Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач различными способами»
Рабочая программа элективного курса по химии.
Решение задач различными способами.
Пояснительная записка.
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах и по 1 часу в 10 – 11 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить.
За основу рабочей программы взята программа элективного курса
«Решение задач различными способами» по химии для 9 классов общеобразовательных учреждений, автор Запольских Г.П.
Элективный курс по химии для учащихся 9-го класса по теме: « Решение задач различными способами» позволяет учащимся не только отработать навыки решения простейших задач, но научиться применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации. Этот курс даёт возможность углубить и расширить свои знания, и подготовить базу для дальнейшего углубленного изучения химии в старших классах.
Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель курса:
· создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы;
· организовать работу для формирования умений практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности;
· научить учащихся мыслить, ориентировать их на активную продуктивную деятельность с определённой глубиной и самостоятельностью решения;
Основные задачи:
- отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах;
- осуществлять межпредметную и курсовую связь, а также связь химической науки с жизнью;
- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;
- отработать навыки решения простейших задач;
- расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы;
- начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
- подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.
В программе предлагаемого элективного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности – от простейших к более сложным. Это позволяет учителю одновременно работать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типов задач и, возможно, поможет школьникам подготовиться к олимпиаде по химии. Все задачи условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач 1-го уровня (группы А) не требуется привлечения знаний и умений, выходящих за рамки школьного уровня химии. Решение задач групп Б и В (2-го и 3-го уровней сложности) требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.
Данный элективный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами решения (решение пропорций, использование готовых формул, алгебраический метод и т. д.)
Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по предмету.
Продолжительность курса 17 часов.
Требования к уровню подготовки.
Ожидаемый результат:
- Успешное обучение в последующих классах;
- Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
- Умение проводить простейшие расчёты;
- Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
- Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
– производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;
– производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
– производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования: