Рабочая программа по экономике для 9 класса

0
0
Материал опубликован 6 November 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»

Харабалинского района Астраханской области

 

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом

МБОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»

протокол № 1 от «31» августа 2016 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом № 84 от « 1 » сентября2016 г.

Директор школы___________ С.В. Некрасова


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА»

 

9 КЛАСС


 

Составлена на основе: Примерная  программа основного общего образования по экономике В.С. Автономов, Л.Б. Азимов, И.В. Липсиц, Т. А. Протасевич.   8-9 классы»,: «ВИТА-ПРЕСС», 2009 Г.                


 

Всего: 34 часа (1 часа в неделю)

УМК: учебник Липсиц И.В. Экономика. Часть 1. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009 г.   


 

Составитель: Идрисова Румия Мансоровна

учитель истории, обществознания, экономики

первая квалификационная категория



 

Срок реализации: 1 год


 

2018 г.

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая федеральному компоненту государ­ственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Для реализации данной рабочей программы используется следующий
Учебник: Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1, 2.- М.: Вита-пресс, 2009 г.

Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного стандарта общего образования по экономике на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (раздел «Экономика»).

УМК:

  • Экономика 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица / авт.-сост. И.Б. Ремчукова.-Волгоград: Учитель, 2008

    Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт. –сост. О.Т. Медведева.-Волгоград: Учитель, 2009.

    Экономика. 7-8 классы: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица/ авт.-сост. Г.А. Сафронова.- Волгоград: Учитель,2007.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу­чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима­тельской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче­ской жизни с экономической точки зрения;

освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в экономической жизни общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест­ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика).

Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
-
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
-
Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.

Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 8 классов, поскольку в нашей школе мы стремимся вполне правомерно создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, начиная с 8 класса.

Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.

Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:

- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;

- формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков.

- воспитание ответственности за экономические решения;

- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

- воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии: • человек и фирма;

человек и государство;

экономика домашнего хозяйства.

Формы текущего и итогового контроля.

В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из Интернет-ресурсов. Примеры тестов, уроков игр и другие формы контроля представлены в Приложении.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.

Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы( ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.

Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.

Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.

Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.

Инфляция и ее следствия.

Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.

Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

-использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- обладанием способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности.

Учебный план

темы

Название главы

Количество часов

1.

Повторение

3 часа

2.

Что такое фирма

2 часа

3.

Фирмы и конкуренция

4 часа

4.

Как семьи получают и тратят деньги

6 часов

5.

Неравенство доходов и его последствия

5 часов

6.

Экономические задачи государства

3 часа

7.

Государственные финансы

11 часов

Итого: 34 часа


 


 

Календарно тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Материально – техническое обеспечение урока

Домашнее задание

Срок проведения

   

Глава 1. Повторение (3 ч)

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте Главные вопросы и задачи экономики.

1

Знать основные экономические термины

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

П. 9-13

4.09

4.09

4.09

5.09

 

2.

Мир денег. Рынок труда.

1

Знать основные экономические термины

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 14 – 19, тесты

11.09

11.09

11.09

12.09

 

3.

Стартовая контрольная работа

1

Знать основные понятия и термины

Книгопечатная продукция

Повторять

18.09

18.09

18.09

19.09

 

Глава 2. Что такое фирма (2 ч.)

4.

Работа над ошибками. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.

1

Знать: -понятия: фирма, предприятие, отрасль; -понятие о добавленной стоимости
Знать: -виды и цели, факторы деятельности фирм;

Медиотека

П. 35., конспект, П. 36

25.09

25.09

25.09

26.09

 

5.

Акционерное общество.

1

Знать: -понятия: фирма, пред­
приятие, отрасль; -понятие о добавленной
стоимости
Знать: -виды и цели, факторы деятельности фирм

Медиотека

П. 35-37

2.10

2.10

2.10

3.10

 

Глава 3 Фирмы и конкуренция (4 ч.)

6.

Виды прибыли. Виды затрат и их экономическое значение.

1

Знать, почему фирма вы­годнее рынка. Уметь рас­считывать, какой из спосо­бов производства наиболее экономически эффективен

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

П. 38, рисунок 11-1, 11-2, П. 39, конспект

9.10

9.10

9.10

10.10

 

7.

Средние и предельные затраты. Типы конкурентных рынков.

1

Знать, почему фирма вы­годнее рынка. Уметь рас­считывать, какой из спосо­бов производства наиболее экономически эффективен

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 40, конспект, П. 41, рис. 11-6

16.10

16.10

16.10

17.10

 

8.

Итоговая контрольная работа за I четверть

1

Знать основные понятия и термины

Книгопечатная продукция

Повторять

23.10

23.10

23.10

24.10

 

9.

Работа над ошибками. Источник семейных доходов.

1

Знать, почему фирма вы­годнее рынка. Уметь рас­считывать, какой из спосо­бов производства наиболее экономически эффективен

Медиотека

П. 42., рисунок 12-1

30.10

30.10

30.10

31.10

 

Глава 4 Как семьи получают и тратят деньги (6 ч)

10.

Источники семейных доходов и расходов.

1

Знать понятия темы. Уметь объяснять:
-источники доходов семьи; -изменение структуры доходов семей как след­ствие экономических пре­ образований в стране

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

П. 42., рисунок 12-1

13.11

13.11

13.11

14.11

 

11.

Бюджет семьи.

1

Знать понятия темы. Уметь объяснять:
-источники доходов семьи; -изменение структуры доходов семей как след­ствие экономических пре­ образований в стране

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 43

20.11

20.11

20.11

21.11

 

12.

Номинальный и реальный доход. Тест

1

Знать понятия темы. Уметь объяснять:
-источники доходов семьи;

Книгопечатная продукция

П. 44

27.11

27.11

27.11

28.11

 

13.

Инфляция и семейная экономика.

1

Структура семейных рас­ходов как индикатор уровня развития страны

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

Задание по группам

4.12

4.12

4.12

5.12

 

14.

Инфляция и семейная экономика.

1

Структура семейных рас­ходов как индикатор уровня развития страны

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 44

11.12

11.12

11.12

12.12

 

15.

Итоговая контрольная работа за II четверть

1

Применять полученные знания

Книгопечатная продукция

Повторять

18.12

18.12

18.12

19.12

 

Глава 5. Неравенство доходов и его последствия (5 ч)

16.

Работа над ошибками. Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы.

1

Знать: -понятие о прогрессив­ном налогообложении;

Медиотека

П. 45, задача

25.12

25.12

25.12

26.12

 

17.

Повторный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Налоги принципы налогообложения.

1

Знать:

-понятие о прогрессив­ном налогообложении;

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

 

15.01

15.01

15.01

16.01

 

18.

Бедность как эконо­мическая проблема.

 

1

Знать: -социальные программы.
Уметь: -анализировать материа­лы СМИ; -работать с нормативными документами

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 47

22.01

22.01

22.01

23.01

 

19.

Основные виды налогов. Трансферты

1

Знать -социальные программы.
Уметь: -анализировать материа­лы СМИ;
-работать с нормативными документами

Книгопечатная продукция

П. 45-47, тесты.

29.01

29.01

29.01

30.01

 

20.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Неравенство доходов и его последствия».

1

Знать понятия и термины

Медиотека

Повторять

5.02

5.02

5.02

6.02

 

Глава 6. Экономические задачи государства (3 ч.)

21.

Роль государства в экономической системе

1

Знать: - понятие о слабости рынка;
-экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка;
-понятие об обществен­ных благах

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

П. 48

12.02

12.02

12.02

13.02

 

22.

Причины вмешательства государства в экономическую жизнь.

1

Знать основные понятия о слабости рынка

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 49

19.02

19.02

19.02

20.02

 

23.

Формы вмешательства государства в работу рыночной системы.

1

Знать роль государства в экономике

Книгопечатная продукция

П. 50

26.02

26.02

26.02

27.02

 

Глава 7. Государственные финансы (11 ч)

24.

Финансы

1

Знать основные источники доходов.

Медиотека

П. 51.

5.03

5.03

5.03

6.03

 

25.

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

1

Знать основные понятия и термины

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

Повторять

12.03

12.03

12.03

13.03

 

26.

Работа над ошибками. Налогообложение.

1

Знать понятия о прогрессивном налогообложении.

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 51

19.03

19.03

19.03

20.03

 

27.

Структура налоговой системы России.

1

Знать понятия о прогрессивном налогообложении.

Книгопечатная продукция

П. 51

2.04

2.04

2.04

3.04

 

28.

Государственный бюджет. Доходы и расходы. Дефицит и профицит.

1

Знать основные понятия о слабости рынка.

Медиотека

П. 52

9.04

9.04

9.04

10.04

 

29.

Причины возникновения государственного долга.

1

Знать основные причины появления долга.

Медиотека

П. 53, таблица

16.04

16.04

16.04

17.04

 

30.

Выпуск (эмиссия) денег. Урок обобщения

1

Знать что такое эмиссия

Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска)

Рисунок 15-4

23.04

23.04

23.04

24.04

 

31.

Изыскание источников дополнительных доходов. Кривая Лаффера.

1

Знать: кривая Лаффера

Печатные пособия (таблицы схемы, карты)

П. 53

30.04

30.04

30.04

8.05

 

32.

Государственный долг и его виды.

1

Знать основные причины долга,

Книгопечатная продукция

П.54, термины и понятия

7.05

7.05

7.05

15.05

 

33.

Итоговая контрольная работа

1

Знать основные понятия и термины

Медиотека

Повторять

14.05

14.05

14.05

22.02

 

34.

Работа над ошибками. Подведение итогов.

1

Знать основные понятия и термины

Медиотека

Повторять

21.05

21.05

21.05

23.05

 

Итого: 34 часа

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по УВР:

_____________ Коноплева Т.А.

август 2018 год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.