Рабочая программа по элективному курсу «Информационные технологии» для 8 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63» города Магнитогорска
Принято Утверждаю:
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. директор МОУ «СОШ № 63»г. Магнитогорска
_________________________/Е.А. Шиндяева/
Приказ № ________от 01 сентября 2017 г.
Рабочая программа
по элективному курсу «»
для 8 классов
на 2017-2018 учебные годы
Составитель рабочей программы:
учитель информатики и ИКТ
Круттилова Д. Н.
1.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы Михеева Е. В. «Информационные технологии» Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя / Елена Викторовна Михеева. — 3_е изд., стер. —М.: Образовательно издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия», 2006. — 96 с., в соответствии с ФКГОС 2004г. и учебным планом МОУ «СОШ № 63»г. Магнитогорска на 2017-2018 уч.г
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, систему оценивания, учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы.
Общая характеристика элективного курса
Курс «Информационные технологии» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте образования.
Место элективного курса в учебном плане
Курс предназначен для ориентационной предпрофильной под готовки по специальности «Информационные технологии». Программа определяет изучение курса в объёме 35 часов. Исходя их учебного плана МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска изучение курса рассчитано на 34 часа в 8 классе (по 1 часу в неделю). Сохранены основные разделы и темы курса. Сокращение произошло за счёт количества часов на изучение каждого из разделов.
Цели, задачи элективного курса
ЦЕЛЬ: формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения, пути получения дальнейшего образования и избираемой профессии, связанной с информационными технологиями.
ЗАДАЧИ:
привитие навыков самоопределения и самостоятельного принятия решений;
углубление знаний о характере труда,
перспективах профессионального роста,
необходимых профессиональных качествах работников,
связанных с использованием и эксплуатацией вычислительной техники,
работой в автоматизированных информационных системах различных областей экономики и управления.
Рабочая программа сохраняет основные темы и разделы элективного курса. Предполагается следующее распределение учебного материала:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа элективного курса | Рабочая программа | |||
Наименование раздела | Кол-во час. | Наименование раздела | Кол-во час. | Итого |
Основные понятия профессии и элементы информационных технологий | 3 | Основные понятия профессии и элементы информационных технологий | 3 | 3 |
ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи | 5 | ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи | 5 | 5 |
ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем | 10 | ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем | 10 | 10 |
ИТ-специалисты в области экономики и управления | 12 | ИТ-специалисты в области экономики и управления | 12 | 12 |
ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям | 4 | ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям | 3 | 3 |
Основные способы получения образования ИТ-специалистов. | 1 | Основные способы получения образования ИТ-специалистов. | 1 | 1 |
Итого | 35 | | 34 | 34 |
Изменение распределения учебного материала предусматривает увеличение количество часов на изучение темы «ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям» за счет резерва учебного времени.
Контроль над выполнением практической части программы:
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контролья | Количество практических работ |
1 | Основные понятия профессии и элементы информационных технологий | 3 | | |
2 | ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи | 5 | | 4 |
3 | ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем | 10 | Тестирование | 8 |
4 | ИТ-специалисты в области экономики и управления | 12 | | 10 |
5 | ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям | 3 | | 2 |
6 | Основные способы получения образования ИТ-специалистов. | 1 | Зачетная практическая работа | |
ВСЕГО | 34 | | 24 |
2. Содержание программы элективного курса
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИИ И ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Общие понятия об информации, информационных технологиях и информационной среде. История возникновения и раз вития информационных технологий. Роль ИТ в экономике. ИТ и занятость населения. Потребность современного общества в ИТ. Информационные технологии в XXI в.
ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности. Виды информационных систем. Роль ИТ в обеспечении международного информационного обмена.
Общая характеристика и особенности ИТ-профессий.
Современное состояние и ожидаемое развитие рынка труда, востребованность профессий в различных областях деятельности человека по данным наиболее известных кадровых агентств. Общие требования к профессиональным качествам работников сферы информационных технологий.
ТЕМА 2. ИТ/СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И СРЕДСТВ СВЯЗИ
Основное аппаратное обеспечение современных информационных систем, информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи. Производство и эксплуатация. Обзор со временных технологий. Основные виды деятельности в этой области. Перспективы профессионального роста.
Основные образовательные программы по подготовке ИТ специалистов данного профиля, перспективы оплаты труда на различных предприятиях по информации кадровых агентств (профессиональная подготовка и трудоустройство).
Общие требования к профессиональным качествам оператора ЭВМ, техника и инженера по эксплуатации информационных систем. Система подготовки специалистов по вычислительным машинам, комплексам, системам и сетям, а также по автоматизированным системам обработки информации и управления.
Совершенствование профессиональных навыков и профессиональный рост специалистов в различных областях разработки и применения информационных систем.
Практические занятия: знакомство с вычислитель ной техникой, общие навыки работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), навыки работы на персональном компьютере в качестве оператора ПЭВМ в среде Windows, работа с информацией в мультипрограммном режиме.
ТЕМА 3. ИТ/СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
Структура программного обеспечения современных информационных систем. Основные виды программного обеспечения.
Современные технологии производства программного обеспечения. Основные языки программирования и среды программирования.
Основные виды деятельности в этой области. Перспективы профессионального роста.
Офисные технологии, современные пакеты офисных прикладных программ (MS Office). Профессиональная подготовка и трудоустройство.
Практические занятия: знакомство с основными программами офисного пакета, общие навыки работы по созданию текстовых управленческих и финансовых документов и подготовке их к печати, способы создания и сохранения комплексных документов.
ТЕМА 4. ИТ/СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Основные типы экономических и управленческих информационных систем, их задачи, требования к профессионалам. Со здание и обслуживание информационных систем.
Примеры практического применения специализированных информационных систем: бухгалтерские программы, программы управления проектами, справочные информационные системы.
Профессиональная подготовка и трудоустройство.
Практические занятия: создание документов профессиональной направленности средствами стандартного офисного пакета. Электронные таблицы. Организация расчетов с помощью специализированных компьютерных программ. Отбор и сортировка данных.
Подготовка презентации фирмы. Специализированные про граммы для сферы финансов и управления
ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИТ/СПЕЦИАЛИСТОВ
Расширение сферы использования вычислительной техники — основная тенденция информационного развития общества. Спрос на специалистов информационной сферы и прогнозы его развития. Перспективы использования профессиональных навыков в России и за рубежом. Уровни профессионального образования. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Вступительные испытания. Узкоспециальная подготовка — сертификация специалистов по отдельным программным продуктам и информационным системам. Продолжительность обучения и стоимость образования.
3. Календарно-тематическое планирование
Раздел | Количество часов на раздел | №, урока | Тема | Знания, умения и навыки | Вид контроля | ПО | Практическая часть | дата | КЭС | КПУ |
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИИ И ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | 3 | История развития информационных технологий. | основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; | | | | | 2.1.1 | 1.1 | |
Основные понятия информационных технологий. | основные понятия автоматизированной обработки информации; | | | | | 2.1.1 | 1.1 | |||
Области применения, профессии и перспективы развития. | общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; | | | | | 1.2.1 | 2.4.2 | |||
ИТ/СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И СРЕДСТВ СВЯЗИ | 5 | Техническое обеспечение (Hardware). | общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; | | | | | 2.1.1 | 1.4 | |
Технические ИТ- специалисты (Hardware специалисты). ПР№1. Основы работы на компьютере. | общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа №1. Основы работы на компьютере. | | 2.1.2 | 2.2 | |||
Организация работы в среде Windows. | общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | | | 1.4.3 | 2.6 | |||
Работа с клавиатурой ПК. Основы обработки графических изображений. | основные понятия автоматизированной обработки информации; | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | | | 1.4.2 | 2.4.3 | |||
Мультипрограммный режим работы в среде Windows | основные понятия автоматизированной обработки информации; | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | | | 1.4.2 | 2.4.3 | |||
ИТ/СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ | 10 | Программное обеспечение Software). | общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | | | | | |
| ИТ-специалисты по программному обеспечению (Software специалисты) ПР№2. Возможности компьютера для создания документов. | основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа №2. Возможности компьютера для создания документов. | | | | ||
Создание документов в текстовом редакторе. Форматирование шрифтов. | работать с графической оболочкой Windows; использовать прикладные программные средства для создания документов и организации расчетов; работать с графическим редактором и поисковыми системами, а также с электронной почтой. | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | | | 1.2.1 | 3.4 | |||
Оформление абзацев документов. Колонтитулы | работать с графической оболочкой Windows; использовать прикладные программные средства для создания документов и организации расчетов; работать с графическим редактором и поисковыми системами, а также с электронной почтой | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету | | 2.7.1 | 3.4 | |||
| | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.3. «География» Интернета | | 2.7.3 | 3.4 | ||||
| | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине | | 2.7.3 | 3.4 | |||
| | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой | | 2.7.2 | 3.4 | |||
| | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине | | 2.7.4 | 3.4 | |||
| | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета | | 2.2.3 | 3.4 | |||
| | | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете | | 2.4.1 | 2.5 | |||
| | | | | | 2.7.4 | 3.4 | |||
| | | | |||||||
| | | | | | 2.7.3 | 3.2 | |||
| | | | | 2.7.3 | 3.2 | ||||
| | | | | 2.7.3 | 3.2 | ||||
| | | | | 2.7.3 | 3.2 | ||||
| | Windows 7,8 MS Word Mozilla Firefox | Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML | | 2.7.3 | 3.2 | ||||
| | | | | 2.7.3 | 3.2 | ||||
| | | | | 2.7.3 | 3.2 | ||||
33. | | | | | | | 2.7.3,2.7.4, 2.4.1, 2.2.3, 2.7.1, 2.2.1, 1.1.2, 1.4.2 | 3.2, 3.4, 2.5, 2.6, 2.4.3, 2.2, 2.1.4 | ||
| | 34. | | | | | | | 2.7.3,2.7.4, 2.4.1, 2.2.3, 2.7.1, 2.2.1, 1.1.2, 1.4.2 | 3.2, 3.4, 2.5, 2.6, 2.4.3, 2.2, 2.1.4 |