Рабочая программа по физике для профессии Повар, кондитер
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ФИЗИКА
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ записка. |
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
|
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физика»
4.2.Рекомендуемая литература для реализации программы учебной дисциплины |
|
5.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания
по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность
естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Программа учебной дисциплины «Физика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию
от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира. Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке обучающихся по профессиям естественнонаучного профиля профессионального образования, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии СПО в рамках естественнонаучного профиля профессионального образования повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе. Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
а) личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
б) метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
в) предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объясненияусловий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
2.4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»
Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, предусматривающей получение среднего общего образования и специальности.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности студента (учебное исследование или учебный проект) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Цели организации работы над индивидуальным проектом:
создание условий для формирования учебно-профессиональной самостоятельности обучающегося – будущего специалиста;
развитие творческого потенциала обучающегося, активизация его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося);
развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося;
предоставление возможности обучающемуся продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
формирование умения осуществлять поэтапное планирование деятельности (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (умений выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
развить умения обобщать, анализировать, систематизировать, оформлять, презентовать информацию;
сформировать позитивное отношение у обучающегося к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии в установленным планом).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных заданий, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Требования к подготовке индивидуального проекта:
- индивидуальный проект по учебной дисциплине «Физика» выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);
- индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение всего курса изучения учебной дисциплины в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, и должен быть представлен в виде завершённого продукта-результата: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
2.5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.
• Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
• Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
• Альтернативная энергетика.
• Акустические свойства полупроводников.
• Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
• Асинхронный двигатель.
• Астероиды.
• Астрономия наших дней.
• Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
• Бесконтактные методы контроля температуры.
• Биполярные транзисторы.
• Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
• Величайшие открытия физики.
• Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
• Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
• Вселенная и темная материя.
• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
• Голография и ее применение.
• Движение тела переменной массы.
• Дифракция в нашей жизни.
• Жидкие кристаллы.
• Законы Кирхгофа для электрической цепи.
• Законы сохранения в механике.
• Значение открытий Галилея.
• Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
Макс Планк.
• Метод меченых атомов.
• Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
• Методы определения плотности.
• Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
• Модели атома. Опыт Резерфорда.
• Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
• Молния — газовый разряд в природных условиях.
• Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад-
ной науки и техники.
• Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
• Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
• Нильс Бор — один из создателей современной физики.
• Нуклеосинтез во Вселенной.
• Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
• Оптические явления в природе.
• Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
• Переменный электрический ток и его применение.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Планеты Солнечной системы.
• Полупроводниковые датчики температуры.
• Применение жидких кристаллов в промышленности.
• Применение ядерных реакторов.
• Природа ферромагнетизма.
• Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
• Производство, передача и использование электроэнергии.
• Происхождение Солнечной системы.
• Пьезоэлектрический эффект его применение.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Механика
Кинематика.
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Динамика.
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение закона сохранения импульса.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.
Изучение особенностей силы трения (скольжения).
2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики.
Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
Свойства паров.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Свойства твердых тел.
Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изотермический и изобарный процессы.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Изучение особенностей теплового расширения воды.
3. Электродинамика
Электрическое поле.
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Законы постоянного тока.
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.
Электрический ток в полупроводниках.
Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле.
Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.
Электромагнитная индукция.
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Опыты Фарадея.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Лабораторные работы
Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.
Изучение закона Ома для полной цепи.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.
Определение температуры нити лампы накаливания.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
4. Колебания и волны
Механические колебания.
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
Упругие волны.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания.
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны.
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Демонстрации
Свободные и вынужденные механические колебания.
Резонанс.
Образование и распространение упругих волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Лабораторные работы
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока
5. Оптика.
Природа света.
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Волновые свойства света.
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Демонстрации
Законы отражения и преломления света.
Полное внутреннее отражение.
Оптические приборы.
Интерференция света.
Дифракция света.
Поляризация света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Лабораторные работы
Изучение изображения предметов в тонкой линзе.
Изучение интерференции и дифракции света.
6. Элементы квантовой физики.
Квантовая оптика.
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома.
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.
Физика атомного ядра.
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова-Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры различных веществ.
Излучение лазера (квантового генератора).
Счетчик ионизирующих излучений.
7. Эволюция Вселенной.
Строение и развитие Вселенной.
Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Карта Луны и планет.
Строение и эволюция Вселенной.
3.2. Объём и виды учебных работ учебной дисциплины
«Физика
По профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
162 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
108 |
В том числе: |
|
Практические работы |
21 |
Контрольные работы |
9 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
54 |
В том числе: |
|
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - выполнение домашних контрольных работ; - выполнение индивидуальных заданий; - выполнение тестовых заданий; - подготовка сообщений, докладов; - подготовка презентаций; - подготовка рефератов. |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
3. 3. Тематический план для профессии
19.01.17 «Повар, кондитер»
Наименование разделов и тем |
Максимальная учебная нагрузка |
Обязательная учебная нагрузка при очной форме обучения |
Самостоя-тельная работа |
||||
Всего часов |
Контроль-ные работы |
Практи-ческие |
Лабора-торные |
||||
Раздел 1. Механика |
41 |
26 |
3 |
6 |
11 |
||
Кинематика |
14 |
10 |
1 |
2 |
4 |
||
Динамика |
11 |
8 |
1 |
2 |
3 |
||
Законы сохранения |
12 |
8 |
1 |
1 |
4 |
||
Раздел 2. Молекулярная физика. |
24 |
14 |
2 |
1 |
2 |
10 |
|
МКТ идеального газа |
8 |
5 |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Взаимное превращение в жидкостях и газах |
4 |
2 |
2 |
||||
Твердые тела |
4 |
2 |
2 |
||||
Термодинамика |
8 |
5 |
1 |
1 |
3 |
||
Раздел 3. Электродинамика |
34 |
21 |
4 |
2 |
2 |
13 |
|
Электростатика |
8 |
5 |
1 |
1 |
3 |
||
Законы постоянного тока |
10 |
6 |
1 |
2 |
4 |
||
Электрический ток в различных средах |
7 |
4 |
1 |
3 |
|||
Магнитное поле |
4 |
3 |
1 |
1 |
|||
Электромагнитная индукция |
5 |
3 |
1 |
2 |
|||
Раздел 4. Колебания и волны |
19 |
15 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Механические колебания |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
||
Электромагнитные колебания |
7 |
6 |
1 |
1 |
|||
Механические, элек-тромагнитные волны |
8 |
6 |
2 |
||||
Раздел 5. Оптика |
19 |
13 |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
Световые волны |
11 |
8 |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Элементы СТО |
3 |
2 |
1 |
||||
Излучения и спектры |
5 |
3 |
2 |
||||
Раздел 6. Квантовая физик |
19 |
14 |
4 |
5 |
|||
Световые кванты |
8 |
6 |
3 |
2 |
|||
Атом и атомное ядро |
11 |
8 |
1 |
3 |
|||
Раздел 7. Строение и эволюция Вселенной |
10 |
5 |
5 |
||||
Строение и эволюция Вселенной |
10 |
5 |
5 |
||||
Итого: |
162 |
108 |
9 |
15 |
6 |
54 |
3.4 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся.
Введение.
Физика – наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: механическое движение, виды механического движения,
материальная точка, относительность механического движения, система
отсчета, путь, перемещение, скорость, мгновенная и средняя скорость,
ускорение, масса, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения,
импульс, работа, мощность, энергия, амплитуда, период, частота;
- законы: принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон Гука, закон трения-скольжения, законы
сохранения в механике;
- практическое применение: КПД машин и механизмов, примеры
механизации сельскохозяйственного производства.
Обучающиеся должны уметь:
- измерять и вычислять физические величины (время, расстояние,
скорость, ускорение, массу, силу, жесткость, коэффициент трения,
импульс, работу, мощность, КПД механизмов);
- пользоваться секундомером, весами, динамометром, таблицами
физических величин;
- решать простейшие задачи по механике;
- читать и строить графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном и равномерном движении.
Тема 1.1 Кинематика.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: механическое движение, виды механического движения,
материальная точка, относительность механического движения, система
отсчета, путь, перемещение, скорость, мгновенная и средняя скорость,
ускорение.
Обучающиеся должны уметь:
- измерять и вычислять физические величины (время, расстояние,
скорость, ускорение);
- пользоваться секундомером, весами, динамометром, таблицами
физических величин;
- решать простейшие задачи по механике;
- читать и строить графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном и равномерном движении.
Содержание учебного материала.
Относительность механического движения. Системы отсчета
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
Практические занятия
1. Решение задач на равномерное движение
2. Решение задач на равноускоренное движение
Самостоятельная работа
Виды деятельности: решение задач, построение графиков, их описание.
Контрольная работа по теме «Кинематика»
Тема 1.2. Динамика.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: масса, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения,
- законы: принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон Гука.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться секундомером, весами, динамометрами, таблицами физических величин;
- решать простейшие задачи на законы Ньютона, расчёт сил;
- ставить простейший эксперимент на исследование зависимость сил от
других физических величин
Содержание учебного материала
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Законы всемирного тяготения. Невесомость.
Практические занятия
1. Решение задач на 2 закон Ньютона
Самостоятельная работа
Виды деятельности: решение задач, построение графиков, их описание,
письменная подготовка ответов на вопросы, заполнение таблиц, подготовкат сообщений.
Контрольная работа по теме «Динамика»
Тема 1.2. Закон сохранения.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: механическая работа, мощность, энергия, виды энергии
- законы: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии
Обучающиеся должны уметь:
- решать простейшие задачи на законы сохранения импульса, закон сохранения энергии
- приводить примеры явлений проявления законов сохранения в природе
Содержание учебного материала
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Работа и мощность. Закон сохранения механической энергии.
Практические занятия
1. Решение задач на закон сохранения импульса
2. Решение задач на закон сохранения энергии
Самостоятельная работа
Виды деятельности решение задач, построение графиков, их описание,
письменная подготовка ответов на вопросы, заполнение таблиц, подготовка сообщений.
Контрольная работа по теме «Законы сохранения»
РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: тепловое движение частиц; масса и размеры молекул; идеальный газ; изометрический, изохорный, изобарный и адиабатический процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекулы); необратимость тепловых процессов; насыщенные и не насыщенные пары; влажность воздуха; кристаллические и аморфные тела; изотропия; упругие и пластические деформации;
- законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева-Клапейрона, газовые законы, первый закон термодинамики;
- практическое применение: использование кристаллов и других металлов в технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнение окружающей среды.
Обучающиеся должны уметь
- решать задачи на расчёт количества вещества, молекулярной массы использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнение Менделеева-Клапейрона, первый закон термодинамики, газовые законы, работы газа в изобарном процессе;
- читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа; пользоваться психрометром; определять экспериментальные состояния газа.
Тема 2.1. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: тепловое движения частиц; масса и размеры молекул; идеальны газ; температура, изометрический, изохорный, изобарный и адиабатический процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекулы); необратимость тепловых процессов;
- законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева-Клапейрона, газовые законы, первый закон термодинамики.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на расчёт количества вещества, молярной массы с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов , уравнение Менделеева-Клапейрона, первый закон термодинамики газовые законы работа газа; определять экспериментальные определения состояния газа.
Содержание учебного материала
Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Агрегатные состояния вещества. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния. Газовые законы.
Практические занятия
Решение задач на расчёт массы, размеров молекул, количества вещества
Измерение температуры
Решение задач на газовые законы
Самостоятельная работа
Виды деятельности: решение задач, построение графиков, их описание письменная подготовка ответов на вопросы, заполнение таблиц, подготовка сообщений.
Контрольная работа по теме «Молекулярно-кинетическая теория»
Тема 2. 2. Взаимные превращения жидкостей и газов
Обучающиеся должны знать:
- понятия: насыщенные и ненасыщенные пары; кипение; влажность воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться психрометром; определять экспериментально влажность воздуха
Содержание учебного материала
Насыщенные и ненасыщенные пары; кипение; влажность воздуха
Самостоятельная работа
Виды деятельности: решение задач.
Тема 2.3. Твёрдые тела.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: кристаллические и аморфные тела; анизотропия; изотропия; упругие и пластические деформации.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на закон Гука
Содержание учебного материала
Кристаллические и аморфные тела; анизотропия, изотропия; упругие и пластические деформации.
Самостоятельная работа
Виды деятельности: решение задач, подготовка сообщений
Тема 2.4. Термодинамика.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: внутренняя энергия, работа газа, количество теплоты, адиабатный процесс газа, необратимость процессов в природе, тепловой двигатель;
- законы и формулы: внутренняя энергия идеального одноатомного газа, работа газа, уравнение теплового баланса, первый закон термодинамики;
- практическое применение
: тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на расчёт количества теплоты, работы газа, использовать первый закон термодинамики и газовые законы при решении задач; вычислять КПД теплового двигателя
Содержание учебного материала
Внутренняя энергия работа в термодинамике, 1 закон термодинамики, 2 закон термодинамики, тепловые двигатели.
Практические занятия:
Решение задач на уравнение теплового баланса
Решение задач на 1 закон термодинамики
Самостоятельная работа
Виды деятельности: решение задач
Контрольная работа по теме «Термодинамика»
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонатор, электромагнитная волна;
- законы: Кулоны, сохранения заряда, Ома для участка и для полной цепи, электролиза, электромагнитной индукции, правило Ленца, преломления и отражения света, взаимосвязи массы и энергии, принцип суперпозиции полей;
- практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, полное отражение, примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
Обучающиеся должны уметь:
- измерять силу тока и напряжения в цепях переменного тока;
- использовать трансформатор для преобразования токов и напряжения;
- определять неизвестный параметр колебательного контура, если известно значение другого его параметра и частота свободных колебаний;
- рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами;
- измерять длину световой волны;
- решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой, на применение законов преломления света;
- пользоваться амперметром, вольтметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока, трансформатором;
- собирать простейшие электрические цепи.
Тема 3.1. Электростатика.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: электризация, электрический заряд, точечный заряд, электрическое поле, напряженность, проводники, диэлектрики, потенциал, разность потенциалов, конденсаторы, электроемкость;
- законы: Кулона, сохранения заряда
Обучающиеся должны уметь:
- графически изображать силовые линии поля;
- решать задачи на закон Кулона, напряженность электрического поля, потенциальную энергию поля;
- рассчитывать схемы с конденсаторами при последовательном и параллельном включении.
Содержание учебного материала.
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
Практические занятия:
Решение задач на напряженность электрического поля.
Соединение конденсаторов.
Самостоятельная работа:
Виды деятельности: решение задач из учебника «Физика», 10кл, задачник А.П.Рымкевич.
Контрольная работа по теме «Электростатика».
Тема 3.2. Законы постоянного тока.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: электрический ток, сопротивление, сила тока, электродвижущая сила;
- законы: ома для участка цепи и для полной цепи, Джоуля-Ленца.
Обучающиеся должны уметь:
- измерять силу тока и напряжение в цепях постоянного тока;
- решать задачи на применение законов постоянного тока;
- делать расчет электрических цепей;
- пользоваться амперметром, вольтметром, омметром или авометром;
- собирать простейшие электрические цепи.
Содержание учебного материала.
Электрический ток, сила тока, сопротивление, закон Ома, работа и мощность тока, электродвижущая сила, закон Ома для полной цепи.
Практические занятия:
Расчет электрических цепей при последовательном и параллельном соединении проводников.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника «Физика», 10кл, задачник А.П.Рымкевич.
Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока».
Теме3.3. Электрический ток в различных средах.
Обучающиеся должны знать:
- понятия:сверхпроводимость, полупроводники, термоэлектронная эмиссия, электролиз, электролитическая диссоциация, электрический разряд;
- законы: электролиза.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на закон электролиза.
Содержание учебного материала.
Электрический ток в металлах, полупроводниках, вакууме, жидкостях, газах.
Практические занятия:
Решение задач на закон электролиза.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника «Физика», 10кл, задачник А.П.Рымкевич.
Контрольная работа по теме «Электрический ток в различных средах».
Тема 3.4. Магнитное поле.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: магнитное поле, вектор магнитной индукции, сила Лоренца, сила Ампера;
- законы: Ампера.
Обучающиеся должны уметь:
- определять направление линий магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера;
- решать задачи на закон Ампера, формулу силы Лоренца.
Содержание учебного материала.
Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Практические занятия:
Решение задач на силу Ампера, силу Лоренца.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника «Физика», 10кл, задачник А.П.Рымкевич.
Тема 3.5. Электромагнитная индукция.
Обучающиеся должны знать:
- понятия:электромагнитная индукция, магнитный поток, самоиндукция;
- законы: электромагнитной индукции.
Содержание учебного материала.
Электромагнитная индукция, магнитный поток, закон ЭДС индукции, самоиндукция, энергия магнитного потока.
Практические занятия:
Определение направления индукционного тока.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника «Физика»,10кл, задачник А.П.Рымкевич.
Контрольная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Раздел 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: математический маятник, период, частота, циклическая частота, амплитуда, фаза, колебательный контур, переменный ток, действующее значение электрических величин, генератор, трансформатор, продольные, поперечные волны, длина волны, звуковые волны, модуляция, детектирование.
Обучающиеся должны уметь:
- измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока;
- решать задачи на уравнение для механических и электромагнитных колебаний, RLCв цепи переменного тока, связь между волновыми характеристиками.
Тема 4.1. Механические колебания.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: математический маятник, период, частота, циклическая частота, амплитуда, фаза.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на уравнение колебаний, связь между колебательными характеристиками.
Содержание учебного материала.
Свободные и вынужденные колебания, математический маятник, уравнение колебаний, фаза колебаний.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника
«Физика»,10кл, задачник А.П.Рымкевич.
Тема 4.2. Электромагнитные колебания.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: колебательный контур, переменный ток, действующее значение электрических величин, генератор, трансформатор.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на уравнение для механических и электромагнитных колебаний, RLC в цепи переменного тока, связь между волновыми характеристиками;
- измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.
Содержание учебного материала.
Колебательный контур, уравнение электромагнитных колебаний, переменный ток, генератор, трансформатор.
Практические занятия:
Решение задач на уравнение электромагнитных колебаний.
Решение задач на RLC в цепи переменного тока.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника
«Физика»,10кл, задачник А.П.Рымкевич.
Контрольная работа по теме «Электромагнитные колебания».
Тема 4.3. Механические, электромагнитные волны.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: продольные, поперечные волны, длина волны, звуковые волны, модуляция, детектирование.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на связь между волновыми характеристиками.
Содержание учебного материала.
Продольные, поперечные волны, звуковые волны, электромагнитные волны, принципы радиосвязи.
Практические занятия:
Решение задач на волновые характеристики.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника
«Физика»,10кл, задачник А.П.Рымкевич.
РАЗДЕЛ 5. ОПТИКА.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: относительный показатель преломления, полное отражение, тонкая линза, дисперсия, дифракция, интерференция света, поляризация, излучение, спектр, спектральный анализ, условие главных максимумов;
- законы: отражения, преломления, полного отражения.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на законы отражения, преломления, формулу тонкой линзы, интерференцию, дифракционную решетку;
- делать построения изображений в тонких линзах;
- работать со шкалой электромагнитных волн.
Тема 5.1. Световые волны.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: относительный показатель преломления, полное отражение, тонкая линза, дисперсия, дифракция, интерференция света, поляризация, излучение, спектр, спектральный анализ, условие главных максимумов;
- законы: отражения, преломления, полного отражения.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на законы отражения, преломления, формулу тонкой линзы, интерференцию, дифракционную решетку;
- делать построения изображений в тонких линзах.
Содержание учебного материала.
Законы отражения, преломления, тонкая линза, интерференция, дифракция, дифракционная решетка.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника
«Физика»,10кл, задачник А.П.Рымкевич, подготовка сообщений, графическое построение изображений в линзах.
Контрольная работа по теме «Световые волны».
Тема 5.2. Элементы специальной теории относительности.
Обучающиеся должны знать:
- постулаты теории относительности, следствия из постулатов теории относительности.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на следствия из постулатов теории относительности, связь между массой и энергией.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из задачника А.П. Рымкевич.
Тема 5.3. Излучения и спектры.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: спектр, виды спектров, спектральный анализ.
Обучающиеся должны уметь:
- работать со шкалой электромагнитных волн;
- работать с таблицей спектров веществ.
Содержание учебного материала.
Виды излучений, виды спектров, спектральный анализ, инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучение, шкала электромагнитных волн.
Самостоятельная работа:
Виды деятельности: заполнение таблиц, письменный ответна вопросы после параграфов.
РАЗДЕЛ 6. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, радиоактивность, радиоактивный распад, ядерные силы, энергия связи, ядерные реакции, цепная реакция деления, ядерный реактор, термоядерная реакция, элементарные частицы;
- законы: фотоэффекта, радиоактивного распада, постулаты Бора;
- практические применения: устройство и принцип действия фотоэлемента, примеры технического использования фотоэлементов, принцип спектрального анализа и его применение, устройство и принцип действия ядерного реактора.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны, энергию связи, закон радиоактивного распада;
- вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна;
- определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
- определять знак заряда и направления движения элементарных частиц по их трекам, фотографиям.
Тема 6.1. Световые кванты.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны, уравнение Эйнштейна;
- вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна.
Содержание учебного материала.
Фотоэффект, фотоны, применение фотоэффекта, давление света.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из задачника А.П.Рымкевич, подготовка сообщений.
Контрольная работа по теме «Световые кванты».
Тема 6.2. Атом и атомное ядро.
Обучающиеся должны знать:
- понятия: ядерная модель атома, радиоактивность, радиоактивный распад, ядерные силы, энергия связи, ядерные реакции, цепная реакция деления, ядерный реактор, термоядерная реакция, элементарные частицы;
- законы: радиоактивного распада, постулаты Бора.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на энергию связи; закон радиоактивного распада;
- определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
- определять знак заряда и направления движения элементарных частиц по их трекам фотографиям.
Содержание учебного материала.
Строение атома. Постулаты Бора. Альфа-, бета-, гамма- излучение, закон радиоактивного распада, энергия связи, ядерные реакции, ядерный реактор, термоядерные реакции.
Самостоятельная работа.
Виды деятельности: решение задач из учебника
«Физика»,11кл, задачник А.П.Рымкевич, подготовка сообщений.
Контрольная работа по теме «Атом и атомное ядро».
РАЗДЕЛ 7. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Обучающиеся должны знать:
- закон Кеплера, строение Солнечной системы, строение Солнца, физические характеристики звезд, виды и типы галактик, гипотезы происхождения Вселенной.
Обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на закон Кеплера, пользоваться глобусом небесной сферы, находить наиболее известные созвездия на карте звездного неба.
Содержание учебного материала.
Законы движения планет, солнечная система, Солнце, звезды,
галактики, строение и эволюция Вселенной.
Самостоятельна работа.
Виды деятельности: подготовка сообщений.
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физика».
Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оснащение учебного кабинета физики обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, информационными средствами, а также техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
Оборудование учебного кабинета:
- учебная доска;
- учебная мебель (ученические стулья и столы, рабочее место преподавателя);
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, циркуль, угольник (300, 600, 900), угольник (450, 450 ,900);
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска.
Информационные средства обучения:
- электронные учебные издания по основным разделам курса физики;
- электронная база данных физических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
- мультимедийные обучающие программы;
- презентации по разделам курса физики.
Учебно-лабораторное оборудование:
U-Образный магнит
Амперметр демонстрационный
Барометр
Блок питания
Воздушный колокол
Вольтметр демонстрационный
Гигрометр психрометрический
Гидростатика
Динамометр
Индикатор индукции магнитного поля
Источник питания
Колонки
Компас
Линзы
Набор «Магнетизм»
Макет двигателя внутреннего сгорания
Манометр
Метроном
Модель Эл. Двигателя
Набор для поляризации света
Набор грузов
Набор дифракционных решеток
Полосовой магнит
Прибор для изучения уравнения «Клайперона»
Прибор для наблюдения по оптике
Прибор для проверки законов механики
Простой механизм
Радиометр
Реостат лабораторный
Светофильтр
Спектрограф
Термопара
Трубка с двумя эл.
Экран флуоресцирующий
Электромагнит
Электрометр
Электроскоп
Машина электрофорная
Набор «Электричество – 3»
Набор дифракционных решеток 4 шт
Амперметр лабораторный
Весы
Вольтметр лабораторный
Гигрометр психометрический
Звонок электрический
Индикатор магнитного поля
Камертоны
Компас 1
Лампа диод. триод.
Магнит полосовой лабораторный
Магнит U-образный лабораторный
Набор гирь учебный
Набор из 3 шаров
Набор интерференции инф. света.
Набор линз и зеркал
Набор оптического стекла
Набор спектральных трубок
Прибор сопротивления терм. пров.
Призма дисперсионная
Реостат РТП-10
Стрелки магнитные на штативах
Султан электростатический (шелк) пара
Трубка с 2 мл электр.
Электролампа диод
Электромагнит
4.2.Рекомендуемая литература для реализации программы учебной дисциплины.
1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2010.
2. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский.- М.: Просвещение, 2006.
3. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.- М.: Просвещение, 2004.
4. Касьянов В.А. Физика. 10кл.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб.заведений.-М.: Дрофа, 2003.
5. Физика, задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб.заведений.-М.: Дрофа, 2001.
Для преподавателей:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ,
от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным
законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Интернет- ресурсы:
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, лабораторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
В контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся применяются следующие виды контроля:
самостоятельные работы на 10 - 15 минут по каждой теме предмета для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки;
тематические тесты для проверки усвоения теоретических знаний по теме, путем применения тестовых заданий в различных формах: задания с готовыми ответами, задания со свободным кратким ответом, задания на дополнение высказывания.
тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы или тестирования;
итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме дифференцированного зачета
5.1.Система оценки достижения планируемых результатов
Результат |
Объект |
Особенности |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные универсальные учебные действия |
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами; готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития. |
Не выносятся на итоговую оценку обучающихся, являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений. В образовательном процессе оценивается сформированность отдельных личностных результатов: ценностно-смысловые установки, участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении |
Осуществляется в ходе внешних неперсонифици-рованных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. |
Предметные результаты |
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; 3)владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; 4)умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 5)сформированность умения решать физические задачи; 6)сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; 7)сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. |
Уровневый подход к оценке предметных результатов (базовый и повышенный уровень) |
1. Диагностическое оценивание - это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН) и компетентностей обучающегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы (не выставляются неудовлетворительные оценки) 2. Формативное оценивание (формирующее) – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением студента. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. «Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)». 3. Текущий контроль: проверка содержания и оформления практических работ, устный опрос, контрольные работы по темам, информационные сообщения 4. Тематические тесты, контрольные работы, самостоятельные работы 5. Самооценка. 6. Дифференциро-ванный зачёт 7.Защита индивидуального проекта. 8. Портфолио (участие в предметных олимпиадах и конкурсах) |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; умение анализировать и представлять информацию в различных видах; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации |
Учёт динамики учебных достижений |
1. Текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов 2.Формативное оценивание (формирующее) – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением студента. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. «Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)». 3. Защита индивидуального проекта. |