12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковалькова Наталья Владимировна22
0

Программа позволяет подготовить учащихся к основному предмету «Химия» в 8 классе

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 6 г. Черемхово»

Рабочая программа элективного курса

по химии в 7 классе

 «Введение в химию»

Автор-составитель:

Ковалькова Н.В.

учитель химии

МОУ «Школа № 6 г. Черемхово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черемхово

2018 – 2019 уч. г.

Пояснительная записка.

Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.

Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.

Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей  школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

 

Цель курса. Ориентация на естественно – научный профиль обучения, повышение интереса учащихся к химии.

Задачи курса.

  1. Дать учащимся представление о химии, о приемах проведения химического эксперимента.
  2. Сформировать умения безопасной работы с веществами.
  3. Развивать логику химического мышления.
  4. Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.

После изучения данного курса учащиеся должны

 Знать:

1.      что веществом называется субстанция, характеризующаяся определенным набором свойств;

2.      что выводы о свойствах веществ можно сделать на основании наблюдений и измерений;

3.      что вещества могут участвовать в физических и химических процессах, в ходе которых изменяются их свойства;

4.      основные правила по технике безопасности;

Понимать:

1.      разницу между физическими и химическими свойствами, физическими и химическими явлениями;

2.      сущность основных процессов, протекающих в природе;

3.      важность и необходимость изучения свойств веществ и правильного применения этих знаний;

Уметь:

                               1.    работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты;

 

Формы работы.

  1. Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий)
  2. Парная (выполнение практических работ)
  3. Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций)

Учебно-тематический план.

 

№ п/п

Дата проведения

Количество часов

Тема

Вид деятельности

Форма контроля

1

 

5

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения.

Беседа, лекция, практическая работа.

Практическая работа.

1.1

 

1

Что изучает химия

Беседа, лекция.

 

1.2

 

1

Явления с веществами

Беседа, лекция.

 

1.3

 

1

Наблюдение и эксперимент

Беседа, лекция.

 

1.4

 

1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)

Практическая работа

 

1.5

 

1

Наблюдение за горящей свечой

Практическая работа

 

2

 

2

Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния

Лекция, беседа.

 

2.1

 

1

Строение вещества

Беседа, лекция.

 

2.2

 

1

Агрегатные состояния веществ

Беседа, лекция.

 

3

 

9

Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения

Беседа, лекция, практическая работа.

Практическая работа, контрольная работа.

3.1

 

1

Чистые вещества и смеси

Беседа, лекция.

 

3.2

 

1

Объемная доля компонента газовой смеси

Беседа, лекция.

 

3.3

 

1

Массовая доля растворенного вещества

Беседа, лекция.

 

3.4

 

1

Массовая доля примесей

Беседа, лекция.

 

3.5

 

1

Разделение смесей

Беседа, лекция.

 

3.6

 

1

Дистилляция и перегонка

Беседа, лекция.

 

3.7

 

1

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Практическая работа

 

3.8

 

1

Очистка поваренной соли

Практическая работа

 

3.9

 

1

Контрольная работа 1 по теме «Смеси веществ и их состав»

Контрольная работа.

 

4

 

3

Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы

Лекция, беседа.

 

4.1

 

1

Химические элементы. Простые и сложные вещества

Беседа, лекция.

 

4.2

 

1

Химические знаки и химические формулы

Беседа, лекция.

 

4.3

 

1

Относительные атомная и молекулярная массы

Беседа, лекция.

 

5

 

2

Тема 5. Простые вещества.

Лекция, беседа.

 

5.1

 

1

Металлы.

Беседа, лекция.

 

5.2

 

1

Неметаллы.

Беседа, лекция.

 

6

 

12

Тема 6. Сложные вещества

Лекция, беседа.

Контрольная работа.

6.1

 

1

Валентность

Беседа, лекция.

 

6.2

 

2

Оксиды

Беседа, лекция.

 

6.3

 

2

Кислоты

Беседа, лекция.

 

6.4

 

2

Основания

Беседа, лекция.

 

6.5

 

2

Соли

Беседа, лекция.

 

6.6

 

1

Классификация неорганических веществ

Беседа, лекция.

 

6.7

 

1

Подготовка к контрольной работе

Семинар.

 

6.8

 

1

Контрольная работа 2 по теме «Классификация неорганических веществ»

Контрольная работа.

 

7

 

1

Ученическая конференция «Классификация неорганических веществ и их представители»

Конференция.

 

 

Содержание курса.

 

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения

Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Свойства веществ, как основа их применения.

Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.

Строение пламени.

Фиксирование результатов эксперимента.

Демонстрации. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 3. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Помутнение известковой воды. 5. Выпаривание раствора хлорида кальция. 6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 7. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 8. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.

Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки.

Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.

 

Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния

Строение веществ. Атомы и молекулы.

Диффузия. Броуновское движение.

Основные положения атомно-молекулярного учения.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства.

Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.

Твердые вещества. Кристаллические решетки.

Аморфные вещества.

Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ.

Демонстрации. 1. Переходы воды в различных агрегатных состояниях. 2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 3. Коллекция аморфных веществ и материалов и изделий из них.

Лабораторные опыты. 1. Изучение диффузии дезодоранта в воздухе. 2. Растворение сахара в воде. 3. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе. 4. Проверка прибора для получения газа на герметичность.

 

Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения

Чистые вещества и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные.

Природные смеси: воздух природный газ, нефть.

Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.

Объемная доля компонента газовой смеси. Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия.

Массовая доля растворенного вещества. Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества.

Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия.

Массовая доля примесей. Технический образец вещества. Примеси.

Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия.

Разделение смесей. Очистка веществ.

Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.

Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды.

Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.

Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Кристаллизация и выпаривание.

Демонстрации. 1. Коллекция мрамора различных месторождений. 2. Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 3. Коллекция стекол и сплавов. 4. Диаграмма состава воздуха. 5. Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками). 6. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка). 7. Просеивание муки. 8. Разделение смеси порошков железа и серы. 9. Разделение смеси с помощью делительной воронки. 10. Центрифугирование. 11. Фильтрование. 12. Коллекция фильтров бытового и специального назначения. 12. Лабораторная установка для дистилляции. 13. Коллекция нефтепродуктов. 14. Кристаллизаторы и кристаллизация. 15. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.

Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа №4. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). В классах с 2-х часовым изучением химии — обсуждение результатов домашнего эксперимента, конкурс на лучший выращенный кристалл.

Практическая работа №5. Очистка поваренной соли.

 

Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы

Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.

Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.

Неорганические и органические вещества.

Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов.

Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).

Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп.

Информация, которую несут химические знаки и химическая формула.

Относительная атомная и молекулярная массы. Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элемента в сложном веществе.

Демонстрации. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха.

 

Тема 5. Простые вещества

Металлы. Век медный, бронзовый, железный.

Сплавы.

Значение металлов и сплавов.

Физические свойства металлов.

Представители металлов. Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их.

Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества.

Золото, как металл ювелиров и мировых денег.

Олово и его аллотропия. Применение олова.

Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые.

Кислород и озон и их применение на основе свойств.

Сравнение свойств металлов и неметаллов.

Представители неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение.

Сера ромбическая и ее применение.

Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека.

Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.

Демонстрации. 1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов. 2. Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Коллекция «Чугуны и стали». 4. Коллекция «Олово и изделия из него». 5. Получение озона. 6. Распознавание кислорода. 7. Получение белого фосфора. 8. Горение серы и обесцвечивание красок сернистым газом. 9. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 10. Адсорбция оксида углерода (IV) активированным углем. 11. Устройство противогаза.

 

Тема 6. Сложные вещества

Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью.

Структурные формулы.

Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.

Оксиды. Оксиды, их состав и названия.

Оксиды молекулярного и немолекулярного строения.

Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.

Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.

Таблица растворимости кислот в воде.

Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде.

Кислоты органические и неорганические.

Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.

Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.

Классификация оснований по признаку растворимости.

Изменение окраски индикатора в щелочной среде.

Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот.

Название солей.

Классификация солей по признаку растворимости.

Представители солей. Галит и кальцит, их природные разновидности, строение, свойства и применение.

Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.

Демонстрации. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений. 2. Модели молекул или кристаллических решеток оксидов молекулярного и немолекулярного строения. 3. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое. 4. Возгонка сухого льда. 5. Коллекция минералов и горных пород на основе оксида кремния (IV). 6. Образцы органических и минеральных кислот. 7. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты. 8. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара. 9. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде. 10. Помутнение известковой воды при взаимодействии с углекислым газом. 11. Получение окрашенных нерастворимых оснований. 12. Образцы природных минералов и горных пород, содержащих галит и кальцит. 13. Коллекция разновидностей кальцита — различных видов мела, мрамора, известняка. 14. Коллекция биологических объектов, содержащих карбонат кальция.

Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Ученическая конференция «Классификация неорганических веществ и их представители».

 

Темы для самостоятельной творческой работы.

 

Кислоты (основания, соли)

·         в пище;

·         в организме;

·         в производстве;

·         в быту;

·         в экологии.

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение курса.

 

Для учителя:

 

1.      И.В.Тригубчак, Г.А.Шипарева "Введение в химию". Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Москва. "Владос", 2003

2.      Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев "Введение в химию. Мир глазами химика". 7 класс. Москва. "Владос", 2003

3.      О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007

4.      О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006

Для ученика:

1.      Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев "Введение в химию. Мир глазами химика". 7 класс. Москва. "Владос", 2003

2.      О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007

3.      О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.