Рабочая программа по алгебре для 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 9)
Учебный план МКОУ Борской СОШ
Основная образовательная программа ООО.
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2017. – 32с.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов – 3 часа в неделю.
Рабочая программа основного общего образования по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира, пространственные формы. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика, алгебра и геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике, алгебре, геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического, алгебраического и геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических, алгебраических и геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры и геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе алгебры 7 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели ля описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
.Задачи:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства и моделирования явлений и процессов, устойчивого интереса к предмету;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
- выявление и формирование математических и творческих способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 3 часа в неделю по алгебре и 2 часа в неделю по геометрии, общий объем 175 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис-пользовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые результаты изучения учебного курса (алгебра)
В результате изучения алгебры, ученик должен:
Уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями и с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п |
Название раздела |
Содержание темы, термины и понятия |
Количество часов |
|
теория |
практика |
|||
|
Выражения, тождества, уравнения |
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики. |
18 |
4 |
|
Функции |
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график. |
8 |
3 |
|
Степень с натуральным показателем |
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики. |
8 |
3 |
|
Многочлены |
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители |
15 |
2 |
|
Формулы сокращенного умножения |
Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений. |
15 |
4 |
|
Системы линейных уравнений |
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений. |
13 |
3 |
|
Повторение |
6 |
3 |
|
Общее количество часов |
83 |
22 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
Примечание |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
по плану |
фактически |
|||||||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
|||||||||
|
Повторение. Действия с дробями |
1 |
Выполнение практических заданий, решение задач. |
Решение текстовых задач, уравнений, действия с дробями |
Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и символьным способами. |
Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения |
Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового. |
|||
|
Повторение. Решение уравнений |
1 |
|||||||||
|
Повторение. Решение текстовых задач |
1 |
|||||||||
|
Повторение. Решение текстовых задач |
1 |
|||||||||
|
Стартовая диагностика |
1 |
Выполнение практических заданий, решение задач. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
Выбирать наиболее эффективные способы решения |
Оценивать достигнутый результат. |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме. |
||||
Выражения, тождества, уравнения |
22 |
||||||||||
|
Числовые выражения |
1 |
находить значения числовых выражений |
Умение выполнять арифметические действия с десятичными, обыкновенными дробями, а также с отрицательными числами |
формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации |
составление план действий, способность к волевому усилию в преодолении препятствий |
умение точно выражать свои мысли вслух |
Положительное отношение к урокам математики, ответственное отношение к учению, совершенствование имеющихся знаний и умений |
|||
|
Числовые выражения |
1 |
Умение выполнять арифметические действия с десятичными, обыкновенными дробями, а также с отрицательными числами |
||||||||
|
Числовые выражения |
1 |
|||||||||
|
Выражения с переменными |
1 |
Умение находить значения выражений с переменными при указанных значениях переменных |
Умение выполнять арифметические действия с десятичными, обыкновенными дробями, а также с отрицательными числами |
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи |
определять последовательность действий, начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. |
умение точно выражать свои мысли |
Навыки конструктивного взаимодействия |
|||
|
Выражения с переменными |
1 |
|||||||||
|
Сравнений значений выражений |
1 |
Сравнивать значения выражений |
Умение сравнивать числовые выражения, используя знаки <,>, считать и составлять двойные неравенства |
Сравнивать объекты, анализировать результаты |
выполнять действия по образцу, составление последовательности действий. |
составлять план совместной работы |
Желание совершенствовать имеющиеся знания, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Сравнений значений выражений |
1 |
|||||||||
|
Тождества. Тождественные преобразования выражений |
1 |
Выполнять простейшие преобразования выражений, приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки |
Умение выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений |
анализировать результаты преобразований |
умение внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости |
контроль своих действий |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Тождества. Тождественные преобразования выражений |
1 |
|||||||||
|
Контрольная работа №1 «Числовые выражения. Выражения с переменными» |
1 |
Контроль знаний учащихся |
Выполнение заданий с выражениями |
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение самостоятельно оценивать и корректировать свои действия. |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
|
Уравнение и его корни |
1 |
Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. |
Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. |
воспроизводить информацию по памяти, нобходиую для решения поставленной задачи |
планировать шаги по устранению пробелов, адекватно воспринимать указания на ошибки |
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций |
Положительное отношение к урокам математики, ответственное отношение к учению, совершенствование имеющихся знаний и умений |
|||
|
Линейное уравнение с одной переменной |
1 |
|||||||||
|
Линейное уравнение с одной переменной |
1 |
|||||||||
|
Линейное уравнение с одной переменной |
1 |
|||||||||
|
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
Решают задачи с помощью уравнений |
Умение использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат |
развитие способности видеть математическую задачу в окружающей жизни |
способность к волевому усилию в преодолении препятствий |
распределять функции и роли участников |
Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи |
|||
|
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|||||||||
|
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|||||||||
|
Среднее арифметическое, размах, мода |
1 |
формулируют определение среднего арифметического, размаха и моды |
Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
умение строить выводы, умение находить нужную информацию в различных источниках |
учитывать ориентиры данные учителем, при освоении нового учебного материала |
умения слушать партнера, отстаивать свою точку зрения |
Желание приобретать новые знания, умения, признание для себя общепринятых морально-этических норм |
|||
|
Среднее арифметическое, размах, мода |
1 |
|||||||||
|
Медиана как статистическая характеристика |
1 |
формулируют определение медианы, выполняют задания на ее нахождение |
Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
формирование учебной компетенции в области ИКТ |
составление плана и последовательности действий, планировать шаги по устранению пробелов |
умение работать в группах |
Положительное отношение к познавательной деятельности, критичность мышления, инициатива |
|||
|
Решение задач по теме «Статистические характеристики» |
1 |
выполняют задания на использование статистических характеристик |
Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
формирование учебной компетенции в области ИКТ |
составление плана и последовательности действий, планировать шаги по устранению пробелов |
умение работать в группах |
Положительное отношение к познавательной деятельности, критичность мышления, инициатива |
|||
|
Контрольная работа №2 «Статистические характеристики» |
1 |
выполняют задания на использование статистических характеристик |
умение воспроизводить информацию, необходимую для решения задачи, применять схемы, таблицы |
формирование учебной компетенции в области ИКТ |
составление плана и последовательности действий, планировать шаги по устранению пробелов |
умение работать в группах |
Положительное отношение к познавательной деятельности, критичность мышления, инициатива |
|||
Функции |
11 ч |
||||||||||
|
Что такое функция |
1 |
дать определение функции |
Умение распознавать функцию по графику |
умение понимать математические средства наглядности (графики) |
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
умение разрешать конфликты на основе согласования позиций |
Положительное отношение к урокам математики, ответственное отношение к учению, совершенствование имеющихся знаний и умений |
|||
|
Вычисление значений функции по формуле |
1 |
Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. |
Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. |
умение применять средства наглядности для решения учебных задач |
определение плана действий, навыки самоконтроля |
слушать партнера, уважать его мнение |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Графики функций |
1 |
Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции, строить графики |
Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции, строить графики |
формирование учебных компетенций в области ИКТ |
отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность |
умение слушать партнёра, распределять функции и роли участников |
Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи |
|||
|
Графики функций |
1 |
|||||||||
|
Графики функций |
1 |
|||||||||
|
Прямая пропорциональность и её график |
1 |
формулировать определение прямой пропорциональности, ее свойства Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции y=kx, где k≠0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций у=кх+b |
Умение строить графики прямой пропорциональности, описывать свойства |
умение сравнивать различные объекты |
составление плана последовательности действий, обнаруживать и находить учебную проблему |
распределять функции в группе |
Готовность и способность учащихся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|||
|
Прямая пропорциональность и её график |
1 |
|||||||||
|
Линейная функция и её график |
1 |
строить график линейной функции, читать графики |
Умение строить графики линейной функции, описывать свойства. Понимать, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций |
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи |
отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность |
умение оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета |
Готовность и способность учащихся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативная компетентность в творческой деятельности |
|||
|
Линейная функция и её график |
1 |
|||||||||
|
Линейная функция и её график |
1 |
|||||||||
|
Контрольная работа №3 по теме «Функции» |
1 |
контроль знаний учащихся |
Интерпретация графиков прямой пропорциональности и линейной функции, составление таблицы значений и построение графиков |
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения конкретной математической задачи |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение работать самостоятельно |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
Степень с натуральным показателем |
11 ч |
||||||||||
|
Определение степени с натуральным показателем |
1 |
Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем |
Вычисление значений выражений вида аn, где а – произвольное число, n – натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. |
развитие способности видеть актуальность математической задачи в жизни |
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
развитие способности совместной работы с учителем и одноклассниками |
Желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности |
|||
|
Умножение и деление степеней |
1 |
выполняют умножение и деление степеней |
Применять свойства степени для преобразования выражений (умножение и деление степеней) |
умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
формирование целевых установок учебной деятельности |
умение находить общее решение и разрешать конфликты |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Умножение и деление степеней |
1 |
|||||||||
|
Возведение в степень произведения и степени |
1 |
преобразовывают выражения со с степенями |
Применять свойства степени для преобразования выражений (возведение в степень произведения и степени) |
умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения математической задачи |
формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций |
умение работать как самостоятельно, так и в группе |
Понимать смысл поставленной задачи, находчивость, активность при решении задач |
|||
|
Возведение в степень произведения и степени |
1 |
|||||||||
|
Одночлен и его стандартный вид |
1 |
Понятие одночлена, распознавание одночлена |
Понятие одночлена, распознавание одночлена |
умение сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам |
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
умение слушать, умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Желание приобретать новые знания, умения, стремление к преодолению трудностей |
|||
|
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень |
1 |
Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень |
Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень |
умение видеть актуальность изучаемого материала при решении математических задач |
формирование целевых установок учебной деятельности |
умение работать в парах |
Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи |
|||
|
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень |
1 |
|||||||||
|
Функции y=x2 и y=x3 и их графики |
1 |
строят графики функций, решают графически уравнения |
Строить графики функций. Решать графически уравнения |
умение сравнивать различные объекты |
оценивать собственные успехи в построении графиков, исправление найденных ошибок |
развитие способности организовывать учебное сотрудничество с учителем |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Функции y=x2 и y=x3 и их графики |
1 |
|||||||||
|
Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» |
1 |
контроль знаний учащихся |
Вычислять степень числа, применение свойств степеней, умножение одночленов и возведение одночленов в степень |
воспроизводить информацию по памяти для решения поставленной задачи |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение самостоятельно выполнять задания |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
Многочлены |
17 ч |
||||||||||
|
Многочлен и его стандартный вид |
1 |
формулируют определение многочлена, его степени, записывают многочлен в стандартном виде |
Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена |
умение сравнивать различные объекты |
оценивать собственные успехи в построении графиков, исправление найденных ошибок |
развитие способности организовывать учебное сотрудничество с учителем |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Сложение и вычитание многочленов |
1 |
выполняют сложение и вычитание многочленов |
Выполнять сложение и вычитание многочленов |
умение применять алгоритм |
определяет последовательность действий, может внести необходимые коррективы в план и в способ действия |
умение отстаивать свою точку зрения, при этом уважать чужую |
Желание приобретать новые умения, инициатива при решении задач |
|||
|
Сложение и вычитание многочленов |
1 |
|||||||||
|
Умножение одночлена на многочлен |
1 |
Выполняют умножение одночлена на многочлен |
Выполнять умножение одночлена на многочлен |
умение устанавливать причинно-следственные связи в зависимости между объектами |
формирование целевых установок учебной деятельности |
умение уважать точку зрения другого |
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве |
|||
|
Умножение одночлена на многочлен |
1 |
|||||||||
|
Умножение одночлена на многочлен |
1 |
|||||||||
|
Вынесение общего множителя за скобки |
1 |
раскладывают многочлен на множители |
Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки) |
умение выделять общее и различное в изучаемых объектах |
определение последовательности действий |
умение слушать другого, уважать его точку зрения |
Ответственное отношение к учению, готовность учащихся к преодолению трудностей |
|||
|
Вынесение общего множителя за скобки |
1 |
|||||||||
|
Вынесение общего множителя за скобки |
1 |
|||||||||
|
Контрольная работа №5 «Многочлены. Произведение одночлена на многочлен» |
1 |
контроль знаний учащихся |
Выполнять сложение и вычитание многочленов, выносить общий множитель за скобки |
воспроизведение информации для решения поставленной задачи |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
развитие способности к сотрудничеству с учителем |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
|
Умножение многочлена на многочлен |
1 |
Умножать многочлен на многочлен |
Умножать многочлен на многочлен |
умения применять алгоритм для решения поставленной задачи |
составление плана действий, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и то, что ещё не известно |
развитие грамотной математической речи при ответе на вопрос |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Умножение многочлена на многочлен |
1 |
|||||||||
|
Умножение многочлена на многочлен |
1 |
|||||||||
|
Разложение многочлена на множители способом группировки |
1 |
Разложение многочлена на множители (способ группировки) |
Разложение многочлена на множители (способ группировки) |
умение понимать и использовать математические способы |
планирование, контролирование и выполнение действий по образцу, владение навыками самоконтроля |
умение сотрудничать с одноклассниками |
Понимать смысл поставленной задачи, находчивость, активность при решении задач |
|||
|
Разложение многочлена на множители способом группировки |
1 |
|||||||||
|
Разложение многочлена на множители способом группировки |
1 |
|||||||||
|
Контрольная работа №6 «Произведение многочленов» |
1 |
контроль знаний учащихся |
Умножать многочлен на многочлен, разложение многочлена на множители способом группировки |
умение воспроизводить информацию, необходимую для решения поставленной задачи |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение сотрудничать с одноклассниками |
Личная ответственность за результат, сознавать свои трудности |
|||
Формулы сокращённого умножения |
19 ч |
||||||||||
|
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений |
1 |
Выводят формулы , применяют их при решении |
Доказывать справедливость формул сокр умножения. Применять формулы в преобразованиях |
умение понимать и использовать математические формулы |
формирование целевых установок учебной деятельности |
индивидуальная работа, сотрудничество с учителем |
Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи |
|||
|
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений |
1 |
|||||||||
|
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
1 |
Используют формулы для разложения на множители |
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
умение правильно (математическим языком) читать выражения |
составление плана действий (алгоритма), оценивание собственных успехов в выполнении практических заданий |
умение отстаивать свою точку зрения, уважать другую |
Понимать смысл поставленной задачи, находчивость, активность при решении задач |
|||
|
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
1 |
|||||||||
|
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
1 |
|||||||||
|
Умножение разности двух выражений на их сумму |
1 |
доказывают формулу разности квадратов, применяют ее при решении |
Доказательство справедливость формулы разности квадратов. Применение формулы разности квадратов |
умение пользоваться знакосимволическими величинами |
составление плана действий, анализ ошибок и их коррекция |
умение работать в группах |
Активность при решении задач, адекватная оценка других |
|||
|
Умножение разности двух выражений на их сумму |
1 |
|||||||||
|
Разложение разности квадратов на множители |
1 |
применяют формулы сокращенного умножения |
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
умение понимать и использовать математические средства (формулы) |
планирование, контролирование и выполнение действий по образцу, владение навыками самоконтроля |
умение отвечать у доски, грамотной, математической речью |
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности |
|||
|
Разложение разности квадратов на множители |
1 |
|||||||||
|
Разложение на множители суммы и разности кубов |
1 |
применяют формулы сокращенного умножения |
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
умение понимать и использовать математические средства (формулы) |
планирование, контролирование и выполнение действий по образцу, владение навыками самоконтроля |
умение отвечать у доски, грамотной, математической речью |
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности |
|||
|
Разложение на множители суммы и разности кубов |
1 |
применяют формулы сокращенного умножения |
||||||||
|
Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения» |
1 |
контроль знаний учащихся |
Применение формул сокращённого умножения, ля разложения многочленов на множители |
умение воспроизводить информацию для решения поставленной задачи |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение работать самостоятельно, соблюдать дисциплину в классе |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
|
Преобразование целого выражения в многочлен |
1 |
Преобразование выражения в многочлен |
Преобразование выражения в многочлен |
развитие умения понимать математические способы преобразований |
планирование, контролирование и выполнение действий по образцу, владение навыками самоконтроля |
сотрудничество с учителем и учащимися класса |
Сформированная учебная мотивация. Навыки конструктивного взаимодействия |
|||
|
Применение различных способов для разложения многочлена на множители |
1 |
применяют различные способы для разложения на множители многочлена |
Разложение многочлена на множители различными способами |
умение принимать решение в условиях избыточной информации |
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений |
работа в парах |
Адекватная оценка других. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве |
|||
|
Применение различных способов для разложения многочлена на множители |
1 |
|||||||||
|
Применение преобразований целых выражений |
1 |
Доказательство тождеств в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений |
Доказательство тождеств в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений |
умение выделять общее и частное при решении задач |
обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы |
развитие способности организовывать учебное сотрудничество с классом |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, положительное отношение к учению |
|||
|
Применение преобразований целых выражений |
1 |
|||||||||
|
Применение преобразований целых выражений |
1 |
|||||||||
|
Контрольная работа №8 «Преобразование целых выражений» |
1 |
контроль знаний учащихся |
Преобразование выражений различными способами (формулы сокращенного умножения и др) |
умение воспроизводить информацию, необходимую для решения задачи |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение работать самостоятельно |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
Системы линейных уравнений |
16 ч |
||||||||||
|
Линейные уравнения с двумя переменными |
1 |
решают уравнения с двумя переменными |
Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными |
устанавливать причинно-следственные связи между объектами |
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала |
умение сотрудничать с одноклассниками |
Критичность мышления, умение распознать логически некорректные высказывания |
|||
|
График линейного уравнения с двумя переменными |
1 |
Строят график линейного уравнения с двумя переменными |
Строить график линейного уравнения с двумя переменными |
развитие компетенций в области ИКТ |
оценивание собственных успехов в построении графиков, планирование шагов по устранению пробелов |
умение работать в группах |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
График линейного уравнения с двумя переменными |
1 |
|||||||||
|
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
1 |
Решают графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными |
Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными |
умение устанавливать причино-следственные связи между объектами |
адекватное реагирование на трудности, не боятся сделать ошибку |
совместная деятельность с учителем и одноклассниками |
Желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся. |
|||
|
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
1 |
|||||||||
|
Способ подстановки |
1 |
формулируют способ подстановки, применяют его при решении |
Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
развитие умения выстраивать алгоритм решения |
определение плана действий, навыки самоконтроля |
умение отвечать у доски и с места, отстаивать свою точку зрения |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
|
Способ подстановки |
1 |
применяют его при решении |
Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
умение воспроизводить по памяти алгоритм решения |
формирование целевых установок учебной деятельности |
умение организовывать учебное сотрудничество |
Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи |
|||
|
Способ подстановки |
1 |
|||||||||
|
Способ сложения |
1 |
Применяют способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
умение сопоставлять методы решений |
определение последовательности действий, |
умение распределять функции и роли участников |
Понимание сущности усвоения, адекватная самооценка |
|||
|
Способ сложения |
1 |
|||||||||
|
Способ сложения |
1 |
|||||||||
|
Решение задач с помощью систем уравнений |
1 |
Решают текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений |
Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений |
способность видеть математическую задачу в жизни |
формирование внутреннего плана действий, определение последовательности действий |
умение взаимодействовать, находить общие способы работы |
Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий |
|||
|
Решение задач с помощью систем уравнений |
1 |
|||||||||
|
Решение задач с помощью систем уравнений |
1 |
|||||||||
|
Решение систем уравнений различными способами |
1 |
Решают системы уравнений различными способами. Интерпретация результата, полученного при решении системы |
Решение систем уравнений различными способами. Интерпретация результата, полученного при решении системы |
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
осознает то, что уже освоено и что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения |
умение работать в группах |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
|
Контрольная работа №9 «Решение систем линейных уравнений» |
1 |
контроль знаний учащихся |
Решение систем линейных уравнений, решение задач с помощью систем |
умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленных задач |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение работать самостоятельно |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
|||
Повторение |
4 ч |
||||||||||
|
Повторение. Решение линейных уравнений |
1 |
Решают линейные уравнения |
Решение линейных уравнений |
формирование учебной компетенции в области математики |
оценивание собственных успехов в вычислительной деятельности, адекватно воспринимать указания на ошибки |
умение слушать партнера, работать в парах |
Инициатива и активность при решении зада, приводить примеры, контрпримеры |
|||
|
Повторение. Формулы сокращенного умножения |
1 |
преобразовывают выражения при помощи формул |
Применение формул сокращенного умножения, для преобразования целых выражений |
формирование учебной компетенции в области математики |
оценивание собственных успехов в вычислительной деятельности, адекватно воспринимать указания на ошибки |
умение слушать партнера, работать в парах |
Инициатива и активность при решении зада, приводить примеры, контрпримеры |
|||
|
Повторение. Решение систем линейных уравнений |
1 |
Решают системы линейных уравнений способом подстановки и способом сложения |
Решение систем линейных уравнений способом подстановки и способом сложения |
формирование учебной компетенции в области математики |
оценивание собственных успехов в вычислительной деятельности, адекватно воспринимать указания на ошибки |
умение слушать партнера, работать в парах |
Инициатива и активность при решении зада, приводить примеры, контрпримеры |
|||
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
контроль знаний учащихся |
Решение линейных уравнений, систем линейных уравнений, преобразование многочленов, формулы сокращенного умножения |
умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленных задач |
формирование внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент |
умение работать самостоятельно |
Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Алгебра 7 класс:
Алгебра: 7—9 кл.: элементы статистики и теории вероятностей: учеб.пособие / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. — М.: Просвещение, 2008.
Макарычев Ю. Н. Алгебра: 7 кл. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2017.
Макарычев Ю. Н.Изучение алгебры в 7—9 кл.: пособие для учителей / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова и др. — М.: Просвещение, 2009.
Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры / Ф. Пичурин. — М.: Просвещение, 1991.
Пойа Дж. Как решать задачу? / Дж. Пойа. — М.: Просвещение, 1991.
www.ege.edu.ru Аналитические отчёты. Результаты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений; Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. (2003—2009 гг.).
Интернет-ресурсы на русском языке http://ilib.mirror1.mccme.ru/ http://window.edu.ru/window/library/ http://www.problems.ru/ http://kvant. mirror 1. mccme. ru/ http://www.etudes.ru/
Интернет-ресурсы на английском языке http://mathworld.wolfram.com/ http://forumgeom.fau.edu/
Я иду на урок математики (методические разработки). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru