Рабочая программа по элективному курсу химии «Применение математических методов и физических законов при решении расчётных задач по химии»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Воротнева Н.А./ ФИО Протокол № 1 от « » августа 2017г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А. ФИО « » августа 2017 г. |
«Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Рабочая программа
по элективному курсу химии
11 класс
Применение математических методов и физических законов при решении расчетных задач по химии учителя Оркиш Е.Г.
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);
Авторской программы элективного курса Шишкина И.Ю. «Применение математических методов и физических законов при решении расчетных задач по химии» рекомендованного для профильного обучения обучающихся на 2016 -2017 учебный год и утвержденный приказом № 8513 Мистерством Саратовской области от 08.07.2016 года;
2. Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения « Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»;
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, изучающих химию на базовом уровне, с целью усовершенствования решения задач различными способами решения и подготовки их к сдаче государственного аттестационного тестирования.
Программа курса позволяет не только сформировать у учащихся умения и навыки решения сложных химических задач конкурсного и олимпиадного уровня, но и показать единую естественнонаучную
картину мира на основе уже имеющихся у них знаний законов физики и владения математическим инструментарием повышенного уровня.
Количественные расчеты занимают важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала» вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний. Освоение данного курса способствует формированию учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентности учащихся.
Основной целью данного курса является интеграция химических, математических и физических знаний, а также знаний и умений в области информационных технологий в обучении химии.
Задачи курса:
актуализировать знания учащихся по математике и физике, использовать их при решении химических задач;
через сложившуюся у учащихся систему математических и физических понятий развивать познавательный интерес к химии;
способствовать развитию способности к самостоятельной работе:
формировать умение логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями;
подготовить учащихся к олимпиадам, тестированию, вступительным экзаменам в вузы.
В качестве основных форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, практических занятий, на которых происходит повторение ранее изученного материала на более высоком уровне, введение новых понятий. Для повышения интереса к теоретически: вопросам, закрепления изученного материала и отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен как лабораторный практикум, так и демонстрационный эксперимент.
Каждый теоретический блок завершается письменной работой ио решению задач, которая может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Образовательным продуктом после изучения каждого блока является презентация или опорный конспект по теоретическому материалу, алгоритмы решения типовых задач и примеры решения нестандартных и творческих задач. Итоговое занятие проводится в форме «академбоя», на котором, в результате групповой работы и обсуждения, каждый учащийся будет иметь эталон оформления задач по четырем темам.
Достижению результатов обучения обучающихся 11 класса способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих технологий).
Согласно основной образовательной программе муниципального общеобразовательного учреждения «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» на изучение элективного предмета по химии на базовом уровне в 11 классе отводится 1 час в неделю ( 34 ч в год).
Учебно- тематическое планирование 11 класс
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Лабораторные, практические работы |
1. |
Тема I .Основы количественных расчетов в химии |
3 |
|
2. |
Тема 2 Решение задач химического содержания алгебраическими методами. |
5 |
Контрольная работа №1 «Решение задач химического содержания алгебраическими методами» |
3. |
Тема 3. Газовые законы |
5 |
|
4 |
Тема 4. Растворы |
5 |
Практическая работа №1 «Приготовление растворов различной концентрации». Контрольная работа №2 по теме: «Газовые законы. Растворы» |
5 |
Тема 5. Энергетика химических процессов |
5 |
|
6 |
Тема 6. Кинетика химических процессов и химическое равновесие |
4 |
|
7 |
Тема 7. Электрохимия |
5 |
Контрольная работа №3 по теме: « Электрохимия» |
8 |
Итоговое повторение |
2 |
Зачет |
Содержание тем учебного курса
Тема I .Основы количественных расчетов в химии (3 часа)
Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Относительная атомная и молекулярные массы. Моль. Число Авогадро. Эквивалент элемента. Эквивалентная масса. Молярная масса. Химическая формула: простейшая и истинная.
Вычисления молярной массы газообразного вещества на основании данных о его плотности по другому газообразному веществу.
Вывод формулы вещества на основании данных о массовой доли элементов в веществе и его молярной массы.
Тема 2 Решение задач химического содержания алгебраическими методами. (5 часов)
Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходных веществ. Вывод молекулярной формулы вещества на основании:данных о массовой доле элементов и плотности вещества. Определение компонентов в смеси.
Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного. Параллельные реакции, последовательные реакции.
Вычисления по химическим уравнениям. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходных веществ, содержащих примеси.
Работа с использованием тестовых заданий различного типа.
Контрольная работа №1 «Решение задач химического содержания алгебраическими методами»
Тема 3. Газовые законы (5 часов)
Закон объемных отношений. Закон Авогадро и его следствия. Характеристика состава газовой смеси: объемная доля вещества, средняя молярная масса газовой смеси. Молярный объем газа. Расчет состава газовых смесей: основные способы.
Относительная плотность газов. Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Объединенный газовый закон. Значение универсальной газовой постоянной. Уравнение Клайперона-Менделеева.
Тема 4. Растворы (5 часов)
Растворы, состав растворов. Общие свойства истинных растворов. Растворы, растворимость. Факторы, влияющие на растворимость. Концентрация, массовая доля веществ, молярная концентрация. Кристаллогидраты. Концентрация. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Работа с использованием тестовых заданий различного типа.
Практическая работа №1 «Приготовление растворов различной концентрации».
Контрольная работа №2 по теме: «Газовые законы. Растворы»
Тема 5. Энергетика химических процессов (5 часов).
Закон сохранения энергии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Экзо- и эндотермические реакции. Энтальпия. Закон Гесса. Теплоты образования и сгорания. Энтропия, энергия Гиббса. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
Тема 6. Кинетика химических процессов и химическое равновесие (4 часа)
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Правило Вант-Гоффа. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
Тема 7. Электрохимия (5 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Метод электронного баланса. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролиз с использованием инертных и растворимых электродов. Закон Фарадея Электродный потенциал и ЭДС с использованием логарифмической функции.
Работа с использованием тестовых заданий различного типа.
Демонстрации: таблицы «Латинский и греческий алфавиты», «Обозначения физических величин и их единиц» «Значения фундаментальных физических постоянных», «Взаимосвязь между физическими величинами», «Общие формулы некоторых классов органических соединений», «Относительные молекулярные массы некоторых органических веществ», «Обобщенные уравнения реакций горения органических веществ»; модели молярного объема газообразных веществ.
Итоговое повторение (2 час)
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Кол. час |
Оборудование, Технические средства |
Дата |
||
план |
факт |
|||||
Тема I .Основы количественных расчетов в химии (3 часа) |
||||||
1 |
Атомно-молекулярное учение. Молекулы. Атомы. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярные массы. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов |
1 |
Презентация «Атомно-молекулярное учение.» |
|||
2 |
Моль-мера количества вещества. Число Авогадро. Связь массы вещества, молярной массы вещества с количеством вещества. Эквивалент элемента. Эквивалентная масса. |
1 |
||||
3 |
Определение простейших и истинных формул веществ. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части С. |
1 |
Тесты из задания части 2 по материалам ЕГЕ. |
|||
Тема 2 Решение задач химического содержания алгебраическими методами. (5 часов) |
||||||
4 |
Массовая и объемная доля компонентов в смеси. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части С. |
1 |
Тесты из задания части 2 по материалам ЕГЕ. |
Презентация «Алгоритм решения задач» |
||
5 |
Параллельные реакции, последовательные реакции. |
1 |
||||
6 |
Решение задач с использованием уравнений, систем уравнений и неравенств, химических теорем. Подготовка к ЕГЕ. Отработка Решение задач с использованием уравнений, систем уравнений и неравенств, химических теорем. Подготовка к ЕГЕ. Отработка |
1 |
Тесты из задания части 2 по материалам ЕГЕ. |
|||
7 |
Использование графического метода при решении задач |
1 |
||||
8 |
Контрольная работа №1 по теме: «Решение задач химического содержания алгебраическими методами» |
1 |
||||
Тема 3. Газовые законы (5 часов) |
||||||
9 |
Закон объемных отношений. Закон Авогадро и его следствия |
1 |
||||
10 |
Молярный объем газа. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части А. . |
Тесты из задания части 1 по материалам ЕГЕ. |
||||
11 |
Относительная плотность газов. Закон Бойля-Мариотта. |
1 |
||||
12 |
Закон Гей-Люссака. Объединенный газовый закон. |
1 |
||||
13 |
Универсальная газовая постоянная. Уравнение Клайперона-Менделеева. |
1 |
||||
Тема 4. Растворы (5 часов) |
||||||
14 |
Состав растворов. Общие свойства истинных растворов. |
1 |
||||
15 |
Растворимость веществ и факторы, влияющие на растворимость. Растворимость веществ и факторы, влияющие на растворимость. |
1 |
Презентация «Факторы, влияющие на растворимость.» |
|||
16 |
Способы выражения концентрации раствора: массовая доля вещества в растворе, молярная концентрация. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части А, В и С. доля вещества в растворе, молярная концентрация. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части А, В и С. |
1 |
||||
17 |
Концентрирование, разбавление и смешение растворов. Кристаллогидраты. Практическая работа №1 «Приготовление растворов различной концентрации». |
1 |
Практическая работа №1 «Приготовление растворов различной концентрации». |
|||
18 |
Контрольная работа №2 по теме: «Газовые законы. Растворы» |
1 |
Контрольная работа №2 по теме: «Газовые законы. Растворы» |
|||
Тема 5. Энергетика химических процессов (5 часов). |
||||||
19 |
Закон сохранения энергии. Тепловой эффект реакций. |
1 |
||||
20 |
Экзо- и эндотермические реакции. Энтальпия. |
1 |
||||
21 |
Закон Гесса. Теплоты образования и сгорания. |
1 |
||||
22 |
Энтропия, энергия Гиббса. |
1 |
||||
23 |
Расчеты по термохи-мическим уравнениям. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части А. |
1 |
Задания по термохимическим уравнениям |
|||
Тема 6. Кинетика химических процессов и химическое равновесие (4 часа) |
||||||
24 |
Скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части А и В. . |
1 |
Тесты из задания части 1 и 2 по материалам ЕГЕ. |
|||
25 |
Закон действующих масс. Физический смысл константы скорости реакции. |
1 |
||||
26 |
Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле-Шателье. Константа равновесия. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части А. |
1 |
Тесты из задания части 1 по материалам ЕГЕ. |
презентация «Смещение химического равновесия под действием различных факторов». |
||
27 |
Решение задач с использованием степенных функций на скорость химических реакций и химическое равновесие. |
1 |
||||
Тема 7. Электрохимия (5 часов) |
||||||
28 |
Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций. Степень окисления и правила её расчета. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части С. Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций. Степень окисления и правила её расчета. Подготовка к ЕГЕ. Отработка тестов по части С. |
1 |
Тесты из задания части 2 по материалам ЕГЕ. |
|||
29 |
Метод электронного баланса. Типичные окислители и восстановители. |
1 |
||||
30 |
Электролиз расплавов и растворов |
1 |
||||
31 |
Электролиз с использованием инертных и растворимых элек-тродов. Закон Фарадея |
Тесты из задания части 2 по материалам ЕГЕ. |
||||
32 |
Решение задач на расчет электродного потенциала и ЭДС с использованием логарифмической функции |
1 |
||||
Итоговое повторение (2 час) |
||||||
33 |
Итоговое повторение |
1 |
||||
34 |
Зачет |
1 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен знать:
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электротрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролит, неэлектролит, раствор, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные законы химии: ЗСМВ, ЗПСВ, ПЗ.
основные теории: ТЭД.
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислоты; щелочи, аммиак;
Уметь:
Называть вещества по тривиальной и или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления элемента, тип химической связи, окислитель и восстановитель;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства классов неорганических соединений;
объяснять: природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент на распознавание хорид-ионов, сульфат-ионов, ацетат-ионов, ионов аммония. Определять белки, глюкозу, глицерин по характерным свойствам;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и ан производстве;
определения возможности протекания химических реакций в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов с определенной концентрацией в быту и на производстве;
критерии оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Габриелян
2. Элективные курсы (химия, биология, экология) /Под общ. ред. Е. В. Губановой: Под науч. Ред. И.Г. Остроумова/ Министерство образования саратовской области. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов:ОООИздательство «Научная книга».2006. – 74 с.
3. Габриелян О.С., Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. - М.: Дрофа, 2008.
4. Готовимся к единому государственному экзамену, Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. – М.: дрофа, 2003-2004.
5. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие, Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – М.: Дрофа, 2005.