Рабочая программа по физике для обучающихся 10–11 классов по УМК Тихомировой С.А.
Приложение к образовательной программе
среднего общего образования
МОБУ «СОШ № 48» г. Оренбурга
на 2017-2019 уч. год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ФИЗИКА
10-11 класс
Составитель программы: учитель математики и физики: Курлаева Марина Вячеславовна,
МОБУ «СОШ № 48» г. Оренбурга
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка:
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Основное содержание учебного предмета.
Приложения к рабочей программе:
-
Перечень нормативно - правовых документов;
Описание места учебного предмета в учебном плане МОБУ «СОШ № 48»;
Цели изучения предмета «Физика».
Тематическое планирование.
Оценочный материал (содержание, график).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Рабочая программа «Физика» для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Министерства образования РФ (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования").
Примерной программы среднего общего образования по физике (базовый уровень), 10-11 классы.
С учетом авторской учебной программы:ФИЗИКА.10-11 классы. / авт.-сост. Тихомирова С.А. – М.: Мнемозина, 2011. – 48 с./
Образовательной программы МОБУ «СОШ № 48».
-
Описание места учебного предмета в учебном плане МОБУ «СОШ № 48».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на уровне среднего общего образования. В том числе в 10,11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
В учебном плане МОБУ «СОШ № 48» на 2017 – 2018 учебный год на изучение курса физики в 10-11 классах отводится:
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов за год |
Число лабораторных работ за год |
Число контрольных работ за год |
10 |
2 |
35 |
70 |
6 |
6 |
11 |
2 |
34 |
68 |
7 |
4 |
Всего 138 часов за курс |
1.3 Цели изучения физики.
Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В результате изучения физики на базовом уровне обучающийся 10 класса должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды
- понимая взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
11 классВ результате изучения физики на базовом уровне выпускник должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды;
- понимая взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Физика как наука. Методы научного познания
Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФИЗИКЕ. Физические законы и теории, границы их применимости. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Физическая картина мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Лабораторные работы:
Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.
Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Объемные модели строения кристаллов.
Лабораторные работы:
Опытная проверка закона Гей – Люссака.
Измерение относительной влажности воздуха.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Лабораторные работы:
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного мятника.
класс
Электродинамика
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Демонстрации
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Определение показателя преломления стекла.
Наблюдение интерференции и дифракции света.
Определение длины световой волны.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Лабораторные работы:
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Изучение треков заряженных частиц.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Резервное время (12 час)
Раздел |
Количество часов |
10 класс |
11 класс |
Примечание |
Физика и методы научного познания. |
4 |
4 |
||
Механика |
32 |
29 |
3(электрод). |
|
Молекулярная физика. |
27 |
19 |
8 (электрод). |
|
Электродинамика. |
35 |
18 |
39 |
|
Квантовая физика и элементы астрофизики |
28 |
29 |
||
Резервное время |
12 |
11 (электрод.) 1 (кв.физика) |
||
Всего за курс 138 часов. |
70 |
68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
10 – класс.
№п |
№р |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
Дата |
Вид деятельности ученика |
Формы работы |
I |
Физика как наука. Методы научного познания. |
4 |
||||
1 |
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания |
1 |
04.09 |
Наблюдать и описывать физические явления; переводить значения величин из одних единиц в другие; систематизировать информацию и представлять её в виде таблицы; предлагать модели явлений |
групповая |
2 |
2 |
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. |
1 |
08.09 |
Наблюдать и описывать физические явления; приводить примеры экспериментов и наблюдений |
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. |
1 |
11.09 |
Объяснять различия фундаментальных взаимодействий; сравнивать интенсивность и радиус действия взаимодействий |
тест |
4 |
4 |
Входная контрольная работа № 1. |
1 |
15.09 |
Применять знания теории 9 класса в решении задач |
Контрольная работа |
II |
Механика. |
29 |
||||
5 |
1 |
Анализ контрольной работы. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. |
1 |
18.09 |
Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени; моделировать равномерное движение |
Графическая работа |
6 |
2 |
Скорость. |
1 |
22.09 |
Описывать характер движения в зависимости от выбранного тела отсчёта; применять модель материальной точки к реальным движущимся объектам |
Индивидуальная работа |
7 |
3 |
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. |
1 |
25.09 |
Рассчитывать ускорение тела, используя аналитический и графический методы |
Групповая работа |
8 |
4 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
1 |
29.09 |
Систематизировать знания о физической величине на примере перемещения и пути |
самостоятельная |
9 |
5 |
Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении». |
1 |
02.10 |
Рассчитывать ускорение тела, используя аналитический метод; строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения при равнопеременном движении |
Лабораторная фронтальная |
10 |
6 |
Свободное падение. |
1 |
06.10 |
Наблюдать свободное падение тел, классифицировать свободное падение как частный случай равноускоренного движения |
групповая |
11 |
7 |
Движение тел, брошенных под углом к горизонту. |
1 |
09.10 |
Наблюдать движение под углом, классифицировать этот вид движения как частный случай равноускоренного движения |
групповая |
12 |
8 |
Равномерное движение по окружности. |
1 |
13.10 |
Систематизировать знания о характеристиках движения материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью |
групповая |
13 |
9 |
Центростремительное ускорение. |
1 |
16.10 |
Анализировать взаимосвязь периодических движений: вращательного и колебательного |
Решение типовых задач |
14 |
10 |
Решение задач по кинематике. |
1 |
20.10 |
Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. |
Решение типовых задач |
15 |
11 |
Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. |
1 |
23.10 |
Наблюдать явление инерции; классифицировать системы отсчёта по их признакам; объяснять демонстрационные эксперименты, подтверждающие закон инерции |
групповая |
16 |
12 |
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. |
1 |
27.10 |
Устанавливать связь ускорения тела с действующей на него силой; вычислять ускорение, силу и массу тела на основе второго закона; экспериментально изучать третий закон, сравнивать силы действия и противодействия |
групповая |
17 |
13 |
Контрольная работа № 2 по теме «Кинематика. Законы Ньютона». |
1 |
10.11 |
Применять полученные знания к решению задач |
контрольная |
18 |
14 |
Анализ контрольной работы. Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. |
1 |
13.11 |
Применять закон всемирного тяготения для решения задач; описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной |
Физический диктант |
19 |
15 |
Вес. Невесомость. Перегрузка. |
1 |
17.11 |
Вычислять силу тяжести и гравитационное ускорение на планетах Солнечной системы; применять закон Гука для решения задач; сравнивать силу тяжести и вес тела; моделировать невесомость и перегрузки |
Решение типовых задач |
20 |
16 |
Первая космическая скорость. |
1 |
20.11 |
Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел. |
тест |
21 |
17 |
Силы. |
1 |
24.11 |
Описывать эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения; составлять и заполнять таблицу с результатами измерений; работать в группе |
Решение типовых задач |
22 |
18 |
Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести». |
1 |
27.11 |
Вычислять ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел; экспериментально проверить справедливость второго закона; работать в группе |
Лабораторная работа |
23 |
19 |
Решение задач по динамике. |
1 |
01.12 |
Решать задачи динамики: вес тела в лифте, скольжение тела по горизонтальной поверхности |
Решение типовых задач |
24 |
20 |
Условия равновесия тел. |
1 |
04.12 |
Объяснять понятие центра тяжести тела, решать задачи на нахождение положений равновесий |
Решение типовых задач |
25 |
21 |
Импульс тела. |
1 |
08.12 |
Систематизировать знания о физической величине: импульсе тела; применять модель замкнутой системы к реальным системам. |
тест |
26 |
22 |
Закон сохранения импульса. |
1 |
11.12 |
применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях; оценивать успехи России в создании космических ракет |
Решение типовых задач |
27 |
23 |
Механическая работа. Мощность. |
1 |
15.12 |
Вычислять работу сил и мощность и систематизировать знания о физической величине на примере работы и мощности |
групповая |
28 |
24 |
Кинетическая энергия. |
1 |
18.12 |
Систематизировать знания о физической величине: кинетическая энергия; вычислять и графически представлять работу сил упругости и гравитации |
групповая |
29 |
25 |
Потенциальная энергия. |
1 |
22.12 |
Систематизировать знания о физической величине: потенциальная энергия; вычислять и графически представлять работу сил упругости и гравитации |
Физический диктант |
30 |
26 |
Закон сохранения механической энергии. |
1 |
25.12 |
Применять модель консервативной системы к реальным системам; решать задачи на применение закона сохранения механической энергии |
самостоятельная |
31 |
27 |
Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике». |
1 |
29.12 |
Применять полученные знания к решению задач |
контрольная |
32 |
28 |
Анализ контрольной работы. Предсказательная сила законов классической механики. |
1 |
12.01 |
Применять законы сохранения для абсолютно упругого и абсолютно неупругого удара |
индивидуальная |
33 |
29 |
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. |
1 |
15.01 |
Оценивать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ. |
индивидуальная |
III |
Молекулярная физика. |
19 |
||||
34 |
1 |
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Молекулы. |
1 |
19.01 |
Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно- кинетической теории; определять состав атомного ядра химического элемента; определять относительную атомную массу по таблице Менделеева |
групповая |
35 |
2 |
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. |
1 |
22.01 |
Объяснять взаимосвязь скорости теплового движения молекул и температуры газа; знакомиться с разными конструкциями термометров |
групповая |
36 |
3 |
Модель идеального газа. |
1 |
26.01 |
Различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел; формулировать условия идеальности газа; объяснять качественную кривую распределения молекул по скоростям |
тест |
37 |
4 |
Изотермический процесс. |
1 |
29.01 |
Определять концентрацию молекул идеального газа при нормальных условиях; определять параметры газа с помощью уравнения состояния |
индивидуальная |
38 |
5 |
Изобарный и изохорный процессы. |
1 |
02.02 |
Исследовать взаимосвязь параметров газа при изотермическом, изобарном, изохорном процессах; объяснять газовые законы на основе МКТ |
индивидуальная |
39 |
6 |
Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей - Люссака». |
1 |
05.02 |
Экспериментально проверять закон; работать в группе |
Лабораторная фронтальная |
40 |
7 |
Уравнение состояния идеального газа. |
1 |
09.02 |
Определять концентрацию молекул идеального газа при нормальных условиях; определять параметры газа с помощью уравнения состояния |
групповая |
41 |
8 |
Давление газа. Основное уравнение МКТ. |
1 |
12.02 |
объяснять газовые законы на основе МКТ при решении задач |
тест |
42 |
9 |
Контрольная работа № 4 по теме «Молекулярная физика». |
1 |
16.02 |
Применять полученные знания к решению задач |
контрольная |
43 |
10 |
Анализ контрольной работы. Внутренняя энергия и способы ее изменения. |
1 |
19.02 |
Приводить примеры изменения внутренней энергии тела разными способами |
групповая |
44 |
11 |
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. |
1 |
23.02 |
Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей; формулировать и применять первый закон при решении задач |
групповая |
45 |
12 |
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. |
1 |
26.02 |
Вычислять работу газа, совершённую при изменении его состояния по замкнутому циклу; оценивать КПД и объяснять принцип действия теплового двигателя |
индивидуальная |
46 |
13 |
Решение задач по термодинамике. |
1 |
02.03 |
Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей; формулировать и применять первый и второй закон при решении задач |
Решение типовых задач |
47 |
14 |
Строение и свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Плавление, кристаллизация и сублимация твердых тел. |
1 |
05.03 |
описывать и объяснять процессы плавления испарения, кипения и конденсации, объяснять зависимость температуры кипения от давления, объяснять строение кристалла |
индивидуальная |
48 |
15 |
Строение и свойства жидкостей. Поверхностное натяжение жидкости. |
1 |
09.03 |
Объяснять строение и свойства жидкостей и объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ. |
индивидуальная |
49 |
16 |
Смачивание. Капиллярные явления. |
1 |
12.03 |
Объяснять строение и свойства жидкостей и объяснять их с применением основных положений МКТ. |
групповая |
50 |
17 |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. |
1 |
16.03 |
Объяснять строение и свойства жидкостей и газов и объяснять их с применением основных положений МКТ. |
Решение типовых задач |
51 |
18 |
Контрольная работа № 5 по теме «Термодинамика». |
1 |
19.03 |
Применять полученные знания к решению задач |
контрольная |
52 |
19 |
Анализ контрольной работы. Влажность воздуха. Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха». |
1 |
23.03 |
Объяснять устройство и принцип действия гигрометра и психрометра. |
Лабораторная работа |
IV |
Электродинамика. |
18 |
||||
53 |
1 |
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. |
1 |
02.04 |
Наблюдать взаимодействие заряженных и наэлектризованных тел; устанавливать межпредметные связи физики и химии при изучении строения атома; объяснять явление электризации и принцип действия крутильных весов, формулировать закон сохранения эл.заряда; обозначать границы применимости закона Кулона |
групповая |
54 |
2 |
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. |
1 |
06.04 |
Объяснять характер электростатического поля разных конфигураций зарядов; использовать принцип суперпозиции для описания поля точечных зарядов; строить изображения полей точечных зарядов и системы с помощью линий напряжённости |
Физический диктант |
55 |
3 |
Работа сил электрического поля. Потенциал. |
1 |
09.04 |
Сравнивать траектории движения заряженных материальных точек в электростатическом и гравитационном полях; вычислять потенциал и работу поля, созданного точечным зарядом; наблюдать изменение разности потенциалов |
групповая |
56 |
4 |
Проводники в электрическом поле. |
1 |
13.04 |
Объяснять деление веществ на проводники и диэлектрики различием строения их атомов; анализировать распределение зарядов в металлах; приводить примеры необходимости электростатической защиты |
групповая |
57 |
5 |
Электрическая емкость. |
1 |
16.04 |
Систематизировать знания о физической величине на примере ёмкости конденсатора; анализировать зависимость электроёмкости от площади пластин, расстояния между ними и рода вещества; вычислять энергию поля заряженного конденсатора |
Решение типовых задач |
58 |
6 |
Электрический ток. Электродвижущая сила. |
1 |
20.04 |
Систематизировать знания о физической величине силе тока; объяснять устройство и принцип действия гальванического элемента и других источников тока; объяснять действия тока на примере бытовых технических устройств |
Решение типовых задач |
59 |
7 |
Закон Ома для полной цепи. |
1 |
23.04 |
Рассчитывать значения величин, входящих в закон Ома; объяснять причину возникновения сопротивления в проводниках; описывать устройство и принцип действия реостата |
Решение типовых задач |
60 |
8 |
Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». |
1 |
27.04 |
Исследовать зависимость сопротивления проводника и полупроводника от температуры; рассчитывать ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; анализировать зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки |
Лабораторная работа |
61 |
9 |
Соединение проводников. |
1 |
30.04 |
Исследовать последовательное и параллельное соединения проводников; рассчитывать сопротивление смешанного соединения проводников |
групповая |
62 |
10 |
Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». |
1 |
04.05 |
Исследовать последовательное и параллельное соединения проводников; определять цену деления амперметра и вольтметра |
Лабораторная работа |
63 |
11 |
Работа и мощность электрического тока. |
1 |
07.05 |
Вычислять работу эл тока и мощность; приводить примеры теплового действия эл тока |
Решение типовых задач |
64 |
12 |
Электропроводность металлов. |
1 |
11.05 |
Измерять силу тока и напряжение на различных участках электрической цепи |
групповая |
65 |
13 |
Электрический ток в электролитах. |
1 |
14.05 |
Объяснять причину возникновения эл тока в жидкостях, устройство электролитов |
тест |
66 |
14 |
Электрический ток в газах и вакууме. Решение задач по теме «Электродинамика». |
1 |
18.05 |
Объяснять причину возникновения эл тока в газах, виды газовых разрядов – их применение |
Решение типовых задач |
67 |
15 |
Контрольная работа № 6 по теме «Электродинамика». |
1 |
21.05 |
Применять полученные знания к решению задач |
Контрольная работа |
68 |
16 |
Анализ контрольной работы. Электрический ток в полупроводниках. |
1 |
25.05 |
Объяснять причину возникновения эл тока в полупроводниках, устройство полупроводниковых приборов |
индивидуальная |
69 |
17 |
Полупроводниковый диод. |
1 |
Представлять сообщения, доклады, рефераты и презентации о полупроводниках |
индивидуальная |
|
70 |
18 |
Итоговое повторение |
1 |
Представлять сообщения, доклады, рефераты и презентации |
тест |
11-класс
№п |
№р |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
Дата |
Вид деятельности ученика |
Формы работы |
I |
Электродинамика. |
39 |
||||
1 |
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. |
1 |
06.09 |
Наблюдать взаимодействие постоянных магнитов; описывать опыт Эрстеда; формулировать правило буравчика и правило правой руки; наблюдать опыты, доказывающие существование магнитного поля вокруг проводника с током, определять направление линий магнитной индукции по правилу буравчика |
групповая |
2 |
2 |
Сила Ампера. Сила Лоренца. |
1 |
08.09 |
Наблюдать действие магнитного поля на проводник с током; исследовать зависимость силы, действующей на проводник, от направления тока в нём и от направления вектора магнитной индукции; объяснять принцип действия электродвигателя постоянного тока; вычислять силу Лоренца на эл заряд в магнитном поле |
групповая |
3 |
3 |
Магнитные свойства вещества. |
1 |
13.09 |
Сравнивать поток жидкости и магнитный поток; систематизировать знания о физ величине магнитном потоке: вычислять индуктивность катушки и энергию магнитного поля |
Решение типовых задач |
4 |
4 |
Явление электромагнитной индукции. Кратковременная входная контрольная работа (в форме теста). |
1 |
15.09 |
Анализировать разделение зарядов в проводнике, движущемся в магнитном поле; наблюдать явление электромагнитной индукции; вычислять ЭДС индукции |
тест |
5 |
5 |
Закон электромагнитной индукции. |
1 |
20.09 |
Приводить примеры использования электромагнитной индукции в современных технических устройствах; описывать устройство трансформатора и генератора переменного тока |
групповая |
6 |
6 |
Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции». |
1 |
22.09 |
Наблюдать возникновение электр тока при замыкании и размыкании цепи |
Лабораторная работа |
7 |
7 |
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. |
1 |
27.09 |
Наблюдать возникновение явления самоиндукции при замыкании и размыкании цепи |
групповая |
8 |
8 |
Взаимосвязь электрического и магнитного полей. |
1 |
29.09 |
Пояснять взаимосвязь между переменным электрическим и магнитным полями; вычислять период собственных колебаний в контуре |
индивидуальная |
9 |
9 |
Решение задач на применение закона электромагнитной индукции. |
1 |
04.10 |
Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца (линий магнитного поля, направления скорости движущегося электрического заряда. |
Решение типовых задач |
10 |
10 |
Механические колебания. Характеристики колебаний. Уравнение гармонических колебаний. |
1 |
06.10 |
Объяснять процесс колебаний маятника; анализировать условия возникновения свободных колебаний пружинного маятника; сравнивать свободные и вынужденные колебания |
групповая |
11 |
11 |
Свободные колебания. Механические колебательные системы. |
1 |
11.10 |
сравнивать свободные и вынужденные колебания; описывать явление резонанса |
индивидуальная |
12 |
12 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника». |
1 |
13.10 |
Определять ускорение свободного падения математического маятника; объяснять зависимость от длины нити и периода колебаний |
Лабораторная работа |
13 |
13 |
Энергия гармонических колебаний. |
1 |
18.10 |
Объяснять процесс перехода энергий потенциальной в кинетическую и наоборот; находить различные виды энергий |
групповая |
14 |
14 |
Вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс. |
1 |
20.10 |
сравнивать свободные и вынужденные колебания; описывать явление резонанса |
индивидуальная |
15 |
15 |
Контрольная работа № 1 по теме «Магнитное поле. Механические колебания». |
1 |
25.10 |
Применять полученные знания к решению задач |
Контрольная работа |
16 |
16 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
27.10 |
Анализировать ошибки при вычислении и использовании формул колебаний и магнитных полей |
индивидуальная |
17 |
17 |
Свободные электромагнитные колебания. |
1 |
08.11 |
Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи. Формировать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности |
групповая |
18 |
18 |
Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. |
1 |
10.11 |
Объяснять устройство колеба-тельного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объ-яснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях |
групповая |
19 |
19 |
Мощность переменного тока. Резистор, катушка и конденсатор в цепи переменного тока. |
1 |
15.11 |
Объяснять индуктивное и ёмкостное и активное сопротивления в цепи переменного тока, находить элементы цепи |
Решение типовых задач |
20 |
20 |
Реактивное сопротивление. Электрический резонанс. |
1 |
17.11 |
Описывать явление электрического резонанса; объяснять процесс колебаний колебательного контура по аналогии с механическими колебаниями |
Решение типовых задач |
21 |
21 |
Трансформатор. Электромагнитное поле. |
1 |
22.11 |
Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора Объяснять процесс производства электрической энергии и приводить примеры использования электроэнергии. |
тест |
22 |
22 |
Механические волны. Звук. |
1 |
24.11 |
Наблюдать возникновение и сравнивать продольные и поперечные волны; применять формулу длины волны при решении задач; анализировать условия возникновения звуковой волны; устанавливать зависимость скорости звука от свойств среды |
Физический диктант |
23 |
23 |
Решение задач по теме «Механические волны». |
1 |
29.11 |
применять формулу длины волны при решении задач |
Решение типовых задач |
24 |
24 |
Электромагнитные волны. |
1 |
01.12 |
Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. |
групповая |
25 |
25 |
Принцип радиосвязи. Микрофон. Динамик. Телефон. |
1 |
06.12 |
Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радио-приёмника А.С.Попова. Приводить примеры: применение волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы приёма и получения телевизионного изображения |
индивидуальная |
26 |
26 |
Биологическое действие электромагнитных волн. |
1 |
08.12 |
Приводить примеры: действие волн на живые организмы, объяснять шкалу электромагнитных волн |
тест |
27 |
27 |
Решение задач по теме «Электромагнитные волны». |
1 |
13.12 |
применять формулу длины и скорости электромагнитной волны при решении задач |
Решение типовых задач |
28 |
28 |
Скорость света. Законы распространения света. |
1 |
15.12 |
Объяснять развитие теории взглядов на природу света, смысл физического понятия (скорость света) Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач. |
Физический диктант |
29 |
29 |
Решение задач по теме «Электромагнитные волны». |
1 |
20.12 |
Объяснять смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения и преломления света. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. |
Решение типовых задач |
30 |
30 |
Контрольная работа № 2 по теме «Электромагнитные волны». |
1 |
22.12 |
Применять полученные знания к решению задач |
Контрольная работа |
31 |
31 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
27.12 |
Анализировать ошибки вычислительного характера и знания теории |
индивидуальная |
32 |
32 |
Лабораторная работа № 3 «Определение показателя преломления стекла». |
1 |
29.12 |
Выполнять измерения показателя преломления стекла, строить ход лучей при переходе лучей из одних сред в другие |
Лабораторная фронтальная |
33 |
33 |
Линзы. Оптические приборы. |
1 |
12.01 |
Строить изображения, даваемые линзами. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета. Рассчитывать оптическую силу линзы. Измерять фокусное расстояние линзы. |
групповая |
34 |
34 |
Дисперсия света. |
1 |
17.01 |
Объяснять смысл физического явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии |
групповая |
35 |
35 |
Волновые свойства света. |
1 |
19.01 |
Наблюдать явление дифракции света. Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки. |
тест |
36 |
36 |
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение интерференции и дифракции света». |
1 |
24.01 |
Объяснять условие получения устойчивой интерференционной картины, пользоваться дифракционной решёткой |
Лабораторная работа |
37 |
37 |
Лабораторная работа № 5 «Определение длины световой волны». |
1 |
26.01 |
Объяснять смысл физических понятий: естественный и поляризованный свет. Приводить примеры применения поляризованного света; измерять длину световой волны |
Лабораторная работа |
38 |
38 |
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. |
1 |
31.01 |
Объяснять шкалу электромагнитных волн на практике. Вычислять характеристики электромагнитной волны .Знать рентгеновские лучи, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений |
индивидуальная |
39 |
39 |
Решение задач по теме «Волновые свойства света». |
1 |
02.02 |
Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Применять формулы и знания теории при решении задач по оптике |
Решение типовых задач |
II |
Квантовая физика и элементы астрофизики. |
29 |
||||
40 |
1 |
Постулаты СТО. |
1 |
07.02 |
объяснять постулаты теории относительности Эйнштейна, следствия из них |
самостоятельная |
41 |
2 |
Закон взаимосвязи массы и энергии. |
1 |
09.02 |
Рассчитывать энергию связи системы тел по дефекту масс |
Решение типовых задач |
42 |
3 |
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. |
1 |
14.02 |
Объяснять смысл явления внешнего фотоэффекта и наблюдать. Объяснять законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, противоречие между опытом и теорией. |
тест |
43 |
4 |
Решение задач на применение законов фотоэффекта. |
1 |
16.02 |
Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте. |
Решение типовых задач |
44 |
5 |
Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. |
1 |
21.02 |
Знать устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснять корпускулярно-волновой дуализм. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике. |
индивидуальная |
45 |
6 |
Корпускулярно – волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. |
1 |
23.02 |
Объяснять устройство и принцип действия фотоэлементов и приводить примеры применения. |
самостоятельная |
46 |
7 |
Планетарная модель атома. |
1 |
28.02 |
Объяснять смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду. |
групповая |
47 |
8 |
Квантовые постулаты Бора. |
1 |
02.03 |
Объяснять квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. |
самостоятельная |
48 |
9 |
Лазеры. |
1 |
07.03 |
Анализировать понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения, принцип действия лазера. Приводить примеры применения лазера в технике, науке. |
групповая |
49 |
10 |
Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». |
1 |
09.03 |
Определять распределение энергии в спектре. Обнаруживать виды спектров с помощью спектроскопа. Спектральный анализ и его применение в науке и технике. |
Лабораторная фронтальная |
50 |
11 |
Контрольная работа № 3 по теме «СТО. Фотоэффект. Строение атома». |
1 |
14.03 |
Применять полученные знания к решению задач |
Контрольная работа |
51 |
12 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
16.03 |
Анализировать ошибки вычислительного характера и знания теории |
индивидуальная |
52 |
13 |
Модели строения атомного ядра. |
1 |
21.03 |
Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера. |
тест |
53 |
14 |
Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядра |
1 |
23.03 |
Объяснять природу ядерных сил, их свойства, систематизировать физические понятия: дефект масс и энергия связи атомов |
Решение типовых задач |
54 |
15 |
Решение задач на расчет энергии связи. |
1 |
04.04 |
Рассчитывать энергию связи атомных ядер. Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде. |
Решение типовых задач |
55 |
16 |
Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Термоядерный синтез. |
1 |
06.04 |
Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях. |
самостоятельная |
56 |
17 |
Решение задач на расчет энергетического выхода реакций. |
1 |
11.04 |
Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции. Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию. |
Решение типовых задач |
57 |
18 |
Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. |
1 |
13.04 |
Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем. |
индивидуальная |
58 |
19 |
Закон радиоактивного распада и его статистический характер. |
1 |
18.04 |
Подготовить Проект « Экология использования атомной энергии» и «экологическая обстановка в области» |
Решение типовых задач |
59 |
20 |
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц». |
1 |
20.04 |
Знать различие трёх этапов развития физики элементарных частиц. Систематизировать сведения о всех стабильных элементарных частицах. |
Лабораторная фронтальная |
60 |
21 |
Солнечная система. Солнце. |
1 |
25.04 |
Описывать Солнце как источник жизни на Земле объяснять источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца.. |
групповая |
61 |
22 |
Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. |
1 |
27.04 |
Наблюдать звезды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана. Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях. |
тест |
62 |
23 |
Галактика. |
1 |
02.05 |
Систематизировать понятия: галактика, наша Галактика, Вселенная. Иметь представление о строении Вселенной. |
самостоятельная |
63 |
24 |
Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Строение и эволюция Вселенной. |
1 |
04.05 |
Объяснять происхождение и эволюцию Солнца и звёзд; эволюцию Вселенной. |
Групповая |
64 |
25 |
Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. |
1 |
09.05 |
Объяснять физическую картину мира. |
индивидуальная |
65 |
26 |
Решение задач по теме «Квантовая физика и элементы астрофизики». |
1 |
11.05 |
Составить представление о том, какой решающий вклад вносит современная физика в научно-техническую революцию |
Решение типовых задач |
66 |
27 |
Обобщение по теме «Квантовая физика и элементы астрофизики» |
1 |
16.05 |
Определить ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. |
самостоятельная |
67 |
28 |
Итоговая контрольная работа № 4. |
1 |
18.05 |
Применить полученные знания к решению задач |
Контрольная работа |
68 |
29 |
Обобщающий урок по теме «Строение Вселенной». |
1 |
23.05 |
Применить знание законов физики для объяснения природы космических объектов. |
групповая |