МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «ППТ» ____________/Е.И. Марченкова «____»_____________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 ФИЗИКА
по программе подготовки специалистов среднего звена
22.02.06 «СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Первоуральск
2016 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методической комиссии
№___ «____»_____________2016 года
__________руководитель МК Игнатьева Т. А.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий ИМО
__________ Л.А. Ленькова
от «____»_________ 2016 г.
Регистрационный № _____
СОГЛАСОВАНО:
_____________________________
_____________________________ФИО, должность работодателя*
от «____»_______________ 2016 г.
Разработчик: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к. к.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
12 |
|
15 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 ФИЗИКА
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Учебная дисциплина «Физика» откосится к циклу «Математические и общие естественнонаучные дисциплины» в рамках реализации ФГОС СПО по специальности 22.02.06 «Сварочное производство», реализуется на 1 курсе.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических и магнитных цепей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: законы равновесия и перемещения тел.
Результатом освоения программы является формирование общих компетенций (далее ОК).
Общие компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 22.02.06 «Сварочное производство»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка студентов: 100 часов
В том числе:
Обязательная аудиторной нагрузка студентов: 12 часов
Самостоятельная работа студентов 88 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
100 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
12 |
в том числе: |
|
практические занятия |
6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
88 |
в том числе: |
|
изучение рекомендованных источников и конспектирование |
83 |
выполнение домашних контрольных работ |
5 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Номер занятия |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Раздел 1. Механика. |
6 |
|||||
Тема 1.1. Кинематика материальной точки. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
1.1, 1.2 |
Кинематика. |
1 |
1 |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчёта. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. |
10 |
|||||
Тема 1.2. Кинематика твёрдого тела. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Поступательное движение. Вращательное движение твёрдого тела. Угловая и линейная скорости вращения. Выполнение домашней контрольной работы «Кинематика». |
4 |
|||||
Практические занятия |
||||||
Практическая работа № 1 «Кинематика». |
1 |
2 |
2 |
|||
Тема 1.3. Динамика материальной точки. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
1.3, 1.4 |
Динамика. |
1 |
3 |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. |
10 |
|||||
Тема 1.4. Статика. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Сложение сил. Момент силы. Условие равновесия тел. Условие равновесия твердого тела. Выполнение домашней контрольной работы «Динамика». |
4 |
|||||
Практические занятия |
||||||
Практическая работа № 2 «Динамика». |
1 |
4 |
2 |
|||
Тема 1.5. Законы сохранения в механике. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
1.5, 1.6 |
Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны. |
1 |
5 |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Импульс тела. Закон сохранения импульса Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. |
10 |
|||||
Тема 1.6. Механические колебания и волны. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Свободные колебания. Математический маятник. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Выполнение домашней контрольной работы «Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны». |
6 |
|||||
Практические занятия |
||||||
Практическая работа № 3 «Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны» |
1 |
6 |
2 |
|||
Раздел 2. Электродинамика. |
4 |
|||||
Тема 2.1. Электростатика. |
2.1, 2.2, 2.3 |
Электростатика. Постоянный электрический ток. |
1 |
7 |
1 |
|
Содержание учебного материала |
1 |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряжённостью электростатического поля и напряжением. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. |
10 |
|||||
Тема 2.2. Постоянный электрический ток. |
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. |
8 |
||||
Тема 2.3. Электрический ток в различных средах. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Р-n-переход. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Типы самостоятельного разряда. Плазма. Выполнение домашней контрольной работы «Электростатика. Постоянный электрический ток». |
6 |
|||||
Практические занятия |
||||||
Практическая работа № 4 «Электростатика. Постоянный электрический ток». |
1 |
8 |
2 |
|||
Тема 2.4. Магнитное поле. |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
2.4, 2.5, 2.6, 2.7 |
Электромагнетизм. |
1 |
9 |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Магнитный поток. Магнитные цепи. Закон Ома для магнитной цепи. |
4 |
|||||
Тема 2.5. Электромагнитная индукция. |
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. |
6 |
||||
Тема 2.6. Электромагнитные колебания. |
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного т ока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. |
8 |
||||
Тема 2.7. Производство и передача электроэнергии. |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам: Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Выполнение домашней контрольной работы «Электромагнетизм». |
2 |
|||||
Практические занятия |
||||||
Практическая работа № 5 «Электромагнетизм» |
2 |
10,11 |
2 |
|||
Дифференцированный зачёт. |
1 |
12 |
3 |
|||
Итого максимальной нагрузки/ аудиторных часов |
100/12 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
набор ученической мебели;
рабочее место преподавателя;
учебная (магнитная) доска:
наглядные пособия (таблицы, стенды, раздаточный материал).
Оборудование для демонстрационного эксперимента:
Оборудование общего назначения
Щит для электроснабжения;
Штативы;
Лотки для хранения оборудования;
Кадоскоп;
Экран;
Источник постоянного напряжения 4 -12В;
Выпрямитель ВУП-2;
Провода соединительные;
Удлинитель электрический;
Усилитель низкой частоты;
Громкоговоритель на подставке;
Оборудование по разделам программы
Механика
Камертон;
Волновая машина;
Шарики на нитях;
Метроном;
Электродинамика
Набор по электролизу;
Набор полупроводников;
Батарея конденсаторов;
Электроннолучевая трубка:
Комплект для исследования принципов радиопередачи и радиоприема;
Электродвигатель;
Трансформатор разборный;
Регулятор напряжения РПШ;
Осциллограф лабораторный;
Электрометры с принадлежностями;
Штативы изолирующие;
Конденсатор разборный;
Высоковольтный генератор «Разряд - 1»;
Гальванометр чувствительный;
Гальванометр демонстрационный;
Стрелки магнитные на штативах;
Прибор для изучения правила Ленца.
Основные источники:
Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2013. – 448с.
Л. Э. Генденштейн Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2013. – 367с.
Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина, 2013. – 127с.
Л. Э. Генденштейн Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина, 2013. – 96с.
Дополнительные источники:
Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой.- 21 изд. - М.: Просвещение, 2012. – 366с.
Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. Н. А. Парфентьевой.- 21 изд. - М.: Просвещение, 2012. – 299с.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2013. – 188с.
Комплекты пособий для выполнения лабораторных практикумов по физике (CD)
Сборники тестовых заданий по физике(CD)
Интернет-источники:
http://www.sfiz.ru/index.php - образовательный сайт
http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 - сайт преподавателя
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Преподаватель: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель
Образование высшее, в 1990 году закончила Уральский государственный университет
Специальность: «Астрономо – геодезия»
Квалификация: астрономо – геодезист. Преподаватель физики и астрономии
Квалификационная категория: первая.
- Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Формируемые компетенции |
Результаты освоения дисциплины (умения, знания) |
Основные показатели результатов обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1, ОК 3-5, ОК 8, ОК 9 |
Умения: |
Соблюдение нормативных параметров, точность расчетов |
Оценка выполнения практических работ, домашних контрольных работ, результаты дифференцированного зачёта |
• рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических и магнитных цепей |
|||
Знания: |
|||
• законы равновесия и перемещения тел |
Требования к результатам освоения учебной дисциплины |
Формируемые компетенции |
Способы достижения средствами учебной дисциплины |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: |
|||
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических и магнитных цепей. |
ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9 |
Решает учебные задачи, самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта |
Проверка и оценка выполнения зачётной работы |
Обучающийся должен знать: |
|||
законы равновесия и перемещения тел |
ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9 |
Самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта |
Проверка и оценка выполнения зачётной работы |