Рабочая программа по информатике для 10-11 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11» города Сарова
«Рассмотрено » Руководитель МО
_______________/ / Протокол №___ от «___» _______ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора
__________/ Е.В.Кохаева «___» _______ 2020 г. |
Утверждена приказом директора МБОУ Школы № 11 от _______ 2020 г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
Уровень образования: среднее общее образование ФГОС
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
10-11 класс
(2020 - 2021 учебный год)
Учитель Ерунова Мария Григорьевна
2020 г
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного предмета (курса)
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Базовый уровень
10 класс
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
11 класс
Введение. Информация и информационные процессы
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Математические основы информатики
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование
10 класс
Тема (раздел учебника) |
Всего часов |
Теория |
Практика (номер работы) |
1. Введение. Структура информатики
|
1 |
1 |
|
Информация 11 ч |
|||
2. Информация. Представление информации (§ 1–2) |
3 |
2 |
1 (Работа 1.1) |
3. Измерение информации (§ 3, 4) |
2 |
1 |
1 (Работа 1.2) |
4. Представление чисел в компьютере (§ 5) |
2 |
1 |
1 (Работа 1.3) |
5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§ 6) |
3 |
1,5 |
1,5 (Работы 1.4, 1.5)
|
Контрольная работа №1 по теме «Информация» |
1 |
1 |
|
Информационные процессы 5 ч |
|||
6. Хранение и передача ин- формации (§ 7, 8) |
1 |
1 |
|
7. Обработка информации и алгоритмы (§ 9) |
1 |
Самостоятельно
|
1 (Работа 2.1) |
8. Автоматическая обработка информации (§ 10) |
1 |
1 |
1 (Работа 2.2) |
9. Информационные процессы в компьютере (§ 11) |
1 |
1 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Информационные процессы» |
1 |
1 |
|
Программирование 18 ч |
|||
10. Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование (§ 12–14) |
1 |
1 |
|
11. Программирование линейных алгоритмов (§ 15–17) |
2 |
1 |
1 (Работа 3.1) |
12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§ 18–20)
|
3 |
1 |
2 (Работы 3.2, 3.3)
|
13. Программирование циклов (§ 21, 22) |
3 |
1 |
2 (Работа 3.4) |
14. Подпрограммы (§ 23) |
2 |
1 |
1 (Работа 3.5) |
15. Работа с массивами (§ 24, 26) |
3 |
2 |
1 (Работы 3.6, 3.7)
|
16. Работа с символьной ин- формацией (§ 27, 28) |
3 |
1 |
2 (Работа 3.8) |
Контрольная работа №3 по теме «Программирование» |
1 |
1 |
|
Всего: |
35 часов |
11 класс
Тема (раздел учебника) |
Всего часов |
Теория |
Практика (номер работы) |
Информационные системы и базы данных 10 ч |
|||
1. Системный анализ (§ 1–4) |
3 |
1 |
2 (Работа 1.1) |
2. Базы данных (§ 5–9) |
6 |
3 |
3 (Работы 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8) |
Проект для самостоятельного выполнения |
Работа 1.2. Проектные задания по системологии
|
||
Проект для самостоятельного выполнения |
Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных |
||
Контрольная работа по теме «Информационные системы и базы данных». |
1 |
1 |
|
Интернет 10 ч |
|||
3. Организация и услуги Интернета (§ 10–12) |
5 |
2 |
3 (Работы 2.1–2.4)
|
4. Основы сайтостроения (§ 13–15) |
5 |
2 |
3 (Работы 2.5–2.7)
|
Проект для самостоятельного выполнения |
Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов |
||
Контрольная работа по теме «Интернет» |
|
|
|
Информационное моделирование 12 ч |
|||
5. Компьютерное информационное моделирование (§ 16) |
1 |
1 |
|
6. Моделирование зависимостей между величинами (§ 17) |
2 |
1 |
1 (Работа 3.1) |
7. Модели статистического прогнозирования (§ 18) |
3 |
1 |
2 (Работа 3.2) |
8. Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19) |
3 |
1 |
2 (Работа 3.4) |
9. Модели оптимального планирования (§ 20) |
2 |
1 |
1 (Работа 3.6) |
Проект для самостоятельного выполнения |
Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей |
||
Проект для самостоятельного выполнения |
Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» |
||
Проект для самостоятельного выполнения |
Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» |
||
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» |
1 |
1 |
|
Социальная информатика 3 ч |
|||
10. Информационное общество (§ 21, 22) |
1 |
1 |
|
11. Информационное право и безопасность (§ 23, 24) |
2 |
2 |
|
Всего: |
35 часов |
Контроль уровня обучения.
Информатика 10 класс.
№ |
Наименование разделов и тем |
Источник |
Кодификатор ЕГЭ |
|
Контрольная работа №1 по теме «Информация» |
Информатика. 10 класс. |
1.1.1- 1.7.3 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Информационные процессы» |
1.1.1- 1.7.3 |
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Программирование» |
1.1.1- 1.7.3 |
Информатика 11 класс.
№ |
Наименование разделов и тем |
Источник |
Кодификатор ЕГЭ |
|
Контрольная работа по теме «Информационные системы и базы данных». |
Информатика. 10 класс.
|
3.5 |
|
Контрольная работа по теме «Интернет» |
3.6 |
|
|
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» |
1.3 |