Рабочая программа по биологии (10-11 класс) – базовый уровень

1
0
Материал опубликован 12 March 2016

 

ВЛАСОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

учитель биологии высшей кв. категории

 

г. Комсомольск-на-Амуре, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089)

2. Примерной программы по биологии cреднего (полного) общего образования - базовый уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)

3. Методических рекомендации Козловой Т. А., Агафоновой И. Б., Сивоглазова В. И. к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл.», допущенных Министерством образования РФ. – М.: «Дрофа» в 2008 году.

4. Учебного плана школы.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Учебно-методический комплект. В состав УМК входят:

Учебник. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. «Биология. Общая биология. Базовый уровень». 10—11 классы.– М.: Дрофа, 2010-12.

Рабочая тетрадь. В 2 ч. Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. «Биология. Общая биология. Базовый уров. 10—11 кл.» – М.: Дрофа, 2012.

Место предмета в базисном учебном плане

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов. Однако учебный план школы определил 68 часов, в том числе в X классе — 34 часа (1 час в неделю), в XI классе — 34 часа (1 час в неделю).

Количество учебных часов, в т.ч. для проведения работ практического и контрольного характера.

 

Полугодия

Недель

Часы

Проверочные работы в тестовой форме + итог.к/р

Лабораторные работы

10 класс

1

16

16

1

1

10 класс

2

18

18

2

4

11 класс

1

16

16

1

3

11 класс

2

18

18

2

6

Итого за курс

68

68

6

14 (79% от количества лабораторных работ по программе)

 

 

Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
  • уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, консилиум и т. д.);
  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
  • интегрированные уроки;
  • лабораторные работы.

Технологии обучения:

  • технология объяснительно-иллюстративное обучение;
  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированные технологии обучения;
  • игровые технологии;
  • информационные технологии обучения.

 

Механизмы формирования ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса « Общая биология » включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающиеся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, процессы и объекты, теории.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

Самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Формулирование полученных результатов.

Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными элементами прогнозирования.

Объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира на уровне объект- свойство, явление- процесс- закономерность, теория, принцип.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).

Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;
  • тематическое тестирование (приближенное к заданиям ЕГЭ);
  • устные зачёты-собеседования;
  • лабораторный контроль;
  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям ЕГЭ).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество работ

практического

характера (по прим. программе/по раб.программе)

 

Количество работ

контрольного

характера

1

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

4

-

-

2

КЛЕТКА

8 + 2 из резерва

3/1

1

3

ОРГАНИЗМ

18 + 2 из резерва

5/4

2

4

ВИД

20 + 1 из резерва

5/4

2

5

ЭКОСИСТЕМЫ

10 + 3 из резерва

6/5

1

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (так же прилагается ксерокопия ПРОГРАММЫ)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА (8 час + 2 часа из резерва)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса

Хромосомы Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Сравнение строения клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

ОРГАНИЗМ (18 час + 2 часа из резерва)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом Неполное доминирование

Сцепленное наследование Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека Гибридизация

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Модификационная изменчивость Мутации

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

ВИД (20 час + 1 час из резерва)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

 

ЭКОСИСТЕМЫ (10 час + 3 часа из резерва)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Резервное время – 10 часов - при нагрузке 70 часов , 8 часов - при нагрузке 68 часов

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Предметно-информационная составляющая образованности

знать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

объяснять:

роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

уметь:

соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения в природной среде;

оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Календарно-тематическое планирование по биологии для 10 класса (2013-2014 )

урока/темы

Тема урока

Лабораторные работы/ тестовая форма контроля

Дом.задание

Дата

Биология как наука. Методы научного познания (4 ч)

1/1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы.

 

§1.2, словарь терминов

 

2-7 сент

2/2

Входное тестирование

Современная естественнонаучная картина мира.

 

§1.1, сообщение об ученом-биологе

 

9-14 сент

3/3

Уровневая организация живой природы и эволюция

 

§1.3

16-21 сент

4/4

Методы познания живой природы

 

§1.3, тема проекта

23-28сент

Клетка (10 ч)

5/1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

 

§2.1

30 сент – 5 окт

6/2

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ.

 

§2.2 ; 2.3, с.37 (1-5)

7-12 окт

7/3

Роль органических веществ в клетке и в организме человека (липиды, углеводы)

 

§2.4, 2.5

14-19 окт

8/4

Роль органических веществ в клетке и в организме человека (белки)

 

§2.5, составить тест

21-26 окт

9/5

Роль органических веществ (нуклеиновые кислоты)

 

§2.6, составить задачу

5-9 нояб

10/6

Строение клетки. Основные части и органоиды, их функции ядерных клеток

1. Наблюдение и сравнение клеток растений и животных под микроскопом.

§2.7

11-16 нояб

11/7

Строение и функции хромосом.

 

§2.8, с.68 (1-8)

18-23 нояб

12/8

Доядерные клетки

 

§2.9

25-30 нояб

13/9

ДНК – носитель наследственной информации в клетке. Ген. Генетический код.

 

§2.10, составить задачи на биосинтез

2-7 дек

14/10

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа

 

§2.11, повт. главу

9-14 дек

Организм (20 ч)

15/1

Организм – единое целое. Многообразие организмов

Тест 1. Клетка

§3.1

16-21 дек

16/2

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен

 

§3.2, с. 98 (1-3)

23-28 дек

17/3

Обмен веществ и энергии. Пластический обмен.

 

§3.3, с.102 (1-6)

13-18 янв

18/4

Деление клетки – основа роста, развития и размножения

 

§3.4

20-25 янв

19/5

Размножение – свойство организма. Бесполое и половое размножение.

 

§3.5, с. 113 (1-7)

27-31 янв

20/6

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

 

§3.6, составить тест

3-8 февр

21/7

Оплодотворение, его значение

 

§3.7

10-15 февр

22/8

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушений развития.

 

§3.8, с.129 (1-8)

17-22 февр

23/9

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье . Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша.

 

§3.9, сообщение

24-28 февр

24/10

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики.

 

§3.10

3-7 марта

25/11

Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Первый и второй законы Менделя.

 

§3.11, словарь терминов

10-15

марта

26/12

Третий закон Менделя.

2. Составление простейших схем скрещивания.

§3.12, задачи

17-22 марта

27/13

Хромосомная теория наследственности.

3. Решение элементарных генетических задач

§3.13, задачи

1-5 апр

28/14

Современное представление о гене и геноме.

 

§3.14, задачи

7-12 апр

29/15

Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование

 

§3.15, задачи

14-19апр

30/16

Наследственная и ненаследственная изменчивость

4. Выявление источников мутагенов для окружающей среды

§3.16, составить схему

21-26 апр

31/17

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тест 2. Генетика – закономерности наследования признаков.

§3.17, сообщение

 

28 апр – 3 мая

32/18

Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

 

§3.18, подготовкак тесту

5-10 мая

33/19

Годовая контрольная работа за курс биологии 10 класс

Тест 3. Годовая контрольная работа

 

12-17 мая

34/20

Анализ контрольной работы.

Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты

5. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

 

19-24 мая

КТП составила ВЛАСОВАП И.А.

 

Календарно-тематическое планирование по биологии для 11 класса (2014 – 2015)

урока/темы

Тема урока

Лабораторные работы/ тестовая форма контроля

Домашнее задание

Дата

ВИД (21 час)

1/1

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка

 

П. 4.1, 4.2, с.200 вопр. 1-4,.

 

2/2

Значение эволюционной теории Ч.Дарвина

 

П.4.3, 4.4 с.217 вопр. 1-6

 

3/3

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

     

4/4

Вид: критерии и структура.

ЛР № 1 « Описание особей вида по морфологическому критерию»

П.4.5, с.221 вопр. 1-5

 

5/5

Популяция как структурная единица вида

 

П.4.6, с. 225 вопр.1-4, 5*, с.225 «Вспомните!»

 

6/6

Популяция как единица эволюции

 

П.4.7, с.228 вопр. 1-5

 

7/7

Движущие силы эволюции

 

П. 4.8, с.232 вопр.1-7-зад. по группам

 

8/8

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции

 

П.4.9, с. 238 вопр.1-5,

 

9/9

ЛР № 2«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

ЛР № 2«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

П. 4.10,с.246 вопр.1-7, с. 247 «Вспомните!»

 

10/10

Видообразование как результат эволюции.

Тест № 1 «Движущие силы эволюции»

П. 4.11, с.250 вопр.1-5,

 

11/11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

 

П. 4.12, с. 254 вопр.1-6,

 

12/12

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

 

П. 4.13, с.261-262 вопр. 1-5

 

13/13

Гипотезы происхождения жизни.

 

П. 4.14, с.266 вопр.1-3, 4-6*, с.266 «Вспомните!»

 

14/14

Современные представления о возникновении жизни

 

 

П. 4.15, с.273 вопр.1-6, подготовить рассказ

 

15/15

ЛР № 3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

ЛР № 3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

 

   

16/16

Развитие жизни на Земле

 

П.4.16, с. 281 вопр .1-9, составить таблицу

 

17/17

Гипотезы происхождения человека

ЛР № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

П. 4.17, с.284-285 вопр.1-5

 

18/18

Доказательства родства человека с млекопитающими животными

 

П. 4.18, с. 290 вопр. 1-5, с.290 «Вспомните!»

 

19/19

Эволюция человека

 

П.4.19, составить таблицу «Основные этапы эволюции человека»

 

20/20

Происхождение человеческих рас

 

П. 4.20, с.300 вопр. 1-5, подготовить сообщение на тему «Реакционная сущность расизма и национализма»,

 

21/21

Повторение и обобщение темы «Эволюционное учение»

Тест № 2 «Эволюционное учение»

Индивидуальное задание

 

ЭКОСИСТЕМЫ (12 часов)

22/1

Экологические факторы, их значение в жизни организма

 

П.5.1, 5.2с.308-309 вопр.1-5, словарная работа

 

23/2

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

 

П. 5.3, с.319 вопр. 1-5, 6*, словарная работа

 

24/3

Видовая и пространственная структура экосистем.

 

П. 5.4, с. 325 вопр. 1-4, подготовиться к словарному диктанту

 

25/4

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах

ЛР № 5 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания).

П. 5.5, с.329 вопр.1-5, решить задачу

 

26/5

Причины устойчивости и смены экосистем

ЛР № 6 «Решение экологических задач»

П. 5.6, с.332 вопр. 1-3, 4*, с.333 «Вспомните!»

 

27/6

Искусственные сообщества - агроэкосистемы

ЛР № 7 « Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

П. 5.7, с.335 вопр.1-4, 3*-письменно

 

28/7

ЛР № 8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

ЛР № 8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

   

29/8

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

 

П. 5.8, С. 339, вопр 1-5, «Вспомните!»

 

30/9

Роль живых организмов в биосфере. Биологический круговорот.

 

П. 5.9, с.344 вопр. 1-6, групповое задание – рассказ о круговоротах отдельных веществ

 

31/10

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

 

Подготовка к контрольной работе

 

32

Годовая контрольная работа

Тест № 3. Годовая контрольная работа

   

33/11

Анализ контрольной работы.

ЛР № 9 «Анализ и оценка глобальных эколог проблем и путей их решения»

ЛР № 8 «Анализ и оценка глобальных эколог проблем и путей их решения»

П. 5.12, с. 364 вопр.1-4 , с.365 групповое задание

 

34/12

Правила поведения в природной среде

     

КТП составила ВЛАСОВА И.А.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература (основная и дополнительная)

  1. Козлова Т. А., Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл.» – М.: Дрофа, 2008.
  2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  5. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  6. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
  7. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
  8. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
  9. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
  10. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
  11. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.
  12. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
  13. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
  14. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
  15. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
  16. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.
  17. Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  18. Общая биология 10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007.
  19. ЕГЭ – 2012: Биология /ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова – Астрель, 2009.
  20. ЕГЭ – 2012. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология /ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2011.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2.Печатные пособия: таблицы по ботанике, зоологии, человеку, генетике и карты, имеющиеся в кабинете

3.Экранно-звуковые пособия (видеофильмы)

4.Транспаранты

5.Таблицы-фолии

5. Технические средства обучения:

компьютер мультимедийный пакетом прикладных программ(текстовых, табличных, графических и презентационных), с возможностью подключения к интернет: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками, магнитофоном и наушниками;

Экран проекционный

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Барометр,

Весы учебные с разновесами

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ , включая посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

Лупа бинокулярная

Лупа ручная

Микроскоп школьный ув. 300–500

7.Реактивы и материалы:

Комплект реактивов для базового уровня

8.Модели:

Модели рельефные

Дезоксирибонуклеиновая кислота

Набор моделей по строению беспозвоночных животных

Митоз и мейоз клетки

Основные генетические законы

Размножение различных групп растений (набор)

Строение клеток растений и животных

Муляжи

Плодовые тела шляпочных грибов

Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений

9.Натуральные объекты

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Влажные препараты

Набор микропрепаратов по ботанике (проф.)

Набор микропрепаратов по зоологии (проф.)

Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

10.Коллекции

Вредители сельскохозяйственных культур

Ископаемые растения и животные

Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)

11.Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

12. Экскурсионное оборудование

13. Специализированная учебная мебель

 

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  3. НВ. Василевская, Е.В. Шошина, И.А. Петрова Растительные сообщества Мурманской области: Мультимед. приложение к учебнику «Растительный мир Мурманской области»
  4. М.Н. Харламова, Е.Н.Лупова, Е.Г.Митина Животный мир Мурманской области: Мультимед. приложение к учебнику «Животный мир Мурманской области»
  5. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Адреса сайтов в интернет

  1. http: // bio. 1 september. ru – газета «Биология» – приложение к «1 сентября»
  2. www. bio. nature. ru - научные новости биологии
  3. www. edios. ru - Эйдос – центр дистанционного образования
  4. www. km. ru/ education - -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  5. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  7. http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал.
  8. http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
  9. http://www.zoomax.ru – Зоология: человек и домашние животные.
  10. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
  11. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  12. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
  13. http://www.l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.
  14. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
  15. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  16. http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
  17. http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
  18. http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
  19. http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.