Программа элективного курса «Решение задач по химии» (10 класс)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
10 класс
Составитель: Милица Н.В.
учитель химии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Элективный курс «Решение задач по химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе О.С. Габриеляна и предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 34 часа.
Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные задания: решать задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять ОВР, электронный баланс с участием органических веществ.
В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой, физикой, географией, экологией, что позволяет учащимся осуществить интегрированный синтез знаний в целостную картину мира.
Теоретические знания и практические умения, полученные учащимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к исследовательской работе по химии, подготовку к сдаче ЕГЭ по химии.
Цель курса: формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии, развитие познавательной и творческой активности
Задачи курса:
- развить умения и навыки системного осмысления знаний по органической химии и их применению при решении задач;
- научить использовать математические умения и навыки при решении химических задач;
- обеспечить усвоение учащимися алгоритмов решения типовых задач
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА
Должны знать:
- способы решения различных типов усложненных задач;
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач.
Должны уметь:
- решать усложненные задачи различных типов;
- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
- работать самостоятельно и в группе;
- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
- владеть химической терминологией;
- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Изомерия и номенклатура органических веществ |
3 |
2 |
Задачи на вывод химических формул |
5 |
3 |
Задачи на смеси органических веществ |
2 |
4 |
Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ |
10 |
5 |
Определение количественных отношений газов |
2 |
6 |
Генетическая связь между классами органических веществ |
5 |
7 |
Химия и жизнь ( решение задач из повседневной жизни) |
4 |
8 |
Обобщающее повторение |
3 |
ИТОГО: |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ. 3ч
Виды изомерии: структурная и пространственная. Номенклатура. Написание структурных формул изомеров и гомологов
Знать: изомерию углеродного скелета, межклассовую, положения функциональной группы.
Уметь: писать структурные формулы изомеров и гомологов.
Тема 2. Задачи на вывод химических формул. 5ч.
Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических соединений различных классов. Алгоритм расчетов по химическим формулам: нахождение массовой доли элемента в веществе. Расчеты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров газообразных веществ, по продуктам сгорания органических веществ.
Знать: общие формулы изучаемых классов органических соединений, алгоритмы расчетов
Уметь: объяснять решение типовых задач, проводить анализ условия задач.
Тема 3. Задачи на смеси органических веществ 2ч.
Основные законы химии и химическ5ие формулы, применяемые при решении задач. Решение задач на смеси органических веществ.
Знать: формулировки и химические формулы основных законов химии
Уметь: решать задачи на газообразные, жидкие, твердые смеси органических веществ
Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ. 10 ч.
Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции или исходного вещества по имеющимся данным; решение задач на примеси, на избыток – недостаток, на выход продукта.
Знать: химические формулы на нахождение количества вещества через массу, объем, число структурных единиц
Уметь: решать усложненные задачи различных типов
Тема 5. Определение количественных отношений газов. 2ч.
Основные газовые законы. Решение задач с использованием относительной плотности газов.
Знать: молярный объем газов, нормальные условия
Уметь: решать задачи на нахождение объема, плотности газов
Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ. 5 ч.
Составление и решение цепочек превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.
Знать: химические свойства классов органических веществ, способы их получения
Уметь: писать уравнения реакций, указывать условия их проведения
Тема 7. Химия и жизнь ( решение задач из повседневной жизни) 4 ч.
Решение задач с производственным, сельскохозяйственным, экологическим содержанием.
Знать: основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты
Уметь: видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче
Тема 8. Обобщающее повторение. 3 ч.
Решение задач из сборников ЕГЭ.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД», 2016
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл/ М.: Блик и К, -2015.
Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения/ М.: Оникс 21 век,-2010
Для учащихся:
Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл. / О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2006