12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

1. Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Преподавание ведется по учебнику: Учебник для общеобразовательных учреждений. Сахаров В.И, Зинина С.А. «Литература. 10 класс. В двух частях». / В.И Сахаров, С.А Зинин. – М.: Русское слово, 2005

На изучение литературы в 10 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 105 часов в год из расчета 3 часа в неделю на 35 учебных недель.

Форма контроля

 

Контрольная работа (в том числе и тестирование)

1

Сочинения

5

Зачётная работа

1

В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.

Срок реализации программы – 2018 – 2019 учебный год.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Учащиеся 10  класса

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

3. Содержание учебного предмета, курса

Введение (1 час).

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
 

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (4 ч.)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с

поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану»

(IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и

государства в поэме «Медный всадник». Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не

унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная

насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос». «Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести». Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Контрольная работа по теме « Из литературы первой половины XIX века. (1 час)

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века Введение (1 час)

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (7 часов)

Пьеса «Гроза». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов». Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова. Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство

романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

И.С. ТУРГЕНЕВ (8 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети».

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения

Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (3 часа)

Роман «Что делать? »(обзор). Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Н.А. НЕКРАСОВ (7 часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! Я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

А.А. ФЕТ ( 2 часа)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору. «Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике

Н.С. ЛЕСКОВ (3 часа)

Повесть «Очарованный странник». Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (4 часа)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

А.К. ТОЛСТОЙ (2 часа)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (21 ч)

Роман «Война и мир». По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…» (Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе. Решение главной мысли: предназначении человека (т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (8 часов)

Роман «Преступление и наказание». Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

А.П. ЧЕХОВ (9 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад». Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Ис-тория создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Обобщение материала. Итоговая зачётная работа. (2 часа)

4. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов на изучение

Дата

 

По плану

По факту

Введение ( 1ч. )

1.

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.

1

   

Из литературы 1-й половины XIX века

2.

Художественные открытия А. С. Пушкина «Чувства добрые» в пушкинской лирике.

1

   

3.

«Вечные» темы в творчестве А.С. Пушкина (природа, дружба, любовь и т.д.)

1

   

4.

Историческая и частная темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

1

   

5.

Образ Петра I. Своеобразие жанра и композиции поэмы «Медный всадник»

1

   

6.

М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта.

1

   

7.

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Лирический герой лермонтовской поэзии.

1

   

8.

М.Ю. Лермонтов «Демон». Особенности романтического героя и романтического конфликта.

1

   

9.

Богоборческие мотивы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

1

   

10.

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

1

   

11.

Художник и «страшный мир» в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

1

   

12.

Проблематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Нос».

1

   

13.

Контрольная работа по теме « Из литературы первой половины XIX века.

1

   

Из литературы 2-й половины XIX века

14.

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика.

1

   

15.

А. Н. Островский-создатель русского национального театра. Творчество драматурга.

1

   

16.

«Самое решительное» произведение А.Н. Островского. История создания, система образов пьесы «Гроза».

1

   

17.

Поэтизация народной жизни и «жестокие нравы» в городе Калинове.

1

   

18.

«Жертвы» тёмного царства. Образы Тихона, Варвары, Бориса в пьесе «Гроза»

1

   

19.

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народность и религиозность в образе.

1

   

20.

«Что тут должен делать критик?» Споры вокруг пьесы А.Н. Островского «Гроза».

1

   

21.

Р.р. Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза».

1

   

22.

И.А. Гончаров. Личность и творчество. История создания и особенности композиции романа «Обломов»

1

   

23.

Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

1

   

24.

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)

2

   

25.

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

1

   

26.

«Золотое сердце» или «русская лень»? Роман «Обломов» в русской критике.

1

   

27.

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».

1

   

28.

История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

1

   

29.

Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

1

   

30.

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.

1

   

31.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.

1

   

32.

Р.р. Анализ эпизода «Смерть Базарова»

1

   

33.

Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

1

   

34.

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

   

35.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1

   

36.

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

2

   

37.

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. 

1

   

38.

Судьбы простых людей и общенациональная идея, социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова разных лет.

1

   

39.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни.

1

   

40.

Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта- Оболдуева, князя Утятина и др.).

1

   

41.

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

1

   

42.

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

1

   

43.

«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

1

   

44.

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

1

   

45.

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

1

   

46.

Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

1

   

47.

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета.

1

   

48.

Природа и человек в лирике Фета. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.

1

   

49.

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Поэтика и особенности жанра повести «Очарованный странник»

1

   

50.

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. 

1

   

51.

Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

1

   

52.

М.Е.Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.

1

   

53.

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

1

   

54.

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

1

   

55.

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

   

56.

А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии.

1

   

57.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

1

   

58.

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

1

   

59.

Л.Н. Толстой. «Внимая ужасам войны», «Севастопольские рассказы.

1

   

60.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».

1

   

61.

Салон А.П. Шерер. Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. 

1

   

62.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.).

2

   

63.

Военные сцены в I томе. Смотр войск под Браунау

1

   

64.

Шенграбенское сражение. Небо Аустерлица.

1

   

65.

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского.

2

   

66.

Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова.

2

   

68.

Философия войны. Истинные герои и военные трутни.

1

   

69.

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.

1

   

70.

Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

1

   

71.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

1

   

72.

Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

1

   

73.

Женские образы в романе «Война и мир». Любимые героини Л.Н. Толстого.

2

   

74.

Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

1

   

75.

Р/Р Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

   

76.

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. История создания романа «Преступление и наказание».

1

   

77.

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

1

   

78.

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1

   

79.

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

1

   

80.

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

1

   

81.

Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка»

1

   

82.

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

1

   

83.

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

   

84.

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.

1

   

85.

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. «Дом с мезонином», «Студент»

1

   

86.

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

1

   

87.

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

1

   

88.

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.

1

   

89.

Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

1

   

90.

Тема прошлого, настоящего и будущего России. Раневская и Гаев.

1

   

91.

«Новые хозяева» вишневого сада. Образы Лопахина, Пети и Ани.

1

   

92.

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»

1

   

93.

Обобщение материала историко-литературного курса.

1

   

94.

Зачетная работа по курсу русской литературы XIX века.

1

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.