Программа по математике для коррекционной школы VIII вида, 8 класс
МАТЕМАТИКА
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся 8 класса разработана на основе нормативных документов:
Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ № 1599 от 22.12.2014;
Приказ Минобрнауки РФ от 26 января 2016 г. №38 «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 4/15 от 22.12.2015;
ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интернатао рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72 от 16.05.2016.
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5 - 9 классов под редакцией В. В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы // Под редакцией В. В. Воронковой. – Владос 2010 г);
Рабочая программа по математике для 8 класса составлена в соответствии с учебником математики для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Эк Математика. 8 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006).Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.№ 253 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующие образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»)
2.Общая характеристика учебного предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных школ для детей с нарушением интеллекта— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, и расширением жизненных компетенций. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математики, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Цель:
Обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений в рамках образовательного стандарта, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Задачи:
развивать логическое мышление и речи учащихся;
формировать у них навыки умственного труда планирование работы, рациональных путей ее выполнения;
осуществлять самоконтроль;
научить грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их
3.Место предмета в учебном плане
Учебный план ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната на 2016/2017 учебный год, предусматривает изучение предмета математики в 8 классе в количестве 170 часов в год (5 часов в неделю), 34 учебные недели.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предметами
Математический материал в каждом классе представлен основными разделами математики. Распределяя этот материал, учитель опирается на актуальный уровень знаний и «зону ближайшего развития» каждого обучающегося.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение математического словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания, обучающихся с интеллектуальными нарушениями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
5. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты :
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Регулятивные учебные действия
Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные учебные действия
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойствахорошо знакомых предметов;
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
Читать; писать; выполнять арифметические действия;
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
Использовать в речи математический словарь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 1 000 000;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 1000000 (сложение, вычитание) с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
решение простых арифметических задач;
распознавание, различение и называние геометрических фигур;
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
римская нумерация
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 1000;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 1000 (сложение, вычитание, умножение на однозначное число);
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание) с обыкновенными дробями;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
решение простых арифметических задач и составных задач в 2-3 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, брус, шар);
построение с помощью линейки линий, углов, многоугольников
нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четвертая, пятая, десятая часть)
умение изображать в заданном масштабе
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и с десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
вычисление площади прямоугольника. Объема куба
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностейв разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин
6.Основное содержание рабочей программы
I четверть
1. Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении
3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей
4. Геометрический материал: Геометрические фигуры. Градус. Обозначение: 1º. Градусное измерение углов. Величина острого, тупого, развернутого углов, полного угла. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира. Измерение углов с помощью транспортира. Ось симметрии. Построение симметричных фигур
II четверть
1.Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
2.Умножение и деление десятичных дробей на однозначные, двузначные целые числа
3.Геометрический материал: Построение симметричных фигур. Построение и измерение углов с помощью транспортира. Сумма углов треугольника. Построение прямоугольников, вычисление периметра и площади. Построение разносторонних (равнобедренных) треугольников по заданным длинам 2-х сторон и градусной мере угла, заключенного между ними.
III четверть
1.Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначные, двузначные целые числа
2. Простые задачи нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух или более чисел
3. Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу
4.Площадь. Единицы измерения площади, их соотношение. Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями.
5.Геометрический материал: Построение геометрических фигур, относительно оси и центра симметрии. Построение равнобедренных треугольников. Длина окружности. Площадь круга. Столчаты, круговые, линейные диаграммы.
IV четверть
1. Все действия с целыми и дробными числами.
2.Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями.
3.Геометрический материал: Построение геометрических фигур, вычисление площади треугольника и квадрата. Длина окружности, вычисление длины окружности. Сектор, сегмент. Осевая и центральная симметрия, построение симметричных фигур.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ |
Наименование |
Перечень материально-технического обеспечения |
1. |
Методические электронные и печатные пособия, раздаточный материал |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы // Под редакцией В. В. Воронковой. – Владос 2010 г Перова М. Н., Капустина Г. М. Математика. 5 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010г. Перова М.Н. Преподавание математики в коррекционной школе. |
2. |
Технические средства обучения |
Компьютер, интерактивная доска. Интернет ресурсы:ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/ Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/ Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/ |
3. |
Демонстрационные пособия |
Математический набор (обыкновенные дроби) Плакаты: Таблица умножения Переместительный закон сложения, умножения Геометрический материал. |
Календарно-тематическое планирование по математике 8 класс
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. |
1 четверть Целые числа Дробные числа Римская нумерация Сравнение чисел Геометрические фигуры Нумерация чисел в пределах 10000 Таблица разрядов Разрядные единицы Сумма разрядных слагаемых Построение отрезков Умножение и деление десятичных дробей на 10 Умножение и деление десятичных дробей на 100 Умножение и деление десятичных дробей на 1000 Диагностическая контрольная работа Симметричные фигуры Работа над ошибками Решение примеров и задач Виды углов Числа простые и составные Сравнение чисел Округление чисел Название треугольников по видам углов Сложение и вычитание целых чисел Сложение и вычитание десятичных дробей Порядок действий без скобок Название треугольников по длине сторон Порядок действий со скобками Самостоятельная работа Работа над ошибками Умножение и деление целых чисел в пределах 1000000 Деление целых чисел в пределах 1000000 Решение задач Построение углов Смежные углы Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число Контрольная работа Порядок действий Симметрия Решение примеров и задач Повторение изученного Итоговый урок |
45 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 |
03.09 04.09 04.09 05.09 05.09 10.09 11.09 11.09 12.09 12.09 17.09 18.09 18.09 19.09 19.09 24.09 25.09 25.09 26.09 26.09 01.10 02.10 02.10 03.10 03.10 08.10 09.10 09.10 10.10 10.10 15.10 16.10 16.10 17.10 17.10 22.10 23.10 23.10 24.10 24.10 29.10 30.10 30.10 31.10 31.10 |
Повторение образования дробных чисел, римской нумерации, запись римских чисел, сравнение чисел. Повторение геометрических фигур, их построение. Повторение нумерации в пределах 10000, запись чисел в таблицу разрядов. Построение отрезков. Решение примеров на умножение деление десятичных дробей на 10, 100, 1000. Построение фигуры симметрично данной. Решение примеров и задач. Повторение видов углов и их построение. Сравнение чисел. Округление чисел. Повторение названий треугольников по видам углам. Решение примеров на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Решение примеров на порядок действий без скобок. Решение примеров на порядок действий со скобками. Решение примеров и задач на умножение и деление целых чисел в пределах 1000000. Построение углов, смежных углов. Решение примеров и задач на умножение и деление десятичных дробей на однозначное число. |
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. . |
2 четверть Умножение и деление целого числа и десятичной дроби. Умножение целого числа и десятичной дроби на двузначное число. Деление целого числа и десятичной дроби на двузначное число. Умножение и деление целого числа и десятичной дроби на двузначное число. Действия с целыми числами и десятичными дробями. Порядок действий. Площадь, единицы площади, обозначение площади Контрольная работа. Работа над ошибками. Обыкновенные дроби Правильные и неправильные Дроби Сравнение обыкновенных дробей Сокращение обыкновенных дробей Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями Вычитание дроби из единицы целого числа Вычитание смешанных чисел Порядок действий Самостоятельная работа Площадь прямоугольника Площадь квадрата Дополнительный множитель Нахождение общего знаменателя Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями Сравнение мер площадей Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Сумма трех слагаемых Замена мелких мер площадей более крупными мерами Порядок действий Контрольная работа Работа над ошибками Сравнение мер площадей Повторение Умножение и деление целого числа и десятичной дроби на двузначное Составление и решение примеров Итоговый урок |
35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 |
12.11 13.11 13.11 14.11 14.11 19.11 20.11 20.11 21.11 21.11 26.11 27.11 27.11 28.11 28.11 03.12 04.12 04.12 05.12 05.12 10.12 11.12 11.12 12.12 12.12 17.12 18.12 18.12 19.12 19.12 24.12 25.12 25.12 26.12 26.12 |
Решение примеров на умножение и деление целого числа и десятичной дроби на двузначное число. Решение примеров на порядок действий. Вычисление площади фигур. Различие правильных и неправильных дробей. Сравнение, сокращение обыкновенных дробей. Решение примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дроби из единицы целого числа. Вычитание смешанных чисел. Решение примеров на порядок действий. Вычисление площади многоугольников. Нахождение общего знаменателя с помощью дополнительного множителя. Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Решение примеров на сложение и вычитание обыкновенны дробей с разными знаменателями, путем приведения их к общему знаменателю. Замена мелких мер площадей более крупными мерами Сравнение мер площадей Решение примеров на умножение и деление целого числа и десятичной дроби на двузначное. |
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. |
3 четверть Повторение Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Порядок действий Решение задач на вычисление площади прямоугольника и квадрата Самостоятельная работа Преобразование Обыкновенных дробей Правильные и неправильные дроби Сокращение дробей Замена неправильной дроби смешанным числом Замена смешанного числа неправильной дробью Замена целого числа неправильной дробью Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади Решение задач на вычисление площади прямоугольника, квадрата Контрольная работа Работа над ошибками Умножение и деление обыкновенных дробей Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число Умножение и деление дробей на однозначное число с предварительным сокращением Умножение и деление смешанного числа на однозначное с предварительным сокращением Умножение и деление смешанного числа на двузначное число Порядок действий без скобок Порядок действий со скобками Построение отрезка, симметричного данному относительно оси Контрольная работа Работа над ошибками Целые числа, полученные при измерении величин и десятичные дроби Целые числа, полученные при измерении величин Десятичные дроби Запись целых чисел, полученных при измерении десятичными дробями Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величины Самостоятельная работа Построение квадрата, симметричного данному относительно оси Сложение и вычитание целых чисел, полученных при измерении величин Порядок действий Нахождение неизвестных компонентов Контрольная работа Работа над ошибками Умножение и деление целых чисел, полученных при измерении величин на 10, 100, 1000 Действия с числами полученными при измерении Самостоятельная работа Построение прямоугольника, симметричного данному относительно оси Итоговый урок |
50 2 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 |
14.01 15.01 15.01 16.01 16.01 21.01 22.01 22.01 23.01 23.01 28.01 29.01 29.01 30.01 30.01 04.02 05.02 05.02 06.02 06.02 11.02 12.02 12.02 13.02 13.02 18.02 19.02 19.02 20.02 20.02 25.02 26.02 26.02 27.02 27.02 04.03 05.03 05.03 06.03 06.03 11.03 12.03 12.03 13.03 13.03 18.03 19.03 19.03 20.03 20.03 |
Решение примеров на сложение и вычитание обыкновенны дробей с разными знаменателями, путем приведения их к общему знаменателю. Различие правильных и неправильных дробей. Их сокращение. Замена неправильной дроби смешанным число и смешанного числа неправильной дробью. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади Решение примеров на умножение и деление обыкновенных дробей на целое число. Решение примеров на умножение и смешанного числа на однозначное с предварительным сокращением Решение примеров на умножение и деление смешанного числа на двузначное число. Решение примеров на порядок действий со скобками и без. Построение отрезка, симметричного данному относительно оси Запись целых чисел, полученных при измерении десятичными дробями Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величины Построение квадрата, симметричного данному относительно оси Решение примеров на порядок действий. Решение уравнений. Решение примеров на умножение и деление целых чисел, полученных при измерении величин на 10, 100, 1000 Построение прямоугольника, симметричного данному относительно оси |
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. |
4 четверть Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей Сложение и вычитание целых чисел Сложение и вычитание десятичных дробей Замена целых чисел десятичными дробями Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Геометрические тела Нахождение неизвестного слагаемого Нахождение неизвестного уменьшаемого Нахождение неизвестного вычитаемого Длина окружности Контрольная работа Работа над ошибками Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей Умножение и деление десятичных дробей и целых чисел на 10 и 100 Умножение и деление десятичных дробей и целых чисел на 1000 Умножение и деление десятичных дробей и целых чисел на целое число Замена целого числа десятичной дробью Площадь круга Порядок действий Сектор, сегмент Контрольная работа Работа над ошибками Нахождение дроби от числа Решение примеров и задач на умножение и деление десятичных дробей и целых чисел Все действия с целыми числами Все действия с десятичными дробями Все действия с обыкновенными дробями Построение и измерение углов с помощью транспортира Решение задач на нахождение числа по его части Контрольная работа Работа над ошибками Порядок действий Построение треугольников Итоговый урок |
40 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 |
01.04 02.04 02.04 03.04 03.04 08.04 09.04 09.04 10.04 10.04 15.04 16.04 16.04 17.04 17.04 22.04 23.04 23.04 24.04 24.04 29.04 30.04 30.04 01.05 01.05 06.05 07.05 07.05 08.05 08.05 13.05 14.05 14.05 15.05 15.05 20.05 21.05 21.05 22.05 22.05 |
Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Решение примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Решение уравнений. Вычисление длины окружности. Решение примеров на умножение и деление десятичных дробей и целых чисел на 10, 100, 1000 Решение примеров на умножение и деление десятичных дробей и целых чисел на целое число Вычисление площади круга. Решение примеров на порядок действий. Нахождение дроби от числа Решение примеров и задач на умножение и деление десятичных дробей и целых чисел Решение примеров и задач на сложение, вычитание, умножение и деление целых чисел, десятичных и обыкновенных дробей. Построение и измерение углов с помощью транспортира Решение задач на нахождение числа по его части Построение треугольников |