12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Марина Владимировна269
Россия, Башкирская респ., Октябрьский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

на заседании МК

протокол № 1

от 20.08. 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

протокол № 1

от 22.08. 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия№3»

____________Г.В. Мазина

приказ №236 от 24.08. 2019 г.





Рабочая программа по астрономии

для 10-11 классов

(срок реализации 2 года, базовый уровень)

Учитель Тарасова Марина Владимировна























2019 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Астрономия» для 10 (11 классов) (базовый уровень) составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – Ф3 от 29 декабря 2012 года.

Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089 (с изменениями, утвержденными приказами Министерства Образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. №164, 31 августа 2009 г. №320, 19 октября 2009 г. №427, 10 ноября 2011 г. №2643, 24 января 2012 г. №39, 31 января 2012 г. №69, 23 июня 2015 г. №609), 07 июня 2017 г. № 506.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».  

Учебная программа по астрономии для общеобразовательных учреждений Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.

Приказ МБОУ «Гимназия №3» №114 от 03.04.2019 г. «Об определении списка учебников, используемых в образовательной деятельности на 2019/2020 учебный год».

Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «Гимназия № 3».

Учебный план МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года.

Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года.






Рабочая программа ориентирована на использование линии УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова.

Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Астрономия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017.

Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.

Электронная книга PDF. Астрономия. 11 класс. Учебник.



Цели и задачи изучения учебного предмета


Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


Достижение этих целей обеспечивается решением следую­щих задач:

- систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; 

- дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира;

- дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;   

- показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;

- способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;

- способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.




Место учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» при пятидневной учебной неделе на изучение астрономии в 11 классе (базовый уровень) выделяется в 1 полугодии 1 час в неделю, 16 часов в год.


Содержание учебного предмета (35 часов)


Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структу­ра и масштабы Вселенной. Особенности астрономи­ческих методов исследования. Наземные и косми­ческие телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как ис­точник информации о небесных телах. Практиче­ское применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космо­навтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная ве­личина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Ви­димое движение звезд на различных географиче­ских широтах. Связь видимого расположения объ­ектов на небе и географических координат наблюда­теля. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и ка­лендарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.


Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (3 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1.  Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать

компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населённого пункта;

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.




. Тематическое планирование


11 класс (базовый уровень) (в 1 полугодии 1 час в неделю. 16 часов в год)


Название темы

Количество часов

1

Природа тел Солнечной системы

3

2

Солнце и звёзды

6

3

Строение и эволюция Вселенной

5

4

Жизнь и разум во Вселенной

2


Итого

16















Календарно- тематическое планирование

11 класса (базовый уровень) по астрономии на 2019/2020 учебный год

(согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение предмета выделается в

1 полугодии 1 час в неделю, 16 часов в год)

учитель Тарасова Марина Владимировна

Учебник: Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Астрономия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017

урока

Дата проведения

Название раздела и тем курса

ЭКОР

Примечание


План

Факт




1 полугодие-16 часов






Природа тел Солнечной системы (3ч)



1

02.09-06.09


Планеты гиганты, их спутники и кольца.



2

09.09-13.09


Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).



3

16.09-20.09


Метеоры, болиды, метеориты.






Солнце и звёзды (6 ч)



4

23.09-27.09


Солнце: его состав и внутреннее строение.

Опасность ионизирующей радиации


5

30.09-04.10


Солнечная активность и её влияние на Землю.



6

07.10-11.10


Физическая природа звезд.



7

14.10-18.10


Переменные и нестационарные звезды.



8

21.10-25.10


Эволюция звезд.

Естественный радиоактивный фон АЭС РБ


9

05.11-08.11


Повторение материала «Солнце и Солнечная система».

Лучевая болезнь.





Строение и эволюция Вселенной (5 ч)



10

11.11-15.11


Наша Галактика.

НТП и усиление влияния человечества на природу.


11

18.11-22.11


Конечность и бесконечность Вселенной

Экологические последствия антропогенного фактора


12

25.11-29.11


Другие звездные системы – галактики.



13

02.12-06.12


Космология начала 20 века.



14

09.12-13.12


Основы современной космологии.






Жизнь и разум во Вселенной. (2 ч)



15

16.12-20.12


Поиск жизни и разума во Вселенной.



16

23.12-27.12


Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа «Элементы астрономии».





Оценочные материалы


Оценочные материалы по астрономии для 11 класса (базовый уровень)

на 2019/2020 учебный год

(в 1 полугодии 1 час в неделю, 16 часов в год)

Дата

Наименование работы

1

23.12-27.12

Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Элементы астрономии».


Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Элементы астрономии».

Астрономия – наука, изучающая …
А) движение и происхождение небесных тел и их систем.
Б) развитие небесных тел и их природу.
В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Телескоп необходим для того, чтобы …
А) собрать свет и создать изображение источника.
Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.
В) получить увеличенное изображение небесного тела.

Самая высокая точка небесной сферы называется …
А) точка севера. Б) зенит. В) надир. Г) точка востока.

Аналог широты в географических координатах.
А) склонение. Б) истинный горизонт. В) прямое восхождение.

Угол, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется…
А) параллаксом. Б) звездной величиной. В) астрономической единицей.

Третья планета от Солнца – это …
А) Сатурн. Б) Венера. В) Земля.

По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?
А) по окружностям. Б) по эллипсам, близким к окружностям. В) по ветвям парабол.

Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …
А) перигелием. Б) афелием. В) эксцентриситетом.

Наименьшую температуру поверхности имеют…
А) желтые звёзды. Б) оранжевые гиганты В) белые карлики.

Все планеты-гиганты характеризуются …
А) быстрым вращением. Б) медленным вращением.

Астероиды вращаются между орбитами …
А) Венеры и Земли. Б) Марса и Юпитера. В) Нептуна и Плутона.

Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?
А) гелий и кислород. Б) азот и гелий. В) водород и гелий.

К какому классу звезд относится Солнце?
А) сверхгигант. Б) желтый карлик. В) белый карлик. Г) красный гигант.

На сколько созвездий разделено небо?
А) 108. Б) 68. В) 88.

Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?
А) Птолемей. Б) Коперник. В) Кеплер. Г) Бруно.

Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
А) Хромосфера. Б) Фотосфера. В) Солнечная корона.

Звёзды, являющиеся источниками периодических импульсов радиоизлучения, называются… А) квазары. Б) пульсары. В) чёрные дыры.

8


Опубликовано в группе «Технологические карты уроков физики ФГОС ООО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.