Рабочая программа по экономике в 5–9 классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА»
В 5-9-х КЛАССАХ
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по экономике»
Автор:
Фамилия, И.О. Кириллова Ксения Ивановна____________________________
Должность учитель истории и экономики_______________________________
Место работы МБОУ Тонкинская СОШ________________________________
Тонкино, 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике для 5-9 классов разработана с учетом требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Программа разработана на основе «Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы)», разработанной кафедрой экономического образования Нижегородского института развития образования (НИРО), авторами И.А. Симоновым, Р.С. Лукьяновой, Н.М. Левиной, Г.И. Гребеневой, О.В. Плетеневой.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.
Овладение основами экономических знаний даст обучающимся возможность понять:
- роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;
- место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
- механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значение сбережений и инвестиций, налоговую систему;
- причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
- сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;
- движущие силы и основные закономерности экономического роста;
- основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей.
Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.
В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно — в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.
Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.
Общая характеристика учебного предмета
Экономические и общественные изменения в России в сторону рыночной экономики и гражданского общества требуют от всех граждан Российской Федерации в первую очередь знаний экономики и экономических взаимосвязях. Преподавание экономики в общеобразовательных школах представляет собой важное явление в образовательной политике. Рабочая учебная программа «Экономика» соответствует современным требованиям, таким как компетентностный подход, наличие компетентной модели и основанного на ней перечня учебных целей и компетенций, а также требований к результатам обучения.
Не смотря на то, что ядро экономического образования образует передача знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность. Предмет «Экономика» вносит важный вклад в развитие культуры подрастающего поколения. В соответствии с этим школьное экономическое образование преследует широкий спектр целей, потому как наряду с передачей знаний основ экономики – центральными целями современного экономического образования является развитие демократической гражданской культуры и формирование позитивного отношения к труду.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочую программу по экономике в 5-9-х классах следует рассматривать как определенные рамки, в пределах которых учебное содержание может быть распределено в соответствии с региональными целями и задачами учебных заведений. Реализация рамочной учебной программы облегчается тем фактором, что в Российской Федерации существует региональный и школьный компоненты, объем которых составляет не менее 25 % всего содержания.
Рабочая программа по экономике является компетентностно-ориентированной, что означает, что особое внимание уделяется достигнутым результатам обучения. В основу программы была положена двухмерная компетентностная модель, которая конкретизирует уровень сложных действий, основанных на передаваемых знаниях, умениях и компетенциях, а также ключевое содержание предмета. В перечнях компетенций и учебных целей фиксируются распределенные по классам учебные цели, в то время как требования к результатам определяют «ядро содержания», т.е. накопительное системное знание, полученное в ходе обучения.
На занятиях по экономике наряду с когнитивной передачей знаний и формированием предметных компетенций необходимо способствовать развитию социальных компетенций и личности обучающихся. Это означает, что наравне с проблемно-ориентированной передачей знаний об экономических взаимосвязях и их анализом следует реализовывать дидактическую цель формирования личности посредством различных методов, охватывающих спектр от профессионального фронтального занятия до различных активных методов обучения (например, кейс-стади, деловые игры). Для оптимизации качества и эффективности занятия необходимо использовать различные технические средства обучения, при этом следует стремиться к целенаправленному использованию информационных и коммуникационных технологий.
Образовательные результаты освоение предмета
Содержание тем ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования 2010г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебных материалов должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
Личностными результатами обучения по предмету «Экономика» являются:
- Воспитание российской гражданской идентичности.
- Развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре.
Метапредеметными результатами обучения по предмету «Экономика» являются:
- Освоения обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни.
- Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся информацию в различных источниках.
- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникативные технологии.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
- Умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Предметными результатами обучения по предмету «Экономика» являются:
- Усвоение системы экономических знаний
- Расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности.
- Освоение приемов установления причинно-следственных связей.
Таким образом, система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе изучения экономики, направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования – перехода к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса.
Содержание учебного предмета «Экономика»
5 класс.
(1 час в неделю. 34 часа в год)
Что изучает экономика.
Потребности. Потребности, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность.
Блага. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага.
Экономические ресурсы. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.
Выбор. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.
Труд.
Труд. Труда как экономический ресурс. Разделение труда и специализация.
Производительность труда. Расчет производительности труда.
Профессия. Профессия и квалификация.
Зарплата. Виды заработной платы. Причины различий в оплате труда.
Товары и услуги.
Товары и услуги – результат объединения экономических ресурсов. Понятие товар. Понятие услуга. Товары и услуги как результат взаимодействия факторов производства.
Товары и услуги как экономические блага. Примеры удовлетворения различных потребностей человека с помощью товаров и услуг.
Различия товаров и услуг. Сходства и различия товаров и услуг.
Обмен
Возникновение обмена. Обмен, его экономическая сущность, предпосылки возникновения.
Необходимость и взаимовыгодность обмена. Обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей. Выгода обменивающимся сторонам. Повышение взаимозависимости людей.
Торговля как форма обмена. Бартер и обмен при помощи денег. Эффективность обмена при помощи денег.
Рынок и конкуренция
Покупатель и его экономические интересы. Мотивы деятельности потребителей.
Продавец и его экономические интересы. Мотивы деятельности производителей.
Рынок. Рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и экономических интересов покупателей. Рынок как место купли-продажи.
Конкуренция. Конкуренция среди продавцов и покупателей. Виды конкуренции: ценовая, неценовая.
Рынок продавца и покупателя. Плюсы и минусы конкуренции. Победители и проигравшие на рынке продавца и покупателя.
Экономика семьи
Семья как потребитель товаров и услуг. Семья – основной потребитель товаров и услуг.
Права потребителей. Основные права потребителя. Декларация «О защите прав потребителей»
Источники доходов семьи. Доходы семьи. Пути увеличения доходов и уменьшения расходов семьи.
Расходы семьи. Постоянные и переменные расходы семьи. Практические задачи.
Семейный бюджет. Виды бюджета: сбалансированный, дефицитный, избыточный бюджет.
Рациональное ведение хозяйства. Составление семейного бюджета. Бланки оплат услуг.
6 класс
(1 час в неделю. 34 часа в год)
Проблема выбора в экономике
Выбор. Выбор как экономическая проблема. Необходимость выбора. Предпосылки выбора. Ситуация выбора. Примеры ситуаций выбора.
Альтернативная стоимость. Определение альтернативной стоимости. Цена выбора.
Сетка принятия решения. Сетка принятия решения как элемент обоснования выбора. Критерии выбора.
Типы экономических систем.
Основные вопросы экономики. Основные проблемы экономики. Главные вопросы экономики: Что? Как? Для кого?. Решение основных вопросов экономики в разных экономических системах.
Экономические системы. Что такое экономическая система. Типы экономических систем. Основные отличия различных экономических систем.
Экономические и неэкономические стимулы. Что такое стимул. Стимулы в экономике. Отличия экономических стимулов от неэкономических. Эффективность стимулов в экономике.
Производство товаров и услуг.
Процесс производства. Понятие производство. Стадии производства. Результаты производства.
Затраты на производство. Что такое затраты. Капитальные и текущие затраты.
Доходы от продаж и прибыль. Прибыль. Чем прибыль отличается от доходов. Как рассчитывают доходы и прибыль.
Цена. Цена как сумма затрат на производство единицы продукции. Из каких показателей складывается цена.
Взаимосвязь цены, прибыли, дохода и затрат. Общее между затратами, доходами и прибылью. Влияние прибыли, дохода и затрат на цены.
Деньги
Возникновение денег. Что такое деньги. Причины возникновения денег. История возникновения денег.
Свойства денег. Деньги в Российском государстве. Виды денег. Свойства денег.
Функции денег. Функции денег: средство измерение ценности, средство обмена, средство сбережения, средство платежа.
Количество денег, необходимое для экономики страны. Преимущества различных видов денег. Количество денег необходимое для экономики страны.
Деньги в Российском государстве. Средства обеспечения денег в экономике страны. История развития денежной системы в России.
Торговля
Торговля. Выгода от торговли со стороны производителя и потребителя. Оптовая и розничная торговля. Примеры оптовой и розничной торговли.
Организационные формы торговли. Формы организованной торговли: аукцион, биржа, магазин; (оптовые и розничные, специализированные и универсальные).
Реклама. Реклама. Рекламная стратегия. Роль рекламы в современном обществе. Положительные и отрицательные последствия рекламы.
Роль государства в экономике
Цели государства в экономике. Что такое цель. Основные экономические цели государства: экономическая свобода, экономическая эффективность, экономическое равенство, экономическая безопасность, полная занятость, стабильность цен, экономический рост, экономическое развитие. Внешние эффекты: положительные и отрицательные.
Экономические функции государства. Функции государства в экономике: перераспределение доходов, стабилизация экономического развития, защита конкуренции, обеспечение общественными благами, ограничение отрицательных внешних эффектов.
Основные расходы государства. Общественные блага. Отличие общественных отваров от обычных. Основные статьи расходов государства.
Налоги. Налоги как основной источник доходов государства. Необходимость уплаты и сбора налогов. Взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением государством своих функций.
Подоходный налог. Налог на прибыль. Суть подоходного налога и налога на прибыль. Кто и как платит налоги. Начисление подоходного налога и налога на прибыль.
Государственный бюджет. Государственный бюджет как план доходов и расходов государства. Дефицит, профицит баланс бюджета.
7 класс
(1 час в неделю. 34 часа в год)
Банки и их роль в экономике
Причины появления банков. История возникновения банков. Суть банков. Виды банков.
Основные функции ЦБ. Центральный банк и его функции.
Основные функции коммерческих банков. Коммерческие банки, их виды. Функции коммерческих банков.
Механизмы получения банковской прибыли. Виды вкладов и кредитов. Расчет простого процента по вкладам.
Вклады и кредиты. Виды вкладов: текущие и срочные вклады. Расчет стоимости кредита. Виды кредитов: краткосрочные и долгосрочные кредиты.
Расчет простого процента. Расчет простого процента по вкладам и кредитам. Заполнение приходных и расходных ордеров.
Инфляция
Инфляция. Понятие инфляции. Инфляция и изменение покупательной способности денег.
Экономические последствия инфляции. Опасность инфляции. Необходимость изучения и контроля инфляции.
Социальные последствия инфляции. Явления, вызванные инфляцией. Меры борьбы государства с инфляцией.
Индекс потребительских цен. Способы измерения инфляции. Использование индекса потребительских цен.
Безработица
Структура населения. Категории населения: рабочая сила, выбывшие из состава рабочей силы, занятые, безработные.
Безработица и ее виды. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.
Последствия безработицы. Меры социальной защиты. Меры социальной защиты безработных: служба занятости, пособия по безработице, переподготовка безработных.
Производство товаров и услуг
Фирма. Предприятие. Отрасль. Понятие фирмы, отрасли. Примеры предприятий, отраслей.
Виды фирм. Организационно-правовые формы организации бизнеса.
Производительность труда.
Факторы роста производительности труда. Производительность труда. Факторы, влияющие на рост производительности труда.
Расчет производительности труда. Расчет производительности труда. Формула расчета производительности труда.
Роль повышения производительности труда. Последствия роста производительности труда для фирмы и экономики в целом.
Затраты на производство и прибыль
Постоянные, переменные и общие затраты. Постоянные, переменные, общие. Средние постоянные, средние переменные, средние общие затраты и их различия.
Графическое изображение затрат. Формулы затрат. Графическое изображение видов затрат. Анализ графиков.
Доходы. Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции. Расчет доходов через цену и количество проданной продукции. Расчет доходов через затраты и прибыль.
Прибыль. Расчет прибыли от продажи продукции. Расчет средней прибыли.
Спрос и предложение
Спрос. Понятие спроса. Величина спроса. Содержание закона спроса.
Шкала и график спроса. Графическое изображение спроса. Изменение спроса. Изменение величины спроса.
Предложение. Понятие предложения. Величина предложения. Закон предложения.
Шкала и график предложения. Изменение предложения. Изменение величины предложения. Графическое изображение предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма. Равновесная цена и равновесное количество. Уравнение равновесия. Конкуренция.
8 класс
(1 час в неделю. 34 часа в год)
Что изучает экономика
Экономика: наука и хозяйство. Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика. Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу.
Ресурсы. Цена выбора. Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага Проблема выбора. Альтернативная стоимость.
Типы экономических систем
Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Основные вопросы экономики. Понятие экономической системы. Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики.
Российская экономика на современном этапе. Особенности современной российской экономики. Переход командной экономики к рыночной. Трудности перехода.
Факторы производства
Факторы производства. Классификация факторов производства.
Доходы на факторы производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль. Понятие предпринимательского дохода.
Производительность факторов производства
Производительность факторов производства. Понятие производительности. Роль роста производительности в увеличении богатства общества и благосостоятельности людей.
Факторы производительности. Показатели производительности факторов производства: производительность труда, капиталоотдача, урожайность. Роль производительности. Факторы влияющие на производительность: НТП, разделение труда, специализация, качество трудовых ресурсов, технологии, организации труда и управления.
Спрос
Спрос. Величина спроса. Понятие спроса. Величина спроса. Факторы изменения спроса и величины спроса.
Закон спроса. Содержание закона спроса. Неценовые факторы спроса.
Шкала спроса. Функция спроса. Графическое изображение спроса по шкале и по уравнению функции.
График спроса. График спроса. Различие между изменением спроса и изменением величины спроса. Анализ влияния неценовых факторов.
Предложение
Предложение. Величина предложения. Понятия предложения и величины предложения. Факторы изменения предложения и величины предложения.
Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Закон предложения. Ценовые факторы предложения.
Шкала предложения. Графическое изображение предложения по шкале и по уравнению функции.
График предложения. Различие изменений предложения и величины предложения. График предложения. Анализ неценовых факторов.
Взаимодействие спроса и предложения
Рыночное равновесие. Рыночное равновесие и условия его существования. Уравнение равновесия. Равновесное количество и равновесная цена.
Отклонение от равновесной цены. Отклонения от цены равновесия и их последствия: избыточный спрос и избыточное предложение.
Рынок покупателя. Рынок продавца. Характер изменения условий равновесия под действием неценовых факторов.
Рыночный механизм. Расчет условий равновесия. Определение избыточного спроса и избыточного предложения.
Производитель
Собственность. Собственность ее сущность и место в экономической системе. Экономические формы собственности: частная и государственная. Субъект и объект собственности.
Суверенитет производителя. Взаимосвязь суверенитета производителя и частной собственности.
Отрасль. Фирма. Предприятие. Примеры отраслей промышленности. Примера предприятий районов Нижегородской области, страны.
Производственный цикл. Определение длительности производственного цикла и его этапы. Основной и оборотный капитал. Понятие и роль амортизации.
Фирмы и конкуренция
Конкуренция. Конкуренция и структура рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая). Влияние конкуренции на деятельность фирмы.
Издержки производства. Постоянные, переменные, общие, средние, предельные, явные, неявные, экономические и бухгалтерские издержки. График издержек производства.
Экономическая и бухгалтерская прибыль. Расчет издержек и прибыли. Различия между экономической и бухгалтерской прибылью.
9 класс
(1 час в неделю. 34 часа в год)
Деньги
Происхождение сущность денег. Наличные и безналичные: бартерные, товарные, символические, электронные, кредитные деньги. Преимущества и недостатки различных видов денег.
Функции денег. Функции и свойства денег. Функции: мера стоимости, средство платежа, средство обмена, средство обращения.
Эмиссия денег. Определение количества денег, необходимого для обращения.
Законы денежного обращения
Уравнение обмена. Понятие денежного обращения. Теория монетаризма Ирвинга Фишера.
Инфляция. Причины и последствия инфляции. Взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег.
Изменение покупательной способности денег. Факторы изменения покупательной способности денег. Падение покупательной способности денег.
Измерение инфляции. Индекс потребительских цен. Потребительская корзина. Темп инфляции: мягкая, умеренная, галопирующая, гиперинфляция.
Банки и банковская система
Банковская система. Функции Центрального банка (ЦБ). Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система. Центральный банк Российской Федерации и его функции.
Основные операции коммерческих банков. Коммерческие банки: виды, функции. Основные банковские операции: активные и пассивные.
Вклады и кредиты. Виды вкладов. Расчет простого процента по вкладам. Виды кредитов. Расчет простого процента.
Критерии выбора банка. Критерии выбора банка: надежность, ликвидность, процент. Выбор банка исходя из критериев выбора.
Экономическая роль государства
Экономические свободы и роль государства в их защите. Экономические свободы граждан и предприятий. Общественные блага.
Роль и функции государства в экономике. Положительные и отрицательные побочные эффекты и методы их регулирования.
Финансы государства
Налоги – основной источник доходов государства. Функции налогов. Основные виды налогов. Принципы и методы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Ставка налогообложения.
Подоходный налог. Налог на прибыль. История подоходного налога, налога на прибыль, его возникновение, становление и значение. Сущность налога. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговый период. Налоговые ставки. Расчет налога.
Налог на добавленную стоимость (НДС). История НДС, его возникновение, становление и значение. Сущность налога. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговый период. Налоговые ставки. Расчет налога.
Государственный бюджет. Виды бюджета. Сущность бюджета. Виды бюджета. Уровни бюджета. Бюджетная система Российской Федерации. Уровни бюджета.
Рынок труда
Экономическая природа рынка труда. Особенности рынка труда. Функционирование рынка труда. Инструменты организации рынка труда.
Факторы формирования спроса и предложения на рынке труда. Факторы, влияющие на изменение спроса и предложения на рынке труда. Формирование заработной платы.
Социальные проблемы рынка труда. Основные положения трудового договора, контракта, правил приема на работу, основные положения Трудового кодекса Российской Федерации. Социальные проблемы труда: трудовые конфликты, профсоюзное движение, договоры, контракты, минимальная заработная плата.
Экономические проблемы безработицы
Структура населения. Категории населения: экономически активное (рабочая сила) и экономически пассивное (выбывшее из состава рабочей силы) население. Статус занятости и безработицы. Экономические и социальные издержки безработицы.
Виды безработицы. Уровень безработицы и естественный уровень безработицы. Виды безработицы. Уровень занятости, естественный уровень занятости. Расчет уровня безработицы.
Права и обязанности безработных. Законодательное регулирование занятости и безработицы. Деятельность центра занятости населения. Пособие по безработице. Права и обязанности безработных.
Экономический рост
Понятие экономического роста. Понятие экономического роста. Внутренние и внешние факторы, влияющие на ускорение экономического роста.
Экономический цикл. Понятие экономического цикла. Регулирование цикличности экономического развития.
Экономика семьи
Семейный бюджет и его роль. Понятие семейной экономики. Источники семейных доходов. Семейные расходы. Семейный бюджет и его роль. Оценка доходов и сбережений. Влияние инфляции на семейную экономику.
Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и защита прав потребителей
Учебно-тематический план по предмету «Экономика»
5 класс.
Тема урока и основные вопросы содержания |
Средства обучения |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Что изучает экономика |
||
Урок 1. Потребности. 1.Что такое потребности 2. Какие существуют виды потребностей. 3. Безграничность-главная черта потребностей. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. Мультимедийная презентация. |
Раскрывать понятие потребности. Определять виды потребностей. Характеризовать главную черту потребностей. |
Урок 2. Блага 1. Что такое благо 2. Чем отличаются свободные блага от экономических. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать понятие блага и виды благ. Устанавливать отличие свободных благ от экономических. |
Урок 3. Экономические ресурсы Что такое ресурсы 2.Виды экономических ресурсов и их ограниченность |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Классифицировать ресурсы, осознавать их ограниченность. |
Урок 4. Выбор Суть и необходимость выбора Выбор как основная экономическая проблема |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Понимать суть и необходимость выбора. Характеризовать выбор как основную экономическую проблему. |
Труд |
||
Урок 5. Труд Что такое труд, разделение труда и специализация Отличия разделения труда и специализации Роль разделения труда и специализации в жизни человека |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать значение понятий труд, разделение труда, специализация и сравнивать их. Сравнивать разделение труда и специализацию. Понимать роль разделения труда и специализации в жизни современных людей. |
Урок 6. Производительность труда Что такое производительность труда Расчет производительности труда |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Объяснять понятие производительность труда. Определять факторы производительности труда. Рассчитывать производительность труда. |
Урок. 7. Профессия Что такое профессия и квалификация Виды профессий Отличия высокой квалификации от низкой |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Выделять общее между профессией и квалификацией. Характеризовать виды профессий. Указывать отличия высокой квалификации от низкой. |
Урок 8. Зарплата Что такое зарплата Причины различий в зарплате |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Понимать суть понятия зарплата. Выявлять причины различий в заработной плате. |
Урок 9. Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд» |
Карточки с заданиями для групп. Мультимедийная презентация. Рабочие листы. |
Давать характеристику понятию труд, трудовая деятельность. Определять особенности начисления заработной платы. Различать виды профессий. Использовать средства массовой информации как источник информации о труде как экономическом ресурсе. |
Товары и услуги |
||
Урок 10. Товары и услуги – результат объединения экономических ресурсов. Понятие товара и услуги. Товар или услуга, как результат объединения экономических ресурсов. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать понятия товары и услуги. Характеризовать товары и услуги. Выявлять особенности товаров и услуг как результат объединения экономических ресурсов. |
Урок 11. Товары и услуги как экономические блага Причина отношения товаров и услуг к экономическим благам |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Выявлять особенности товаров и услуг как экономических благ. Устанавливать связь между свободными и экономическими благами. Анализировать отношение товаров и услуг к экономическим благам. |
Урок 12. Различия товаров и услуг Что общее между товарами и услугами В чем заключаются различия между товарами и услугами |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Определять общее между товарами и услугами. Приводить примеры, основываясь на жизненный опыт примеры товаров и услуг. Устанавливать отличия товаров и услуг. |
Обмен |
||
Урок 13. Возникновение обмена Предпосылки возникновения обмена Суть обмена и его виды Натуральное и товарное хозяйство. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Определять предпосылки объединения обмена. Понимать сущность обмена и его виды. Сравнивать натуральное и товарное хозяйство. |
Урок 14. Необходимость и взаимовыгодность обмена Необходимость обмена. Выгода обмена для людей и общества. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Понимать необходимость и взаимовыгодность обмена для участников рыночных отношений. Определять выгоду обмена для граждан страны и общества в целом. Выявлять причину усиления зависимости людей друг от друга средством обмена. |
Урок 14 Текущий контроль по теме «Обмен» |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать значение понятий обмен, натуральное и товарное хозяйство. Определять необходимость и взаимовыгодность обмена. |
Урок 15. Торговля как форма обмена Отличия бартера и денежного обмена Эффективность торговли по отношению к бартеру |
Сравнивать бартер и денежный обмен, выявлять общие черты. Понимать эффективность торговли по отношению к бартеру. |
|
Рынок и конкуренция |
||
Урок 16. Покупатель и его экономические интересы. Кто является потребителем Основные экономические интересы потребителей. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Объяснять понятие потребитель. Раскрывать основные экономические интересы потребителей. |
Урок 17. Продавец и его экономические интересы Основные экономические интересы продавцов |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Объяснять понятие производитель. Раскрывать основные экономические интересы потребителей. |
Урок 18. Рынок Что такое рынок Результат взаимодействия производителя и потребителя Понятие спрос и предложение на рынке |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. Рабочие листы. Мультимедийная презентация |
Раскрывать сущность понятия рынок. Рассматривать рынок как результат взаимодействия производителя и потребителя. Находить в дополнительной литературе информацию о спросе и предложении. |
Урок 19. Конкуренция Понятие конкуренция. Виды конкуренции Влияние конкуренции на цены |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать понятие конкуренция. Характеризовать виды конкуренции. Определять влияние конкуренции на цены. |
Урок 20. Рынок продавца и покупателя. Отличия рынка продавца от рынка покупателя Кто выигрывает на рынке продавца и на рынке покупателя |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Сравнивать рынки продавца и покупателя. Раскрывать причину выигрыша участников рыночных отношений. |
Экономика семьи |
||
Урок 21. Семья как потребитель товаров и услуг Семья как потребитель товаров и услуг. Роль потребителей в экономике |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать понятия семья как основного потребителя товаров и услуг. Определять роль потребителей в экономике. |
Урок 22. Права потребителей Основные права потребителей Действия по защите прав потребителей |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать сущность основных прав потребителей. Называть основные действия по защите прав потребителей. |
Урок 23-24. Источники доходов семьи. Основные виды источников доходов семьи Оценка доходов семьи Пути увеличения доходов семьи |
Определять основные виды источников доходов семьи. Оценивать доходы семьи. Рассчитывать пути увеличения доходов семьи. |
|
Урок 25-26. Расходы семьи Виды расходов. Расчет постоянных и переменных расходов. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Определять виды доходов. Рассчитывать постоянные и переменные расходы. |
Уроки 27–28. Семейный бюджет Понятие бюджет. Расчет семейного бюджета Виды бюджета |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Раскрывать понятие бюджет. Рассчитывать семейный бюджет. Определять виды бюджета. |
Урок 29. Рациональное ведение хозяйства Способы рационального ведения хозяйства. Пути сбалансирования дефицитного бюджета |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. Мультимедийная презентация. Иллюстрации учебника. |
Раскрывать способы рационального ведения хозяйства. Определять пути сбалансирования дефицитного бюджета. |
Урок 30. Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика семьи» |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Составлять рассказ о бюджете своей семьи. Раскрывать понятия: «семейный бюджет», «источники доходов семьи», «источники расходов семьи» |
Урок 31. Итоговая контрольная работа |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Сравнивать экономические понятия. Определять сущность явлений. Устанавливать последовательность |
Урок 32. Решение тестов |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 5 класс. |
Сравнивать экономические понятия. Определять сущность явлений. Устанавливать последовательность |
Резерв |
2 часа |
Итого: 34 часа |
Учебно-тематический план по предмету «Экономика»
6 класс
Тема урока и основные вопросы содержания |
Средства обучения |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Урок 1. Вводный урок |
Мультимедийная презентация. Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Усвоить понятия «экономика», «деньги», «торговля», для чего они нужны людям. Иметь представления о работе экономистов. |
Проблема выбора в экономике |
||
Урок 2. Выбор. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. Мультимедийная презентация. Схема выбора. |
Раскрывать связь между выбором и необходимостью выбора. Извлекать информацию о выборе как экономической проблеме из средств массовой информации (газетные статьи). |
Урок 3. Альтернативная стоимость. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. Иллюстрации учебника. |
Раскрывать связь между выбором и ценой выбора. Выявлять причины изменения цены выбора. |
Урок 4.Сетка принятия решения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. Схема «Сетка принятия решения». |
Различать варианты и критерии выбора. Применять сетку принятия решения при решении практических ситуаций. |
Типы экономических систем |
||
Урок 5. Основные вопросы экономики. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. Мультимедийная презентация |
Различать три основных вопроса экономики: Что? Как? Для кого производить? |
Урок 6. Экономические системы. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. Схема «Типы экономических систем». |
Различать типы экономических систем: рыночная, командная, традиционная смешанная экономическая система. |
Урок 7. Экономические и неэкономические стимулы. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Характеризовать экономические и неэкономические стимулы. Находить отличия экономических стимулов от неэкономических. |
Экономические ресурсы и факторы производства |
||
Урок 8. Доходы на факторы производства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять особенности факторов производства. Раскрывать виды факторов производства. Находить различия между факторами производства и экономическими ресурсами. |
Производство товаров и услуг |
||
Урок 9. Процесс производства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Устанавливать особенности процесса производства. Уметь различать пять стадий производства: прием, контроль качества и подготовка сырья; изготовление полуфабрикатов; изготовление готовой продукции; контроль качества готовой продукции; упаковка. |
Урок 10. Затраты на производство. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Уметь давать характеристику затратам на производство товаров и услуг. Оценивать капитальные и текущие затраты. Рассчитывать затраты на производство определенного товара. |
Урок 11. Доходы от продажи и прибыль. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять отличия прибыли от доходов. Рассчитывать доходы и прибыли, характеризовать их. |
Урок 12. Цена. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Различать элементы, из которых складывается цена. Решать задачи на расчет цены. |
Урок 13. Взаимосвязь цены, прибыли, дохода и затрат. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять взаимосвязь цены, прибыли, дохода и затрат. Показывать влияние различных факторов на цену, прибыль, доходы и затраты. |
Деньги |
||
Урок 14. Урок повторения и обобщения по теме «Производство товаров и услуг» |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Устанавливать особенности процесса производства. Характеристика затрат производства. Рассчитывать доходы, прибыль, цены. |
Урок 15. Возникновение денег. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять причины возникновения денег. |
Урок 16. Свойства денег. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Различать основные свойства денег. |
Урок 17-18. Функции денег. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Различать функции денег, как всеобщего эквивалента всех товаров. Давать характеристику функциям денег. |
Урок 19. Количество денег, необходимое для экономики страны. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Осуществлять анализ количества денег, необходимого для экономики страны. |
Урок 20. Деньги в Российском государстве. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Сравнивать денежную систему в Российском государстве со странами Запада. Оценивать значение денежной системы в жизни общества и государства. |
Торговля |
||
Урок 21. Торговля. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. Иллюстрации учебника. Тестирование. |
Выявлять характерные особенности торговли, путём анализа дополнительного материала учебника. |
Урок 22-23. Организационные формы торговли. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять организационные формы торговли. Характеризовать их. |
Урок 24. Реклама. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять специфику и оригинальность рекламы. Составлять план разработки рекламы под руководством учителя. |
Роль государства в экономике |
||
Урок 25. Цели государства в экономике. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять специфику государства в экономике. Определять значение государства в экономической жизни общества. |
Урок 26. Несостоятельность рынка. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Выявлять причины несостоятельности рынка. Прослеживать динамику провалов рынка. |
Урок 27. Экономические функции государства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Уметь давать характеристику функциям государства. Оценивать их значение. |
Урок 28. Основные расходы государства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Определять основные расходы государства. Выявлять причины основных расходов государства. |
Урок 29. Налоги. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Раскрывать сущность системы налогообложения и налогов. Выявлять особенности налогообложения. Составлять сложный план под руководством учителя. |
Урок 30. Подоходный налог. Налог на прибыль. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Раскрывать сущность видов налогов. Давать сравнительную характеристику подоходному налогу и налогу на прибыль. |
Урок 31. Государственный бюджет. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. Газетные статьи. Ресурсы Internet. |
Раскрывать специфику государственного бюджета страны. Прослеживать изменения в государственном бюджете страны, через СМИ и интернет ресурсы. |
Итоговый контроль по теме «Роль государства в экономике». |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 6 класс. |
Составлять сложный план. Давать сравнительную характеристику. Оценивать экономические явления. |
Резерв |
3 часа |
Учебно-тематический план по предмету «Экономика»
7 класс
Тема урока и основные вопросы содержания |
Средства обучения |
Основные виды деятельности обучающихся (на основе учебных действия) |
Банки и их роль в экономике |
||
Урок 1. Причины появления банков. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. Мультимедийная презентация. |
Раскрывать предпосылки появления банков и банковской системы. Подготавливать сообщения о первых банках. |
Урок 2. Основные функции ЦБ. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. Исторический документ. |
Раскрывать основные функции Центрального банка. Извлекать информацию о ЦБ из документа исторического характера. |
Урок 3. Основные функции коммерческих банков. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Раскрывать сущность функций коммерческих банков. Определять особенности функционирования коммерческих банков. |
Урок 4. Механизмы получения банковской прибыли |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. Мультимедийная презентация. |
Выделять характерные черты механизмов получения банковской прибыли. Раскрывать влияние различных факторов на получение банковской прибыли. |
Урок 5. Вклады и кредиты. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. Мультимедийная презентация |
Раскрывать сущность вкладов и кредитов в развитии банковской системе. Подготавливать сообщения о видах вкладов и кредитов. |
Урок 6. Расчет простого процента. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Выявлять особенности расчета простого процента. Оценивать результаты расчета простого процента. |
Инфляция |
||
Урок 7. Инфляция. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Характеризовать инфляцию как экономическое явление. Давать в ходе устного ответа собственную оценку инфляции. |
Урок 8. Экономические последствия инфляции. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Выявлять экономические последствия инфляции. Определять экономические последствия инфляции по отношению к обществу и государству. Оценивать экономические последствия инфляции. |
Урок 9. Социальные последствия инфляции. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Выявлять социальные последствия инфляции. Определять экономические последствия инфляции по отношению к обществу и государству. Оценивать экономические последствия инфляции. |
Урок 10. Индекс потребительских цен. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Характеризовать темп инфляции. Вычислять индекс потребительских цен. |
Безработица |
||
Урок 11. Структура населения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. Мультимедийная презентация. |
Раскрывать специфику структуры населения при безработице. Составлять по алгоритму развернутый план ответа на вопрос. |
Урок 12. Безработица и ее виды. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Характеризовать понятие безработица. Определять виды безработицы. Составлять сравнительную характеристику видов безработицы. |
Урок 13. Последствия безработицы. Меры социальной защиты. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Раскрывать последствия безработицы. Устанавливать связь между экономическими и социальными последствиями безработицы. Анализировать меры социальной защиты безработных. |
Урок 14. Текущий контроль по теме «Безработица» |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Сопоставлять понятия безработица и ее виды. Сравнивать экономические и социальные последствия безработицы. |
Производство товаров и услуг |
||
Урок 15. Фирма. Предприятие. Отрасль. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Раскрывать значение понятий «фирма», «предприятие», «отрасль». Объяснять их роль в процессе производства товаров и услуг. |
Урок 16. Виды фирм. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. Схема «Формы организации бизнеса». |
Давать комментарии к схеме «Формы организации бизнеса». Анализировать виды фирм, приводить примеры фирм и отраслей в районе. |
Урок 17. Производительность труда. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Давать оценку производительности труда. |
Урок 18. Факторы роста производительности труда. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Раскрывать факторы производительности труда и их сущность. Давать оценку факторам производительности труда. |
Урок 19. Расчет производительности труда. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Характеризовать производительность труда. Производить производительность труда. |
Урок 20. Роль повышения производительности труда. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Оценивать роль повышения производительности труда. |
Затраты на производство и прибыль |
||
Урок 21. Постоянные, переменные и общие затраты. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Определять постоянные, переменные, общие затраты. Сравнивать виды затрат. Выявлять общие черты видов затрат. |
Урок 22. Графическое изображение затрат. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Давать оценку графическому изображению затрат. Графически изображать различные виды затрат. |
Урок 23. Доходы. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Выявлять характерные черты доходов предприятия. Определять изменения доходов предприятия. |
Урок 24. Прибыль. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Выявлять характерные черты прибыли предприятия. Производить расчет прибыли предприятия. |
Тема №6 «Спрос и предложение» |
||
Урок 25. Спрос |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Раскрывать понятие спрос. Давать оценку спросу, величине спроса. |
Урок 26. Шкала и график спроса. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Графически изображать изменение величины спроса. |
Урок 27. Предложение. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Раскрывать понятие предложение. Давать характеристику предложению, величине предложения. |
Урок 28. Шкала и график предложения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Графически изображать изменение величины предложения. |
Урок 29. Взаимодействие спроса и предложения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Характеризовать особенности взаимодействия спроса и предложения. |
Урок 30. Конкуренция. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Давать характеристику конкуренции как экономическому явлению. Анализировать виды конкуренции. |
Урок 31. Итоговый контроль по теме «Спрос и предложение». |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 7 класс. |
Сопоставлять. Давать характеристику экономическим понятиям. |
Резерв |
3 часа |
Учебно-тематический план по предмету «Экономика»
8 класс. (1 час в неделю, 34 часа в год)
Тема урока и основные вопросы содержания |
Средства обучения |
Основные виды деятельности обучающихся (на основе учебных действия) |
Что изучает экономика |
||
Урок 1. Экономика: наука и хозяйство. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. Видеоряд. Схема «Пирамида Маслоу» |
Определять основные черты экономики как науки. Раскрывать сущность понятий микро- и макроэкономики. Давать описание и характеризовать иерархию потребностей по Маслоу. |
Урок 2. Ресурсы. Цена выбора. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Определять понятия «ресурсы», «цена выбора». Устанавливать причины изменения цены выбора. |
Типы экономических систем |
||
Урок 3. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Давать характеристику главным вопросам экономики. Различать четыре типа экономических систем. |
Урок 4. Преимущества и недостатки экономических систем. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Выявлять причины положительных и отрицательных сторон экономических систем. |
Урок 5. Российская экономика на современном этапе. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. Мультимедийная перзентация. |
Давать характеристику современной российской экономике. Используя Интернет-ресурсы характеризовать направления современной экономики. |
Факторы производства |
||
Урок 6. Факторы производства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. Памятка. |
Объяснять особенности факторов производства. Используя памятку, давать характеристику факторам производства. |
Урок 7. Доходы на факторы производства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Устанавливать причины доходов на факторы производства. Определять характерные черты доходов на факторы производства. |
Производительность факторов производства |
||
Урок 8. Производительность факторов производства |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Выявлять общие и особенные черты производительности факторов производства. |
Урок 9. Факторы производительности. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Давать характеристику факторам производительности. Определять характерные черты факторов производительности. |
Урок 10. Деловая игра «Бумажная фабрика». |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. Маршрутные листы. Мультимедийная перзентация |
Систематизировать и обобщить знания по теме «Производительность факторы производства» |
Спрос |
||
Урок 11. Спрос. Величина спроса. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Давать характеристику понятиям «спрос», «величина спроса». Определять особенности изменения величины спроса. |
Урок 12. Закон спроса. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Анализировать закон спроса. Выявлять его основные составляющие. |
Урок 13. Шкала спроса. Функция спроса. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Показывать взаимосвязь шкалы спроса и функции спроса. |
Урок 14. График спроса. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. Рабочие листы |
Графически изображать изменение величины спроса. Решать практические задачи |
Урок 15. Текущий контроль по теме «Спрос». |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Обобщать и систематизировать знания по теме «Спрос». |
Предложение |
||
Урок 16. Предложение. Величина предложения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Давать характеристику понятиям «предложение», «величина предложения». Определять особенности изменения величины спроса. |
Урок 17. Закон предложения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Анализировать закон предложения. Выявлять его основные составляющие. |
Урок 18. Шкала предложения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Показывать взаимосвязь шкалы предложения и функции предложения. |
Урок 19. График предложения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Графически изображать изменение величины предложения. Решать практические задачи. |
Взаимодействие спроса и предложения |
||
Урок 20. Рыночное равновесие. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Определять характерные черты рыночного равновесия. |
Урок 21. Отклонение от равновесной цены. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Объяснять отклонения от равновесной цены и анализировать их. |
Урок 22. Рынок покупателя. Рынок продавца. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. Мультимедийная презентация. |
Выявлять особенности рынков продавца и покупателя. Характеризовать деятельность рынка продавца, рынка покупателя. |
Урок 23. Рыночный механизм. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Раскрывать роль рыночного механизма. Объяснять сущность его функционирования. |
Производитель |
||
Урок 24. Собственность. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. Схема «Формы собственности» |
Различать характерные черты форм собственности. Составлять сравнительную характеристику форм собственности в экономике. |
Урок 25. Суверенитет производителя. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Давать характеристику суверенитета производителя. Объяснять сущность политики суверенитета производителя. |
Урок 26. Отрасль. Фирма. Предприятие. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Различать характерные черты понятий «отрасль», «фирма», «предприятие». Составлять сравнительную таблицу. |
Урок 27. Производственный цикл. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Раскрывать характерные черты производственного цикла. |
Фирмы и конкуренция |
||
Урок 28. Конкуренция. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Анализировать конкуренцию как главное экономическое явление. |
Урок 29-30. Издержки производства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Раскрывать характерные черты издержек производства. Оценивать факторы влияющие на изменение издержек производства. |
Урок 31. Экономическая и бухгалтерская прибыль. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 8 класс. |
Определять понятия «экономическая прибыль» и «бухгалтерская прибыль». Выявлять факторы, влияющие на экономическую и бухгалтерскую прибыль. |
Урок 32. Итоговый контроль |
Тест |
Анализировать. Применять знания на практике. |
Резерв |
2 часа |
Учебно-тематический план по предмету «Экономика»
9 класс.
(1 час в неделю. 34 часа в год)
Тема и основные вопросы содержания |
Средства обучения |
Основные виды деятельности обучающихся (на основе учебных действий) |
Деньги |
||
Урок 1. Происхождение сущность денег. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. Видеофильм. |
Давать аргументированную оценку деньгам всеобщему эквиваленту всех товаров. Определять какие изменения произошли в современной денежной системе. Анализировать современную финансовую политику. |
Урок 2. Функции денег. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Устанавливать взаимосвязь между функциями денег. Давать оценку различным функциям денег. Объяснять и анализировать особенности функционирования денег. |
Урок 3. Эмиссия денег. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Выявлять принципы выпуска денежных средств в разных странах. Составлять сравнительную таблицу. Делать выводы. |
Урок 4. Законы денежного обращения |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Раскрывать сущность законов денежного обращения. Составлять тематические таблицы и схемы. |
Урок 5. Уравнение обмена. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Раскрывать сущность уравнения Фишера. Составлять, используя различные виды информации характеристику деятельности экономиста. Анализировать уравнение обмена. |
Урок 6. Инфляция. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Устанавливать причины появления инфляции. Характеризовать виды инфляции. Анализировать современную антиинфляционную политику государства. |
Урок 7. Изменение покупательной способности денег. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Давать характеристику покупательной способности денег, выявлять причины ее изменения. |
Урок 8. Измерение инфляции. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Выявлять особенности измерения инфляции. Определять цели и задачи инфляции. |
Банки и банковская система |
||
Урок 9. Банковская система. Функции ЦБ. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Анализировать функции Центрального банка, выявлять их особенности. Характеризовать особенности функционирования банковской системы. |
Урок 10. Основные операции коммерческих банков. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Сравнивать основные операции коммерческих банков. Характеризовать виды коммерческих банков. Объяснять принципы их функционирования. |
Урок 11. Вклады и кредиты. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. Схема «Виды вкладов и кредитов» |
Анализировать кредитную политику. Определять виды вкладов и кредитов. Сравнивать виды вкладов. |
Урок 12. Механизм получения банковской прибыли. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Показывать механизмы получения банковской прибыли. Составлять развернутый план одного из пунктов параграфа. |
Урок 13. Критерии выбора банка. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Определять критерии выбора банка. Раскрывать суть критериев: надежность, ликвидность, процент. Сравнивать критерии выбора банка. |
Экономическая роль государства |
||
Урок 14. Экономические свободы и роль государства в их защите. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Раскрывать суть экономических свобод. Анализировать роль государства в защите экономических свобод. |
Урок 15. Зачет по теме «Банки и банковская система |
Список вопросов к зачету. Билеты с вопросами. |
Систематизировать и обобщить знания по теме «Банковские системы» |
Урок 16. Роль и функции государства в экономике. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Раскрывать сущность функций государства в экономике. Определять роль государства в экономике. |
Финансы государства |
||
Урок 17. Налоги – основной источник доходов государства. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. Иллюстрации журнала «Мир налогов». Мультимедийная презентация. |
Характеризовать налоги как основной источник доходов государства. Раскрывать суть понятий «налогообложение», «налоговая система». Выявлять функции и принципы налогообложения. |
Урок 18. Подоходный налог. Налог на прибыль. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. Журнал «Мир налогов» |
Выявлять характерные черты налога на прибыли и подоходного налога. Выявлять особенности их функционирования. Определять налоговую базу подоходного налога и налога на прибыль. Анализировать налоговую ставку процента. |
Урок 19. НДС (налог на добавленную стоимость) |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. Журнал «Мир налогов» |
Выявлять характерные черты налога на добавленную стоимость. Выявлять особенности его функционирования. Определять налоговую базу налога на добавленную стоимость. Анализировать налоговую ставку процента. |
Урок 20. Государственный бюджет. Виды бюджета. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. Журнал «Мир Налогов» |
Выявлять характерные черты государственного бюджета. Определять виды бюджета и особенности его функционирования. |
Урок 21. Зачет по теме «Налоги». |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Систематизировать и обобщать умения по теме «Налоги» |
Рынок труда |
||
Урок 22. Экономическая природа рынка труда. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Определять экономическую природу рынка труда. Характеризовать основные понятия рынка труда. Оценивать особенности функционирования рынка труда. |
Урок 23. Факторы формирования спроса и предложения на рынке труда. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Определять факторы, определяющие формирования спроса и предложения на рынке труда. Раскрывать суть факторов. |
Урок 24. Социальные проблемы рынка труда. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Выявлять социальные проблемы рынка труда. Раскрывать особенности их развития. |
Экономические проблемы безработицы |
||
Урок 25. Структура населения. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Раскрывать особенности структуры населения. Выявлять особенности структуры населения. |
Урок 26. Виды безработицы. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. Схема «Виды безработицы» |
Определять виды безработицы. Характеризовать основные виды безработицы. |
Урок 27. Права и обязанности безработных. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Определять основные обязанности и права безработных. Составлять сравнительную таблицу. Анализировать права и обязанности безработных. |
Экономический рост |
||
Урок 28. Понятие экономического роста. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Выявлять понятие экономического роста. Давать оценку экономическому росту как экономическому явлению. |
Урок 29. Экономический цикл. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Раскрывать суть понятия «экономический цикл». Анализировать элементы и составляющие экономического цикла. |
Экономика семьи |
||
Урок 30. Семейный бюджет и его роль. |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Характеризовать основные особенности семейного бюджета. Определять роль семейного бюджета в семейной экономике. |
Урок 31. Деловая игра «Домашняя бухгалтерия». |
Рабочая тетрадь: «Экономика». 9 класс. |
Обобщать и систематизировать уменя по теме «Экономика семьи». |
Урок 33. Итоговый контроль. |
Систематизировать. Сравнивать. Обобщать. Соотносить понятия. |
|
Резерв |
1 час |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение по предмету
Технические средства обучения
Персональный компьютер учителя;
Лицензионное программное обеспечение;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Печатные средства обучения
Государственные символы Российской Федерации;
Иллюстрации, схемы, таблицы;
Рабочие программы по предмету «Экономика»»
Комплект учебников по экономике 5-9 клас;
Раздаточный материал по экономике (справочные пособия, журналы, энциклопедии и т.п.);
Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия
Фильмы на DVD/CD;
МФУ (лазерный принтер-сканер-копир)
Компьютерные программы по экономике
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам;
Другое
Выход в Интернет;
Стол для проектора;
Картотека методической литературы;
Гильманова Ольга Павловна