Рабочая программа по астрономии в 10 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по астрономии, 10 класс
2018-2019 учебный год
Введение
Настоящая рабочая учебная программа по астрономии составлена на основе следующих нормативных документов:
Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017г.);
Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 07 июня 2017 года);
Приказ Минобрнауки от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
Приказ Минобрнауки России 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 20 июня 2017 года).
Приказ Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1876 «О рабочих программах учебных предметов».
Учебно-методический комплекс
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие/ Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. — 39с.
2. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. — 11с.
3. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238с.
4. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»/ М. А. Кунаш. — М.: Дрофа, 2018. — 217с.
1. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Астрономия»:
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
2. Содержание учебного предмета «Астрономия» (35 учебных часов)
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика - Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
3. Календарно-тематическое планирование уроков астрономии в 10-А, 10-Б классах
№ п/п |
Тема урока |
Основное содержание урока |
Виды деятельности обучающихся |
Домашнее задание |
Класс |
Дата |
|||
План |
Факт |
||||||||
Предмет астрономии ( 2 часа) |
|||||||||
1 |
Что изучает астрономия. |
Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физиика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. |
Беседа, обсуждение, работа с учебником. |
§1, з.1 |
10-А 10-Б |
||||
2 |
Наблюдения — основа астрономии |
Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия |
Беседа, обсуждение, работа с учебником. |
§2, упр.1 (2) |
10-А 10-Б |
||||
Практические основы астрономии (5 часов) |
|||||||||
3 |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. |
Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени |
Беседа, фронтальная работа. Работа с учебником. Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд. |
§3,4, упр.2 (3), упр.3 (3) |
10-А 10-Б |
||||
4 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах. |
Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации |
Опрос, заполнение таблицы, работа с учебником |
§5, упр.4 (3,4) |
10-А 10-Б |
||||
5 |
Годичное движение Солнца. Эклиптика. |
Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах |
Беседа, фронтальная работа, наблюдение, работа с учебником |
§6, упр.5 (4,5) |
10-А 10-Б |
||||
6 |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений |
Объяснение нового материала, изучение, анализ, описание |
§7,8, упр.6 (3) , упр.7 (3) |
10-А 10-Б |
||||
7 |
Время и календарь. Самостоятельная работа по теме «Практические основы астрономии» |
Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль |
Фронтальный опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа |
§9, упр.8 (3) |
10-А 10-Б |
||||
Строение Солнечной системы (2 часа) |
|||||||||
8 |
Развитие представлений о строении мира. |
Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира |
Беседа, обсуждение. работа с учебником, наблюдение |
§10, практические задания |
10-А 10-Б |
||||
9 |
Конфигурации планет. Синодический период. |
Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет |
Фронтальная и индивидуальная работа, |
§11, упр.9 (3,6) |
10-А 10-Б |
||||
Законы движения небесных тел (5 часов) |
|||||||||
10 |
Законы движения планет Солнечной системы. |
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца |
Опрос, работа с учебником, наблюдение, самостоятельная работа |
§12, упр.10 (2) |
10-А 10-Б |
||||
11 |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. |
Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, фронтальная и индивидуальная работа |
§13, упр.11 (3,4) |
10-А 10-Б |
||||
12 |
Практическая работа с планом Солнечной системы |
Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы |
Опрос, работа с учебником, наблюдение, самостоятельная работа |
практические задания |
10-А 10-Б |
||||
13 |
Открытие и применение закона всемирного тяготения |
Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы |
Решение задач на вычисление массы планет. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов |
§14.1-14.5, упр.12 (2) |
10-А 10-Б |
||||
14 |
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). Тестирование по теме «Законы движения небесных тел» |
Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее |
Беседа, обсуждение. работа с учебником. Самостоятельная работа |
§14.6, упр.12 (3) |
10-А 10-Б |
||||
Природа тел солнечной системы (8 часов) |
|||||||||
15 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы |
Объяснение нового материала, работа с учебником. Анализ основных положений |
§15, 16, практические задания |
10-А 10-Б |
||||
16 |
Земля и Луна – двойная планета |
Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны |
Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности. Подготовка и презентация сообщения. |
§17 , упр.13 (2) |
10-А 10-Б |
||||
17 |
Две группы планет |
Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия |
Беседа, обсуждение. Анализ табличных данных, классификация объектов |
§15, практические задания |
10-А 10-Б |
||||
18 |
Природа планет земной группы |
Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе |
Объяснение нового материала, работа с учебником. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация |
§18 , практические задания |
10-А 10-Б |
||||
19 |
Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» |
Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли |
Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии |
упр.14 (1,2,3) |
10-А 10-Б |
||||
20 |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца |
Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец |
Объяснение нового материала. Подготовка и презентация сообщения. Анализ определения понятия «планета» |
§19, упр.15 (1), зад. 13 |
10-А 10-Б |
||||
21 |
Малые тела Солнечной системы. |
Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения |
Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете. Подготовка и презентация сообщения |
§20.1-20.3, упр.16 (2) |
10-А 10-Б |
||||
22 |
Метеоры, болиды, метеориты. |
Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные |
Описание и объяснение явлений. Подготовка сообщения, работа с текстом учебника |
§20.4, упр.16 (6) |
10-А 10-Б |
||||
Солнце и звезды (6 часов) |
|||||||||
23 |
Солнце: его состав и внутреннее строение. |
Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики |
Описание и объяснение явлений и процессов. |
§21.1-21.3, упр.17 (2) |
10-А 10-Б |
||||
24 |
Солнечная активность и ее влияние на Землю. |
Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности |
Фронтальная работа с классом, беседа, наблюдение и обсуждение, работа с учебником, описание образования пятен. Характеристика процессов. |
§21.4, упр.17 (3) |
10-А 10-Б |
||||
25 |
Физическая природа звезд. |
Годичный параллакс. Единицы измерения расстояния: астрономическая единица, парсек, световой год. Видимые и абсолютные звездные величины. Светимость звезды. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр —светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст |
Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме. Анализ основных групп диаграммы |
§22, 23.1-23.2, упр.18 (2) |
10-А 10-Б |
||||
26 |
Переменные и нестационарные звезды. |
Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд |
Описание пульсации. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах |
§23.3, 24.1, упр.19 (2) |
10-А 10-Б |
||||
27 |
Эволюция звезд |
Различные виды звезд. Развитие звезд. Новые и сверхновые звезды. |
Опрос, фронтальная работа, описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд |
§24.2, практические задания |
10-А 10-Б |
||||
28 |
Проверочная работа по теме «Солнце и Солнечная система». |
Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды» |
Индивидуальная работа по основным вопросам тем; способов решения задач; приемов практической работы с планом Солнечной системы |
практические задания |
10-А 10-Б |
||||
Наша Галактика – Млечный Путь (2 часа) |
|||||||||
29 |
Наша Галактика. |
Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы» |
Объяснение нового материала, работа с книгой. Описание строения и структуры Галактики. Изучение. Подготовка сообщения. |
§25.1-25.2, практические задания |
10-А 10-Б |
||||
30 |
Наша Галактика. |
Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд |
Наблюдение, работа с текстом учебника, объяснение различных механизмов радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд |
§25.3-25.4, упр.20 (1) |
10-А 10-Б |
||||
Строение и эволюция вселенной (3 часа) |
|||||||||
31 |
Другие звездные системы – галактики. |
Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик |
Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях далеких объектов, работа с учебником |
§26, упр. 21 (2) |
10-А 10-Б |
||||
32 |
Космология начала ХХ века. |
Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно |
Объяснение нового материала, работа с книгой. Применение принципа Доплера. Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла. |
§27, практические задания |
10-А 10-Б |
||||
33 |
Основы современной космологии. Итоговая контрольная работа |
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение |
Объяснение нового материала, работа с книгой. Подготовка и презентация сообщения о деятельности лауреатов Нобелевской премии за работы по космологии. Самостоятельная работа. |
§27, практические задания |
10-А 10-Б |
||||
Жизнь и разум во вселенной (2 часа) |
|||||||||
34 35 |
Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании |
Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме |
§28 |
10-А 10-Б |
Рекомендуемая литература для ученика:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238с.
2. Е.П. Левитан Астрономия 11кл. М. Просвещение 2000г.
3. Г.И.Малахова, Е.К.Страут Дидактические материалы по астрономии М. Просвещение 2000г.
4. .Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.
Рекомендуемая литература для учителя:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие/ Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. — 39с.
2. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. — 11с.
3. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238с.
4. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»/ М. А. Кунаш. — М.: Дрофа, 2018. — 217с.
5. А.В. Засов, Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит»,2017г.
6. Н.Н. Гомулина. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс. Доступен онлайн по ссылке http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
7. В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.
Рекомендуемые интернет-ресурсы:
Астронет http://www.astronet.ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно- популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фо- тографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое дру- гое.
Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит ин- формационные и методические материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков, задания для контроля результа- тов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»
Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/ - содержит методические подборки, научно- популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.
Школьная астрономия Санкт-Перербирга http://school.astro.spbu.ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет- ресурсы.
Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ - сайт содержит множество фото и видео космиче- ских объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.