Рабочая программа учебного предмета «География» для 8 класса по УМК «Классическая линия»

0
0
Материал опубликован 8 February 2019 в группе

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________

«____»________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МАОУ «СОШ № 2»

________________

приказ от «___» _____2018г.№_____

Рабочая программа

учебного предмета география

на 2018 – 2019 учебный год

Общее количество часов по плану на учебный год: 70 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Класс: 8а, 8б, 8в, 8г

Уровень освоения программы: базовый

Программа составлена на основании:

авторской программы И. И. Баринова, В.П. Дронов, И.В Душина, В.И. Сиротин. Программа основного общего образования по географии 5—9 классы /Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. - 3 издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2014.

Составитель программы: Киреева Лилия Хуснулловна, учитель географии

Принято на заседании школьного методического объединения

учителей предметной области «общественные науки и естественно – научные предметы» протокол от «___»____2018 г. № ____

Руководитель ШМО _________________

подпись

ЛАНГЕПАС, 2018 год

Рабочая программа по географии для обучающихся 8 А, Б, В классов на 2018-2019 учебный год составлена:

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа от 31.12.2015 № 1576);

на основе авторской программы И. И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В Душиной, В.И. Сиротина «Программа основного общего образования по географии 5—9 классы»

и является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», утвержденной приказомЛангепасского городского муниципального автономногообщеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» от 31.08.2015 года № 425–о (в редакции приказ от 25.05.2018 № 419-о).

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе

школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе,

что определяет его особую роль в формировании комплексных социально

ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

В ходе реализации рабочей программы по географии в 8 классе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Учащийся должены овладеть следующими личностными результатами:

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общест- венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информации;

использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполнен- ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно- коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты. Ученик научится:

называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время.

называть и показывать крупные равнины и горы;

выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения;

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам;

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования; используя карту,

называть типы почв и их свойства;

объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов.

объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Система контроля освоения обучающимися общеобразовательной программы по географии

Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по географии в 8 классе осуществляется учителем и включает в себя следующие виды контроля:

- текущий контрольего цель – анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Для контроля и оценки знаний по этому предмету используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные письменные работы, не требующие развёрнутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные, практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют обучающиеся всего класса.

Индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение, защита презентации.

В данный период, обучающийся должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающегося к контролю. В журнале фиксируются только положительные отметки;

- промежуточная аттестация – определяется уровень достижения планируемых результатов по географии по итогам учебного года (форма контроля: итоговая контрольная работа). Проводится в период с 14 мая по 19 мая текущего года. Результаты проверки фиксируются в классном журнале.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний,.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты. Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. И учителем дается шанс после разбора материала вторично выполнить работу.

Критерии определения достижений предметных результатов по итогам письменных проверочных работ (тестов).

Отметка по пятибалльной шкале

Объем правильно выполненных заданий, %

5

86-100

4

64-85

3

50-63

2

Менее 49

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5.Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Годовая отметка выставляется как среднее значение четвертных отметок с учетом промежуточной аттестации.

Перечень обязательных проверочных письменных работ

Вид проверочной работы

Примерные сроки выполнения

Объекты контроля

Контрольная работа № 1

По окончанию темы «Растительность и животный мир. Биологические ресурсы»

-знание основных понятий;

-расположение основных объектов;

-знание закономерностей размещения основных объектов

-причины образования природных явлений и их влияние на компоненты природы и человека.

-определение по описанию названия объектов

Контрольная работа № 2

По окончанию темы «Природа регионов России»

Перечень обязательных практических работ для выполнения всеми обучающимися.

№ п.п

Дата проведения

Практическая работа

 

3-07.09

Характеристика географического положения России.

 

10-14.09

Определение поясного времени для различных пунктов России.

 

1-5.10

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры

 

15-19.10

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

 

15-19.10

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны

 

19-23.11

Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия

 

26-30.11

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

 

26-30.11

Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

 

17-21.12

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

 

9.11.01

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

 

4-08.03

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

 

18-22.03

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

 

6-10.05

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

 

13-17.05

Характеристика экологического состояния одного из регионов России

Примечание:

В практические работы № 12, 13 являются обучающими, поэтому не оцениваются.

Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России проведена при изучении темы «Природа регионов России» (Раздел 2).

Раздел II. Содержание учебного предмета, курса

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)

Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны? »

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (20ч)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч) Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение. Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально- сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (5 ч)

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подсти- лающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны. Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края. Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность со- хранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода — уникальный ресурс, который нечем заменить...».

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (5 ч) Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Раздел II. Природные комплексы России (37 ч)

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ(6 ч)

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и вы- соты гор.

Практические работы. 9. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.10. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (31 ч)

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сиби- ри. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. 12.Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова "Российское могущество прирастать Сибирью будет..."».

Раздел III. Человек и природа (6ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы.

Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России

Перечень обязательной географической номенклатуры. 8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны:Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Технологии и методы организации учебного процесса

технология ИКТ в качестве средства демонстрации и наглядного представления;

технология развития критического мышления в виде использования приемов построения кластеров, постановки проблемных вопросов и критического восприятия текста, использования приемов составления синквейнов и др.;

коллективный способ обучения (СИ – совместное изучение, ВТ – взаимопередача темы, ВЗ – взаимообмен заданиями);

проектные методы обучения: начальный этап, выполнение мини-проектов, подготовка выступлений по проблемным вопросам

Учебные занятия проводятся при использовании фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы.

При актированных днях, карантинах или других возможных обстоятельствах программа будет реализовываться с помощью дистанционных технологий: на школьном информационном сайтеhttp://lgschool2.ucoz.ru/ и электронном классном журнале «Аверс», который находится на школьном сайте будут выкладываться презентации, задания, технологические карты изучения темы. Контроль правильности выполнения заданий и уровня освоения учебного материала обучающимися осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию уроков.

Межпредметные связи учебного предмета, курса:

Школьный курс географии 8 класса - системообразующий для есте­ственно - научных учебных предметов, поскольку географические явления и законы лежат в основе содержания курса «География России. Природа», химии, биологии, истории, обществознания, экологии. «География России. Природа», 8-й класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей при размещении населения и заселения территории.

Перечень внеурочных мероприятий в рамках изучения предмета, курса:

Внеурочные мероприятия будут проведены в рамках Фестиваля общественных наук в октябре-ноябре и неделя экологии: День Воды- март, День Земли- апрель 2019 года.

    • Экскурсия в МВЦ на экспозицию «География ХМАО».

      Проведение школьного этапа ВОШ по географии.

      Оформление выставки «Заповедные места России»,«Заповедники и охраняемые места ХМАО».

Раздел III. Тематическое планирование

Распределение часов

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за учебный год

8А,Б,В,Г

16 часов

15 часов

21 часов

18 часов

70 часов

Тематическое планирование

№ темы

/раздела

Название темы/раздела

Общее кол-во часов на изучение тем/раздела

Из них

Характеристика учебной деятельности обучающихся

теория

практика

контроль

 

Что изучает физическая география России

1

1

0

0

Знакомство с учебником, интернет-ресурсами.

 

Наша Родина на карте мира

6

4

2

0

Анализ и сопоставление карт атласа.Обозначение границ России, береговой линии России на контурной карте. Характеристика морей.

Решение задач на определение местного и поясного времени

Сбор и информация из разных географических источников информации о русских ученых,

землепроходцах — открывателях земель на севере и востоке страны. Анализ политико – административной карты.

Самоидентификация «Я — гражданин России (житель ее конкретного региона)».

Подготовка презентации

Раздел I.

Особенности природы и природные ресурсы России

20

13

6

1

 

 

Рельеф, геологическое строение, и минеральные ресурсы

4

3

1

0

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и крупных месторождений. Анализ и сопоставление физической и тектонической карт, Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы

 

Климат и климатические ресурсы

5

3

2

0

Анализ климатических карт и диаграмм. Отработка новых понятий. Составление характеристики разных типов климата, явлений природы, стихийных явлений. Работа с контурной картой

 

Внутренние воды и водные ресурсы

3

3

0

0

Составление характеристики реки. Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты Оценивание роли воды в жизни человека.

 

Почвы и почвенные ресурсы

3

2

1

0

Составление характеристики основных типов почв. Оценивание почвенных ресурсов страны

 

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

5

2

2

1

Обозначение на контурной карте основных заповедников России. Оценивание природных условий и ресурсов России. Подготовка и защита презентации. Работа с картами атласа, интернет-ресурсами.

Раздел 2

Природные комплексы России

37

 

4

1

 

 

Природное районирование

6

4

2

 

Составление сравнительной характеристики природных зон использованием разных источников географической информации и обозначение их на контурной карте. Составление схемы высотной поясности

 

Природа регионов России.

31

28

2

1

Устанавливать характер воздействия географического положения на природу. Составлять описание и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе и карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы разных регионов. Решать практические, познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

Раздел III

Человек и природа

6

5

1

0

Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов

Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края

Оценивание роли географического прогноза в жизни и деятельности человека

Оценивание природно-ресурсного потенциала России, ее места и роли на планете Земля

 

всего

70

54

14

2

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела/урока

Количество часов

Дата проведения занятия

Учебно-методическое обеспечение*

план

факт

I четверть

       

Что изучает физическая география России(1ч)

 

Что изучает физическая география России.

1

3-7.09

 

1.1,1.2,1.3

Наша Родина на карте мира(6ч)

 

Географическое положение России.

ПР№1

1

3-7.09

 

1.1,1.2,1.3

 

Моря, омывающие берега России

1

10-14.09

 

1.1,1.2,1.3

 

Россия на карте часовых поясов.

ПР№2

1

10-14.09

 

1.1,1.2,1.3

 

Как осваивали и изучали территорию России.

1

17-21.09

 

1.1,1.2,1.3

 

Современное административно- территориальное устройство России.

1

17-21.09

 

1.1,1.2,1.3

 

Обобщение знаний по теме

1

24-28.09

 

1.1,1.2,1.3

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России(20ч)

Рельеф, геологическое строение, и минеральные ресурсы (4ч)

 

Особенности рельефа России.

1

24-28.09

 

1.1,1.2,1.3,2.2

 

Геологическое строение территории России. ПР№3

1

1-5.10

 

1.1,1.2,1.3

 

Минеральные ресурсы России

1

1-5.10

 

1.1,1.2,1.3

 

Развитие форм рельефа 

1

8-12.10

 

1.1,1.2,1.3

Климат и климатические ресурсы (5ч)

 

От чего зависит климат нашей страны

1

8-12.10

 

1.1,1.2,1.3

 

Распределение тепла и влаги на территории России. ПР№4

1

15-19.10

 

1.1,1.2,1.3,2.5

 

Разнообразие климата России.

ПР№5

1

15-19.10

 

1.1,1.2,1.3,2.5

 

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

1

22-26.10

 

1.1,1.2,1.3

 

Климат родного края

1

22-26.10

 

1.1,1.2,1.3, 2.2

 

ВСЕГО за I четверть

16

     

Внутренние воды и водные ресурсы (3ч.)

 

Разнообразие внутренних вод. Реки.

1

6-09.11

 

1.1,1.2,1.3

 

Озера, болота, подземные воды,

Ледники, многолетняя мерзлота.

1

6-09.11

 

1.1,1.2,1.3

 

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

1

12-16.11

 

1.1,1.2,1.3.2.2

 

         

Почвы и почвенные ресурсы (3ч.)

 

Образование почв и их разнообразие.

1

12-16.11

 

1.1,1.2,1.3

 

Закономерности распространения почв.

1

19-23.11

 

1.1,1.2,1.3,2.2

 

Почвенные ресурсы России.

ПР№6.

1

19-23.11

 

1.1,1.2,1.3,2.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы(5ч)

 

Растительный и животный мир России. ПР№7

1

26-30.11

 

1.1,1.2,1.3

 

Биологические ресурсы . Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ПР№8.

1

26-30.11

 

1.1,1.2,1.3

 

Природно – ресурсный потенциал России.

1

3-07.12

 

1.1,1.2,1.3

 

Обобщение знаний по теме

1

3-07.12

 

1.1,1.2,1.3,2.2

 

Контрольная работа №1

1

10-14.12

 

1.1,1.2,1.3

Раздел 2. Природные комплексы России (37 часов )

Природное районирование (6часов )

 

Разнообразие природных комплексов России.

1

10-14.12

 

1.1,1.2,1.3

 

Моря как крупные природные комплексы.

1

17-21.12

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные зоны России.

ПР№9

1

17-21.12

 

1.1,1.2,1.3

 

Разнообразие лесов России.

1

24-25.12

 

1.1,1.2,1.3

 

ВСЕГО за II четверть

15

     

 

Безлесные зоны на юге России. ПР№10

1

9-11.01

 

1.1,1.2,1.3

 

Высотная поясность

1

14-18.01

 

1.1,1.2,1.3

Природа регионов России ( 31часов )

 

Восточно – Европейская (Русская) равнина.

1

14-18.01

 

1.1,1.2,1.3

 

Особенности природы Русской равнины

1

21-25.01

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные комплексы Восточно – Европейской равнины

1

21-25.01

 

1.1,1.2,1.3

 

Памятники природы равнины

1

28-01.02

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования

1

28-01.02

 

1.1,1.2,1.3

 

Кавказ – самые высокие горы.

1

04-08.02

 

1.1,1.2,1.3

 

Рельеф, геологическое строение, и полезные ископаемые Кавказа.

1

04-08.02

 

1.1,1.2,1.3

 

Особенности природы высокогорий.

1

11-15.02

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

11-15.02

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

 

18-22.02

   

 

Урал - каменный пояс Русской Земли.

1

18-22.02

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные ресурсы

1

25-1.03

 

1.1,1.2,1.3

 

Своеобразие природы Урала.

1

25-1.03

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные уникумы.

1

4-08.03

 

1.1,1.2,1.3

 

Экологические проблемы Урала.  

ПР№11 

1

4-08.03

 

1.1,1.2,1.3

 

Западно - Сибирская равнина.

1

11-15.03

   

 

Особенности природы Западно –Сибирской равнины.

1

11-15.03

 

1.1,1.2,1.3,2.2,2.3

 

Природные зоны Западно- Сибирской равнины

1

18-22.03

 

1.1,1.2,1.3,2.2,2.3

 

Природные ресурсы и условия их освоения. ПР№12

1

18-22.03

 

1.1,1.2,1.3,2.2,2.3

 

ВСЕГО за III четверть

21

     

 

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

1-5.04

 

1.1,1.2,1.3

 

История освоения Восточной Сибири

1

1-5.04

 

1.1,1.2,1.3

 

Особенности природы Восточной Сибири. Климат.

1

8-12.04

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные районы Восточной Сибири.

1

8-12.04

 

1.1,1.2,1.3

 

Жемчужина Сибири – Байкал   

1

15-19.04

 

1.1,1.2,1.3,2.5

 

Природно – ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. 

1

15-19.04

 

1.1,1.2,1.3

 

Дальний Восток – край контрастов

1

22-26.04

 

1.1,1.2,1.3,2.5

 

Особенности природы Дальнего Востока

1

22-26.04

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

29-3.05

 

1.1,1.2,1.3

 

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

29-3.05

 

1.1,1.2,1.3

 

Обобщение знаний. ПР№13 

1

6-10.05

 

1.1,1.2,1.3

 

Промежуточная аттестация Контрольная работа №2

1

6-10.05

   

Раздел III.Человек и природа(6ч)

 

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

13-17.05

 

1.1,1.2,1.3

 

Воздействие человека на природу

 

13-17.05

   

 

Рациональное природопользование

1

20-24.05

 

1.1,1.2,1.3

 

Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. ПР№14

1

20-24.05

 

1.1,1.2,1.3

 

География для природы и общества

1

27-31.05

 

1.1,1.2,1.3

 

Обобщение знаний

1

27-31.05

 

1.1,1.2,1.3

 

ВСЕГО за IVчетверть

18

     

ИТОГО за учебный год

70

     

Приложение1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; оборудование компьютерной сети(кабинет 105).

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Для обучающихся:

1.1.Баринова И.И. География России. Природа: учебник для 8 класса. - М.: Дрофа, 2017.

1.2. Баринова И.И. География России. Природа. 8кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2017

1.3 География. 8 класс : атлас.- 9 –е изд.,испр. - М.:Дрофа, 2017.- 565 с.: ил., карт.

2.Для учителя:

2.1.Баринова И.И., Ром В.Я. Методическое пособие по курсу «География России. 8-9 класс. - М.: Дрофа, 2017.

2.2.Бакулин В.В. География Ханты-Мансийского автономного округа / В.В. Козин В, Т.К. Орлова, И.И. Смирнов, Н.Н. Элерт : учебное пособие для 8-9 классов. - М.: Экопрос, 1996.-224с.

2.3. Ким Э.В. Рабочая тетрадь по географии Ханты-Мансийского автономного округа: 8-9 класс/ Э.В. Ким, В.П. Мясоедова, Т.К. Орлова. - М. : Экопрос, 1997. – 31с.

2.4. Баринова И.И..Диагностические работы к учебнику И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс»/И.И. Баринова, М.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2017.

2.5. Уроки географии с использованием информационных технологий 6 -9 классы : методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева – М.: Глобус, 2010

2.6.рнабочие программы. География . 5-9 классы.: учебно- методическое пособие/ сост. С.В. Курчина.- 3-е изд.,стереотип.- - М.: Дрофа, 2014.

2.7. Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии.8 класс / Е.А., Н.А.Никитина Н.А. -2 –е изд., перераб. и доп.– М.: Вако, 2015

2.8. Сборник вариантов ОГЭ. География. ФИПИ.2018г.

3.СD

3.1. Водные ресурсы России. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006 эл. опт. диск (СD-I).

3.2.География России. Природа и население.8 кл [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2003 – 1 эл. опт. диск (СD-ROM)

3.3.Дальний Восток. Физическая карта. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006 – 1 эл. опт. диск (СD-ROM).

3.4.Европейский Север России. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006 – 1 эл. опт. диск (СD-ROM).

3.5.Европейский Юг России. Физическая карта. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006 – 1 эл. опт. диск (СD-ROM).

3.6.Земельные ресурсы России. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006 эл. опт. диск (СD-I).

3.7.Растительность России. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006 эл. опт. диск (СD-I).

3.8.Сибирь. Физическая карта. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006. – 1 эл. опт. диск (СD-ROM).

3.9.Строение земной коры и полезные ископаемые. [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006. - эл. опт. диск (СD-I).

3.10.Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 кл. [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2005, интерактивный видеодиск (CD-DVI).

3.11.Физическая карта России [Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006. – 1 эл. опт. диск (СD-ROM).

3.12.[Электронный ресурс]: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006. – 1 эл. опт. диск (СD-ROM)

4. АДРЕСА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

4.1.http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

4.2.http://geographer.ru – Географический портал.

4.3.http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

4.4.http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.

4.5.http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

4.6.http://geographer.ru – Географический портал.

4.7.http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=528&Itemid=164 - авторская основного общего образования по географии. 6—9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.

4.8.Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.