Рабочая программа по экономике для 9 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»
Харабалинского района Астраханской области
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
МБОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»
протокол № 1 от «31» августа 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 84 от « 1 » сентября2016 г.
Директор школы___________ С.В. Некрасова
9 КЛАСС
Составлена на основе: Примерная программа основного общего образования по экономике В.С. Автономов, Л.Б. Азимов, И.В. Липсиц, Т. А. Протасевич. 8-9 классы»,: «ВИТА-ПРЕСС», 2009 Г.
Всего: 34 часа (1 часа в неделю)
УМК: учебник Липсиц И.В. Экономика. Часть 1. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009 г.
Составитель: Идрисова Румия Мансоровна
учитель истории, обществознания, экономики
первая квалификационная категория
Срок реализации: 1 год
2018 г.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для реализации данной рабочей программы используется следующий
Учебник: Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1, 2.- М.: Вита-пресс, 2009 г.
Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного стандарта общего образования по экономике на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (раздел «Экономика»).
УМК:
-
Экономика 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица / авт.-сост. И.Б. Ремчукова.-Волгоград: Учитель, 2008
Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт. –сост. О.Т. Медведева.-Волгоград: Учитель, 2009.
Экономика. 7-8 классы: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица/ авт.-сост. Г.А. Сафронова.- Волгоград: Учитель,2007.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.
Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 8 классов, поскольку в нашей школе мы стремимся вполне правомерно создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, начиная с 8 класса.
Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
- формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Развивающие:
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков.
- воспитание ответственности за экономические решения;
- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
- воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии: • человек и фирма;
• человек и государство;
• экономика домашнего хозяйства.
Формы текущего и итогового контроля.
В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из Интернет-ресурсов. Примеры тестов, уроков игр и другие формы контроля представлены в Приложении.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы( ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
-использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- обладанием способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности.
Учебный план
№ темы |
Название главы |
Количество часов |
1. |
Повторение |
3 часа |
2. |
Что такое фирма |
2 часа |
3. |
Фирмы и конкуренция |
4 часа |
4. |
Как семьи получают и тратят деньги |
6 часов |
5. |
Неравенство доходов и его последствия |
5 часов |
6. |
Экономические задачи государства |
3 часа |
7. |
Государственные финансы |
11 часов |
Итого: 34 часа |
Календарно тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Материально – техническое обеспечение урока |
Домашнее задание |
Срок проведения |
|
Глава 1. Повторение (3 ч) |
|||||||
1. |
Вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте Главные вопросы и задачи экономики. |
1 |
Знать основные экономические термины |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
П. 9-13 |
4.09 4.09 4.09 5.09 |
|
2. |
Мир денег. Рынок труда. |
1 |
Знать основные экономические термины |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 14 – 19, тесты |
11.09 11.09 11.09 12.09 |
|
3. |
Стартовая контрольная работа |
1 |
Знать основные понятия и термины |
Книгопечатная продукция |
Повторять |
18.09 18.09 18.09 19.09 |
|
Глава 2. Что такое фирма (2 ч.) |
|||||||
4. |
Работа над ошибками. Зачем создаются фирмы. Виды фирм. |
1 |
Знать: -понятия: фирма, предприятие, отрасль; -понятие о добавленной стоимости |
Медиотека |
П. 35., конспект, П. 36 |
25.09 25.09 25.09 26.09 |
|
5. |
Акционерное общество. |
1 |
Знать: -понятия: фирма, пред |
Медиотека |
П. 35-37 |
2.10 2.10 2.10 3.10 |
|
Глава 3 Фирмы и конкуренция (4 ч.) |
|||||||
6. |
Виды прибыли. Виды затрат и их экономическое значение. |
1 |
Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
П. 38, рисунок 11-1, 11-2, П. 39, конспект |
9.10 9.10 9.10 10.10 |
|
7. |
Средние и предельные затраты. Типы конкурентных рынков. |
1 |
Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 40, конспект, П. 41, рис. 11-6 |
16.10 16.10 16.10 17.10 |
|
8. |
Итоговая контрольная работа за I четверть |
1 |
Знать основные понятия и термины |
Книгопечатная продукция |
Повторять |
23.10 23.10 23.10 24.10 |
|
9. |
Работа над ошибками. Источник семейных доходов. |
1 |
Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен |
Медиотека |
П. 42., рисунок 12-1 |
30.10 30.10 30.10 31.10 |
|
Глава 4 Как семьи получают и тратят деньги (6 ч) |
|||||||
10. |
Источники семейных доходов и расходов. |
1 |
Знать понятия темы. Уметь объяснять: |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
П. 42., рисунок 12-1 |
13.11 13.11 13.11 14.11 |
|
11. |
Бюджет семьи. |
1 |
Знать понятия темы. Уметь объяснять: |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 43 |
20.11 20.11 20.11 21.11 |
|
12. |
Номинальный и реальный доход. Тест |
1 |
Знать понятия темы. Уметь объяснять: |
Книгопечатная продукция |
П. 44 |
27.11 27.11 27.11 28.11 |
|
13. |
Инфляция и семейная экономика. |
1 |
Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
Задание по группам |
4.12 4.12 4.12 5.12 |
|
14. |
Инфляция и семейная экономика. |
1 |
Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 44 |
11.12 11.12 11.12 12.12 |
|
15. |
Итоговая контрольная работа за II четверть |
1 |
Применять полученные знания |
Книгопечатная продукция |
Повторять |
18.12 18.12 18.12 19.12 |
|
Глава 5. Неравенство доходов и его последствия (5 ч) |
|||||||
16. |
Работа над ошибками. Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы. |
1 |
Знать: -понятие о прогрессивном налогообложении; |
Медиотека |
П. 45, задача |
25.12 25.12 25.12 26.12 |
|
17. |
Повторный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Налоги принципы налогообложения. |
1 |
Знать: -понятие о прогрессивном налогообложении; |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
15.01 15.01 15.01 16.01 |
||
18. |
Бедность как экономическая проблема. |
1 |
Знать: -социальные программы. |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 47 |
22.01 22.01 22.01 23.01 |
|
19. |
Основные виды налогов. Трансферты |
1 |
Знать -социальные программы. |
Книгопечатная продукция |
П. 45-47, тесты. |
29.01 29.01 29.01 30.01 |
|
20. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Неравенство доходов и его последствия». |
1 |
Знать понятия и термины |
Медиотека |
Повторять |
5.02 5.02 5.02 6.02 |
|
Глава 6. Экономические задачи государства (3 ч.) |
|||||||
21. |
Роль государства в экономической системе |
1 |
Знать: - понятие о слабости рынка; |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
П. 48 |
12.02 12.02 12.02 13.02 |
|
22. |
Причины вмешательства государства в экономическую жизнь. |
1 |
Знать основные понятия о слабости рынка |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 49 |
19.02 19.02 19.02 20.02 |
|
23. |
Формы вмешательства государства в работу рыночной системы. |
1 |
Знать роль государства в экономике |
Книгопечатная продукция |
П. 50 |
26.02 26.02 26.02 27.02 |
|
Глава 7. Государственные финансы (11 ч) |
|||||||
24. |
Финансы |
1 |
Знать основные источники доходов. |
Медиотека |
П. 51. |
5.03 5.03 5.03 6.03 |
|
25. |
Итоговая контрольная работа за 3 четверть |
1 |
Знать основные понятия и термины |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
Повторять |
12.03 12.03 12.03 13.03 |
|
26. |
Работа над ошибками. Налогообложение. |
1 |
Знать понятия о прогрессивном налогообложении. |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 51 |
19.03 19.03 19.03 20.03 |
|
27. |
Структура налоговой системы России. |
1 |
Знать понятия о прогрессивном налогообложении. |
Книгопечатная продукция |
П. 51 |
2.04 2.04 2.04 3.04 |
|
28. |
Государственный бюджет. Доходы и расходы. Дефицит и профицит. |
1 |
Знать основные понятия о слабости рынка. |
Медиотека |
П. 52 |
9.04 9.04 9.04 10.04 |
|
29. |
Причины возникновения государственного долга. |
1 |
Знать основные причины появления долга. |
Медиотека |
П. 53, таблица |
16.04 16.04 16.04 17.04 |
|
30. |
Выпуск (эмиссия) денег. Урок обобщения |
1 |
Знать что такое эмиссия |
Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) |
Рисунок 15-4 |
23.04 23.04 23.04 24.04 |
|
31. |
Изыскание источников дополнительных доходов. Кривая Лаффера. |
1 |
Знать: кривая Лаффера |
Печатные пособия (таблицы схемы, карты) |
П. 53 |
30.04 30.04 30.04 8.05 |
|
32. |
Государственный долг и его виды. |
1 |
Знать основные причины долга, |
Книгопечатная продукция |
П.54, термины и понятия |
7.05 7.05 7.05 15.05 |
|
33. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Знать основные понятия и термины |
Медиотека |
Повторять |
14.05 14.05 14.05 22.02 |
|
34. |
Работа над ошибками. Подведение итогов. |
1 |
Знать основные понятия и термины |
Медиотека |
Повторять |
21.05 21.05 21.05 23.05 |
|
Итого: 34 часа |
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР:
_____________ Коноплева Т.А.
август 2018 год