12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козманова Вероника Сергеевна66
Россия, Ставропольский край, Георгиевск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии, 10 класс

2018-2019 учебный год


 

Введение

Настоящая рабочая учебная программа по астрономии составлена на основе следующих нормативных документов:

Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017г.);

Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 07 июня 2017 года);

Приказ Минобрнауки от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

Приказ Минобрнауки России 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 20 июня 2017 года).

Приказ Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1876 «О рабочих программах учебных предметов».

Учебно-методический комплекс

1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие/ Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. — 39с.

2. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. — 11с.

3. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238с.

4. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»/ М. А. Кунаш. — М.: Дрофа, 2018. — 217с.


 

1. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Астрономия»:
 

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

 

2. Содержание учебного предмета «Астрономия» (35 учебных часов)
 

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
 

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
 

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
 

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
 

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

 

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
 

Наша Галактика - Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

 

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

 

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
 

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

 

3. Календарно-тематическое планирование уроков астрономии в 10-А, 10-Б классах

п/п

Тема урока

Основное содержание урока

Виды деятельности обучающихся

Домашнее задание

Класс

Дата

План

Факт

Предмет астрономии ( 2 часа)

1

Что изучает астрономия.

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физиика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной.

Беседа, обсуждение, работа с учебником.

§1, з.1

10-А

10-Б

   

2

Наблюдения — основа астрономии

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия

Беседа, обсуждение, работа с учебником.

§2, упр.1 (2)

10-А

10-Б

   

Практические основы астрономии (5 часов)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени

Беседа, фронтальная работа. Работа с

учебником. Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.

§3,4,

упр.2 (3), упр.3 (3)

10-А

10-Б

   

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации

Опрос, заполнение таблицы, работа с учебником

§5, упр.4 (3,4)

10-А

10-Б

   

5

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах

Беседа, фронтальная работа, наблюдение, работа с учебником

§6, упр.5 (4,5)

10-А

10-Б

   

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений

Объяснение нового материала, изучение, анализ, описание

§7,8, упр.6 (3) , упр.7 (3)

10-А

10-Б

   

7

Время и календарь. Самостоятельная работа по теме «Практические основы астрономии»

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль

Фронтальный опрос, проверка домашнего

задания, самостоятельная работа

§9, упр.8 (3)

10-А

10-Б

   

Строение Солнечной системы (2 часа)

8

Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира

Беседа, обсуждение. работа с учебником,

наблюдение

§10, практические задания

10-А

10-Б

   

9

Конфигурации планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет

Фронтальная и индивидуальная работа,

§11, упр.9 (3,6)

10-А

10-Б

   

Законы движения небесных тел (5 часов)

10

Законы движения планет Солнечной системы.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца

Опрос, работа с учебником,

наблюдение,

самостоятельная работа

§12, упр.10 (2)

10-А

10-Б

   

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс.

Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, фронтальная и индивидуальная работа

§13, упр.11 (3,4)

10-А

10-Б

   

12

Практическая работа с планом Солнечной системы

Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы

Опрос, работа с учебником,

наблюдение,

самостоятельная работа

практические задания

10-А

10-Б

   

13

Открытие и применение закона всемирного тяготения

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Решение задач на вычисление массы планет.

Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов

§14.1-14.5, упр.12 (2)

10-А

10-Б

   

14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). Тестирование по теме «Законы движения небесных тел»

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее

Беседа, обсуждение. работа с учебником. Самостоятельная работа

§14.6, упр.12 (3)

10-А

10-Б

   

Природа тел солнечной системы (8 часов)

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы

Объяснение нового материала, работа с учебником. Анализ основных положений

§15, 16, практические задания

10-А

10-Б

   

16

Земля и Луна – двойная планета

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны

Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности. Подготовка и презентация сообщения.

§17 , упр.13 (2)

10-А

10-Б

   

17

Две группы планет

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия

Беседа, обсуждение. Анализ табличных данных, классификация объектов

§15, практические задания

10-А

10-Б

   

18

Природа планет земной группы

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе

Объяснение нового материала, работа с учебником. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация

§18 , практические задания

10-А

10-Б

   

19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли

Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии

упр.14 (1,2,3)

10-А

10-Б

   

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец

Объяснение нового материала. Подготовка и презентация сообщения. Анализ определения понятия «планета»

§19, упр.15 (1), зад. 13

10-А

10-Б

   

21

Малые тела Солнечной системы.

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет.

Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения

Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете.

Подготовка и презентация сообщения

§20.1-20.3, упр.16 (2)

10-А

10-Б

   

22

Метеоры, болиды, метеориты.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные

Описание и объяснение явлений. Подготовка сообщения, работа с текстом учебника

§20.4, упр.16 (6)

10-А

10-Б

   

Солнце и звезды (6 часов)

23

Солнце: его состав и внутреннее строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики

Описание и объяснение явлений и процессов.

§21.1-21.3, упр.17 (2)

10-А

10-Б

   

24

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности

Фронтальная работа с классом, беседа,

наблюдение и обсуждение, работа с учебником, описание образования пятен. Характеристика процессов.

§21.4, упр.17 (3)

10-А

10-Б

   

25

Физическая природа звезд.

Годичный параллакс. Единицы измерения

расстояния: астрономическая единица, парсек,

световой год. Видимые и абсолютные звездные

величины. Светимость звезды. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр —светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст

Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме. Анализ основных групп диаграммы

§22, 23.1-23.2, упр.18 (2)

10-А

10-Б

   

26

Переменные и нестационарные звезды.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд

Описание пульсации. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах

§23.3, 24.1, упр.19 (2)

10-А

10-Б

   

27

Эволюция звезд

Различные виды звезд. Развитие звезд. Новые и сверхновые звезды.

Опрос, фронтальная работа, описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд

§24.2, практические задания

10-А

10-Б

   

28

Проверочная работа по теме «Солнце и Солнечная система».

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

Индивидуальная работа по

основным вопросам тем;

способов решения задач;

приемов практической работы с планом Солнечной системы

практические задания

10-А

10-Б

   

Наша Галактика – Млечный Путь (2 часа)

29

Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»

Объяснение нового материала, работа с

книгой. Описание строения и структуры Галактики. Изучение. Подготовка сообщения.

§25.1-25.2, практические задания

10-А

10-Б

   

30

Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд

Наблюдение, работа с текстом учебника, объяснение различных механизмов радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд

§25.3-25.4, упр.20 (1)

10-А

10-Б

   

Строение и эволюция вселенной (3 часа)

31

Другие звездные системы – галактики.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик

Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях далеких объектов, работа с учебником

§26, упр. 21 (2)

10-А

10-Б

   

32

Космология начала ХХ века.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно

Объяснение нового материала, работа с

книгой. Применение принципа Доплера.

Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла.

§27, практические задания

10-А

10-Б

   

33

Основы современной космологии. Итоговая контрольная работа

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение

Объяснение нового материала, работа с

книгой. Подготовка и презентация сообщения о деятельности лауреатов Нобелевской премии за работы по космологии.

Самостоятельная работа.

§27, практические задания

10-А

10-Б

   

Жизнь и разум во вселенной (2 часа)

34

35

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании

Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме

§28

10-А

10-Б

   

Рекомендуемая литература для ученика:

1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238с.

2. Е.П. Левитан Астрономия 11кл. М. Просвещение 2000г.

3. Г.И.Малахова, Е.К.Страут Дидактические материалы по астрономии М. Просвещение 2000г.

4. .Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие/ Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. — 39с.

2. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. — 11с.

3. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238с.

4. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»/ М. А. Кунаш. — М.: Дрофа, 2018. — 217с.

5. А.В. Засов, Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит»,2017г.

6. Н.Н. Гомулина. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс. Доступен онлайн по ссылке http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm

7. В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

Астронет http://www.astronet.ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно- популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фо- тографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое дру- гое.

Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит ин- формационные и методические материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков, задания для контроля результа- тов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»

Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/ - содержит методические подборки, научно- популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.

Школьная астрономия Санкт-Перербирга http://school.astro.spbu.ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет- ресурсы.

Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ - сайт содержит множество фото и видео космиче- ских объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.