |
Кол – во часов |
Контрольные работы |
Самостоятельные, проверочные, диктанты и тесты |
Повторение курса математики 5-6 классов |
3 |
Вводная контрольная работа |
|
Выражения, тождества, уравнения |
23 |
Контрольная работа № 1 по теме «Выражения и их преобразования. Тождества» Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения» |
|
Функции |
11 |
Контрольная работа № 3 по теме «Функции» |
|
Степень с натуральным показателем |
12 |
Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем» |
|
Многочлены |
16 |
Контрольная работа № 5 по теме «Многочлены» |
|
Формулы сокращенного умножения |
16 |
Контрольная работа № 6 по теме «Формулы сокращенного умножения» |
|
Системы линейных уравнений |
16 |
Контрольная работа № 7 по теме «Системы линейных уравнений» |
|
Повторение |
5 |
Итоговая контрольная работа |
|
И Т О Г О |
102 |
Всего контрольных - 9 |
Содержание учебного предмета:
Выражения. Тождества. Уравнения. Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Элементы логики, комбинаторики, статистики. Простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах.
Функции. Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Формулы сокращенного умножения. Формулы (а ± b)2 = а2± 2ab + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3a2b + 3ab2 ± b3, (а ± b) (а2 + ab + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Системы линейных уравнений. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Обобщающее повторение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
формулы сокращенного умножения;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока |
Тема раздела |
Количество часов |
Тема урока |
Дата |
Виды деятельности |
Коррекция |
1 четверть |
||||||
1 |
Повторение |
3 |
Повторение |
2.09 |
Фронтальный опрос |
|
2 |
Повторение |
5.09 |
Математический диктант |
|||
3 |
Повторение |
7.09 |
Самостоятельная работа |
|||
4 |
Выражения. Тождества. Уравнения. |
23 |
Числовые выражения |
9.09 |
Математический диктант |
|
5 |
Выражения с переменными |
12.09 |
Фронтальный опрос |
|||
6 |
Выражения с переменными |
14.09 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
7 |
Сравнение значений выражений |
16.09 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|||
8 |
Сравнение значений выражений |
19.09 |
Математический диктант |
|||
9 |
Вводная контрольная работа |
21.09 |
Индивидуальное решение контроль заданий |
|||
10 |
Свойства действий над числами |
23.09 |
Практическая работа |
|||
11 |
Свойства действий над числами |
26.09 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
12 |
Тождества. Тождественные преобразования выражений |
28.09 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|||
13 |
Тождества. Тождественные преобразования выражений |
30.09 |
Индивидуальные карточки |
|||
14 |
Контрольная работа №1 по теме «Выражения и тождества» |
3.10 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
15 |
Анализ контрольной работы Уравнение и его корни |
5.10 |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|||
16 |
Уравнение и его корни |
7.10 |
Математический диктант |
|||
17 |
Линейное уравнение с одной переменной |
10.10 |
Фронтальный опрос |
|||
18 |
Линейное уравнение с одной переменной |
12.10 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
19 |
Решение задач с помощью уравнений |
14.10 |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|||
20 |
Решение задач с помощью уравнений |
17.10 |
Практикум, фронтальный опрос |
|||
21 |
Решение логических задач |
19.10 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
22 |
Среднее арифметическое, размах и мода |
21.10 |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|||
23 |
Среднее арифметическое, размах и мода |
24.10 |
Текущий |
|||
24 |
Медиана как статистическая характеристика |
26.10 |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|||
25 |
Медиана как статистическая характеристика |
28.10 |
Индивидуальные карточки |
|||
2 четверть |
||||||
26 |
Контрольная работа №2 «Уравнение с одной переменной» |
7.11 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
27 |
Функции |
11 |
Анализ контрольной работы . Что такое функция |
9.11 |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|
28 |
Вычисление значений функций по формуле |
11.11 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
29 |
График функции |
14.11 |
Фронтальный опрос |
|||
30 |
График функции |
16.11 |
Индивидуальные карточки |
|||
31 |
Прямая пропорциональность и ее график |
18.11 |
Самостоятельная работа (10 мин) Фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом |
|||
32 |
Прямая пропорциональность и ее график |
21.11 |
Практическая работа. |
|||
33 |
Прямая пропорциональность и ее график |
23.11 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
34 |
Линейная функция и ее график |
25.11 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|||
35 |
Линейная функция и ее график |
28.11 |
Практическая работа. |
|||
36 |
Взаимное расположение графиков линейных функций |
30.11 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
37 |
Контрольная работа №3 «Функции» |
2.12 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
38 |
Степень с натуральным показателем |
12 |
Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем |
5.12 |
Фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах |
|
39 |
Определение степени с натуральным показателем |
7.12 |
Математический диктант. Индивидуальные карточки |
|||
40 |
Умножение и деление степеней |
9.12 |
Фронтальный опрос |
|||
41 |
Умножение и деление степеней |
12.12 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
42 |
Возведение в степень произведения и степени |
14.12 |
Математический диктант |
|||
43 |
Возведение в степень произведения и степени |
16.12 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
44 |
Одночлен и его стандартный вид |
19.12 |
Фронтальный опрос |
|||
45 |
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень |
21.12 |
Фронтальная и индивидуальная работа |
|||
46 |
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень |
23.12 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
47 |
Функция у = х2 и ее график |
26.12 |
Практическая работа. |
|||
48 |
Функция у = х3 и ее график |
28.12 |
Индивидуальные карточки |
|||
49 |
Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем» |
30.12 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
3 четверть |
||||||
50 |
Многочлены |
16 |
Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид |
16.01 |
Фронтальный опрос |
|
51 |
Сложение и вычитание многочленов |
18.01 |
Практическая работа. |
|||
52 |
Сложение и вычитание многочленов |
20.01 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
53 |
Умножение одночлена на многочлен |
23.01 |
Фронтальный опрос |
|||
54 |
Умножение одночлена на многочлен |
25.01 |
Индивидуальные карточки |
|||
55 |
Умножение одночлена на многочлен |
27.01 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
56 |
Вынесение общего множителя за скобки |
30.01 |
Фронтальный опрос |
|||
57 |
Вынесение общего множителя за скобки |
1.02 |
Текущий |
|||
58 |
Решение уравнений |
3.02 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
59 |
Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многочленов». |
6.02 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
60 |
Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен |
8.02 |
Фронтальный опрос |
|||
61 |
Умножение многочлена на многочлен |
10.02 |
Индивидуальные карточки |
|||
62 |
Умножение многочлена на многочлен |
13.02 |
Самостоятельная работа (15 мин)
|
|||
63 |
Разложение многочлена на множители способом группировки |
15.02 |
Индивидуальные карточки |
|||
64 |
Разложение многочлена на множители способом группировки |
17.02 |
Математический диктант |
|||
65 |
Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов» |
20.02 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
66 |
Формулы сокращённого умножения |
16 |
Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений |
22.02 |
Фронтальный опрос |
|
67 |
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений |
27.02 |
Текущий. |
|||
68 |
Возведение в куб суммы разности двух выражений |
1.03 |
Самостоятельная работа (15.мин) |
|||
69 |
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
3.03 |
Индивидуальные карточки |
|||
70 |
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
6.03 |
Практическая работа. |
|||
71 |
Умножение разности двух выражений на их сумму |
10.03 |
Математический диктант |
|||
72 |
Умножение разности двух выражений на их сумму |
13.03 |
Индивидуальные карточки |
|||
73 |
Разложение разности квадратов на множители |
15.03 |
Фронтальный опрос |
|||
74 |
Разложение разности квадратов на множители |
17.03 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
75 |
Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения» |
20.03 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
76 |
Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен |
22.03 |
Фронтальный опрос |
|||
77 |
Применение различных способов для разложения на множители |
24.03 |
Математический диктант |
|||
4 четверть |
||||||
78 |
Применение различных способов для разложения на множители |
3.04 |
Фронтальный опрос |
|||
79 |
Применение преобразований целых выражений |
5.04 |
Текущий |
|||
80 |
Применение преобразований целых выражений |
7.04 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
81 |
Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений» |
10.04 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
82 |
Системы линейных уравнений |
16 |
Анализ контрольной работы Линейное уравнение с двумя переменными |
12.04 |
Фронтальный опрос |
|
83 |
Линейное уравнение с двумя переменными |
14.04 |
Математический диктант |
|||
84 |
График линейного уравнения с двумя переменными |
17.04 |
Индивидуальные карточки |
|||
85 |
График линейного уравнения с двумя переменными |
19.04 |
Практическая работа. |
|||
86 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
21.04 |
Фронтальный опрос |
|||
87 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
24.04 |
Самостоятельная работа (10 мин) |
|||
88 |
Способ подстановки |
26.04 |
Индивидуальные карточки |
|||
89 |
Способ подстановки |
28.04 |
Практикум; решение качественных зад |
|||
90 |
Способ сложения |
3.05 |
Фронтальный опрос |
|||
91 |
Способ сложения |
5.05 |
Индивидуальные карточки. |
|||
92 |
Способ сложения |
10.05 |
Самостоятельная работа (15 мин) ) |
|||
93 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
10.05 |
Фронтальный опрос |
|||
94 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
12.05 |
Индивидуальные карточки |
|||
95 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
15.05 |
Самостоятельная работа (15 мин)
|
|||
96 |
Решение задач повышенного уровня сложности |
17.05 |
Практическая работа. |
|||
97 |
Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений » |
17.05 |
Индивидуальное решение контрольных заданий |
|||
98 |
Повторение |
5 |
Уравнения |
19.05 |
Фронтальный опрос |
|
99 |
Одночлены и многочлены |
22.05 |
Самостоятельная работа (15 мин) |
|||
100 |
Функции |
24.05 |
Индивидуальные карточки |
|||
101 |
Итоговая контрольная работа |
26.05 |
Написание контрольной работы |
|||
102 |
Анализ итоговой контрольной работы |
29.05 |
Фронтальный опрос |
Учебно-методическое обеспечение:
1) Изучение алгебры. 7-9 классы. Пособие для учителя. Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. Москва. Просвещение, 2011 г.
2) Дидактические материалы по алгебре. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворов. - М.: Просвещение, 2004 г.
3). Уроки алгебры. 7 класс.В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева.Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2007 г.
4) Индивидуальные карточки разрезные.
5) Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева, Л. А.Тапилина, Т.Л. Афанасьева, Волгоград, «Учитель», 2005
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
.
Специфическое сопровождение (оборудование)
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
демонстрационные таблицы.
Информационное сопровождение:
Сайт ФИПИ;
Сайт газеты «Первое сентября»;
Сайт «uztzt».
Мухамедова Наталья Александровна
Гульнара Рахимова