12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна3479
Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.
Россия, Ханты-Мансийский АО, с. Тюли
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Пояснительная записка
 

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая Федеральному компоненту государ­ственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объеме одного часа в неделю (всего за 2 года обучения – 68 учебных часов).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Для реализации данной рабочей программы используется учебник: Липсиц, И.В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

освоение основных знаний об экономической деятельности и людей, экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

развитие экономического образа мышления, потребности в полу­чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации, развитие гражданского образования,

воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима­тельской деятельности;

формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче­ской жизни с экономической точки зрения;

освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в экономической жизни общества и государства, для будущей работы в качест­ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной;

критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика).

Содержание программы

10 класс (34 часа)

Что такое экономика. Экономика и экономические науки. Методы экономической науки. Потребности. Свободные и экономические блага.

Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость.

Главные вопросы экономики. Типы экономические систем. Собственность. Конкуренция.

Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система.

Командная и смешанная экономические системы. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Основы экономического анализа и принятия решений. Что такое спрос.

Отчего зависит предложение товаров.

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен.

Рынок на практике. Как реально организована торговля.

Деньги. Причины возникновения и формы денег.

Функции денег в современной экономике. Факторы формирования величины денежной массы.

Банковская система. Причины появления и виды банков.

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

Финансовые институты. Инфляция. Причины и виды инфляции. Социальные последствия инфляции.

Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги труда. Предложение труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

Заработная плата и стимулирование труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы.

Социальные проблемы рынка труда. Причины и виды конфликтов на рынке труда. Профсоюзы и трудовые конфликты.

Безработица. Причины и виды безработицы. Экономические проблемы безработицы. Полная занятость и методы сокращения безработицы. Государственная политика в области занятости.

11 класс (34 часа)

Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы. Экономические цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы.

Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.

Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Издержки, выручка, прибыль. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.

Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Потребности и полезность. Потребительский выбор.

Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Влияние инфляции на семейную экономику. Реальные и номинальные доходы семьи.

Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.

Роль государства в экономике как защитника экономических свобод. Причины и формы участия государства в регулировании экономики.

Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. Общественные блага.

Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов экономической деятельности страны. Цикличность развития рыночной экономики. Фискальная политика. Монетарная политика.

Инфляция и методы ее подавления. Экономическая политика государства.

Налоги как источник доходов государства. Виды налогов.

Государственный бюджет. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Государственный долг.

Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Понятие ВВП. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.

Экономические проблемы человечества в XXI веке.

Международная торговля и ее влияние на экономику страны.

Обменные курсы валют. Валютный рынок и конвертируемость валют.

Государственная политика в области международной торговли. Международная финансовая система. Глобальные экономические проблемы.

Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков. Экономика переходного типа в России. Особенности современной экономики России.

Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 10 классе (34 часа)

Тема урока

 

Глава 1

Главные вопросы экономика

4

1

Что такое экономика. Экономика и экономические науки. Методы экономической науки. Потребности.

Свободные и экономические блага.

1

2-3

Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость.

Практическая работа № 1

2

4

Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция.

1

Глава 2

Типы экономических систем

5

5

Традиционная экономическая система.

1

6

Рыночная экономическая система.

1

7-8

Командная и смешанная экономические системы.

Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. Практическая работа № 2

2

9

Контрольная работа № 1

1

Глава 3

Силы, которые управляют рынком

2

10

Основы экономического анализа и принятия решений. Что такое спрос.

1

11

Отчего зависит предложение товаров.

1

Глава 4

Как работает рынок

4

12

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен.

1

13-14

Рынок на практике. Как реально организована торговля.

Практическая работа № 3

2

15

Контрольная работа № 2

1

Глава 5

Мир денег

2

16

Деньги. Причины возникновения и формы денег.

1

17

Функции денег в современной экономике.

Факторы формирования величины денежной массы.

1

Глава 6

Банковская система

6

18

Банковская система. Причины появления и виды банков.

1

19

Принципы кредитования.

Банки и структура денежной массы.

1

20-21

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Финансовые институты.

Практическая работа № 4

2

22

Инфляция. Причины и виды инфляции. Социальные последствия инфляции.

1

23

Контрольная работа № 3

1

Глава 7

Человек на рынке труда

4

24

Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги труда. Предложение труда.

1

25

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

1

26-27

Заработная плата и стимулирование труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит.

Социальные факторы формирования заработной платы.

Практическая работа № 5

2

Глава 8

Социальные проблемы рынка труда

3

28

Социальные проблемы рынка труда.

Причины и виды конфликтов на рынке труда.

1

29

Профсоюзы и трудовые конфликты.

1

30

Контрольная работа № 4

1

Глава 9

Экономические проблемы безработицы

2

31

Безработица. Причины и виды безработицы. Экономические проблемы безработицы.

1

32

Полная занятость и методы сокращения безработицы. Государственная политика в области занятости.

1

33

Итоговая контрольная работа № 5

1

34

Повторение (урок-игра)

1

 

ИТОГО

34

Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 11 классе (34 часа)

Тема урока

 

Глава 10

Что такое фирма и как она действует на рынке

7

1

Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы. Экономические цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы.

1

2

Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Экономическая свобода.

Значение специализации и обмена.

1

3-4

Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса.

Издержки, выручка, прибыль.

Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.

2

5

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. Практическая работа № 1

1

6

Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Потребности и полезность. Потребительский выбор.

1

7

Контрольная работа № 1

1

Глава 11

Как семьи получают и тратят деньги.

Неравенство доходов и его последствия.

4

8

Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи.

1

9

Влияние инфляции на семейную экономику.

Реальные и номинальные доходы семьи.

1

10-11

Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. Практическая работа № 2

2

Глава 12

Экономические задачи государства

8

12

Роль государства в экономике как защитника экономических свобод. Причины и формы участия государства в регулировании экономики.

1

13-14

Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. Общественные блага. Практическая работа № 3

2

15-16

Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов экономической деятельности страны.

Цикличность развития рыночной экономики.

Фискальная политика. Монетарная политика.

2

17

Инфляция и методы ее подавления.

1

18

Экономическая политика государства.

Практическая работа № 4

1

19

Контрольная работа № 2

1

Глава 13

Государственные финансы

3

20

Налоги как источник доходов государства. Виды налогов.

Практическая работа № 5

1

21-22

Государственный бюджет. Как формируется и расходуется государственный бюджет.

Государственный долг.

2

Глава 14

Экономический рост

4

23-24

Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Понятие ВВП. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.

2

25

Экономические проблемы человечества в XXI веке.

Практическая работа № 6

1

26

Контрольная работа № 3

1

Глава 15

Организация международной торговли

4

27

Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Практическая работа № 7

1

28

Обменные курсы валют. Валютный рынок и конвертируемость валют.

1

29-30

Государственная политика в области международной торговли. Международная финансовая система. Глобальные экономические проблемы.

2

Глава 16

Особенности современной экономики России

2

31

Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков. Экономика переходного типа в России.

1

32

Особенности современной экономики России.

Практическая работа № 8

1

33

Итоговая контрольная работа № 5

1

34

Повторение (урок-игра)

1

 

ИТОГО

34

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценка экономической информации;

составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.