Рабочая программа элективного курса по химии в 7 классе «Введение в химию»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 6 г. Черемхово»
Рабочая программа элективного курса
по химии в 7 классе
«Введение в химию»
Автор-составитель:
Ковалькова Н.В.
учитель химии
МОУ «Школа № 6 г. Черемхово»
г. Черемхово
2018 – 2019 уч. г.
Пояснительная записка.
Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.
Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.
Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Цель курса. Ориентация на естественно – научный профиль обучения, повышение интереса учащихся к химии.
Задачи курса.
- Дать учащимся представление о химии, о приемах проведения химического эксперимента.
- Сформировать умения безопасной работы с веществами.
- Развивать логику химического мышления.
- Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.
После изучения данного курса учащиеся должны
Знать:
1. что веществом называется субстанция, характеризующаяся определенным набором свойств;
2. что выводы о свойствах веществ можно сделать на основании наблюдений и измерений;
3. что вещества могут участвовать в физических и химических процессах, в ходе которых изменяются их свойства;
4. основные правила по технике безопасности;
Понимать:
1. разницу между физическими и химическими свойствами, физическими и химическими явлениями;
2. сущность основных процессов, протекающих в природе;
3. важность и необходимость изучения свойств веществ и правильного применения этих знаний;
Уметь:
1. работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты;
Формы работы.
- Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий)
- Парная (выполнение практических работ)
- Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций)
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Дата проведения |
Количество часов |
Тема |
Вид деятельности |
Форма контроля |
1 |
|
5 |
Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения. |
Беседа, лекция, практическая работа. |
Практическая работа. |
1.1 |
|
1 |
Что изучает химия |
Беседа, лекция. |
|
1.2 |
|
1 |
Явления с веществами |
Беседа, лекция. |
|
1.3 |
|
1 |
Наблюдение и эксперимент |
Беседа, лекция. |
|
1.4 |
|
1 |
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории) |
Практическая работа |
|
1.5 |
|
1 |
Наблюдение за горящей свечой |
Практическая работа |
|
2 |
|
2 |
Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния |
Лекция, беседа. |
|
2.1 |
|
1 |
Строение вещества |
Беседа, лекция. |
|
2.2 |
|
1 |
Агрегатные состояния веществ |
Беседа, лекция. |
|
3 |
|
9 |
Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения |
Беседа, лекция, практическая работа. |
Практическая работа, контрольная работа. |
3.1 |
|
1 |
Чистые вещества и смеси |
Беседа, лекция. |
|
3.2 |
|
1 |
Объемная доля компонента газовой смеси |
Беседа, лекция. |
|
3.3 |
|
1 |
Массовая доля растворенного вещества |
Беседа, лекция. |
|
3.4 |
|
1 |
Массовая доля примесей |
Беседа, лекция. |
|
3.5 |
|
1 |
Разделение смесей |
Беседа, лекция. |
|
3.6 |
|
1 |
Дистилляция и перегонка |
Беседа, лекция. |
|
3.7 |
|
1 |
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества |
Практическая работа |
|
3.8 |
|
1 |
Очистка поваренной соли |
Практическая работа |
|
3.9 |
|
1 |
Контрольная работа 1 по теме «Смеси веществ и их состав» |
Контрольная работа. |
|
4 |
|
3 |
Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы |
Лекция, беседа. |
|
4.1 |
|
1 |
Химические элементы. Простые и сложные вещества |
Беседа, лекция. |
|
4.2 |
|
1 |
Химические знаки и химические формулы |
Беседа, лекция. |
|
4.3 |
|
1 |
Относительные атомная и молекулярная массы |
Беседа, лекция. |
|
5 |
|
2 |
Тема 5. Простые вещества. |
Лекция, беседа. |
|
5.1 |
|
1 |
Металлы. |
Беседа, лекция. |
|
5.2 |
|
1 |
Неметаллы. |
Беседа, лекция. |
|
6 |
|
12 |
Тема 6. Сложные вещества |
Лекция, беседа. |
Контрольная работа. |
6.1 |
|
1 |
Валентность |
Беседа, лекция. |
|
6.2 |
|
2 |
Оксиды |
Беседа, лекция. |
|
6.3 |
|
2 |
Кислоты |
Беседа, лекция. |
|
6.4 |
|
2 |
Основания |
Беседа, лекция. |
|
6.5 |
|
2 |
Соли |
Беседа, лекция. |
|
6.6 |
|
1 |
Классификация неорганических веществ |
Беседа, лекция. |
|
6.7 |
|
1 |
Подготовка к контрольной работе |
Семинар. |
|
6.8 |
|
1 |
Контрольная работа 2 по теме «Классификация неорганических веществ» |
Контрольная работа. |
|
7 |
|
1 |
Ученическая конференция «Классификация неорганических веществ и их представители» |
Конференция. |
|
Содержание курса.
Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения
Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Свойства веществ, как основа их применения.
Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.
Строение пламени.
Фиксирование результатов эксперимента.
Демонстрации. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 3. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Помутнение известковой воды. 5. Выпаривание раствора хлорида кальция. 6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 7. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 8. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки.
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.
Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния
Строение веществ. Атомы и молекулы.
Диффузия. Броуновское движение.
Основные положения атомно-молекулярного учения.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства.
Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.
Твердые вещества. Кристаллические решетки.
Аморфные вещества.
Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ.
Демонстрации. 1. Переходы воды в различных агрегатных состояниях. 2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 3. Коллекция аморфных веществ и материалов и изделий из них.
Лабораторные опыты. 1. Изучение диффузии дезодоранта в воздухе. 2. Растворение сахара в воде. 3. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе. 4. Проверка прибора для получения газа на герметичность.
Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения
Чистые вещества и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные.
Природные смеси: воздух природный газ, нефть.
Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.
Объемная доля компонента газовой смеси. Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия.
Массовая доля растворенного вещества. Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества.
Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия.
Массовая доля примесей. Технический образец вещества. Примеси.
Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия.
Разделение смесей. Очистка веществ.
Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.
Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды.
Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.
Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Кристаллизация и выпаривание.
Демонстрации. 1. Коллекция мрамора различных месторождений. 2. Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 3. Коллекция стекол и сплавов. 4. Диаграмма состава воздуха. 5. Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками). 6. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка). 7. Просеивание муки. 8. Разделение смеси порошков железа и серы. 9. Разделение смеси с помощью делительной воронки. 10. Центрифугирование. 11. Фильтрование. 12. Коллекция фильтров бытового и специального назначения. 12. Лабораторная установка для дистилляции. 13. Коллекция нефтепродуктов. 14. Кристаллизаторы и кристаллизация. 15. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.
Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Практическая работа №4. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). В классах с 2-х часовым изучением химии — обсуждение результатов домашнего эксперимента, конкурс на лучший выращенный кристалл.
Практическая работа №5. Очистка поваренной соли.
Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы
Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.
Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.
Неорганические и органические вещества.
Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов.
Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).
Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп.
Информация, которую несут химические знаки и химическая формула.
Относительная атомная и молекулярная массы. Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля элемента в сложном веществе.
Демонстрации. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха.
Тема 5. Простые вещества
Металлы. Век медный, бронзовый, железный.
Сплавы.
Значение металлов и сплавов.
Физические свойства металлов.
Представители металлов. Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их.
Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества.
Золото, как металл ювелиров и мировых денег.
Олово и его аллотропия. Применение олова.
Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые.
Кислород и озон и их применение на основе свойств.
Сравнение свойств металлов и неметаллов.
Представители неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение.
Сера ромбическая и ее применение.
Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека.
Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.
Демонстрации. 1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов. 2. Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Коллекция «Чугуны и стали». 4. Коллекция «Олово и изделия из него». 5. Получение озона. 6. Распознавание кислорода. 7. Получение белого фосфора. 8. Горение серы и обесцвечивание красок сернистым газом. 9. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 10. Адсорбция оксида углерода (IV) активированным углем. 11. Устройство противогаза.
Тема 6. Сложные вещества
Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью.
Структурные формулы.
Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.
Оксиды. Оксиды, их состав и названия.
Оксиды молекулярного и немолекулярного строения.
Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.
Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.
Таблица растворимости кислот в воде.
Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде.
Кислоты органические и неорганические.
Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.
Классификация оснований по признаку растворимости.
Изменение окраски индикатора в щелочной среде.
Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот.
Название солей.
Классификация солей по признаку растворимости.
Представители солей. Галит и кальцит, их природные разновидности, строение, свойства и применение.
Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.
Демонстрации. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений. 2. Модели молекул или кристаллических решеток оксидов молекулярного и немолекулярного строения. 3. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое. 4. Возгонка сухого льда. 5. Коллекция минералов и горных пород на основе оксида кремния (IV). 6. Образцы органических и минеральных кислот. 7. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты. 8. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара. 9. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде. 10. Помутнение известковой воды при взаимодействии с углекислым газом. 11. Получение окрашенных нерастворимых оснований. 12. Образцы природных минералов и горных пород, содержащих галит и кальцит. 13. Коллекция разновидностей кальцита — различных видов мела, мрамора, известняка. 14. Коллекция биологических объектов, содержащих карбонат кальция.
Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Ученическая конференция «Классификация неорганических веществ и их представители».
Темы для самостоятельной творческой работы.
Кислоты (основания, соли)
· в пище;
· в организме;
· в производстве;
· в быту;
· в экологии.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Для учителя:
1. И.В.Тригубчак, Г.А.Шипарева "Введение в химию". Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Москва. "Владос", 2003
2. Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев "Введение в химию. Мир глазами химика". 7 класс. Москва. "Владос", 2003
3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007
4. О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006
Для ученика:
1. Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев "Введение в химию. Мир глазами химика". 7 класс. Москва. "Владос", 2003
2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007
3. О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006