Рабочая программа по биологии в 9 классе коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по биологии в 9 классе разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (вариант 1).
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Задачи:
Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и неживой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
Формирование бережного отношения к природе;
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.
Задачи 9 класса:
-сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье.
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых существ).
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия
4. Коррекция произвольного внимания
5. Развитие самостоятельности, аккуратности
Биология как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Изучение биологии расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть явления и процессы во взаимосвязи, улучшает социализацию и адаптацию в социум, накопление жизненного опыта.
Содержание программы (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение. Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Опора тела и движение. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм). Лабораторные работы: Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Демонстрация опытов: Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке. Действие слюны на крахмал. Действие желудочного сока на белки.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
В 9 классе большое внимание уделено социализации учащихся коррекционной школы, их интеграции и адаптации в современных условиях. Важной частью программы является получение знаний о строении организма, проведение профилактической работы по использованию здорового образа жизни, умение ориентироваться в своем теле с целью сохранения и укрепления здоровья, возможность оказания первой медицинской помощи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса:
1 уровень | 2уровень | 3уровень |
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны знать: |
Название, строение и расположение основных органов организма человека. Элементарное представление о функциях основных органов и их систем. Влияние физических нагрузок на организм человека. Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм. Основные санитарно-гигиенические правила. | Название, строение и расположение основных органов в организме человека. Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм Влияние физических нагрузок на организм человека. Основные санитарно-гигиенические правила. | Названия, строение и расположение основных органов организма человека. Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм человека. Гигиенические правила. |
Учащиеся должны уметь: | Учащиеся должны уметь: | |
Применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. | Применять приобретенные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. | Применять приобретенные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
| | |
Распределение часов по четвертям
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Количество часов | 18 | 15 | 16 | 19 | 68 |
Учебно - тематический план.
1 | Общий обзор. | 4 |
5 | Опорно-двигательная система. | 14 |
6 | Кровь и кровообращение. Сердечно- сосудистая система. | 8 |
7 | Дыхательная система. | 5 |
8 | Пищеварительная система. | 13 |
9 | Мочевыделительная система. | 3 |
10 | Кожа. | 6 |
11 | Нервная система. | 7 |
12 | Органы чувств. | 4 |
13 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 2 |
14 | Повторение | 2 |
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Коррекция и развитие через возможные виды деятельности учащихся | Оборудование и наглядность | Словарь | Предметные результаты | Стр. учеб-ника | Дата |
1 четверть (18ч) | ||||||||
1. | Общий обзор. | 4 | | | | | | |
1.1 | Введение. | 1 | Работать с терминами | Учебник, иллюстрации | Анатомия Физиология Гигиена | Знает понятия анатомия, физиология, гигиена | 4-5 | |
1.2 | Место человека в живой природе. | 1 | Выделять главное отличие человека от животного – разум и речь. | Учебник, иллюстрации | Человек Млекопитающее | Знает сходства и различия в строении тела человека и животного. Умеет рассказывать для чего нужны знания о строении тела человека. | 6-9 | |
1.3 | Строение клеток и тканей организма | 1 | Зарисовать в тетради схему строения клетки, ее химический состав. Сравнить назначения видов ткани | Учебник, иллюстрации | Ядро Цитоплазма Мембрана Органоиды Эпителиальная Соединительная Нервная | Знает строение клетки, ее химический состав, названия видов тканей | 9-13 | |
1.4 | Органы и системы органов человека | 1 | Уметь ориентироваться в частях своего тела. | Учебник, иллюстрации | Органы Системы органов | Умеет ориентироваться в частях своего тела. | 13-16 | |
2. | Опорно-двигательная система. | 14 | | | | | | |
2.1 | Скелет человека. Его значение. Основные части. | 1 | Уметь ориентироваться в частях своего скелета. | Учебник, иллюстрации | Скелет Череп Позвоночник Грудная клетка Конечности | Умеет ориентироваться в частях своего скелета. Знать значение ОД системы для организма | 17-21 | |
2.2 | Состав и строение костей. | 1 | Зарисовать в тетради строение кости. Различать виды костей | Учебник, иллюстрации | Надкостница Трубчатые, губчатые, плоские кости | Знает из чего состоят кости, почему они бывают хрупкими. | 22-24 | |
2.3 | Соединение костей. | 1 | Различать виды соединений костей | Учебник, иллюстрации | Неподвижное Подвижное Полуподвижное | Знает виды соединений костей | 25-28 | |
2.4 | Череп. | 1 | Различать части черепа | Учебник, иллюстрации | Череп челюсть Черепная коробка Лицевой отдел | Умеет ориентироваться в частях черепа. | 29-31 | |
2.5 | Скелет туловища. | 1 | Различать части туловища. | Учебник, иллюстрации | Позвоночник Грудная клетка Ребра Позвонки Спинной мозг | Умеет ориентироваться в скелете туловища | 31-35 | |
2.6 | Скелет верхних конечностей. | 1 | Различать части верхних конечностей. | Учебник, иллюстрации | Плечевой пояс Лопатка Ключица плечо Предплечье Кисть | Умеет ориентироваться в скелете верхних конечностей. | 36-38 | |
2.7 | Скелет нижних конечностей. | 1 | Различать части нижних конечностей. | Учебник, иллюстрации | Тазовый пояс Крестец Бедро голень Стопа | Умеет ориентироваться в скелете нижних конечностей. | 39-41 | |
2.8 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 1 | Выполнять первую помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | Учебник, иллюстрации | Растяжение Вывих Перелом Шина | Знает, как оказать первую помощь при растяжении, вывихе и переломе. | 42-45 | |
2.9 | Значение и строение мышц. | 1 | Различать виды мышц | Учебник, иллюстрации | Мышцы Длинные Широкие короткие | Знает названия основных виды мышц человека | 46-50 | |
2.10 | Основные группы мышц человека. | 1 | Различать группы мышц | Учебник, иллюстрации | Мышцы головы, шеи, туловища, конечностей | Различает группы мышц | 50-52 | |
2.11 | Работа мышц. Физическое утомление. | 1 | Выполнять упражнения на работу мышц | Учебник, иллюстрации | Сухожилия, Сгибатели Разгибатели | Знает работу мышц | 53-56 | |
2.12 | Предупреждение искривления позвоночника. плоскостопие | 1 | Выполнять упражнения на предупреждение искривления позвоночника. плоскостопие | Учебник, иллюстрации | Искривление Плоскостопие Осанка | Умеет выполнять упражнения на предупреждение искривления позвоночника. плоскостопие | 57-61 | |
2.13 | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании | 1 | Выполнять упражнения на предупреждение болезней | Учебник, иллюстрации | Спорт Труд Упражнения | Знает, как оказать первую помощь при растяжении, вывихе и переломе. Умеет выполнять упражнения на предупреждение болезней. | 62-66 | |
2.14 | Контрольная работа за 1 четверть по теме: «Опорно-двигательная система.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
2 четверть (15ч) | ||||||||
3. | Кровь и кровообращение. Сердечно- сосудистая система. | 8 | | | | | | |
3.1 | Значение крови и кровообращения. | 1 | Выделять и называть значение крови | Учебник, иллюстрации | Кровь Кровообращение Иммунитет | Знает значение крови и кровообращения, состав крови. | 66-68 | |
3.2 | Состав крови. | 1 | Различать клетки крови по их назначению | Учебник, иллюстрации | Плазма Эритроциты Тромбоциты Лейкоциты Донор | Знает состав крови | 69-72 | |
3.3 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | Различать органы кровообращения по их назначению | Учебник, иллюстрации | Сосуды Артерии Вены Капилляры | Знает органы кровообращения: сосуды | 73-77 | |
3.4 | Органы кровообращения. Сердце и его работа. | 1 | Различать органы кровообращения по их назначению | Учебник, иллюстрации | Предсердие Левый и правый желудочек Предсердие Аорта Пульс | Знает органы кровообращения: сердце. Умеет ориентироваться, где находиться сердце | 77-81 | |
3.5 | Большой и малый круги кровообращения. | 1 | Различать круги кровообращения по их назначению | Учебник, иллюстрации | Большой и малый круги кровообращения Артериальная кровь Венозная кровь | Знает работу органов кровообращения. Умеет измерять пульс. | 82-85 | |
3.6 | Сердечно- сосудистые заболевания и их предупреждение | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. Измерить давление | Учебник, иллюстрации, тонометр | Артериальное давление Инфаркт миокарда Гипертония Инсульт Кардиолог | Знает профилактику сердечно- сосудистых заболеваний | 85-88 | |
3.7 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Оказывать первая помощь при кровотечениях. | Учебник, иллюстрации, аптечка | Бинт Жгут Повязка Перекись водорода Йод Зеленка Кровотечение | Знает и умеет оказывать первую помощь при кровотечениях. | 89-93 | |
3.8 | Контрольная работа по теме: «Кровь и кровообращение. Сердечно- сосудистая система.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
4. | Дыхательная система. | 5 | | | | | | |
4.1 | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. | 1 | Различать органы дыхания по их назначению | Учебник, иллюстрации | Дыхательные пути Голосовые связки Легкие Носоглотка Бронхи Диафрагма | Умеет ориентироваться, где находятся органы дыхания. Знает их назначение. | 94-99 | |
4.2 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | Строить последовательность процесса газообмена в легких и тканях | Учебник, иллюстрации | Газообмен Кислород Углекислый газ Водяные пары | Умеет рассказать, как происходит газообмен в легких и тканях. | 99-101 | |
4.3 | Гигиена дыхания. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: как сделать чистым воздух | Учебник, иллюстрации | Пыль Выхлопные газы | Знает профилактические меры по гигиене дыхания | 102-106 | |
4.4 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Ангина Бронхит Воспаление легких Грипп ОРВИ Туберкулез | Знает профилактику болезней органов дыхания | 106-113 | |
4.5 | Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Сердечно- сосудистая и дыхательная системы.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
5. | Пищеварительная система. | 13 | | | | | | |
5.1 | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | Различать пищевые продукты | Учебник, иллюстрации | Пищеварение Питание | Знает влияние питания на организм | 113-115 | |
5.2 | Питательные вещества | 1 | Различать питательные вещества | Учебник, иллюстрации | Белки Жиры Углеводы | Знает влияние питательных веществ на организм | 115-119 | |
3 четверть (16ч) | ||||||||
5.3 | Витамины | 1 | Различать витамины | Учебник, иллюстрации | Витамины Авитаминоз | Знает влияние витаминов на организм | 119-124 | |
5.4 | Органы пищеварения. | 1 | Различать органы пищеварения по их назначению | Учебник, иллюстрации | Желудок Пищевод Поджелудочная железа Печень Кишечник Ротовая полость | Умеет ориентироваться, где находятся органы пищеварения. Знает их назначение. | 124-127 | |
5.5 | Ротовая полость. Зубы. | 1 | Различать виды зубов по их назначению | Учебник, иллюстрации | Ротовая полость Язык Слюнные железы Резцы Клыки Коренные зубы | Умеет ориентироваться, где находятся зубы. Знает их назначение | 128-131 | |
5.6 | Изменение пищи в желудке. | 1 | Строить последовательность процесса пищеварения | Учебник, иллюстрации | Пищевод Желудок Желудочный сок | Знает, что происходит с пищей в разных отделах пищеварительной системы. | 131-134 | |
5.7 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 1 | Строить последовательность процесса пищеварения | Учебник, иллюстрации | Тонкий кишечник Печень Поджелудочная железа Толстый кишечник Аппендицит | Знает, что происходит с пищей в разных отделах пищеварительной системы. | 134-137 | |
5.8 | Гигиена питания. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Гигиена питания диетолог | Знает профилактические меры по гигиене питания | 137-141 | |
5.9 | Уход за зубами и ротовой полостью | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Кариес Воспаление десен Стоматолог | Знает профилактические меры по уходу за зубами | 141-144 | |
5.10 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Гастрит Язва желудка Гепатит Цирроз | Знает профилактику болезней органов пищеварения | 145-147 | |
5.11 | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Инфекционные заболевания Глистные заражения Глисты Дизентерия. | Знает профилактику болезней органов пищеварения | 148-151 | |
5.12 | Пищевые отравления. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Ботулизм Отравление грибами. | Знает профилактику болезней органов пищеварения | 151-158 | |
5.13 | Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
6. | Мочевыделительная система. | 3 | | | | | | |
6.1 | Почки- органы выделения. | 1 | Различать органы выделения по их назначению | Учебник, иллюстрации | Мочеточники Мочевой пузырь Моча Почки | Умеет ориентироваться, где находятся органы выделения. Знает их назначение | 158-161 | |
6.2 | Предупреждение почечных заболеваний | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Почечные заболевания | Знает профилактику болезней органов выделения. | 162-165 | |
6.3 | Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Пищеварительная и мочевыделительная системы.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
7. | Кожа. | 7 | | | | | | |
7.1 | Кожа и ее роль в жизни человека | 1 | Выделять роль кожи для организма | Учебник, иллюстрации | Потовые и сальные железы Кожа | Знает значение кожи | 165-169 | |
7.2 | Уход за кожей | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Мыло Гель Мочалка Крем | Знает и умеет выполнять гигиенические меры | 169-171 | |
4 четверть (19ч) | ||||||||
7.3 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Волосы Ногти Пластины Корни Грибковые поражения | Знает и умеет выполнять гигиенические меры | 171-175 | |
7.4 | Закаливание организма. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Закаливание Солнечные ванны Воздушные ванны Водные процедуры | Знает и умеет выполнять меры по закаливанию | 176-178 | |
7.5 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 | Оказывать первая помощь при тепловых и солнечных ударах, при ожогах и обморожении | Учебник, иллюстрации | Тепловой удар Солнечный удар Перегревание Ожог Обморожение | Знает и умеет выполнять меры при тепловых и солнечных ударах, при ожогах и обморожении | 179-186 | |
7.6 | Контрольная работа по теме: «Кожа.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
8. | Нервная система. | 7 | | | | | | |
8.1 | Спинной и головной мозг. | 1 | Различать спинной и головной мозг по назначению | Учебник, иллюстрации | Головной мозг Кора больших полушарий Продолговатый Спинной мозг Мозжечок | Умеет ориентироваться, где находятся мозг. Знает их назначение | 186-190 | |
8.2 | Нервы. | 1 | Называть значение и работу нервов | Учебник, иллюстрации | Нервы Нервные окончания Возбуждение | Умеет называть значение и работу нервов | 191-193 | |
8.3 | Значение нервной системы. | 1 | Называть значение нервной системы. | Учебник, иллюстрации | Речь Мышление Сознание | Умеет называть значение | 193-195 | |
8.4 | Режим дня, гигиена труда. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Гигиена труда Режим дня | Знает и умеет выполнять меры по гигиене труда | 195-197 | |
8.5 | Сон и его значение | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Сон Сновидения | Знает правила для здорового сна | 198-200 | |
8.6 | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Наркотики Алкоголизм | Называет пагубное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | 200-204 | |
8.7 | Контрольная работа по теме: «Нервная система.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
9. | Органы чувств. | 4 | | | | | | |
9.1 | Органы зрения. Гигиена зрения. | 1 | Различать части глаза, Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Глаза Роговица Радужная оболочка Зрачок Хрусталик Дальнозоркость близорукость | Знает строение глаза. Умеет проводить профилактические меры для укрепления здоровья глаз | 206-213 | |
9.2 | Органы слуха. Гигиена слуха. | 1 | Различать части уха, Устанавливать причинно-следственные связи: образ жизни- состояние здоровья. | Учебник, иллюстрации | Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка Глухота Ушная сера | Знает строение уха. Умеет проводить профилактические меры для укрепления здоровья ушей | 213-218 | |
9.3 | Орган обоняния. Орган вкуса. | 1 | Различать органы вкуса и обоняния по строению и назначению | Учебник, иллюстрации | Орган обоняния Носовая полость Нервные окончания Запах Вкусовые сосочки Ротовая полость Насморк | Умеет ориентироваться, где находятся органы вкуса и обоняния. Знает их назначение | 218-225 | |
9.4 | Контрольная работа за 4 четверть по теме: «Нервная система и органы чувств.» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
10. | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 2 | | | | | | |
10.1 | Охрана здоровья человека | 1 | Различать меры по охране здоровья | Учебник, иллюстрации | Здоровье Здоровый образ жизни Диспансеризация Профилактические прививки | Иметь элементарные знания об охране труда в РФ | 225-228 | |
10.2 | Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации | 1 | Различать учреждения здравоохранения | Учебник, иллюстрации | Поликлиника Больница Диспансер Санаторий Пенсия | Иметь элементарные знания о системе учреждений здравоохранения | 229-231 | |
11 | Повторение | 2 | | | | | | |
11.1 | Годовая контрольная работа | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | | Умеет самостоятельно работать | | |
11.2 | Что мы узнали о человеке | 1 | Различать системы органов человека, меры профилактики заболеваний | | | Умеет ориентироваться в органах и системах органов человека. Умеет проводить профилактические меры для укрепления здоровья | | |
Литература:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Москва, Владос,2000.
Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева.Биология.Человек. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2017.