Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11 класса по УМК «Навигатор»

1
0
Материал опубликован 5 May 2020

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «_Биология_________» для _11___ класса на 2019-2020 учебный год разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

-приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального государственного базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями).

Рабочая программа учебного предмета «___Биология________» для __11__ класса на 2019-2020 учебный год разработана на основе:

- авторской программы по__биологии 10-11 классы . Базовый уровень .Авторы:И.Б.Агафонова _, В.И.Сивоглазов .-М.: Дрофа ,2010____

- Приказа Департамента науки Брянской области” О Базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год от 22 апреля 2019 года № 642 .

- учебного плана ГАОУ «БКШ имени Героя России В.И. Шкурного» на 2019-2020 учебный год;

- положения о рабочей программе учителя ГАОУ «БКШ имени Героя России В.И. Шкурного», утвержденной на заседании педагогического совета школы, протокол № 4 от 28.03.2018 г.

- учебника__Сивоглазов В.И.,_АгафоноваИ.Б. Биология.Общая биология.10-11 классы: Учебник для базового уровня .М.:Дрофа,2015_____





Рабочая программа для 11 класса составлена на основе “Программы среднего общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень”

Авторы: И.Б.Агафонова. В.И.Сивоглазов. – М.: Дрофа ,2010 .

На изучение курса в 11 классе отводится 66 часов .

Раздел 4 .Вид(38 час )

Тема 4.1. История эволюционных идей (8 часов )

Тема 4.2 .Современное эволюционное учение (16 часов )

Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле(6 часов )

Тема 4.4. Происхождение человека(8часов)

Раздел 5 .Экосистемы(22часа)

Тема 5.1.Экологические факторы(6часов)

Тема5.2.Структура экосистем(8часов)

Тема5.3.Биосфера – глобальная экосистема(4часа)

Тема5.4.Биосфера и человек(4часа)

Заключение(2часа)

Повторение – 5 часов

Учебно- методический комплект:

1.Сивоглазов В.И, Агафонова И.Б, Захарова Е.Т

Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для базового уровня. М.: Дрофа 2015

2.Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д. Днепров.М.: Дрофа 2008 Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год ,2 час в неделю



















Содержание тем учебного курса



Раздел 4

Вид(38часов)

Тема 4.1

История эволюционных идей (8 часов)

История эволюционных идей. Работы К.Линнея и Ж.Б.Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина

Тема 4.2

Современное эволюционное учение (16 часов)

Вид и его критерии. Популяция. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Способы и пути видообразования. Причины вымирания видов.

Лабораторные работы

1Описание особей вида по морфологическому критерию.

2Выявление изменчивости организмов

3Выявление приспособлений организмов к среде обитания

Тема 4.3

Происхождение жизни на Земле (6 часов)

Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Лабораторные и практические работы

4Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Тема 4.4

Происхождение человека (8часов)

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека.

Лабораторные и практические работы

6Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

5Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Раздел 5

Экосистемы (22 часа)

Тема 5.1

Экологические факторы (6часов)

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Тема 5.2

Структура экосистем (8 часов)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Агроценозы.

Лабораторные работы

7Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме.

8Решение экологических задач

Тема 5.3

Биосфера- Глобальная экосистема (4 часа)

Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернандского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.

Тема 5.4

Биосфера и человек (4часа)

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы

Лабораторные и практические работы

9Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

10Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде

Промежуточный контроль

Заключение (1 час)

Повторение-5 часов. Промежуточная аттестация.





Требования к уровню подготовки учащихся



Знать- понимать:

- строение вида и экосистем (структура)

- сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

-биологическую терминологию и символику

-Сущность биологических процессов :формирование приспособленности , образование видов , круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере .

-основные положения В.И.Вернадского о биосфере.

Уметь:

- объяснять необходимость сохранения многообразия видов

- составлять цепи питания

- сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы

- оценивать и анализировать гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках

-описывать особей видов по морфологическому критерию

- выявлять приспособления организмов к среде обитания источники мутагенов в окружающей среде .

Использовать приобретенные знания для:

- соблюдения правил поведения в природной среде.

-оценка некоторых гипотез и теорий











Учебно - тематический план





п/п

Раздел ( тема) курса

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во лабораторных работ


Раздел 4 Вид

38

4

5

1


Тема 4.1 История эволюционных идей

8


1





2

Тема 4.2 Современное эволюционное учение

16

1

2

3

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле

6

1

1

4


Тема 4.4 Происхождение человека


8


1


2



Раздел 5 Экосистемы

22

2

4

5

Тема 5.1 Экологические факторы

6



6


Тема 5.2 Структура экосистем


8


1

2

7


Тема 5.3 Биосфера-глобальная экосистема


4


1


8


Тема 5.4 Биосфера и человек


4


2

9

Заключение

1



10


Повторение . Промежуточная аттестация.

5










Список учебников и учебных пособий



1.Сивоглазов В.И, Агафонова И.Б, Захарова.Е.Т

Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для базового уровня. М .: Дрофа,2015. 2.Биология . 11 класс :поурочные планы по учебнику В.И.Сивоглазова “ Общая биология .10-11 классы .” ( базовый уровень ) , авт.-сост .Т.В. Зарудняя .- Волгоград :Учитель ,2008 .

3.Мухамеджанов И. Р. Тесты, зачеты ,блицопросы по общей биологии :10-11 классы.- М.: ВАКО ,2006 .

4. Лернер Г.И. Е Г Э 2010 .Биология :сборник заданий.-М.: Эксмо ,2009.

5.Панин Г.А. Единый государственный экзамен :биология :контрольно-измерительные материалы: М. :Просвещение ,2009.

6. Никишова Е.А. ЕГЭ :Биология :реальные задания.-М.:АСТ:Астрель,2009.































Календарно-тематическое планирование







п/ п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Знания, умения .

Раздел 4 .Вид(38часов)

Тема4.1 История эволюционных идей(8часов)

1

Развитие биологии в додарвиновский период

1


Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки . Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения .

2

Значение работ К.Линнея

1


Объяснять заслуги ученого и его ошибочные суждения

3

Значение работ Ж.Б.Ламарка . Теория Ж.Кювье .

1


Сравнивать работы Линнея и Ламарка . Называть плюсы и минусы учения Ламарка

4

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

1


Объяснять естественно -научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

5

Эволюционная теория Ч.Дарвина . Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1


Называть основные положения учения Ч.Дарвина об искусственном отборе. Характеризовать сущность действия искусственного отбора .


6

Эволюционная теория Ч.Дарвина . Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1


Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Сравнивать искусственный и естественный отбор .

7-8

Контрольно-обобщающий урок по теме”История эволюционных идей “

2


Сравнивать работы Линнея и Ламарка . Называть плюсы и минусы учения Ламарка. Сравнивать искусственный и естественный отбор .

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (16часов)

9-10

Вид , его критерии .Лабораторная работа1 .Описание особей по морфологическому критерию .

2


Характеризовать критерии вида .Обосновывать необходимость определения видов по совокупности критериев . Составлять характеристику видов с использованием основных критериев .

11

Популяция- структурная единица вида .

1


Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и эволюции .

12

Популяция- структурная единица эволюции

1


Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и эволюции.

13-14

Факторы эволюции

2


Называть факторы эволюции и характеризовать их .Объяснять причины изменяемости видов . Выявлять изменчивость у особей одного вида .

15

Движущий и стабилизирующий естественный отбор

1


Знать причины борьбы за существование . Характеризовать формы естественного отбора . сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора .

16

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Морфологические адаптации .

1


Характеризовать виды адаптаций . Объяснять механизм возникновения приспособлений .Выявлять приспособленность организмов к среде обитания .

17-18

Биохимические , физиологические и поведенческие адаптации .Лабораторная работа 2 .Выявление приспособленности организмов к среде обитания .

2


Характеризовать виды адаптаций . Объяснять механизм возникновения приспособлений .Выявлять приспособленность организмов к среде обитания

19

Видообразование как результат эволюции

1


Называть способы видообразования и приводить примеры . Описывать механизм основных путей видообразования .

20

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

1


Приводить примеры процветающих ,вымирающих и исчезнувших видов растений и животных . Объяснять причины вымирания видов и условия их сохранения .

21-22

Доказательства эволюции органического мира

2


Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств .

23-24

Контрольно-обобщающий урок по теме: Современное эволюционное учение “

2


Знать ключевые понятия по теме . Характеризовать критерии вида. Называть факторы эволюции и характеризовать их. Характеризовать формы естественного отбора. Характеризовать виды адаптаций. Называть способы видообразования и приводить примеры . Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.

Тема4.3. Происхождение жизни на Земле (6часов)

25

Развитие представлений о развитии жизни .Лабораторная работа 3 .Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

1


Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни .Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий .

26-27

Современные взгляды на возникновение жизни

2


Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни . анализировать и оценивать работы С Миллера и А.И.Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле .

28

Развитие жизни на Земле (архейская и протерозойская эры)

1


Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами . Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

29




30

Развитие жизни на Земле(палеозойская , мезозойская и кайнозойская эры

Контрольно-обобщащий урок по теме:”Происхождение жизни на Земле”.

1




1


Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами . Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Тема4.4. Происхождение человека(8часов)

31

Гипотезы происхождения человека .Лабораторная работа 4.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека .

1


Называть гипотезы происхождения человека . Анализировать и оценивать степень их научности .Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза .

32

Положение человека в системе животного мира .Данные сравнительной анатомии и эмбриологии .Лабораторная работа 5 .Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства .

1


Называть место человека в системе животного мира .Обосновывать принадлежность человека к животному миру ,используя данные сравнительной анатомии , эмбриологии и других наук . Доказывать ,что человек –существо биосоциальное .

33

Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян

1


Знать черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян .






34-35

Эволюция человека . Основные этапы .

2


Называть стадии эволюции человека .Характеризовать особенности представителей каждой стадии с биологических и социальных позиций , роль биологических и социальных факторов антропогенеза .

36

Расы человека

1


Знать расы человека и признаки отличия . Объяснять механизмы формирования расовых признаков . Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма .

37-38

Контрольно-обобщающий урок по теме: “Происхождение человека .”

2


Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. Называть гипотезы происхождения человека . Анализировать и оценивать степень их научности. Называть место человека в системе животного мира. Называть стадии эволюции человека. Знать расы человека и признаки отличия.

Раздел5. Экосистемы (22часа)

Тема 5.1.Экологические факторы(6часов)

39-40

Организм и среда .Экологические факторы .

2


Знать задачи экологии.Объяснять биологическое действие экологических факторов на организмы .

41-42

Абиотические факторы среды

2


Называть основные абиотические факторы и описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов . объяснять закономерности действия абиотических факторов на организмы .

43-44

Биотические факторы среды

2


Называть и характеризовать виды взаимоотношений между организмами.

Тема 5.2.Структура экосистем(8часов)

45

Видовая и пространственная структуры экосистем

1


Описывать структуры экосистемы .Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы и характеризовать компоненты экосистемы .

46

Экологическая структура экосистем

1


Описывать структуры экосистемы .Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы и характеризовать компоненты экосистемы .

47

Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Лабораторная работа 6 .Составление схем передачи вещества и и энергии (цепей питания) в экосистемах

1


Приводить примеры организмов разных трофических уровней .Характеризовать трофическую структуру биоценоза и роль разных организмов в потоке веществ и энергии .

Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) . использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе .

48

Причины устойчивости и смены экосистем

1


Объяснять причину устойчивости экосистем. Описывать этапы смены экосистем .

49

Влияние человека на экосистемы

1


Приводить примеры экологических нарушений . характеризовать влияние человека на экосистемы .

50

Искусственные сообщества- агроценозы

1


Характеризовать агроценозы и сравнивать их с естественными экосистемами .

51

Лабораторная работа7 .Решение экологических задач

1


Решать простейшие экологические задачи .

52

Контрольно-обобщающий урок по темам:” Экологические факторы. Структура экосистем.”

1


Описывать структуры экосистемы. Приводить примеры организмов разных трофических уровней. Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) . использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе . Характеризовать агроценозы и сравнивать их с естественными экосистемами. Решать простейшие экологические задачи.

Тема5.3. Биосфера- глобальная экосистема (4часа)

53

Биосфера- глобальная экосистема . Состав и структура биосферы

1


Называть структурные компоненты, свойства и границы биосферы . Характеризовать распределение биомассы на земном шаре .

54

Роль живых организмов в биосфере

1


Характеризовать роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы .

55


56

Круговорот воды и углерода .Ноосфера

Контрольно-обобщающий урок по теме:’Биосфера-глобальная экосистема”/

1


Описывать биохимические циклы воды и углерода .Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии .

Тема5.4. Биосфера и человек (4часа)

57

Биосфера и человек

1


Приводить примеры прямого и косвенного влияния человека на живую природу .

58

Биосфера и человек . Лабораторная работа8 .Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде

1


Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде .

59

Основные экологические проблемы современности

`1


Характеризовать причины ,последствия и пути решения экологических проблем .

60

Пути решения экологических проблем . Лабораторная работа 9 .Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения .

1


Характеризовать причины ,последствия и пути решения экологических проблем.

Повторение(5часов)

61-62

Повторение по разделу Вид

2


Знать основные понятия по изученному разделу .Уметь отвечать на вопросы , выполнять задания разных видов и разного уровня сложности .

63-64

Повторение по разделу Экосистемы

2


Знать основные понятия по изученному разделу .Уметь отвечать на вопросы , выполнять задания разных видов и разного уровня сложности.

65

Промежуточная аттестация

1


Знать основные понятия по изученному материалу .Уметь отвечать на вопросы , выполнять задания разных видов и разного уровня сложности.

66

Заключение

1







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.