Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объеме одного часа в неделю (всего за 2 года обучения – 68 учебных часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для реализации данной рабочей программы используется учебник: Липсиц, И.В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
освоение основных знаний об экономической деятельности и людей, экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации, развитие гражданского образования,
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства, для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной;
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Содержание программы
10 класс (34 часа)
Что такое экономика. Экономика и экономические науки. Методы экономической науки. Потребности. Свободные и экономические блага.
Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Типы экономические систем. Собственность. Конкуренция.
Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система.
Командная и смешанная экономические системы. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Основы экономического анализа и принятия решений. Что такое спрос.
Отчего зависит предложение товаров.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен.
Рынок на практике. Как реально организована торговля.
Деньги. Причины возникновения и формы денег.
Функции денег в современной экономике. Факторы формирования величины денежной массы.
Банковская система. Причины появления и виды банков.
Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
Финансовые институты. Инфляция. Причины и виды инфляции. Социальные последствия инфляции.
Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги труда. Предложение труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы.
Социальные проблемы рынка труда. Причины и виды конфликтов на рынке труда. Профсоюзы и трудовые конфликты.
Безработица. Причины и виды безработицы. Экономические проблемы безработицы. Полная занятость и методы сокращения безработицы. Государственная политика в области занятости.
11 класс (34 часа)
Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы. Экономические цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы.
Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Издержки, выручка, прибыль. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.
Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Потребности и полезность. Потребительский выбор.
Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Влияние инфляции на семейную экономику. Реальные и номинальные доходы семьи.
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.
Роль государства в экономике как защитника экономических свобод. Причины и формы участия государства в регулировании экономики.
Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. Общественные блага.
Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов экономической деятельности страны. Цикличность развития рыночной экономики. Фискальная политика. Монетарная политика.
Инфляция и методы ее подавления. Экономическая политика государства.
Налоги как источник доходов государства. Виды налогов.
Государственный бюджет. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Государственный долг.
Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Понятие ВВП. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.
Экономические проблемы человечества в XXI веке.
Международная торговля и ее влияние на экономику страны.
Обменные курсы валют. Валютный рынок и конвертируемость валют.
Государственная политика в области международной торговли. Международная финансовая система. Глобальные экономические проблемы.
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков. Экономика переходного типа в России. Особенности современной экономики России.
Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 10 классе (34 часа)
№ |
Тема урока |
|
Глава 1 |
Главные вопросы экономика |
4 |
1 |
Что такое экономика. Экономика и экономические науки. Методы экономической науки. Потребности. Свободные и экономические блага. |
1 |
2-3 |
Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Практическая работа № 1 |
2 |
4 |
Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. |
1 |
Глава 2 |
Типы экономических систем |
5 |
5 |
Традиционная экономическая система. |
1 |
6 |
Рыночная экономическая система. |
1 |
7-8 |
Командная и смешанная экономические системы. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. Практическая работа № 2 |
2 |
9 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
Глава 3 |
Силы, которые управляют рынком |
2 |
10 |
Основы экономического анализа и принятия решений. Что такое спрос. |
1 |
11 |
Отчего зависит предложение товаров. |
1 |
Глава 4 |
Как работает рынок |
4 |
12 |
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен. |
1 |
13-14 |
Рынок на практике. Как реально организована торговля. Практическая работа № 3 |
2 |
15 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
Глава 5 |
Мир денег |
2 |
16 |
Деньги. Причины возникновения и формы денег. |
1 |
17 |
Функции денег в современной экономике. Факторы формирования величины денежной массы. |
1 |
Глава 6 |
Банковская система |
6 |
18 |
Банковская система. Причины появления и виды банков. |
1 |
19 |
Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. |
1 |
20-21 |
Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Финансовые институты. Практическая работа № 4 |
2 |
22 |
Инфляция. Причины и виды инфляции. Социальные последствия инфляции. |
1 |
23 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
Глава 7 |
Человек на рынке труда |
4 |
24 |
Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги труда. Предложение труда. |
1 |
25 |
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. |
1 |
26-27 |
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы. Практическая работа № 5 |
2 |
Глава 8 |
Социальные проблемы рынка труда |
3 |
28 |
Социальные проблемы рынка труда. Причины и виды конфликтов на рынке труда. |
1 |
29 |
Профсоюзы и трудовые конфликты. |
1 |
30 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
Глава 9 |
Экономические проблемы безработицы |
2 |
31 |
Безработица. Причины и виды безработицы. Экономические проблемы безработицы. |
1 |
32 |
Полная занятость и методы сокращения безработицы. Государственная политика в области занятости. |
1 |
33 |
Итоговая контрольная работа № 5 |
1 |
34 |
Повторение (урок-игра) |
1 |
ИТОГО |
34 |
Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 11 классе (34 часа)
№ |
Тема урока |
|
Глава 10 |
Что такое фирма и как она действует на рынке |
7 |
1 |
Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы. Экономические цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. |
1 |
2 |
Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. |
1 |
3-4 |
Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Издержки, выручка, прибыль. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли. |
2 |
5 |
Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. Практическая работа № 1 |
1 |
6 |
Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Потребности и полезность. Потребительский выбор. |
1 |
7 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
Глава 11 |
Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. |
4 |
8 |
Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. |
1 |
9 |
Влияние инфляции на семейную экономику. Реальные и номинальные доходы семьи. |
1 |
10-11 |
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. Практическая работа № 2 |
2 |
Глава 12 |
Экономические задачи государства |
8 |
12 |
Роль государства в экономике как защитника экономических свобод. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. |
1 |
13-14 |
Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. Общественные блага. Практическая работа № 3 |
2 |
15-16 |
Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов экономической деятельности страны. Цикличность развития рыночной экономики. Фискальная политика. Монетарная политика. |
2 |
17 |
Инфляция и методы ее подавления. |
1 |
18 |
Экономическая политика государства. Практическая работа № 4 |
1 |
19 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
Глава 13 |
Государственные финансы |
3 |
20 |
Налоги как источник доходов государства. Виды налогов. Практическая работа № 5 |
1 |
21-22 |
Государственный бюджет. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Государственный долг. |
2 |
Глава 14 |
Экономический рост |
4 |
23-24 |
Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Понятие ВВП. Экономические циклы. Основы денежной политики государства. |
2 |
25 |
Экономические проблемы человечества в XXI веке. Практическая работа № 6 |
1 |
26 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
Глава 15 |
Организация международной торговли |
4 |
27 |
Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Практическая работа № 7 |
1 |
28 |
Обменные курсы валют. Валютный рынок и конвертируемость валют. |
1 |
29-30 |
Государственная политика в области международной торговли. Международная финансовая система. Глобальные экономические проблемы. |
2 |
Глава 16 |
Особенности современной экономики России |
2 |
31 |
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков. Экономика переходного типа в России. |
1 |
32 |
Особенности современной экономики России. Практическая работа № 8 |
1 |
33 |
Итоговая контрольная работа № 5 |
1 |
34 |
Повторение (урок-игра) |
1 |
ИТОГО |
34 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценка экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.