Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология выполнения заданий ЕГЭ» по курсу «Химия» для 10 класса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Рассмотрено» Руководитель ШМО по _____________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
«Утверждено» Руководитель ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /Федосеенко А.С./ Ф.И.О. |
Протокол № __________ От «_____» __________ 2016 г. |
От «_____» __________ 2016 г. |
Приказ №_____ От «_____» __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса
Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»
для 10 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга Протокол № ____ от _________________
Санкт-Петербург, 2016
Пояснительная записка
Элективный курс «Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия» предназначен для учащихся 10-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), из них 2 часа – резервное время.
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач и тематических заданий по блокам: «Общая химия» и «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач части II по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Цели элективного курса:
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
- обучение основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач, оформлению и требованиям, предъявляемым к ЕГЭ.
Задачи элективного курса:
- подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;
- развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с заданиями различных типов;
- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;
- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
- закрепить теоретические знания обучающихся по наиболее сложным темам курса общей и органической химии;
- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.
Тематическое планирование по элективному курсу
«Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
||||
Теория, ч. |
Практика, ч. |
Контрольные работы, ч. |
Экскурсии, ч. |
Самостоятельные работы, ч. |
|||
1. |
Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ |
1 |
1 |
0 |
- |
- |
- |
2. |
Теоретические основы химии. |
13 |
5 |
8 |
- |
- |
|
3. |
Органическая химия |
18 |
5 |
13 |
- |
- |
- |
Резервное время – 2 часа |
|||||||
Итого |
34 |
11 |
21 |
- |
- |
- |
Содержание элективного курса «Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (1 час).
Спецификация ЕГЭ по химии 2017 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2017 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2017 г. Контрольно-измерительные материалы по химии предыдущих лет 2010-2016 г. (анализ типичных ошибок).
Характеристика содержания частей I и II ЕГЭ по химии.
Тема 2. Теоретические основы химии (13 часов).
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
Ковалентная химическая связь, ее разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
Химическая термодинамика и кинетика. Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
Решение тренировочных задач. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Тема 3. Органическая химия (18 часов).
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекулах.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М. Ионный и радикальный механизм реакций в органической химии.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных групп. Особенности химических свойств.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
Решение практических задач. Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения занятий |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ |
|||
|
Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену. |
||
Тема 2. Теоретические основы химии. |
|||
|
Формы существования химических элементов. Современные представления о строении атомов. Изотопы. |
||
|
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. |
||
|
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. |
||
|
Химическая связь и способы ее образования. |
||
|
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. |
||
|
Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь». |
||
|
Основы термохимии и термохимических расчетов. |
||
|
Химическая кинетика и равновесие. |
||
|
Решение задач по теме: «Учение о химическом процессе». |
||
|
Теория электролитической диссоциации. |
||
|
Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации». |
||
|
Окислительно-восстановительные реакции. |
||
|
Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции». |
||
Тема 3. Органическая химия |
|||
|
Классификация органических соединений. Международная и тривиальная номенклатура. |
||
|
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия |
||
|
Взаимное влияние атомов в молекулах. |
||
|
Выполнение заданий по теме: «Взаимное влияние атомов в молекулах». |
||
|
Характерные химические свойства углеводородов: алканов и циклоалканов. |
||
|
Характерные химические свойства углеводородов: алкенов, алкадиенов и алкинов. |
||
|
Ионный и радикальный механизм реакций в органической химии. |
||
|
Решение задач по теме: «Предельные углеводороды». |
||
|
Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды». |
||
|
Характерные химические свойства углеводородов: аренов. |
||
|
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. |
||
|
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. |
||
|
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы. |
||
|
Основные лабораторные способы получения углеводородов и кислородосодержащих соединений. |
||
|
Характерные химические свойства азотосодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Белки. |
||
|
Взаимосвязь органических соединений. |
||
|
Взаимосвязь органических соединений. |
||
|
Пробный ЕГЭ по химии. |
||
|
Резервное время |
||
|
Резервное время |
Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения
программы элективного курса «Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»
Знать/Понимать:
Важнейшие химические понятия
- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- гомологи, изомеры;
- химические реакции в органической химии.
Основные законы и теории химии:
- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
- понимать границы применимости указанных химических теорий;
- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы
- классифицировать органические вещества по всем известным классификационным признакам;
- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;
- характеризовать практическое значение данного вещества;
- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Уметь:
Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Характеризовать:
- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Решать задачи:
- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;
- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;
- расчеты: теплового эффекта реакции;
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- нахождение молекулярной формулы вещества;
- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;
- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Литература
Литература для учителя
Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
Каверина А.А и др. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный
Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
Литература для учащихся
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2500 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2007.
Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2002.