Программа элективного курса «Решение задач по химии» (10 класс)

0
0
Материал опубликован 20 April 2018

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

10 класс

Составитель: Милица Н.В.

учитель химии

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Элективный курс «Решение задач по химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе О.С. Габриеляна и предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 34 часа.

Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные задания: решать задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять ОВР, электронный баланс с участием органических веществ.

В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой, физикой, географией, экологией, что позволяет учащимся осуществить интегрированный синтез знаний в целостную картину мира.

Теоретические знания и практические умения, полученные учащимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к исследовательской работе по химии, подготовку к сдаче ЕГЭ по химии.

Цель курса: формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии, развитие познавательной и творческой активности

Задачи курса:

- развить умения и навыки системного осмысления знаний по органической химии и их применению при решении задач;

- научить использовать математические умения и навыки при решении химических задач;

- обеспечить усвоение учащимися алгоритмов решения типовых задач

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

Должны знать:

- способы решения различных типов усложненных задач;

- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

- стандартные алгоритмы решения задач.

Должны уметь:

- решать усложненные задачи различных типов;

- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

- работать самостоятельно и в группе;

- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

- владеть химической терминологией;

- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Изомерия и номенклатура органических веществ

3

2

Задачи на вывод химических формул

5

3

Задачи на смеси органических веществ

2

4

Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ

10

5

Определение количественных отношений газов

2

6

Генетическая связь между классами органических веществ

5

7

Химия и жизнь ( решение задач из повседневной жизни)

4

8

Обобщающее повторение

3

 

ИТОГО:

34

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ. 3ч

Виды изомерии: структурная и пространственная. Номенклатура. Написание структурных формул изомеров и гомологов

Знать: изомерию углеродного скелета, межклассовую, положения функциональной группы.

Уметь: писать структурные формулы изомеров и гомологов.

Тема 2. Задачи на вывод химических формул. 5ч.

Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических соединений различных классов. Алгоритм расчетов по химическим формулам: нахождение массовой доли элемента в веществе. Расчеты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров газообразных веществ, по продуктам сгорания органических веществ.

Знать: общие формулы изучаемых классов органических соединений, алгоритмы расчетов

Уметь: объяснять решение типовых задач, проводить анализ условия задач.

Тема 3. Задачи на смеси органических веществ 2ч.

Основные законы химии и химическ5ие формулы, применяемые при решении задач. Решение задач на смеси органических веществ.

Знать: формулировки и химические формулы основных законов химии

Уметь: решать задачи на газообразные, жидкие, твердые смеси органических веществ

Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ. 10 ч.

Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции или исходного вещества по имеющимся данным; решение задач на примеси, на избыток – недостаток, на выход продукта.

Знать: химические формулы на нахождение количества вещества через массу, объем, число структурных единиц

Уметь: решать усложненные задачи различных типов

Тема 5. Определение количественных отношений газов. 2ч.

Основные газовые законы. Решение задач с использованием относительной плотности газов.

Знать: молярный объем газов, нормальные условия

Уметь: решать задачи на нахождение объема, плотности газов

Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ. 5 ч.

Составление и решение цепочек превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Знать: химические свойства классов органических веществ, способы их получения

Уметь: писать уравнения реакций, указывать условия их проведения

Тема 7. Химия и жизнь ( решение задач из повседневной жизни) 4 ч.

Решение задач с производственным, сельскохозяйственным, экологическим содержанием.

Знать: основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты

Уметь: видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче

Тема 8. Обобщающее повторение. 3 ч.

Решение задач из сборников ЕГЭ.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учителя:

Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД», 2016

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл/ М.: Блик и К, -2015.

Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения/ М.: Оникс 21 век,-2010

Для учащихся:

Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл. / О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации