Рабочая программа по астрономии для 10–11 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 имени Герцена г. Клинцы Брянской области
Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»
заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ-СОШ№2
математики __________С.И.Бурак. им. А.И. Герцена
__________Т.А. Гетун ___________2018 г. ______________Л.А.Пинчукова
Протокол №1 _____________2018 г.
от__________2018 г.
Рабочая программа по астрономии
10 класс
Разработала учитель физикиПрохоренко А.А.
г. Клинцы 2018
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 имени Герцена г. Клинцы Брянской области
Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»
заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ-СОШ№2
математики __________С.И.Бурак. им. А.И. Герцена
__________Т.А. Гетун ___________2018 г. ______________Л.А.Пинчукова
Протокол №1 _____________2018 г.
от__________2018 г.
Рабочая программа по астрономии
11 класс
Разработала учитель физикиПрохоренко А.А.
г. Клинцы 2018
Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» и программы Е. К. Страут (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
− смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;
− смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
− смысл физического закона Хаббла;
− основные этапы освоения космического пространства;
− гипотезы происхождения Солнечной системы;
− основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
− размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь:
− приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
− описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
− характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
− находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
− использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
− использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
− для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
− для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС (17 ч , 1 ч в неделю)
1. Введение(2ч)
Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
2.Практические основы астрономии (6 ч)
НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
3. Строение Солнечной системы (6 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
11 КЛАСС (17 ч , 1 ч в неделю)
4 .Природа тел Солнечной системы ( 5 ч)
Происхождение Солнечной системы. Система Земля–Луна. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.
5.Солнце и звезды (7 ч)
Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА – БОЛЬЦМАНА. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи
6. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)
Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ. Внесолнечные планеты Происхождение химических элементов.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ. ПРОБЛЕМА СУЩЕТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ.
Заключительная лекция (1 ч)
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Космические аппараты. Достижения современной космонавтики.
Формы контроля
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся по физике:
физический диктант
фронтальный опрос
тестовое задание
краткая самостоятельная работа
письменная контрольная работа
лабораторная работа
устный зачет по изученной теме.
Данные формы контроля разделяются на следующие группы:
текущий контроль - в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ;
итоговый контроль – пробные экзамены, итоговая контрольная работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планированиепо предмету «Астрономия»
10 класс
Количество часов в неделю во втором полугодии: 1 час. Количество часов в год: 17 часов
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
Дата по плану |
Дата по факту |
|||
Введение (2 ч) |
2 |
|||
1.1 |
Предмет астрономии. Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. |
1 |
||
2.2 |
Наблюдения - основы астрономии. Особенности астрономии и ее методов. Телескопы. |
1 |
||
Практические основы астрономии (7 ч) |
7 |
|||
3.1 |
Звезды и созвездия. |
1 |
||
4.2 |
Небесные координаты и звездные карты.. |
1 |
||
5.3 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах. |
1 |
||
6.4 |
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
1 |
||
7.5 |
Движение и фазы Луны. |
1 |
||
8.6 |
Затмение Солнца и Луны. |
1 |
||
9.7 |
Время и календарь. |
1 |
||
Строение солнечной системы (6 ч) |
6 |
|||
10.1 |
Развитие представлений о строении мира |
1 |
||
11.2 |
Конфигурация планет. Синодический период |
1 |
||
12.3 |
Законы движения планет Солнечной системы |
1 |
||
13.4 |
Определение расстояний и размеров тел |
1 |
||
14.5 |
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы. |
1 |
||
15.5 |
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Масса и плотность Земли. Определение массы небесные тел. |
1 |
||
16.6 |
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Приливы. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам. |
1 |
||
Заключительный урок (1 час) |
1 |
|||
17.1 |
Зачет по темам |
1 |
11 КЛАСС (17 ч.)
Количество часов в неделю в первом полугодии: 1 час. Количество часов в год: 17 часов
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
Дата по плану |
Дата по факту |
|||
Природа тел Солнечной системы (6 ч) |
6 |
|||
1.1 |
Общие характеристики планет |
1 |
||
2.2 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
1 |
||
3.3 |
Система Земля-Луна |
1 |
||
4.4 |
Планеты Земной группы |
1 |
||
5.5 |
Далекие планеты |
1 |
||
6.6 |
Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты. |
1 |
||
Солнце и звезды (5 ч) |
5 |
|||
7.1 |
Солнце и ближайшая звезда |
1 |
||
8.2 |
Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд. Годичный параллакс и расстояние до звезд. Видимая и абсолютная звездные величины. Светимость звезд. |
1 |
||
9.3 |
Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд. Спектры, цвет и температура звезд. Диаграмма «спектр-светимость» |
1 |
||
10.4 |
Массы и размеры звезд |
1 |
||
11.5 |
Переменные и нестационарные звезды. |
1 |
||
Строение и эволюция Вселенной (5 ч) |
5 |
|||
12.1 |
Наша галактика. Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. |
1 |
||
13.2 |
Наша галактика. Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. Ее вращение. |
1 |
||
14.3 |
Другие звездные системы - галактики |
1 |
||
15.4 |
Основы современной космологии |
1 |
||
16.5 |
Жизнь и разум во вселенной |
1 |
||
Заключительный урок (1 час) |
1 |
|||
17.1 |
Зачет по темам |
1 |