12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Елена Вавиловна524
учитель биологии и химии
Россия, Удмуртская респ., Вавожский район д.З-Какся, ул.Новая,11

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каменноключинская основная общеобразовательная школа»

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №8 от 31 августа 2015г.

Утверждено приказом по школе №88-ОД

От «31» августа 2015г

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 5 классов

в 2015-2016 учебном году

Составитель:

учитель биологии

Колесникова Е.В.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 5 классе: составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Примерная программа по биологии 5-9 классы.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МОУ «Каменноключинская ООШ»

Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Каменноключинская ООШ» на 2015-2016 уч.год.

Рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы под ред. И.Н.Пономаревой.

Обучение ведется по учебнику: Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013г. № 26755).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред.И.Н.Пономаревой осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Раздел «Живые организмы» включает в себя сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания и роли в экосистемах.

Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством И.Н..Пономаревой.

Структурирование курсов биологии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 класса по 9 класс и сохраняет концентрическую систему предмета. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью учащихся.

Место учебного предмета, курса в учебном плане Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части и в учебном плане любого образовательного учреждения В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс Общее количество уроков в неделю в 5 классе составляет 34 часа ,1час в неделю. , из них – 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами обучения являются:

В познавательной сфере -

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;

- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.

В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества

В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.

В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.

В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебной программы.

Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 часов). Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч). Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов). Среды жизни планеты Земля. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.

Тема 4. Человек на планете Земля (6 часов). Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира. Обсуждение заданий на лето.

Учебно-тематический план.

раз-дела

Тема раздела

Всего часов

В том числе*

Изучение нового

Лабораторные работы

Проверочные работы

1

Биология – наука о живом мире

8

5

2

1

2

Многообразие живых организмов

12

9

2

1

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

7

0

1

4

Человек на планете Земля

6

4

0

2

 

Итого:

34

25

4

5

Календарно -тематическое планирование

Раздел,

кол-во часов,

урока

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

примечание

1

2

3

4

5

Биология – наука о живой природе

(8 часов)

 

«Наука о живой природе»

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Характеризовать особенности и значение науки биологии.

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами.

Фронтальный опрос

 

2

«Свойства живого»

Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.

Опорный конспект

3

«Методы изучения природы»

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы оформления результатов исследования

Работа в малых группах

4

«Увеличительные приборы».

Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.

Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.

Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Тест

Л.р. №1

5

«Строение клетки. Ткани».

Выявлять части клетки на рисунках учебника,

характеризовать их значение.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия.

Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Имитационное моделирование

Л.р. №2.

6

«Химический состав клетки».

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.

Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре.

Самостоятельная работа

7

«Процессы жизнедеятельности клетки».

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».

Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема

Сообщения

8

.

Обобщение по теме «Биология – наука о живой природе»

 

Проверочная работа

Многообразие живых организмов (12 часов)

9

«Царства живой природы»

Объяснять сущность термина «классификация».

Определять предмет науки систематики.

Различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Самостоятельная работа

10

«Бактерии: строение и жизнедеятельность».

Характеризовать особенности строения бактерий.

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

Работа в малых группах

11

«Значение бактерий в природе и для человека».

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивать его значение для природы.

Различать бактерий по их роли в природе и жизни человека.

Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

Выводы в тетради

12

«Растения»

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, определять термин «спора».

Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп.

Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.

Фронтальный опрос

13

«Изучение растения»

Различать и называть части побега цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки.

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

Л.р. № 3

14

«Животные».

Объяснение нового материала.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.

Фронтальный опрос

15

«Наблюдение за передвижением животных»

.

Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л.р. № 4

16

«Грибы».

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов.

Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами.

Беседа по вопросам

17

«Многообразие и значение грибов»

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Объяснять значение грибов для человека и для природы

Самостоятельная работа, ролевая игра

18

«Лишайники».

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Выводы в тетради

19

«Значение живых организмов в природе».

Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Мини - проект

20

Обобщение по теме «Многообразие живых организмов»

 

Проверочная работа

Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21

«Среды жизни планеты Земля»

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Опорный конспект

22

«Экологические факторы среды»

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор.

 

Тест

23

«Приспособления организмов к жизни в природе»

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника .

 

Фронтальный опрос

24

«Природные сообщества»

Определять понятие «пищевая цепь».

Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

Беседа по вопросам

25

«Природные зоны России».

Определять понятие «природная зона».

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством.

Самостоятельная работа

26

«Жизнь организмов на разных материках»

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

Объяснять понятие «местный вид».

Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Сообщения

27

Жизнь организмов в морях и океанах».

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы .

Беседа по вопросам

28

Обобщение по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

 

Проверочная работа

Человек на Земле (6 часов)

29

«Как появился человек на Земле»

Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Беседа по вопросам

30

«Как человек изменял природу»

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Беседа по вопросам

31

«Важность охраны живого мира планеты».

Называть животных, истреблённых человеком.

Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Сообщения

32

«Сохраним богатство живого мира».

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.

Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.)

Мини - проект

33

Итоговая проверочная работа.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Самостоятельная работа

 

34

Подведение итогов. Задание на лето.

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе.

Анализировать содержание выбранных на лето заданий

 

Лабораторные работы.

п/п

Название

Л.р. № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

Л.р. № 2

«Знакомство с клетками растений».

Л.р. № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

Л.р. № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

Проверочные работы.

п/п

Название

1

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире».

2

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».

3

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

4

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».

5

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Каждый обучающийся школы обеспечен необходимым оборудованием для проведения экспериментов, проектной и исследовательской деятельности, пользования компьютером, подключенным к Интернету, что позволяет получить разностороннее представление об изучаемом объекте или явлении.

Комплексное применение средств обучения позволяет реализовать цели и задачи, стоящие перед общим биологическим образованием...

Учебное оборудование включает: натуральные объекты, приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, мультимедийные средства, технические средства обучения, учебно-методическую литературу для ученика и учителя.

Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на учащихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску ее решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.

а также методических пособий для учителя:

1). Пономарёва И.Н. Биология 5 класс : методическое пособие . - Москва : Вентана - Граф, 2015

2) ). Пономарёва И.Н Рабочая тетрадь М. 2015

дополнительной литературы для учителя:

1).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

2). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические мате­риалы);

3). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;

для учащихся:

1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;

4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.;

5) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;

6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;

7) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;

8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;

9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;

10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;

11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.;

12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. Т.И.Серебрякова и др. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебн. Для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение, 2002 г.

13)   Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 1999 – 2012 год.

14)   Уроки ботаники. Кузнецова В.И. – М. Просвещение, 1985 год.

15)   В.И. Кузнецова. Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение. 1991 год.

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

Портреты великих ученых - естествоиспытателей;

Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;

Глобус.

3. Технические средства обучения

Ноутбук;

Мультимедийный проектор;

Экран проекционный;

Микроскоп.

4 Учебно-лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.

5. Натуральные объекты

Коллекции, образцы:

Гербарии

 .2 Микропрепараты

3влажные препараты

4. торс человека

. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;

классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

работать в группе;

основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

давать определения понятиям;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

КИМы

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа 1 1 Вариант

А1. Наука изучающая растения: 1. биология 2. ботаника 3. зоология 4. экология

А 2. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:

цитоплазма 2 хлоропласт 3)наружная мембрана 4) ядро

А3. Метод изучения природных объектов с помощью органов зрения:

1. эксперимент 2. измерение 3. наблюдение 4. описание

А4. Клетка, как структура живого организма, была открыта с помощью:

весов 2 мензурки 3) телескопа 4) микроскопа

А 5. Верны ли следующие утверждения:

А. Живые клетки дышат и растут.

Б. Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

В1. Установите соответствие:

Ткани

Живые организмы

А) эпителиальная Б) мышечная В) проводящая Г) механическая Д) нервная

1. рыба 2. фасоль

В2. Установите соответствие:

Части увеличительных приборов

Увеличительные приборы

А) оправа Б) окуляр В) увеличивает в 2-20раз Г) объектив Д) тубус

1. ручная лупа 2. микроскоп

С. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4). У растений выделяют 5 типов ткани ,перечислите их. ……(5)

*Дополнительные вопросы

1Чем живая природа отличается от неживой? 2 Почему клетку считают живой системой?

2 Вариант

А1. Наука изучающая животных:

1. биология 2. ботаника 3. зоология4. Экология

А2. Одноклеточные организмы объединены в царство:

1. грибов 2. бактерий 3 растений4 животных

А3. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях:

1. эксперимент 2. измерение 3. наблюдение4. описание

А4. Между живым организмом и окружающей средой всегда происходит:

1.Фотосинтез 2. Химические реакции 3. Обмен веществ4. Физические явления

А5. Верны ли следующие утверждения?

А. Тела живых организмов состоят из органических и неорганических веществ

Б. У многоклеточных организмов клетки образуют только одну ткань.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения.

В1 Установите соответствие: Части клетки

Клетка

А)ядро Б) цитоплазма В)вакуоль Г)клеточная стенка Д) клеточная мембрана

1 растительная 2.животная

В2. Установите соответствие

Части увеличительных приборов

Увеличительные приборы

А)зеркало Б)рукоятка В)увеличивает в 60 и более раз Г)предметный столик Д)увеличительное стекло 1 ручная лупа 2микроскоп

С. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова. «Группы клеток , сходных по строению, функциям, и общему происхождению ,называют…(1). Между клетками ,входящими в состав ткани, имеются промежутки. Они заполнены ….(2).У животных различают четыре типа тканей: (напишите все 4 типа)….. (3). В состав клетки входят химические вещества ,перечислите как они называются (4)

*Дополнительные вопросы 1.Что общего в строении тел всех живых организмов?

2.Назовите главные части клетки?

Ответы на контрольную работу 1

Вариант 1.

А1. 2 А2. 1 А3. 3 А4. 4 А5. 1

В1. А – 1, Б – 1, В – 2, Г – 2, Д - 1.

В2. А – 1, Б – 2, В – 1, Г – 2, Д – 2.

С. 1. оболочка 2. цитоплазма 3. ядро 4. хлоропласт

5. проводящая, механическая, основная, образовательная .покровная

Вариант 2.

А1. 3 А2. 2 А3. 1 А4. 3 А5.1

В1. А – 1,2, Б – 1,2, В – 1, Г – 2, Д - 1.

В2. А – 2, Б – 1, В – 2, Г – 2, Д – 1.

С. 1. ткани 2. межклеточным веществом 3. мышечная ,эпителиальная, соединительная, нервная 4. неорганические ,органические

Критерии оценивания для контрольной работы по биологии для 5 класса:

За каждый правильный ответ блока «А» - 1 балл, максимально можно набрать за данный блок – 5 баллов.

За правильный ответ блока «В» можно заработать 0 - 4 баллов, максимально можно набрать за данный блок – 8 баллов.

За каждый правильный ответ блока «С» - 2 балла, максимально можно набрать за данный блок – 8 баллов.

Дополнительные вопросы -2 балла

Всего за работу можно набрать максимально – 23- 25 балл.

Перевод баллов в оценку:

21 – 23- 25 балл «5»

15 – 20 баллов «4»

7 - 14 баллов «3»

Контрольная работа 2

Задание А

1. Самой крупной группой является:
A. Вид Б. Род, B Класс Г. Царство
2. Самые маленькие обитатели нашей планеты:
А. Растения Б. Вирусы В. Животные Г. Бактерии
3. Выберите и вставьте пропущенное слово.
Цианобактерии способны выделять.......в атмосферный воздух, который используется живыми организмами для дыхания
A. Кислород Б. Углекислый газ B. Азот

4. Выберите наиболее полный ответ: Грибы – это:
А. Организмы, состоящие из грибницы, плодового тела, размножаются спорами
Б. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и размножаются спорами
В. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием

5. Выберите правильный ответ. Плодовое тело – это:
A. Шляпка гриба Б. Грибница B. Ножка и шляпка гриба
6. Выберите наиболее полный ответ. Симбиотические взаимоотношения водорослей и гриба проявляются в том, что:
A. Нити гриба накапливают органические вещества, в водорослях происходит фотосинтез
Б. Гифы гриба выполняют функцию корней: обеспечивают водоросли водой и растворенными в ней неорганическими веществами, в водорослях происходит фотосинтез и накопление органических веществ, которые получают грибы
B. Гифы гриба обеспечивают функцию корней, а водоросли – функцию листьев зеленых растений

7. Лишайники размножаются:
A. Кусочками слоевища Б. Спорами B. Все ответы верны
8. Строение водорослей характеризуется:
А. Наличием настоящих тканей и органов
Б. Появлением настоящих корней
В. Наличием слоевища (тела недифференцированного на ткани и органы)

9. Простейшие животные обитают в:
A. В водоемах Б. Организмах животных B. Почве Г. Все ответы верные
10. Растут в течении всей жизни:

А. Животные Б. Растения В. Бактерии
Задание В. Выполни задание на соответствие:
1.Бактерии А. Их совокупность называют флорой
2.Растения Б. Поселяются в самых бесплодных местах, где другие не выживают
3.Грибы В. Гетеротрофы, размножаются спорами
4.Животные Г. Совокупность всех видов называют фауной
5.Лишайники Д. одноклеточные безъядерные организмы


Ответы на контрольную работу 2:

1.Г 2.Б 3.А 4.В 5.В 6.Б 7.В 8.В 9.Г 10.Б

1 Д 2А 3В 4Г 5 Б
Критерии оценивания для контрольной работы:

За каждый правильный ответ блока «А» - 1 балл, максимально можно набрать за данный блок – 10 баллов

За правильный ответ блока «В» можно заработать 0 - 2 баллов, максимально можно набрать за данный блок – 10 баллов. Перевод баллов в оценку:

18 – 20 балл «5»

15 –17баллов «4»

10- 14 баллов «3»

Контрольная работа №3

По теме « Жизнь организмов на планете Земля».

Вариант1

Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.

Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

3.Почему в природе нет вредных и полезных организмов?

Вариант2

1.Приведите примеры растений и животных ,обитающих в водной среде.

2.Поясните,как животные приспосабливаются к суровым условиям зимы.

3.Назовите ,отчего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках?

Итоговая контрольная работа за 5 класс.

Вариант1

Охарактеризуйте свойства живого, присущие клетке.

От чего зависит состав растений в лесу? Какие живые организмы входят в состав природного сообщества «лес»?

Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

Вариант2

           1.Где на Земле появились первые предки человека?

           2.Что называют пищевой цепью?

           3.Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?

Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая  последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.  

Оценка лабораторной работы.

«5»  - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 15-20 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 24  вопросов.

Время выполнения работы: 20-30 мин.

Оценка «5» - 22-24 правильных ответов, «4»- 17-21,  «3» - 13-16 , «2» - менее 12

Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.