12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Иванова Светлана Александровна919 Работаю в средней школе 26 лет. Веду в старших классах математику и физику. Каждый год готовлю учеников к ГИА и ЕГЭ по математике и физике. Россия, Курганская обл., Курган |
Рабочая программа по физике
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)»
Согласовано: Руководитель МО ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)» ___________________ «_____»_________________2017 г. | Утверждаю: Директор ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)» ___________________А.А.Киселев «_____»____________________2017 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по физике
Профессия 43.01.09:
«Трактористы»
На 2017- 2021 год
Преподаватель: Иванова Светлана Александровна.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 4 |
| 13 |
| 15 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по профессии CПО естественно-научного профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
управлять своей познавательной деятельностью;
проводить наблюдения;
использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;
использовать различные источники для получения физической информации;
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль физики в современном мире;
фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;
основные физические процессы и явления;
важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
методы научного познания природы;
как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 286 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 286 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 286 | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 286 | ||
в том числе: | |||
теория | 260 | ||
лабораторные занятия | 9 | 26 | |
практические занятия | 8 | ||
контрольные работы | 9 | ||
Промежуточная аттестация в форме | |||
экзамена | |||
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Физика-наука о природе. Естественно - научный способ познания, его возможности и границы применения. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 3 | |
Раздел 1. | Механика | 52 | |
Тема 1.1. Основы кинематики | Содержание учебного материала | 14 | |
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Свободное падение тел. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1,2 | ||
Лабораторные работы | 1 | 3 | |
Измерение ускорения свободного падения | |||
Практические работы | 1 | 2 | |
Решение задач по теме: «Основы кинематики». | |||
Контрольная работа по теме: «Основы кинематики» | 1 | 3 | |
Тема 1.2. Основы динамики | Содержание учебного материала | 12 | |
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. | 1,2 | ||
Лабораторные работы | 1 | 3 | |
Исследование движения тела под действием постоянной силы. | |||
Практические работы | 1 | 2 | |
Решение задач по теме: «Основы динамики». | |||
Контрольная работа по теме: «Основы динамики». | 1 | 3 | |
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 14 | |
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | 1,2 | ||
Практические работы | 1 | 2 | |
Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике». | |||
Контрольная работа по теме: «Законы сохранения в механике». | 1 | 3 | |
Тема 1.4. Механические колебания и волны | Содержание учебного материала | 9 | |
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 1,2 | ||
Лабораторные работы | 1 | 3 | |
Изучение зависимости периода колебаний нитяного ( или пружинного ) маятника от длины нити ( или массы груза ). | |||
Раздел 2. | Молекулярная физика. Термодинамика. | 36 | |
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала | 10 | |
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. | 1,2 | ||
Тема 2.2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. | Содержание учебного материала | 12 | |
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. | 1,2 | ||
Лабораторные работы | 1 | 3 | |
Измерение влажности воздуха. | |||
Практические работы | 1 | 2 | |
Решение задач по теме: «Взаимные превращения жидкостей и газов.». | |||
Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». | 1 | 3 | |
Тема 2.3. Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 14 | |
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | 2 | ||
Лабораторные работы | 1 | 3 | |
Расчет КПД теплового двигателя. | |||
Практические работы | 1 | 2 | |
Решение задач по теме: «Основы термодинамики». | |||
Контрольная работа по теме «Термодинамика». | 1 | 3 |
Раздел 3. | Электродинамика. | 87 | ||||
Тема 3.1. Электростатика | Содержание учебного материала | 14 | ||||
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. | 1,2 | |||||
Практические работы | 1 | 2 | ||||
Решение задач по теме: «Электростатика». | ||||||
Контрольная работа по теме «Электростатика». | 1 | 3 | ||||
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 22 | ||||
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. Полупроводники. Собственная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. | 1,2 | |||||
Лабораторные работы | 1 | 3 | ||||
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. | ||||||
Практические работы | 1 | 2 | ||||
Решение задач по теме: «Законы постоянного тока». | ||||||
Контрольная работа по теме «Электростатика и законы постоянного тока». | 1 | 3 | ||||
Тема 3.3. Магнитное поле | Содержание учебного материала | 11 | ||||
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. | 1,2 | |||||
Тема 3.4. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 20 | ||||
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое роле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. | 1,2 | |||||
Лабораторные работы | 1 | 3 | ||||
Изучение явления электромагнитной индукции. | ||||||
Практические работы | 1 | 2 | ||||
Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция». | ||||||
Контрольная работа по теме: «Магнитное поле и электромагнитная индукция». | 1 | 3 | ||||
Тема 3.5. Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | 10 | ||||
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. | ||||||
Тема 3.6. Электромагнитные волны | Содержание учебного материала | 10 | ||||
Генерирование электроэнергии. Трансформаторы. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Радиолокация. | 1,2 | |||||
Раздел 4. | Оптика | 24 | ||||
Тема 4.1. Световые волны | Содержание учебного материала | 13 | ||||
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | 1,2 | |||||
Лабораторные работы | 1 | 3 | ||||
Изучение интерференции и дифракции света. | ||||||
Контрольная работа по теме: «Световые волны». | 1 | 3 | ||||
Тема 4.2. Элементы теории относительности | Содержание учебного материала | 5 | ||||
Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Зависимость массы от скорости. Связь между массой и энергией. | 1,2 | |||||
Тема 4.3. Излучения и спектры. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | |||
Виды излучений. Виды спектров. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. | ||||||
Раздел 5. | Строение атома и квантовая физика. | 29 | ||||
Тема 5.1. Световые кванты | Содержание учебного материала | 5 | ||||
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. | 1,2 | |||||
Практические работы | 1 | 2 | ||||
Решение задач по теме: «Световые кванты». | ||||||
Тема 5.2. Атомная физика | Содержание учебного материала | 5 | ||||
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использования лазера. | 1,2 | |||||
Тема 5.3. Физика атомного ядра | Содержание учебного материала | 19 | ||||
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Виды излучений. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | 1,2 | |||||
Раздел 6. | Эволюция Вселенной. | 16 | ||||
Содержание учебного материала | 16 | |||||
Видимое движение небесных тел. Законы движения планет. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетарных систем. Солнечная система. | 1,2 | |||||
консультации | 10 | 3 | ||||
Всего: | 286 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
типовые комплекты учебного оборудования физики;
стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, психрометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. - 399 с.
Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика 10-11 кл.: книга для учителя. - М., 2004.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике : 10 класс. – М.: Вако, 2007. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: Вако, 2006. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.
Дополнительные источники:
«Физика» научно- методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
Интернет-ресурсы:
Стандарт физического образования в средней школе. Обзор школьных программ и учебников. Материалы по физике и методике преподавания для учителей. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Расписание работы методического кабинета. Новости науки.
Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.
Газета «1 сентября»: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
Квант: научно-популярный физико-математический журнал
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
описывать и объяснять физические явления и свойства тел | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - устный опрос |
отличать гипотезы от научных теорий | -письменная проверка - оценка результатов практических работ |
делать выводы на основе экспериментальных данных | - письменная проверка - оценка результатов практических работ - оценка результатов выполнения лабораторных работ |
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - оценка результатов практических работ |
приводить примеры практического использования физических знаний | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - устный опрос |
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д. | - устная проверка - письменная проверка |
применять полученные знания для решения физических задач | - письменная проверка - оценка результатов практических работ -тестовый контроль |
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - оценка результатов практических работ |
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей | - оценка результатов выполнения лабораторных работ |
Знания: | |
смысл понятий | - устная проверка - тестовый контроль |
смысл физических величин | - письменная проверка - оценка результатов практической работы |
смысл физических законов | - тестовый контроль - оценка результатов практической работы -устная проверка |
вклад российских и зарубежных ученых | - устная проверка |
4