Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11 класса по УМК «Навигатор»
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «_Биология_________» для _11___ класса на 2019-2020 учебный год разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
-приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального государственного базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями).
Рабочая программа учебного предмета «___Биология________» для __11__ класса на 2019-2020 учебный год разработана на основе:
- авторской программы по__биологии 10-11 классы . Базовый уровень .Авторы:И.Б.Агафонова _, В.И.Сивоглазов .-М.: Дрофа ,2010____
- Приказа Департамента науки Брянской области” О Базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год от 22 апреля 2019 года № 642 .
- учебного плана ГАОУ «БКШ имени Героя России В.И. Шкурного» на 2019-2020 учебный год;
- положения о рабочей программе учителя ГАОУ «БКШ имени Героя России В.И. Шкурного», утвержденной на заседании педагогического совета школы, протокол № 4 от 28.03.2018 г.
- учебника__Сивоглазов В.И.,_АгафоноваИ.Б. Биология.Общая биология.10-11 классы: Учебник для базового уровня .М.:Дрофа,2015_____
Рабочая программа для 11 класса составлена на основе “Программы среднего общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень”
Авторы: И.Б.Агафонова. В.И.Сивоглазов. – М.: Дрофа ,2010 .
На изучение курса в 11 классе отводится 66 часов .
Раздел 4 .Вид(38 час )
Тема 4.1. История эволюционных идей (8 часов )
Тема 4.2 .Современное эволюционное учение (16 часов )
Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле(6 часов )
Тема 4.4. Происхождение человека(8часов)
Раздел 5 .Экосистемы(22часа)
Тема 5.1.Экологические факторы(6часов)
Тема5.2.Структура экосистем(8часов)
Тема5.3.Биосфера – глобальная экосистема(4часа)
Тема5.4.Биосфера и человек(4часа)
Заключение(2часа)
Повторение – 5 часов
Учебно- методический комплект:
1.Сивоглазов В.И, Агафонова И.Б, Захарова Е.Т
Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для базового уровня. М.: Дрофа 2015
2.Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д. Днепров.М.: Дрофа 2008 Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год ,2 час в неделю
Содержание тем учебного курса
Раздел 4
Вид(38часов)
Тема 4.1
История эволюционных идей (8 часов)
История эволюционных идей. Работы К.Линнея и Ж.Б.Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина
Тема 4.2
Современное эволюционное учение (16 часов)
Вид и его критерии. Популяция. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Способы и пути видообразования. Причины вымирания видов.
Лабораторные работы
1Описание особей вида по морфологическому критерию.
2Выявление изменчивости организмов
3Выявление приспособлений организмов к среде обитания
Тема 4.3
Происхождение жизни на Земле (6 часов)
Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Лабораторные и практические работы
4Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Тема 4.4
Происхождение человека (8часов)
Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека.
Лабораторные и практические работы
6Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
5Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Раздел 5
Экосистемы (22 часа)
Тема 5.1
Экологические факторы (6часов)
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Тема 5.2
Структура экосистем (8 часов)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Агроценозы.
Лабораторные работы
7Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме.
8Решение экологических задач
Тема 5.3
Биосфера- Глобальная экосистема (4 часа)
Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернандского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.
Тема 5.4
Биосфера и человек (4часа)
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы
Лабораторные и практические работы
9Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
10Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде
Промежуточный контроль
Заключение (1 час)
Повторение-5 часов. Промежуточная аттестация.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать- понимать:
- строение вида и экосистем (структура)
- сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
-биологическую терминологию и символику
-Сущность биологических процессов :формирование приспособленности , образование видов , круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере .
-основные положения В.И.Вернадского о биосфере.
Уметь:
- объяснять необходимость сохранения многообразия видов
- составлять цепи питания
- сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы
- оценивать и анализировать гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках
-описывать особей видов по морфологическому критерию
- выявлять приспособления организмов к среде обитания источники мутагенов в окружающей среде .
Использовать приобретенные знания для:
- соблюдения правил поведения в природной среде.
-оценка некоторых гипотез и теорий
Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел ( тема) курса | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Кол-во лабораторных работ |
| Раздел 4 Вид | 38 | 4 | 5 |
1 | Тема 4.1 История эволюционных идей | 8 | 1 | |
2 | Тема 4.2 Современное эволюционное учение | 16 | 1 | 2 |
3 | Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле | 6 | 1 | 1 |
4 | Тема 4.4 Происхождение человека | 8 | 1 | 2 |
| Раздел 5 Экосистемы | 22 | 2 | 4 |
5 | Тема 5.1 Экологические факторы | 6 | | |
6 | Тема 5.2 Структура экосистем | 8 | 1 | 2 |
7 | Тема 5.3 Биосфера-глобальная экосистема | 4 | 1 | |
8 | Тема 5.4 Биосфера и человек | 4 | | 2 |
9 | Заключение | 1 | | |
10 | Повторение . Промежуточная аттестация. | 5 | | |
Список учебников и учебных пособий
1.Сивоглазов В.И, Агафонова И.Б, Захарова.Е.Т
Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для базового уровня. М .: Дрофа,2015. 2.Биология . 11 класс :поурочные планы по учебнику В.И.Сивоглазова “ Общая биология .10-11 классы .” ( базовый уровень ) , авт.-сост .Т.В. Зарудняя .- Волгоград :Учитель ,2008 .
3.Мухамеджанов И. Р. Тесты, зачеты ,блицопросы по общей биологии :10-11 классы.- М.: ВАКО ,2006 .
4. Лернер Г.И. Е Г Э 2010 .Биология :сборник заданий.-М.: Эксмо ,2009.
5.Панин Г.А. Единый государственный экзамен :биология :контрольно-измерительные материалы: М. :Просвещение ,2009.
6. Никишова Е.А. ЕГЭ :Биология :реальные задания.-М.:АСТ:Астрель,2009.
Календарно-тематическое планирование
№п/ п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Знания, умения . |
Раздел 4 .Вид(38часов) Тема4.1 История эволюционных идей(8часов) | ||||
1 | Развитие биологии в додарвиновский период | 1 | | Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки . Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения . |
2 | Значение работ К.Линнея | 1 | | Объяснять заслуги ученого и его ошибочные суждения |
3 | Значение работ Ж.Б.Ламарка . Теория Ж.Кювье . | 1 | | Сравнивать работы Линнея и Ламарка . Называть плюсы и минусы учения Ламарка |
4 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | 1 | | Объяснять естественно -научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина |
5 | Эволюционная теория Ч.Дарвина . Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | | Называть основные положения учения Ч.Дарвина об искусственном отборе. Характеризовать сущность действия искусственного отбора .
|
6 | Эволюционная теория Ч.Дарвина . Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | | Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Сравнивать искусственный и естественный отбор . |
7-8 | Контрольно-обобщающий урок по теме”История эволюционных идей “ | 2 | | Сравнивать работы Линнея и Ламарка . Называть плюсы и минусы учения Ламарка. Сравнивать искусственный и естественный отбор . |
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (16часов) | ||||
9-10 | Вид , его критерии .Лабораторная работа1 .Описание особей по морфологическому критерию . | 2 | | Характеризовать критерии вида .Обосновывать необходимость определения видов по совокупности критериев . Составлять характеристику видов с использованием основных критериев . |
11 | Популяция- структурная единица вида . | 1 | | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и эволюции . |
12 | Популяция- структурная единица эволюции | 1 | | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и эволюции. |
13-14 | Факторы эволюции | 2 | | Называть факторы эволюции и характеризовать их .Объяснять причины изменяемости видов . Выявлять изменчивость у особей одного вида . |
15 | Движущий и стабилизирующий естественный отбор | 1 | | Знать причины борьбы за существование . Характеризовать формы естественного отбора . сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора . |
16 | Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Морфологические адаптации . | 1 | | Характеризовать виды адаптаций . Объяснять механизм возникновения приспособлений .Выявлять приспособленность организмов к среде обитания . |
17-18 | Биохимические , физиологические и поведенческие адаптации .Лабораторная работа 2 .Выявление приспособленности организмов к среде обитания . | 2 | | Характеризовать виды адаптаций . Объяснять механизм возникновения приспособлений .Выявлять приспособленность организмов к среде обитания |
19 | Видообразование как результат эволюции | 1 | | Называть способы видообразования и приводить примеры . Описывать механизм основных путей видообразования . |
20 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 1 | | Приводить примеры процветающих ,вымирающих и исчезнувших видов растений и животных . Объяснять причины вымирания видов и условия их сохранения . |
21-22 | Доказательства эволюции органического мира | 2 | | Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств . |
23-24 | Контрольно-обобщающий урок по теме: Современное эволюционное учение “ | 2 | | Знать ключевые понятия по теме . Характеризовать критерии вида. Называть факторы эволюции и характеризовать их. Характеризовать формы естественного отбора. Характеризовать виды адаптаций. Называть способы видообразования и приводить примеры . Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств. |
Тема4.3. Происхождение жизни на Земле (6часов) | ||||
25 | Развитие представлений о развитии жизни .Лабораторная работа 3 .Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | 1 | | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни .Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий . |
26-27 | Современные взгляды на возникновение жизни | 2 | | Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни . анализировать и оценивать работы С Миллера и А.И.Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле . |
28 | Развитие жизни на Земле (архейская и протерозойская эры) | 1 | | Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами . Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. |
29 30 | Развитие жизни на Земле(палеозойская , мезозойская и кайнозойская эры Контрольно-обобщащий урок по теме:”Происхождение жизни на Земле”. | 1 1 | | Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами . Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. |
Тема4.4. Происхождение человека(8часов) | ||||
31 | Гипотезы происхождения человека .Лабораторная работа 4.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека . | 1 | | Называть гипотезы происхождения человека . Анализировать и оценивать степень их научности .Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза . |
32 | Положение человека в системе животного мира .Данные сравнительной анатомии и эмбриологии .Лабораторная работа 5 .Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства . | 1 | | Называть место человека в системе животного мира .Обосновывать принадлежность человека к животному миру ,используя данные сравнительной анатомии , эмбриологии и других наук . Доказывать ,что человек –существо биосоциальное . |
33 | Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян | 1 | | Знать черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян . |
| | | | |
34-35 | Эволюция человека . Основные этапы . | 2 | | Называть стадии эволюции человека .Характеризовать особенности представителей каждой стадии с биологических и социальных позиций , роль биологических и социальных факторов антропогенеза . |
36 | Расы человека | 1 | | Знать расы человека и признаки отличия . Объяснять механизмы формирования расовых признаков . Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма . |
37-38 | Контрольно-обобщающий урок по теме: “Происхождение человека .” | 2 | | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. Называть гипотезы происхождения человека . Анализировать и оценивать степень их научности. Называть место человека в системе животного мира. Называть стадии эволюции человека. Знать расы человека и признаки отличия. |
Раздел5. Экосистемы (22часа) | ||||
Тема 5.1.Экологические факторы(6часов) | ||||
39-40 | Организм и среда .Экологические факторы . | 2 | | Знать задачи экологии.Объяснять биологическое действие экологических факторов на организмы . |
41-42 | Абиотические факторы среды | 2 | | Называть основные абиотические факторы и описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов . объяснять закономерности действия абиотических факторов на организмы . |
43-44 | Биотические факторы среды | 2 | | Называть и характеризовать виды взаимоотношений между организмами. |
Тема 5.2.Структура экосистем(8часов) | ||||
45 | Видовая и пространственная структуры экосистем | 1 | | Описывать структуры экосистемы .Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы и характеризовать компоненты экосистемы . |
46 | Экологическая структура экосистем | 1 | | Описывать структуры экосистемы .Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы и характеризовать компоненты экосистемы . |
47 | Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах Лабораторная работа 6 .Составление схем передачи вещества и и энергии (цепей питания) в экосистемах | 1 | | Приводить примеры организмов разных трофических уровней .Характеризовать трофическую структуру биоценоза и роль разных организмов в потоке веществ и энергии . Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) . использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе . |
48 | Причины устойчивости и смены экосистем | 1 | | Объяснять причину устойчивости экосистем. Описывать этапы смены экосистем . |
49 | Влияние человека на экосистемы | 1 | | Приводить примеры экологических нарушений . характеризовать влияние человека на экосистемы . |
50 | Искусственные сообщества- агроценозы | 1 | | Характеризовать агроценозы и сравнивать их с естественными экосистемами . |
51 | Лабораторная работа7 .Решение экологических задач | 1 | | Решать простейшие экологические задачи . |
52 | Контрольно-обобщающий урок по темам:” Экологические факторы. Структура экосистем.” | 1 | | Описывать структуры экосистемы. Приводить примеры организмов разных трофических уровней. Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) . использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе . Характеризовать агроценозы и сравнивать их с естественными экосистемами. Решать простейшие экологические задачи. |
Тема5.3. Биосфера- глобальная экосистема (4часа) | ||||
53 | Биосфера- глобальная экосистема . Состав и структура биосферы | 1 | | Называть структурные компоненты, свойства и границы биосферы . Характеризовать распределение биомассы на земном шаре . |
54 | Роль живых организмов в биосфере | 1 | | Характеризовать роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы . |
55 56 | Круговорот воды и углерода .Ноосфера Контрольно-обобщающий урок по теме:’Биосфера-глобальная экосистема”/ | 1 | | Описывать биохимические циклы воды и углерода .Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии . |
Тема5.4. Биосфера и человек (4часа) | ||||
57 | Биосфера и человек | 1 | | Приводить примеры прямого и косвенного влияния человека на живую природу . |
58 | Биосфера и человек . Лабораторная работа8 .Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде | 1 | | Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде . |
59 | Основные экологические проблемы современности | `1 | | Характеризовать причины ,последствия и пути решения экологических проблем . |
60 | Пути решения экологических проблем . Лабораторная работа 9 .Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения . | 1 | | Характеризовать причины ,последствия и пути решения экологических проблем. |
Повторение(5часов) | ||||
61-62 | Повторение по разделу “Вид” | 2 | | Знать основные понятия по изученному разделу .Уметь отвечать на вопросы , выполнять задания разных видов и разного уровня сложности . |
63-64 | Повторение по разделу “Экосистемы” | 2 | | Знать основные понятия по изученному разделу .Уметь отвечать на вопросы , выполнять задания разных видов и разного уровня сложности. |
65 | Промежуточная аттестация | 1 | | Знать основные понятия по изученному материалу .Уметь отвечать на вопросы , выполнять задания разных видов и разного уровня сложности. |
66 | Заключение | 1 | | |