Рабочая программа по математике в 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», автор-составитель В. В Воронкова под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
Процесс обучения математике повышает уровень общего развития и коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся коррекционной школы. Овладение учащимися доступной системой математических знаний, умений необходимо для повседневной жизни, социальной адаптации в условиях современного общества.
Практическая значимость школьного курса математики 3 класса обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для лучшего распознавания в явлениях окружающей жизни, применения математических знаний к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умениями счета, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.
В процессе обучения математике решается задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях, что позволяет преодолеть характерную для школьников косность мышления, стереотипность использования знаний. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Формируя у учащихся на наглядной и наглядно-действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления учащихся.
На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и коррегируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти; внимания и других психических функций.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать
полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или заданий по геометрии. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, изменение, конструирование и др.) коррегируются недостатки моторики ребенка.
Общая характеристика курса математики в 2 классе
В курсе математики 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, геометрия.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников.
В 3 классе школьники знакомятся с нумерацией в пределах 20. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 20, с переходом через десяток.
Программа предусматривает изучение названий компонентов и результатов арифметических действий, зависимости между компонентами, практическое знакомство с переместительным свойствами арифметических действий.
Геометрический материал позволяет познакомиться с величинами (длиной, массой, стоимостью, временем), единицами измерения этих величин, их соотношением, числами, выражающими длину, стоимость, массу, время и действиями с ними.
Место курса в учебном плане
Учебный план на изучение математике в 2 классе отводит 3 часа в неделю, всего 102 урока. Учебник для второго класса специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида в 2 частях, Москва Просвещение 2011год Т.В.Алышева.
Академические, жизненные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:
академические:
нумерацией чисел второго десятка, сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд, с переходом через разряд
умением составлять краткую запись задач, решать простые и арифметические задачи;
геометрическим материалом — умением различать основные геометрические фигуры ( линии — прямые, кривые, ломаные; угол;
многоугольник — треугольник, четырехугольник; круг), знать их названия, элементы.
Решать примеры и задачи с измерениями величин.
жизненные:
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной деятельности;
умения ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи;
логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),
развитие активности при решении арифметических задач;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Содержание курса
2 класс (3 ч в неделю)
102 часа в год
1 четверть- 27часов
Первый десяток. Повторение чисел первого десятка.
Сравнение чисел. Сравнение отрезков по длине.
Нумерация чисел второго десятка.
Мера длины – дециметр.
Увеличение числа на несколько единиц.
Уменьшение числа на несколько единиц. Луч.
2 четверть-21час
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Получение суммы 20, вычитание из 20
Вычитание двузначного числа из двузначного числа.
Сложение чисел с числом 0.
Угол. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
Меры времени.
3 четверть-30часов
Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи)
Виды углов.
Составные арифметические задачи.
Сложение с переходом через десяток.
Прибавление чисел 2,3,4.
Прибавление чисел 5.
Прибавление чисел 6.
Прибавление чисел 7.
Прибавление чисел 8.
Прибавление чисел 9.
Четырехугольники
4 четверть- 24часа
Вычитание с переходом через десяток.
Вычитание чисел 2,3,4.
Вычитание чисел 5.
Вычитание чисел 6.
Вычитание чисел 7.
Вычитание чисел 8.
Вычитание чисел 9.
Треугольник.
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи).
Меры времени.
Деление на две равные части. Повторение изученного материала.
Тематическое планирование
В.А. Алышева Математика 2класс
Номер пунка |
Содержание материала |
Кол-во час |
Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне учебных действий |
I четверть. § 1 . Первый десяток. Повторение. |
26 10 |
Знать: количественные, порядковые числительные в пределах 10,соседей чисел, место каждого числа в пределах Читать, сравнивать, образовывать двузначные числа в пределах 10. Записывать решение задач с наименованием, составлять задачи по краткой записи, : |
|
|
Числовой ряд от 1 до 10. Свойства чисел в числовом ряду |
1 |
|
|
Состав числа 5. Дополнение задачи недостающими данными. |
1 |
|
|
Состав числа 6,7. Дополнение задачи недостающими данными. |
1 |
|
|
Состав числа 8,9. Составление и решение задач по иллюстрациям. |
1 |
|
|
Состав числа 10. Число и цифра 0. Число 0 как слагаемое. |
1 |
|
|
Сравнение чисел |
1 |
|
|
Составление и решение задач по иллюстрациям. |
1 |
|
|
Сравнение отрезков по длине. |
1 |
|
|
Сантиметр. |
1 |
|
|
Повторение по теме: «Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10» |
1 |
|
§ 2. Второй десяток. Нумерация. |
11 |
Знать: Состав чисел (11-19) из одного однозначного и одного двузначного чисел, счет в пределах 20 по единице, названия компонентов и результатов сложения и вычитания, Линии – прямую, кривую, отрезок, элементы угла, виды углов, элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, элементы треугольника, мера длины- дециметр. Начертить отрезки заданной длины с помощью линейки. Определять сколько в каждом отрезке дециметров и сантиметров. Решать примеры и задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Чертить луч, сравнивать луч с прямой линией. |
|
|
Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес., 1 дес. – 10 ед. Число 11,12,13. Получение, название, обозначение |
1 |
|
|
Число 14,15,16. Получение, название, обозначение |
1 |
|
|
Повторение по теме: «Числа 11, 12, 13, 14, 15, 16». |
1 |
|
|
Числа 17, 18, 19. Получение, название, обозначение. |
1 |
|
|
Нахождение суммы и остатка. |
1 |
|
|
Число 20.Получение, название, обозначение. Соотношение: 20 ед. – 2 дес. Числовой ряд 1 - 20 |
1 |
|
|
Числовой ряд 1 - 20. Однозначные и двузначные числа. |
1 |
|
|
Состав чисел из десятков и единиц. Вычитание из двузначного числа всех единиц. |
1 |
|
|
Решение задач и примеров в пределах 20. |
1 |
|
|
Повторение по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд». |
1 |
|
|
Мера длины: дециметр |
1 |
|
§3. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
5 |
||
|
Увеличение числа на несколько единиц. Составление и решение примеров. |
1 |
|
|
Задача, содержащая отношение «больше на». |
1 |
|
|
Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». |
1 |
|
|
Повторение по теме «Увеличение и уменьшение числа». |
1 |
|
|
Луч. |
1 |
|
|
|||
|
|||
|
|||
2четверть |
21 |
||
§4. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. |
6 |
||
|
Сложение двузначного числа с однозначным числом. Повторение. Нахождение суммы |
1 |
Знать: числовой ряд от1-20,сложение вида 13+2, 17 + 3вычитание вида 16-2, 20 – 3; переместительное свойство сложения. Решать примеры и задачи, вычитать однозначное число из двузначного числа. |
|
Обучение приёму сложения вида 13 +2. |
1 |
|
|
Переместительное свойство сложения Сложение удобным способом. |
1 |
|
|
Обучение приёму вычитания вида 16 – 2. |
1 |
|
|
Уменьшение двузначного числа на несколько единиц. Решение примеров и задач. |
1 |
|
|
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
1 |
|
§5. Получение суммы 20, вычитание из 20. |
3 |
||
|
Приём сложения вида 17 + 3. |
1 |
|
|
Приём вычитания вида 20 – 3 |
1 |
|
|
Составление и решение задач. |
1 |
|
§6. Вычитание двузначного числа из двузначного числа. |
6 |
Знать: линии – прямую, кривую, отрезок, элементы угла, виды углов, элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, элементы треугольника Вычерчивать прямую, отрезок, угол, четырехугольник, сравнивать длину отрезков. |
|
|
Обучение приёму вычитания вида 17– 12. |
1 |
|
|
Вычитание двузначного числа из двузначного. Решение примеров и задач. |
1 |
|
|
Обучение приёму вычитания вида 20– 14. |
1 |
|
|
Приём вычитания вида 20– 14. |
1 |
|
|
Сложение чисел с числом 0. |
1 |
|
|
Угол. Элементы угла. Виды углов. Вычерчивание углов. |
1 |
|
§7. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. . |
6 |
Знать единицы измерения величин: стоимости, ёмкости, массы, времени. Складывать и вычитать числа, полученные при измерении величин. : |
|
|
Действия с числами, полученными при измерении стоимости |
1 |
|
|
Действия с числами, полученными при измерении длины. |
1 |
|
|
Действия с числами, полученными при измерении массы, емкости. |
1 |
|
|
Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении времени. |
1 |
|
|
Мера времени - час. Обозначение: 1ч. Измерение времени по часам. |
1 |
|
|
Повторение по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении». |
1 |
|
3 четверть |
30 |
||
§8. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Повторение. |
8 |
Знать: числовой ряд от 1 до 20, переместительное свойство сложения, виды углов, составные задачи, сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь: решать составные арифметические задачи по краткой записи, сложение удобным способом, вычерчивать углы, записывать задачу в тетради, решать примеры чисел 2-9. |
|
|
Переместительное свойство сложения Сложение удобным способом. |
1 |
|
|
Решение задач по краткой записи. |
1 |
|
|
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. |
2 |
|
|
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Составление и решение задач. |
1 |
|
|
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. |
1 |
|
|
Виды углов. |
1 |
|
|
Вычерчивание углов. |
1 |
|
§9. Составные арифметические задачи.
|
7 |
Составлять краткую запись к составным задачам, объединять простые задачи в одну составную, дополнять составные задачи недостающими данными. Складывать однозначные числа с переходом через десяток. |
|
|
Знакомство с составной задачей. |
1 |
|
|
Объединение двух простых задач в одну составную. |
1 |
|
|
Краткая запись составных задач и их решение. |
1 |
|
|
Дополнение задач недостающими данными. |
2 |
|
|
Решение и сравнение составных задач. |
2 |
|
§10. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
|
11 |
||
|
Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров с помощью рисунка. |
1 |
|
|
Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров с помощью счётных палочек. |
1 |
|
|
Прибавление числа 5. Решение примеров с помощью рисунка. |
1 |
|
|
Прибавление числа 5. Решение примеров с помощью счётных палочек. |
1 |
|
|
Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью рисунка. |
1 |
|
|
Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью счётных палочек. |
1 |
|
|
Прибавление числа 7. Решение примеров с помощью рисунка. |
1 |
|
|
Прибавление числа 7. Решение примеров с помощью счётных палочек. |
1 |
|
|
Повторение по теме: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. |
1 |
|
|
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. |
1 |
|
|
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. |
1 |
|
§11. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Повторение.
|
11 |
||
|
Прибавление числа 8. Решение примеров с помощью рисунка. |
1 |
|
|
Прибавление числа 8. Решение примеров с помощью счётных палочек. |
1 |
|
|
Прибавление числа 9. Решение примеров с помощью рисунка. |
1 |
|
|
Прибавление числа 9. Решение примеров с помощью счётных палочек. |
1 |
|
4 четверть |
25 |
||
|
Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
1 |
Знать: состав чисел 11-19, четырехугольник, квадрат, разлагать двузначные числа на десятки и единицы. Составлять примеры, вычерчивать квадрат по вершинам. Вычитать однозначные числа из двузначных с переходом через десяток. Разложить двузначные числа на десятки и единицы. Вычитать из двузначного числа все единиц. |
|
Состав числа 11. Четырёхугольники: квадрат. Свойства углов, сторон. |
1 |
|
|
Состав числа 12. Вычерчивание квадратов по данным вершинам. |
1 |
|
|
Состав числа 13. Четырёхугольники: прямоугольник. Свойства углов, сторон. |
1 |
|
|
Состав числа 14. Вычерчивание прямоугольников по данным вершинам. |
1 |
|
|
Состав чисел 15, 16, 17, 18. |
1 |
|
|
Повторение по теме: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. |
1 |
|
§12. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц. |
8 |
||
|
Вычитание из двузначного числа чисел 2,3,4. |
1 |
|
|
Вычитание числа 5. |
1 |
|
|
Вычитание числа 6. |
1 |
|
|
Вычитание числа 7. |
1 |
|
|
Вычитание числа 8. |
1 |
|
|
Вычитание числа 9. Повторение |
1 |
|
|
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. |
1 |
|
|
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. |
1 |
|
§13. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи.
|
9 |
||
|
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 11.12 |
1 |
|
|
Сложение и вычитание с переходом через десяток Все случаи с числом 13,14. Треугольник: вершины, углы, стороны. |
1 |
|
|
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 15, 16. |
1 |
|
|
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 17,18,19. |
1 |
|
|
Меры времени. |
1 |
|
|
Положение стрелок на циферблате часов. |
1 |
|
|
Деление на две равные части. |
2 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
|
Повторение. |
1 |
|
Всего |
102 |
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, 1999 года под редакцией В.В.Воронковой, авторы программ А.Айдарбекова, В.В.Эк.
Алышева Т.В. Математика для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях, рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации, Москва «Просвещение», 2011.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.